Ем оптом. Лувр на десерт
Сентябрь 2022
дата поездки
14.03.2023
написано
Ем оптом.  Лувр на десерт

С названиями всегда засада. Восток дело тонкое – банально, Азия, центральная или средняя – кривовато, Восточные сладости – использовано, По шёлковому пути – не совсем в кассу. Вот попалось по пути это объявление, решил, почему бы нет, сойдёт: таинственно, загадочно, даже где-то интригующе и многозначно. Формальное пояснение дадим сразу, «ем», так нам сказали, на узбекском означает – шелуху, остающуюся от обмолота пшеницы и кому-то и для чего-то нужную. Продвинутый читатель догадался, рассказ пойдёт о путешествии по Узбекистану.        Планируя тур, опытные туристы, не страшась синдрома Стендаля, предпочитают потреблять достопримечательности «оптом». В нашем конкретном случае речь идёт о желании к «Классическому Узбекистану» пристегнуть что-нибудь ещё. Можно немножко Таджикистана; можно Киргизстана, озеро Иссык-куль, например; нельзя Туркменистана, хотя это близко и по расстоянию, и по культуре; мы выбрали Аральское море. Потому самолёт Узбекских авиалиний приземляет нас в столице суверенной республики Каракалпакстан городе Нукусе.

         Судьбу Каракалпакии простой и лёгкой не назовёшь. Формально в состав Российской империи она не входила, а в состав Советской России вошла, как область Туркестанской АССР, входящей в свою очередь в состав РСФСР. Провозглашена «Туркестанская Советская Республика Российской Советской Федерации» была на V-том краевом съезде Советов 30 апреля 1918 года в Ташкенте. В сентябре 1920 Туркестанская Республика стала не только Советской, но и Социалистической, а 29 декабря 1922 в составе РСФСР, подписавшей с тремя равноправными независимыми республиками-государствами Белорусской ССР, Украинской ССР, Закавказской СФСР соответствующие документы, стала частью Советского Союза. Так что формально-юридически Туркмения, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан являются Россией никак не меньше, чем Украина. В 1922-24 годах Ленинские идеи по вопросам государственно-национального строительства упорно боролись со Сталинскими, но в январе 1924, как и их носитель, приказали долго жить, а СССР начал приобретать формы и очертания, почти не изменившиеся до его кончины. Туркестанская АССР вместе с недолго просуществовавшими Киргизской АССР, Бухарской ССР и ХССР (Хорезмская ССР) получили новые границы и названия. Первой появилась Узбекская ССР (октябрь 1924), последней Таджикская ССР (октябрь 1929). Киргизская и Казахская республики до декабря 1936 оставались автономными, не решаясь резать пуповину, связывающую их с Родиной-матерью Россией. Каракалпакия, о которой мы чуть не забыли, хлебала эти новации государственного строительства, можно сказать, полной ложкой. Сначала как автономная область  из Туркестанской АССР в 1925 перекочевала в Киргизскую АССР, чуть позже переименованную в Казахскую. Там Каракалпакия, точнее Кара-Калпакия, так тогда писали, тоже долго не задержалась, в 1930 вернулась или её вернули назад в РСФСР. В 1932, возможно, опасаясь народного недовольства, повысили статус области до Кара-Калпакской АССР. 5 декабря 1936 в СССР появилась новая Конституция, формы Союза, возникшие в 1924, были намертво забетонированы, по этой Конституции Кара-Калпакская АССР вошла в состав Узбекской ССР, где до сих пор и обретается. В 1964 из названия республики исчезло тире, наверное смыло ещё полноводной в те годы Амударьёй, а может унёс ветер Кызылкума. 

         Ветра тут не шуточные, ветер перемен девяностых  натворил много чего, в частности вызвал град суверенитетов. Объявила в декабре 1990 о своей независимости и Каракалпакия, не определившись до конца от кого, от чего и в каком составе. Это мог решить только всенародный референдум. Меньше года просуществовал пост президента Республики Каракалпакстан, уничтоженный под давлением Ташкентских властей, а в январе 1993 был подписан договор «О вхождении Республики Каракалпакстан в состав Республики Узбекистан» сроком на 20 лет. В 2013 никакого переподписания не случилось, всех всё устраивало, до поры, до времени. В мае 2022 не знакомые с английской поговоркой «работает – не чини» узбекские либеральные демократы, беря пример со своих старших братьев, затеяли масштабную модернизацию республиканской конституции. В отношении Каракалпакии, в старой конституции ей был посвящён целый раздел, было решено, что «живут каракалпаки слишком по-каракалпаковски и нужно их срочно перекаракалпаковать». Из конституции решили изъять положения о суверенитете Каракалпакстана и о праве выхода республики по результатам народного референдума. На недовольство каракалпаков  центральные власти, считая, что ловко всех окаракалпачили, поначалу не реагировали, отвечая «Нукус – выкуси», но когда на улицы Нукуса выплеснулись толпы протестующих и начались беспорядки, вмешались силовики, в Каракалпакии ввели режим чрезвычайного положения и блокировали её мятежную столицу. Произошли боестолкновения, с обеих сторон появились раненые и погибшие. Впрочем, протестующие достаточно быстро успокоились, когда получили личное заверение президента Мирзиёева оставить статьи конституции, посвящённые Каракалпакии, в старой редакции. Таким образом, в унитарный по конституции Узбекистан продолжает входить суверенная, по той же конституции, республика Каракалпакстан со своим флагом, гербом и гимном, составляя 40 % площади государства, хотя и не самой, мягко говоря, плодородной. Возможно, тут есть противоречие с точки зрения славянской логики, но каракалпакский менталитет, восток дело тонкое, подобное вполне приемлет.

         Так или иначе, никаких следов прошедших волнений мы в Нукусе во время обзорной экскурсии не обнаружили. Как ни в чём не бывало на центральной площади, словно родные братья, до того похожи, развиваются на одинаковых флагштоках зелёно-бело-голубое знамя Узбекистана и зелёно-жёлто-голубое Каракалпакстана, украшенные на американский манер белыми звёздами. На узбекском флаге – 12 звёзд, на каракалпакском – 5. Если у каракалпаков число звёзд соответствует числу древних городов республики, то у узбеков – просто стремление к гармонии – число зодиакальных созвездий, месяцев в году и т.п. Зелёный цвет там и там трактуется как цвет благодатной природы, можно вспомнить, что зелёный – цвет Ислама, но за это отвечают белые полумесяцы, пасущие на флагах каждый свою стайку звёзд. Голубой цвет – цвет воды и неба. Белый на узбекском флаге – символ мира и чистоты, жёлтый на каракалпакском – цвет пустыни, занимающей львиную долю её территории. Быстро проехались по основным достопримечательностям. Расположившаяся на берегу Амударьи Соборная Мечеть довольно вместительна, миловидна, но не уникальна, а в силу своего молодого возраста никакого исторического интереса не представляет. Примерно тоже можно сказать о Музыкальном театре, бывшем имени Станиславского, ныне имени Бердаха, первого, и по хронологии, и по значению, каракалпакского поэта. К сожалению, мы вряд ли сможем в достаточной мере насладиться его творчеством:

В одиннадцать лет я пас телят,

Тогда же в лоно поэзии я был принят,

У меня, двенадцатилетнего, муза и дар так и бурлят,

Так я стал красноречивым.

Оставил равнодушным и памятник Бердаху, чего нельзя сказать о памятнике героям, павшим в Великой отечественной войне. У потухшей чаши с вечным огнём скорбит не дождавшаяся с войны своего сына мать. Кстати, 14 представителей Каракалпакстана были награждены звёздами Героев СССР, а списки всех погибших собраны в специальных книгах, расположенных сзади осматриваемого нами памятника. 

         Последняя из описываемых тут нукусских достопримечательностей на самом деле первая, это главное, ради чего большинство туристов едет в Нукус. Речь о Государственном музее искусств имени И. В. Савицкого. Сегодня музей раскинулся в двух модерновой архитектуры корпусах, один, к нашему великому сожалению, был закрыт на длительную реставрацию, но основные жемчужины коллекции были перемещены в открытый корпус. Мы неожиданно долго ждали гида, способного провести экскурсию на русском языке, в наличии был только немецкоязычный. Приданный нам для обзорной экскурсии услужливый мальчик объяснил, что в музее он не имеет права проводить экскурсии, у него нет соответствующих сертификатов. Позже мы выяснили, что с необходимыми знаниями у него ещё больший затык. Гид – его подработка, он студент технического вуза, потому в курсе городских новостей, цен и нравов, за 2000$ калыма невест уже не достать, минимум пять и то не факт, а вот вопросы по истории и культуре лучше ему не адресовать. Нам было предложено осмотреть экспозицию самостоятельно, но мы держались твёрдо, и, в конце концов, за упорство были вознаграждены. 

         Отцом-основателем музея является, как нетрудно догадаться, Игорь Савицкий. Впервые попав в Среднюю Азию в эвакуацию в 1942/44 гг., в 1950 он вернулся сюда в составе Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Сначала собирал по долгу службы предметы народно-прикладного искусства, а потом увлёкся живописью, писал сам, но больше приобретал произведения местных художников, заложив ядро будущей музейной коллекции. В 1966 был открыт музей, а И.В.Савицкий стал его директором. Сегодня, по утверждению гида, музей содержит порядка ста тысяч единиц хранения, а его коллекция Русского авангарда по объёму, порядка 40 тысяч картин и рисунков, является второй в мире. Пальма первенства тут, видимо, у Русского музея, единиц хранения у которого около 400 тысяч, но, разумеется, не всё авангард. Коллекцию Русского авангарда Новой Третьяковки с её 6-7 тысячами работ нукусские музейщики, видимо, серьёзным конкурентом не считают, хотя, в отличие от Третьяковки, не могут похвастаться ни Кандинским, ни Малевичем, ни Шагалом. Честно говоря, коллекцию Нукусского музея точнее называть не Русским авангардом, а Советским, и если основные авангардные работы Третьяковки и Русского музея относятся к самому началу 20 века, то в музее Савицкого большинство работ середины века, тех художников, которые работали в Средней Азии или кого Савицкий знал лично, например, Р.Фалька, К.Истомина. В принципе это и делает Нукусский музей уникальным. В то самое время, когда в центре страны вовсю громили авангардистов, формалистов, футуристов и прочих …истов, обзывая …астами, давя их полотна бульдозерами, в далёком Нукусе Савицкий без шума и пыли эти полотна приобретал не задорого и размещал в своих запасниках. Кстати, в музее есть работа Самуила Рубашкина, на которой изображен разгон той самой «бульдозерной» выставки 1974 года у метро Беляево. Чтобы «не дразнить гусей», Савицкий назвал эту работу «Праздник весны в парке», объясняя интересующимся, что изображённые люди собрались на Коммунистический Субботник, в крайнем случае, на Воскресник. 

         Переименовывать картины, чтобы не придиралось партийное начальство, стало фирменным методом Савицкого. В 1971 Игорь Витальевич привёз из Ташкента картину, приобретённую у сестры художника Лысенко, на которой в примитивистской манере «а ля наскальная живопись» был изображён бык с пугающими чёрными глазами-пуговицами. Савицкий назвал работу «Фашизм наступает», видимо, вспомнив историю с Герникой Пикассо, представившего на полотне фашистские самолёты в форме ужасного минотавра и ответившего в оккупированном Париже на невинный вопрос немецких офицеров о его картине: «Это вы сделали?» -  «Нет, вы». Тут чутье Савицкому немного изменило, поскольку данное название вызвало ненужный ажиотаж и от критики работу не спасло, скорее наоборот. Так или иначе, сегодня эта картина с более коротким названием «Бык», кажется это название авторское, является визитной карточкой Нукусского музея, висит на почётном месте, а юные художники с удовольствием копируют, фотографируют и отображают эту работу в своих цветах и ощущениях, о чём свидетельствует развёрнутая рядом с источником немудрёная экспозиция. Полотнам, претендующим на звание шедевра, вспомним «Джоконду», «Обнажённую маху» или «Восход солнца, импрессион» необходимы или скандал, или тайна. «Быку» повезло заполучить и то, и другое. Тайны пожалуй больше. Сведения об авторе картины крайне скудны и противоречивы, зовут его то ли Евгений, то ли Василий, родился то ли  в 1899, то ли в 1903, то ли под Брянском, то ли под Саратовом. Среди возможных учителей называют Малевича, Филонова и ряд менее известных М.Матюшина, Н.Суетина, К.Рождественского. Правда, искать в «Быке» влияние Малевича или Филонова было бы опрометчиво, на сайте Нукусского музея картина датирована 1920 г., то есть до возможного знакомства со знаменитыми русскими авангардистами. С другой стороны, есть источники сдвигающие создание картины к 1927 или 1929,  это как раз период активного учения Лысенко в Питерских ВХУТЕИНе и ГИНХУКе, а также время «наступления фашизма» на Рим в виде чернорубашечников Бенито Муссолини из Национальной фашистской партии, но вернёмся к Лысенко. В тридцатые годы был, разумеется, репрессирован, через 20 лет реабилитирован, но успеха и известности при жизни он так и не дождался. В 2012 вышел альбом, содержащий более 200 работ художника, подавляющее большинство из частного собрания, в Нукусском музее лишь шесть работ мастера. В альбоме, кроме «быка», есть и «коты», и «бараны», и «брачующиеся волки».

         Более счастливая судьба досталась ровеснику Лысенко народному художнику и заслуженному деятелю искусств Виктору Уфимцеву, председателю правления Союза художников Узбекистана. В Нукусском собрании более четырёх десятков его работ, самая знаменитая «К поезду» 1929 года. Это полотно создано по рецепту шедевров: скупая палитра, простенький сюжет, небольшой размер, но за душу берёт. К проносящемуся по бескрайней пустыне поезду вышла с бутылкой молока, возможно там кумыс или шубат, восточная девушка в национальном костюме и белой косынке. Мы вместе с автором внутри купейного вагона и смотрим на девушку из окна. Видимо, наш поезд на этой станции не останавливается, потому мы не можем разглядеть в движении, да ещё при свете белого солнца пустыни лицо девушки или узоры на её наряде, только чуть смазанное пятно силуэта. Поезд набирает ход, нас шатает и даже вагонное окно, оно же рама картины из прямоугольника превращается в неправильную трапецию. Кстати, эту картину, так же как и «Быка» Лысенко, детишки размножили в своих неповторимых цветов копиях. А мы, как и помянутый курьерский поезд, на всех парах несёмся дальше, в том же, что и поезд, направлении. Осматриваем Среднюю Азию глазами местных художников, прежде всего, из «Бригады Волкова». Сам бригадир  родился в Фергане, отучившись в Петербурге и Киеве, с 1916 постоянно проживал в Средней Азии. На его полотнах, в музее их больше пяти десятков, местные пролетарии, изображённые с Сезанновской основательностью, предаются труду, беседе или отдыху, например, в чайхане под обязательным портретом Ленина, тюркские черты которого, местная специфика, несколько превалируют над славянскими. Ещё более колоритные труженики на полотнах входившего в «бригаду» Николая Карахана. Карахан художник плодовитый и кроме «Проводки водопровода», «Выхода на работу», «Строительства дороги» создал большое число ярких пейзажей неповторимой палитры. Ещё одного члена «бригады» Урала Тансыкбаева называли «первым художником коренной национальности, освоившим манеру европейского авангарда». Посетив в 1929 в Москве Государственный музей нового западного искусства, где тогда хранились французские постимпрессионисты из коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова, Урал вернулся на родину окрылённым и вдохновлённым, картины у него «посыпались» как из рога изобилия. Пишут, что в Нукусском музее их более пятисот, также говорят, что его именовали «главой узбекистанских колористов» и «узбекским Гогеном», хотя глядя на его натюрморт и пейзаж, я бы скорее назвал его «узбекским Матиссом». 

         «Бригадир» Александр Волков был плодовит не только в художественном смысле, но и в самом, что ни на есть прямом. Его дети Валерий и Александр тоже стали художниками и создали, инициатором был старший Валерий «Вторую бригаду Волкова». В музее есть и их работы, довольно любопытные пейзажи. Кажется, читатель начал уставать от этого буйства красок, поэтому по остальной экспозиции пробежимся галопом, зафиксировав в памяти, лишь некоторые из попавшихся по дороге имён авторов: Михаил Курзин, человек нелёгкой судьбы; Алевтина Шпады, заслуженный работник культуры Каракалпакстана; Кадырбай Саипов, проживший недолгую, но яркую жизнь; Николай Недбайло, работающий в примитивно-наивной манере «а ля Анри Руссо», известный гораздо больше на Западе, чем на Востоке. 

         Всё, постоянная экспозиция живописи Нукусского музея осмотрена и частично зафиксирована в памяти и на флешке телефона, приличным фотоаппаратом снимать не разрешают. Что же, спешим на выход? А как же археологические находки, экспозиция по этнографии, специально на время ремонта перенесённые из первого корпуса во второй? Пощадим читателя и расскажем о них в другое время и в другом месте. Тем более завтра нам предстоит долгая дорога (частично в дюнах) к берегам Аральского моря и нужно будет чем-то себя занять. Всё, мы на воздухе, комфортная погода радует, мы бросаем прощальный взгляд на здания музея, увенчанные стеклянными пирамидами. В этой задумке музей Савицкого тоже не первый, возможно, опять второй. Кстати, его  так часто и называют «Лувр в пустыне», что при не очень аккуратном переводе хоть на французский, хоть на английский и будет звучать «Лувр на десерт». Кстати, некоторые экскурсоводы, так случилось и с нашим гидом по «узбекской части» путешествия, два слогана «Лувр в пустыне» и «Второе собрание русского авангарда в мире», сливают в один: «Второй музей в мире после Лувра», а если с ними начать спорить добавляют «по авангарду» или «по русскому авангарду».

Оцените отзыв
5.0
5 оценок
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Другие отзывы автора:
Комментарии
(4)
Напишите ваш комментарий
Для комментирования   войдите   в кабинет
Андрэ (Москва)
15.03.2023 16:22

🙂🤝

[quote][b]Андрэ[/b]


🙂🤝


[/quote]


Спасибо! 


На сайте то ли новые смайлики, то ли новая кодировка. Мой комп. их не воспринимает.

Андрэ (Москва)
24.03.2023 14:38

[quote][b]С.Серый[/b]


 


[quote][b]Андрэ[/b]

 




🙂🤝




[/quote]



 


 


Спасибо! 


 


На сайте то ли новые смайлики, то ли новая кодировка. Мой комп. их не воспринимает.


[/quote]

Рады видеть в добром здравии и с острым пером в руке!

[quote][b]Андрэ[/b]


 


[quote][b]С.Серый[/b]

 




 





[quote][b]Андрэ[/b]

 






🙂🤝






[/quote]



 





 




 




Спасибо! 




 




На сайте то ли новые смайлики, то ли новая кодировка. Мой комп. их не воспринимает.




[/quote]



Рады видеть в добром здравии и с острым пером в руке!


 


[/quote]

Еще раз большое спасибо за тёплые слова! Здоровья и позитива!