УзбекистанОтзыв
Золотой фонд
Ем оптом. Ташкентский хлеб
Октябрь 2022
дата поездки
13.04.2024
написано
Ем оптом. Ташкентский хлеб

Наш старый знакомец Афросиаб переносит нас, ну не за положенное восточными сказками мгновение, за пару часов из Самарканда в последний пункт нашего путешествия столицу Узбекистана Ташкент. Вечереет, экскурсию начнём завтра, а пока заселяемся в гостиницу, весьма скромную, контраст особенно разителен после огромных «Самаркандских хором», но не будем расстраиваться, мы тут всего на ночь. Судя по набору настроенных телеканалов, гостиница специализируется именно на туристах из России.

         Итак, последний день нашего путешествия, после чудес Самарканда ташкентские достопримечательности вызывают гораздо меньше эмоций. С Ташкентской историей та же петрушка, на фоне Самаркандской бледнеет и сохнет. Первое название Шаш, на китайском Ши, Чач или Джач, первые упоминания первый, от силы второй века до нашей эры. Одно из значений китайского «ши» - камень, а потому появившиеся в этих местах значительно позже тюрки перевели «камень» на свой язык, получилось Таш. Когда селение достаточно разрослось, возник Ташкент – «каменный город», что и зафиксировали источники XI века. Почти всю свою двух с хвостиком тысячелетнюю историю Ташкент влачил блёклое провинциальное существование, входя сначала в Тюркский каганат (VI век), потом в государство Караханидов, это уже век X. В то далекое время и жил первый знаменитый уроженец Ташкента Абу Бакр Мухаммад ибн Али аш-Шаши. С его мавзолея мы и начинаем знакомство с ташкентскими достопримечательностями. Осчастливив Ташкент своим появлением на свет в 904 г., наш герой не просидел всю жизнь на одном месте, а выучившись профессии изготовителя замков, отсюда его прозвище Аль-Каффаль аш-Шаши, отправился по белу свету в поисках знаний и своего предназначения. Учился в Багдаде, Хорасане, Сирии, став знаменитым факихом (исламским богословом) совершил хадж. Сначала разделял убеждения мутазилитов, признающих, в отличие от асаритов, существование у человека свободы воли и приоритет разума если не над верой, то над традицией, мутазилиты даже пытались что-то говорить о сотворенности Корана. Такие взгляды противоречили догматам об абсолютной Божественной предопределённости и извечности Корана, которые разделяло мусульманское большинство. Так что по зрелому размышлению Аль-Каффаль обратился в ашаризм, сгладивший острые углы в спорах мутазилитов и асаритов. Разум – оно конечно хорошо, но и о постулатах веры забывать нельзя, которые, как и положено всем постулатам, должны приниматься без всяких доказательств. Достаточно попутешествовав, аш-Шаши в конце жизни вернулся на малую родину, где в 976 году скончался и был похоронен. Его могила, как водится, стала местом поклонения, а в 1542 г. был воздвигнут осматриваемый нами Мавзолей. После видов Гур-Эмира или комплекса Шахи-Зинда, о мавзолеях как о покойниках – или хорошо, или ничего, про Мавзолей Каффаля Шаши мне лично сказать нечего. Разве что этот мавзолей стал первым объектом архитектурного ансамбля именуемого сегодня Ансамбль Хазрати Имам (великого имама), так почтительно стали называть горожане своего знаменитого земляка Аль-Каффаля аш-Шаши после его смерти. 

         Сегодня самый крупный объект ансамбля Хазрати Имам – Соборная мечеть Хазрати Имам, возведённая в 2007 под прямым патронатом первого президента Узбекистана Ислама Каримова. Не смотря на свой совсем молодой возраст, мечеть ансамбль не испортила, а довольно органично в него вписалась, поскольку была сработана в традиционном для тимуридской эпохи стиле. Но мы направимся не туда, а к более важному объекту – к зданию медресе Муйи Муборак,  дословно «Священный Волос», намёк довольно прозрачен, там, по легенде, хранится волос пророка Мухаммеда. Увидеть его нельзя, волос, так обычно поступают буддисты, а не мусульмане, или вмурован в стены, или положен в основание медресе. Зато можно увидеть так называемый Коран Османа, рукопись датируемую серединой VII века. Как известно, Коран был надиктован Мухаммеду Аллахом в период с 610 года по 632, год смерти Пророка. Сам Мухаммед был не шибко грамотен, а потому Коран не записал, а изложил устно своим сподвижникам, не без помощи архангела Джабраила. После смерти мусульманскую умму возглавил тесть и друг Мухаммеда отец Аиши Абу Бакр ас-Сиддик, первый праведный халиф в сунитской традиции. Военный действия на Аравийском полуострове и в окрестных регионах со смертью Мухаммеда не затихли, скорее наоборот. Так в битве при Ямаме погибло около семидесяти хафизов, людей-книг, которые подобно героям Рэя Бредбери из знаменитого романа носили сокровенное знание священных сур в своих головах. Если события будут развиваться подобным образом, Коран может исчезнуть, ой, я хотел сказать, снова вернуться на седьмое небо или на небо с другим номером, где он в целости и сохранности находился до ниспослания Мухаммеду. Так подумал ещё один сподвижник Мухаммеда Умар ибн Аль-Хаттаб и попросил Абу Бакра санкционировать запечатление Корана на материальных носителях. Абу Бакр сначала колебался: «Как мы можем делать то, чего не сделал сам Пророк», но потом уступил, выделив средства и людей для богоугодного начинания. Возглавил этот важный идеологический фронт Зейд ибн Сабит, пресс-секретарь Мухаммеда, наверняка имевший уже какие-то наброски и черновики. Первый указ спешно созданной «коранической комиссии»: гражданам сдать под страхом наказания, опять Бредбери один в один, все имеющиеся у них письменные тексты любых фрагментов Корана. Получив требуемое, занялись сортировкой, каждый аят (абзац) в устной традиции должен был подтверждаться по крайней мере двумя независимыми, но идентичными письменными источниками, только после этого данный фрагмент включался в канонический текст. Так родилась Книга, состоящая из 114 сур (глав). Последовательность сур, переставлять их ислам категорически запрещает, вызывает у учёных много вопросов. Главное, непонятен принцип их расположения, они идут не в хронологическом порядке, например, вторая сура, там содержится последний «надиктованный» Мухаммеду фрагмент относится к более поздним «Мединским» сурам, их 24, «ниспосланным» после хиджры, а 10-я, 11-я, 12-я к более ранним «Мекканским», их, как легко вычислит читатель, значительно больше - 90. Более того, отдельные суры противоречат друг другу, причём это выяснилось ещё при жизни Мухаммеда, но все обвинения в свой адрес он с лёгкостью отверг, это не он изменил свое мнение, он только запоминал, что ему диктовали, изменил мнение Аллах, потому позже исламскими богословами была разработана специальная система Насх - отмены одних аятов другими, таких аятов набралось по всему Корану немало, 225. Наиболее часто встречается мнение, что все суры Корана после первой расположены чисто механически по убыванию объёма текста в них, но это не совсем верно, хотя такая тенденция явно прослеживается. 

         Тем временем умер первый праведный халиф Абу Бакр, поскольку достиг в 634 году заветного возраста 63 лет, когда Аллах забирает особо полюбившихся ему праведников к себе на небо, прежде он именно так поступил с Мухаммедом. У руля Халифата Абу Бакра сменил Умар ибн аль-Хаттаб, именно он расширил территорию  своего государства за границы Аравии. Достичь заветного возраста Умару не удалось, этому помешал клинок перса Абу Лулу Фируза, отплатившего Умару шестью ударами за притеснения соплеменников. Умара сменил Усман или Осман ибн Аффан, третий праведный халиф, при котором и была завершена работа над письменным текстом Корана. Когда работа комиссии Зейд ибн Сабита была закончена Усман велел переписать получившийся текст в шести экземплярах на пергамент, которые позже были разосланы в разные концы тогда уже довольно внушительного Халифата - Мекку, Медину, Басру, Куфу и Дамаск, а все остальные письменные источники уничтожить. Один экземпляр Усман ибн Аффан оставил себе, легенда утверждает, что за чтением этого экземпляра его и застал подосланные убийцы. Тут уже постарались не иноплеменники, свои, многие арабы были недовольны политикой Усмана, погрязшего в казнокрадстве, коррупции и кумовстве. После многодневной осады мятежники проникли в дом Халифа, Усман получил девять ударов мечом, разумеется, вытекло много крови, несколько капель которой и попали на читаемый Усманом Коран. Утверждается, что именно этот экземпляр и выставлен в медресе Муйи Муборак. Как попал этот эксклюзивный экземпляр Корана сюда, есть несколько версий. Видимо, нужно поблагодарить Тамерлана, который в битве под Анкарой молниеносно разгромил и пленил султана Османской империи Баязида Молниеносного, на обратном пути в свою столицу захватил и Коран Османа то ли в Дамаске, то ли в Багдаде, то ли в Басре. Есть и менее популярные версии, по одной Коран Османа привёз из Багдада тот самый Аль-Каффаль аш-Шаши, мавзолей которого мы только что осматривали, по другой ещё более маловероятной, один из местных врачевателей получил Коран в качестве гонорара за лечение турецкого султана в Константинополе. За свои дальнейшие приключения Коран Османа может благодарить исключительно Российскую империю и её правопреемников. Овладев Сибирью и частично её обустроив, Россия начала сосредотачиваться на своих южных границах. В рамках русско-кокандской войны генералом Черняевым в 1865 году был взят Ташкент, почти одновременно велись боевые действия и против Бухарского эмирата, в который входил тогда Самарканд, занятый войсками фон Кауфмана в 1868. Глава вновь включённой, без всякого референдума в состав России территории Зарафшанского округа генерал-майор А. К. Абрамов заинтересовался редкой книгой и, откупившись от местного духовенства суммой не большой - не маленькой (100 рублей), забрал Коран Османа и переправил  фон Кауфману в Ташкент, тот в свою очередь перенаправил ценный груз в Петербург в дар Императорской Публичной библиотеке, коллекционировавшей всякие книжные редкости. Нет худа без добра, и добравшись до Санкт-Петербурга Коран Османа стал объектом изучения учёного и по совместительству дипломата А.Ф. Шебунина, опубликовавшего результаты своего исследования в работе «Куфический коран С.-Петербургской публичной библиотеки», 1895 г., 65стр. Выяснилось, что данный экземпляр Корана можно датировать первой четвертью VIII века, а это более чем на полвека позже убийства Османа. Такая точная датировка стала возможной благодаря тому, что текст рукописи имеет диактрические знаки (черточки для огласовок), отсутствующие в более ранних списках корана, несколько таких сохранилось, несмотря на все усилия халифа Османа, но не содержит других надстрочных и подстрочных знаков для более верного произношения священных текстов неарабскими народами, включённые в «ниспосланный» текст позже. С кровью Османа тоже не всё так просто, то есть там действительно есть кровяные пятна, как, впрочем, и ещё на нескольких сохранившихся экземплярах, например, на хранящемся в Стамбульском музее Топкапы. Датировать эти пятна не представляется возможным, их, как и весь текст, неоднократно подновляли и не очень аккуратно, закрывали Книгу, не дожидаясь пока нанесённая кровь высохнет.

         Надолго Коран в «Публичке» не задержался, в свои права вступил ХХ век, и спокойная жизнь на планете внезапно закончилась. Налетевшие революционные бури не обошли стороной и Коран Османа. Уже в декабре 1917 Петроградский съезд мусульман обратился в Совнарком с просьбой отдать пылящийся на книжных стеллажах раритет верующим. Поскольку молодой Советской власти любые союзники были нужны до зарезу, Совнарком за подписью Ленина «выдал на гора» постановление о передаче Корана Османа Всероссийскому мусульманскому совету. Так святая реликвия оказалась в Уфе. Образованная в ходе жарких боёв в составе РСФСР Туркестанская АССР, окрепнув, вежливо, но твердо попросила вернуть Коран назад, и в 1923 наш раритет в специальном мягком вагоне из столицы Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики отправился в столицу Автономной Туркестанской Советской Социалистической Республики Ташкент. Сначала Коран находился в одной из мечетей, но когда начали закручивать гайки в религиозном вопросе, Коран переместился в Ташкентский Музей истории Узбекистана, где с 1941 по 1989 и хранился. Позже по решению Курултая мусульман Средней Азии и Казахстана его вернули верующим, и с 1990 не без помощи первого президента Ислама Каримова Святыня обрела своё нынешнее обиталище. Чтобы Корану Османа не было скучно, медресе заселили многочисленными изданиями и переводами этой же книги на разные языки. Самым любопытным мне показался экземпляр Корана на иврите, не знаю, насколько такая книга востребована и каким тиражом издана, но лежит на витрине мирно, не подвергаясь нападкам со стороны своих «арабских соседей» и в свою очередь ни на кого не нападая. Не знаю какие возникали трудности при переводе корана с арабского на иврит, возможно никаких, языки то близкие, родственные, а вот переводчикам на русский пришлось попотеть. Ортодоксальная точка зрения: перевод Корана на другие языки принципиально невозможен, невозможно полностью передать ни всю его красоту, ни всю его глубину, любой перевод – лишь разъяснение некоторых смыслов и его ни в коем случае нельзя использовать во время намаза. Условно все переводы Корана можно разделить на две группы: буквальные и смысловые. Понятно, что ошибки могут содержать переводы как из одной, неверно переведённое слово, так и из другой, неверно истолкованный смысл, группы. Виновата специфичность и неоднозначность арабского языка. Самый известный пример – существует мнение, что праведника в мусульманском раю будут ждать не 72 девственницы, а всего лишь вдоволь прохладного лимонада, что для бестелесной души, согласитесь,  тоже неплохо. Первый не арабский язык, возвестивший миру откровения Аллаха, был, как нетрудно догадаться, персидский, знатный перс Салман аль-Фариси входил в число сподвижников самого Мухаммеда, он первую суру Корана (Аль-Фатиха) и перевёл на родной язык, остальным 113 сурам своего воплощения на фарси пришлось ждать порядка трёхсот лет. Раз речь зашла об иранцах, необходимо отметить, что в отличие от суннитского большинства они придерживаются альтернативного исламского течения – шиизма, считают первых трёх халифов узурпаторами и только четвёртого Али ибн Абу Талиба зятя и двоюродного брата Пророка праведным. Среди шиитов широко бытует мнение, что у Али был свой, несколько отличающийся от канонического, свиток Корана, так называемый Мусхаф Али, в котором по крайней мере на две суры больше, это Ан-Нурайн (2 светила) и Аль-Вилайа (Страж), где подчёркивается роль недооценённого прежде Али ибн Абу Талиба. Поскольку в борьбе со своими противниками Али проиграл, его Мусхаф исчез и в данный момент находится у скрытого двенадцатого имама Махди, который явится в момент страшного суда и всем воздаст по заслугам. Следующими счастливчиками, которые смогли читать откровения Аллаха на своём родном языке, были индийцы, точнее синдхи, потом тюрки, а дальше все прочие.

         В XI веке Коран перевели на латинский язык, несколько позже, используя этот латинский перевод, появились итальянская, французская, испанская, немецкая и английская версии. Первые российские переводчики Корана переводили не с арабского, а с появившихся раньше французского или английского экземпляров. В 1716 при Петре I  был издан «Алкоран о Магомете, или Закон турецкий». Следующий перевод (1790г.) назывался ещё более фривольно ««Книга Аль-Коран аравлянина Магомета, который в шестом столетии выдал оную за ниспосланную к нему с небес, себя же последним и величайшим из пророков Божиих». Книжка эта в свое время попалась на глаза светочу русской поэзии нашему Александру Сергеевичу Пушкину, и он разродился своим божественным откровением

 

Творцу молитесь; он могучий:

Он правит ветром; в знойный день

На небо насылает тучи;

Дает земле древесну сень.

 

Он милосерд: он Магомету

Открыл сияющий Коран,

Да притечем и мы ко свету,

И да падет с очей туман.

Блаженны падшие в сраженье:

Теперь они вошли в эдем

И потонули в наслажденьи,

Не отравляемом ничем.

Позже появились многочисленные переводы на русский непосредственно с арабского оригинала академические с комментариями и без, поэтические и даже один экстремистский, это уже в наши времена, так решил районный суд Новороссийска, правда, краевой это решение не утвердил. 

         От дел духовных резко свернём в мирскую сторону, сегодня лететь на родину и нужно знакомым и родственникам привезти узбекских деликатесов. А потому наша следующая остановка рынок Чорсу. В переводе на русский, но не с узбекского, скорее с таджикского-иранского четыре потока или дороги. Источники утверждают, что этот базар имеет чуть не двух тысячелетнюю историю и являлся одной из важнейших точек Великого шёлкового пути. Сначала оживлённая торговля велась под открытым небом, а в 1602 появился и крытый павильон. Когда рынок был накрыт представшим пред нашими глазами 75-метровым голубым куполом, осталось невыясненным, видимо, уже после изрядно потрепавшего Ташкент землетрясения 1966 года. Овощи – фрукты, ну куда же без узбекских дынь, разместились на прилегающей территории, а в центре под куполом исключительно мясо-молочные продукты. Была идея взять Казы, но посмотрев на цены и понюхав ароматы, от этой идеи отказались, а на оставшиеся узбекские сумы набрали орехов, сухофруктов, специй.

         Из центрального базара перемещаемся на центральную площадь «Площадь независимости». Как уже отмечалось, в зависимость от России Ташкент с окрестностями угодил в 1865 и сразу стал, уж не знаю за какие заслуги, столицей Туркестанского генерал-губернаторства. После революции  Ташкент - столица Туркестанской АССР в составе РСФСР, а после образования СССР Ташкент вошёл в союзную Узбекскую республику, столица которой была сначала в Бухаре, потом в Самарканде, а уже с 1930 неизменно в Ташкенте. Золотые времена для Узбекской ССР наступили с приходом к власти Шарафа Рашидова, тут на Площади независимости есть его довольно скромный бюст, установлен согласно законам СССР как дважды Герою. Первым секретарём ЦК Компартии Узбекистана он находился целую вечность, с 1959 года по 1983, выполнив несложные математические манипуляции. Получим более точные, чем вечность, данные 24 года. Закончил, как известно не очень хорошо. Смерть лояльного к Рашидову Брежнева покончила и с Рашидовской карьерой. Сменивший Брежнева Андропов решил крепко завинтить разболтавшиеся сверх всякой меры гайки. Борьбу с коррупцией было надо с чего-то начинать, приписок во всех отраслях советской промышленности хватало, но в деле производства хлопка они оказались особенно заметны. Так возникло Хлопковое дело. Андропов поначалу не хотел большой крови и в январе 1983 сделав Рашидову устный выговор, намекнул на отставку. Наш узбекский бай намёков не понял, за что и поплатился. Спущенные с поводков следователи Гдлян и Иванов начали рвать и метать, всех обыскивать и арестовывать. Сердце у Рашидова оказалось слабым и не выдержало, во всяком случае такова официальная версия,  в конце октября того же 1983 года Рашидов скоропостижно скончался. Сначала похоронили в центре Ташкента, но через год после Пленума ЦК КП УзССР, единогласно, а кто бы сомневался, осудившего Рашидова за коррупцию и кумовство, прах перенесли в менее пафосное место на Чагатайское кладбище. 

         Пожалуй, главным объектом, во всяком случае знаковым, Площади независимости является так называемый Глобус Узбекистана, официальное название «Монумент независимости Узбекистана». Установлен в 1992. Раньше на его месте стоял памятник Ленину Н.В.Томского, неоднократно ваявшего данного персонажа и поставившего процесс изготовления вождя, можно сказать, на поток. Ленина, простоявшего тут 18 лет убрали, в отличие от его друга Дзержинского в Москве, тихо и без всякой ажитации. Пьедестал ломать не стали, а водрузили на него новый символ тот самый Глобус Узбекистана – золотой шар, ну как тут не вспомнить о поклонении Золотому тельцу, на котором почти целое полушарие занимает Узбекистан, а всех других государств просто не существует. Уж не знаю, какой смысл вкладывал в своё творение скульптор Ильхом Джаббаров, автор  трёх монументов Тамерлану и памятника первому президенту Исламу Каримову, под неусыпным контролем которого Площадь независимости, бывшая Красная, бывшая им. В.И.Ленина и реконструировалась. В 2005, наверное, для придания своему творению большей гармонии и миролюбия Джаббаров дополнил композицию скульптурой «Счастливой матери», удобно расположившейся с младенцем у нижней части пьедестала. Раз помянули Счастливую мать, нужно сказать и о Скорбящей того же автора, находящейся поблизости. Сначала тут похоронили останки неизвестного солдата, призванного из Узбекистана и сложившего свою голову в битве под Москвой, зажгли вечный огонь в 1975 на тридцатилетие победы. В 1999 мемориал обрёл современный вид, бронзовая женщина, выплакавшая все свои слёзы, вечно смотрит на негаснущий огонь. Есть надпись, переведённая и на русский язык «Ты всегда в наших сердцах, родимый». Напомню, что подобный памятник стоит и в столице Каракалпакии Нукусе. Ближе к Вечному огню более казённая фраза «Вечно жива память о наших соотечественниках, отдавших свои жизни за свободу и независимость, счастье нашего народа и страны». Заслуживает внимания и уважения факт, что «страна» упомянута после «народа». 

         По площади Независимости свободно и независимо можно гулять не везде. Например, глобус Узбекистана, обсаженный со всех сторон кедрами или соснами, простым гражданам в обычные дни недоступен. Максимум, что допустимо пройти под аркой Эзгулик (Добрых и благородных устремлений), она уже не золотого, более демократичного серебряного цвета, декорированная журавлями и аистами. Узбекистан, обретя свободу и независимость от России, какие-то артефакты своей вассальной зависимости уничтожил, например, памятник Ленину или здание Иосифо-Георгиевской церкви, закрытой и разорённой ещё в советское время, а какие-то оставил. Так можем полюбоваться, он в непосредственной близости от площади, небольшим, но изящным дворцом Николая Константиновича Романова, двоюродного дяди Николая II. Этот внук  Николая I изрядно попортил крови Романовской семейке. В 21 год закрутил роман с американкой Фанни Лир, которая мало того, что танцовщица, ещё и разведёнка с малолетней дочерью на руках. Отец нашего героя упросил своего братца-императора Александра II включить непослушного сына в состав экспедиционного корпуса, направлявшегося разобраться с непослушной Хивой. Вернувшись из похода героем, Николай Константинович отправился путешествовать по Европам в компании всё той же пассии Фанни Лир. Масло в огонь подлила запутанная криминальная история. Матушка нашего героя великая княгиня Александра, в девичестве Фредерика Генриетта Паулина Марианна Элизабет  Саксен-Альтенбургская, обнаружила дома, а жила он в Мраморном дворце г. Санкт-Петербург, пропажу – исчезло три довольно крупных бриллианта. Полиция тогда работала за страх и на совесть, бриллианты нашлись в одном из ломбардов, сдал их туда адъютант Николая Константиновича. Романовская семья долго думала, особого скандала решили не раздувать, Фанни выслали из России, а великого князя сослали на восточные границы империи. Тот с головой ушёл в науку, увлёкся географией Средней Азии, изучал судоходство по Амударье, исследовал возможность прокладки железной дороги из России до Туркестана. О личной жизни Николай Константинович тоже не забывал, в 1878 обвенчался в Оренбурге с дочерью городского полицмейстера, опять мезальянс, Надеждой Дрейер. Романовская семейка надавила на Синод и брак был расторгнута. Опального князя в 1881 услали в Ташкент, куда он с женой и выехал. Его двоюродный брат Александр III, занявший после трагических событий российский престол, решил больше палки в колёса не вставлять и дал денег (300 тысяч) на строительство подобающего великому князю жильё. И к 1891 году осматриваемый нами дворец был полностью готов. В этом дворце Николай Константинович отпущенный ему остаток жизни и скоротал, занимался предпринимательством, довольно успешно, февральскую революцию встретил восторженно. Говорят, даже над своим дворцом поднял красный флаг, хотя, на сколько я помню, Временное правительство оставило символом государства николаевский триколор. Так что Николай Константинович красный флаг вывешивал вряд ли, а вот поздравительную телеграмму в Петроград послал точно, поскольку А.Ф.Керенского знал лично. Отца Керенского в 1889 назначили главным инспектором училищ Туркестана, и семья переехала в Ташкент. Александр Федорович учился в ташкентской гимназии не хуже Владимира Ильича в Симбирской, тоже получил золотую медаль, тоже выбрал профессию юриста и тоже имел диплом Петербургского университета, правда, сдавал экзамены как все, а не экстерном, но вернёмся к Николаю Константиновичу. Умер в январе 1918 в возрасте 67 лет, как говорят, не насильственно, от воспаления лёгких.

         Внутрь дворца не идём, сегодня там дом приёмов узбекского МИДа, главную художественную ценность дворца мраморную скульптору Венеры итальянца Томмазо Солари переместили в Ташкентский музей искусств. Эту скульптуру Николай Константинович лично заказал автору в период своего увлечения Фанни Лир. Будучи в Риме на вилле Боргезе, Н.К. восхитился работой Антонио Кановы на вечный сюжет «Венера с яблоком», и заказал  Солари сделать точно такую же, но не с перламутровыми пуговицами, пусть останется полуобнажённой, а с лицом и желательно фигурой Фанни Лир. Отметим, что оригинал Кановы имел портретное сходство с любимой сестрой Бонапарта Полиной. 

         На этом наша культурная программа по Ташкенту заканчивается, грузимся в автобус и мимо статуи Тамерлана всё того же вездесущего Ильхома Джаббарова, тут Амир Тимур, в отличие от Шахрисабзской версии, запечатлён словно Чапаев, впереди на лихом коне, следуем в крупнейший в Ташкенте, а может и во всей Средней Азии центр плова Беш Казан (четыре казана).

         Казанов оказалось не четыре, а пять и преогромных, кто-то написал, что вмещают по паре тонн каждый, но это, конечно, чепуха, так примерно килограмм на сто. Не возбраняется пойти посмотреть на процесс приготовления, а можно просто проследовать в обеденный зал вместимостью 500 человек и смиренно ждать официанта. Заведение предлагает три вида плова: Чайханский, Свадебный или Особый. «Особый» самый дорогой, его главная особенность – приготовлен на оливковом масле, отсюда и высокая цена. Самый аутентичный, пожалуй, Чайханский, ничего лишнего, мясо – баранина, морковь только жёлтая. Самый многокомпонентный – Свадебный, гостей для него, как и положено на настоящей свадьбе, назвали массу: есть и говядина, и баранина, морковь и жёлтая, и оранжевая, кроме обычных «ароматизаторов» лука, перца, соли и тмина, дополнительно нут и изюм. Можно взять полную порцию, можно уменьшенную на 30%, цена, правда, снизится незначительно, меньше чем на 10%, так что особого смысла в таком действе немного. Пишут, что порции огромные, да нет, стандартные, можно спокойно одолеть и плов и салат. Так что уменьшать порцию не советую, скорее посоветую увеличить, есть и такая опция, но это на любителя, называется Комплект. Это к порции плова добавляют куриное и перепелиное яйца, долму и казы. Я взял комплект, к долме и яйцам претензий нет, а вот казы… Не скажу, что совсем ужасного вкуса, но на мой взгляд к плову не подходят, забивают его своим специфическим вкусом, лучше было два разных плова брать, такой соорудить «некомплект». Так что ташкентский плов мне понравился гораздо меньше самаркандского, а вот ташкентские лепёшки, процесс их выпекания тоже можно понаблюдать, по свежести и вкусу равных себе не имеют. Оно и понятно, все знают – Ташкент город хлебный. 

Оцените отзыв
5.0
3 оценки
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Другие отзывы автора:
Комментарии
(0)
Напишите ваш комментарий
Для комментирования   войдите   в кабинет