Почти сразу после пересечения границы Россия -Монголия наш микроавтобус остановился, чтобы оплатить сбор за въезд в Хубсугульский национальный парк. Я тут впервые заметила эдельвейсы. Помните красивую легенду? Ели юноша принес этот цветок любимой в подарок, значит не побоялся забраться высоко в горы» Первая мысль-эти не настоящие эдельвейсы. Вторая мысль - эдельвейсов слишком много. Дождливое лето 2019 подарило июльское цветение степи. Мы отдыхали на севере озера Хубсугула, рядом с поселком Ханх. Я где-то прочитала, что монголы имеют свое представление о пространстве и времени. Вот и отзыв получился немного мистическим.
Хангинский мыс. Нам посоветовали сходить пешком до Хангинского мыса, хорошо заметного издалека. На мысе, согласно шаманским традициям, из белых валунов сложили двенадцать маленьких и один большой оби. Называется это место Святилище «Тринадцать Оби». Наверное, шаманские обряды до сих происходят, потому что мы увидели кострище и на камнях большой череп . Потом, в Интернете я прочитала о жертвоприношении «зулдэ»(головой животного) для увеличения жизни рода. Одновременно с нами подъехала машина с большой монгольской семьей. Чтобы не оскорбить чувства верующих, мы издалека понаблюдали за монголами, которые долго нарезали круги по часовой стрелке вокруг тринадцати оби. Мы тоже походили вокруг камней и столбов, увитых синими тканями. Святилище впечатлило красотой и тишиной. Напротив Хангинского мыса располагается полуостров Долон-Ула. Бесконечные дожди превратили его в остров, окончательно затопив заболоченные низины. Жаль, что я это не сфотографировала. Фотографировать в Монголии можно бесконечно. Когда мы поднимались к Хангинскому мысу, я сфотографировала ветхий дом, крыша которого была укрыта рекламным баннером. Через два часа возле этого дома трудились мужчина и подросток. Они вместе развернули на земле огромное полотно из войлока. Мужчина аккуратно отнес ближе к дому деревянный круг. Мальчик стал переносить туда же жерди. Еще был проем двери и какие-то длинные доски. Уже потом я поняла, что эти деревянные детали составляют каркас монгольской юрты. В Интернете много написано об культовом отношении монголов к своим юртам. Они устанавливают свою юрту дверью на юг и превращают её в большие солнечные часы. Свет, попадающее в юрту через верхнее отверстие, целый день передвигается по внутренним деталям конструкции юрты. Монгол может сказать другому монголу: «Приходи, когда солнце осветит кровать.» Меня удивило, такое бытовое представление о времени.
Гости к кочевникам.
Мы бодренько покатились по грунтовой дороге в гости монголам. Машина - не убиваемая временем УАЗ (буханка). Вдруг водитель остановился и переключил на передний привод, объясняя, что по-другому не пройдём. Да, лучше было не смотреть на колею, по которой двигалась наша машина. После очередного па на автомобиле, мы весело хлопали, как при успешной посадки самолета. Трясло так, я боялась за зеркало,что в моем фотоаппарате. На стойбище нас ждали, как дорогих гостей, угостили чаем с молоком (по – монгольски «сутэй цай») сухим творогом (по – монгольски « аарул»). Хозяева юрты лето кочуют со своим скотом по степи. Поразил размер стада (50 коней, 300 яков и 200 баранов), с котором справлялась эта молодая семья. Хозяйка между дойками и переработкой молока поддерживает дом в идеальном порядке. Все вещи на месте и ничего лишнего. На восточной(женской) стороне юрты стоит стиральная машина, под лавкой – швейная. Эту юрты можно демонстрировать на лекциях Мари Кондо, как пример правильной организации пространства. Единственное меня смутило, что халаты семьи висели на ветру около юрты, а куски свежего мясо - внутри. Объяснили, что так будет лучше. Мухи не переносят запаха войлока юрты. Я вышла из юрты, чтобы пофотографировать гнедых коней, привязанных к столбам на расстоянии друг от друга, и детей, играющих с мотоциклом. Сразу отметила,что слева от двери есть спутниковая тарелка,, справа- солнечная батарея.Следом вышел хозяин и указал на горы со одним словом «Мунку-Сардык». Я подумала, наверно, хорошо видеть каждый день высочайшую вершину Восточного Саяна и жить по спешным традициям своих предков.
Мы с сыном Колей гуляли много. Особенно мне нравилось наблюдать за птицами и яками. Утром яки идут от поселка Ханх по вечерам тянутся назад. Днем рассыпаются черным горохом по склонам. После приезда в Иркутск Коля сказал, что мы столько ходили по степи, что его кроссовки пропитались запахом травы. Как это романтично!
Танечка! Вы с сыном, реально, настоящие романтики!!!
Я смутилась.Наверное,легко был романтиком,гуляя по цветущей степи.
Очень интересно, Татьяна. Хоть образ жизни приютившей вас семьи и кочевой, а и быт налажен: стиралка, швейная машинка, солнечные батареи. Да, стадо впечатляет! Спасибо за рассказ!
Замечательно!
Спасибо!