М.О. - златые купола
26.11.2019
написано
М.О. - златые купола

Как сказано в одной из русских пословиц, «делу время, а потехе час», нагулявшись по Москве, нужно было приступать к полевым работам на даче, главной цели моего визита. Дочь заказала такси, неизвестные мне улицы вытолкнули нас на МКАД, двигающийся ни шатко, ни валко, однообразие клонило ко сну, наконец, навигатор посоветовал свернуть на Ново-Рижское шоссе, движение убыстрилось и, если пользоваться лексикой автора «Слова о полку Игореве», вполне можно было сказать «Москва! Уже за шеломянемъ еси». Потом, правда, выяснилось что еси, да не совсем, с околодачного косогора в голубоватой дымке читались силуэты башен Москва-сити. Другие косогоры открывали другие виды, собравшись за продуктами в ближайший к даче городок Истра, я за прервавшейся стеной придорожных деревьев увидел почти сказочную картинку: «под небом голубым есть город золотой. С прозрачными воротами...». Оказалось, это свежеотреставрированный Новоиерусалимский монастырь. Я сказал дочери, что нам нужно обязательно туда сходить. Пешком или поедем - перевела разговор в практическую плоскость дочь. Разумеется, пешком – ответствовал я, и, заметив набежавшую на её лицо тень неудовольствия, добавил – благодари бога, что не требую босиком или на коленях.


На следующий день отправились. Как потом выяснилось, реставраторы комплекса предполагали, что их детище экскурсанты начнут осматривать, доехав до ЖД-платформы Новоиерусалимская, там и стрелки-указатели и «тропа паломника» с информационными стендами, но нам удобнее было подойти к монастырю с другой стороны, для чего пересечь городок Истра, до 1930 Воскресенск. Городок оказался симпатичным, неординарным, оригинальным, чувствовалось, что он нравится своим неравнодушным жителям. У рядового супермаркета, там продавались бычьи хвосты под слоганом «бери своё, родное», обратили на себя внимание пара бронзовых памятников – гигантских размеров сосновая шишка и собачка, скушавшая сахарную косточку, о чём красноречиво свидетельствовала характерной формы пустота в её бронзовых внутренностях. Дальше озадачила надпись на доме «ДШИ ВДОХНОВЕНИЕ», явно не хватало буквы «у», чтобы сделаться лозунгом-близнецом девиза, взятого графом Бенкедорфом за руководство к действию «Души прекрасные порывы»! Оказалось, что дши – аббревиатура, Детская Школа Искусств. Таким образом, город оказался не чужд изящным искусствам, тут, между прочим, в конце позапрошлого века проживал Антон Павлович Чехов, мастер короткого рассказа, у которого мне, говоря словами автора более пространных и менее вразумительных сочинений, «учиться, учиться и учиться»! Посему семейства тут снимаются не на фоне Пушкина, а на фоне Чехова, не придавая большого значения тому факту, что это не он «Муму» написал. Хотя «памятник» - слишком громко, небольшой мраморный бюстик, а за что большой – Муму всё таки не он писал, примостился у ступеней Истринского дома культуры, точнее культурно-досугового комплекса, несколько аляповатого здания неоклассической сталинской архитектуры. За комплексом раскинулся городской парк с WIFI- и обычной более чем скромной библиотекой, состоящей из свободно приносимых неравнодушными жителями книжек. Пора перевести дух, путь неблизкий, сядем на лавочку и поговорим, например, о Чехове. В 1880 в Воскресенск был распределён получивший диплом учителя его младший брат, Иван Павлович, он получил казёную жилплощадь при приходском училище, куда его родственники и стали летом наведываться. Антоша делал это регулярно, он тогда ещё не был писателем, больше врачом и в местной больнице проходил практику: «Живу теперь в Новом Иерусалиме. Живу с апломбом, т.к. ощущаю в своём кармане лекарский паспорт». Так что не исключено, что свою «Хирургию» он писал по здешним впечатлениям, а дьячок Вонмигласов, пришедший к фельдшеру Курятину с зубной болью, служил при Новоиерусалимском монастыре. Но это всё предположения, а вот то, что «Три сестры» Мария, Ольга и Ирина жили именно тут, для чеховедов несомненный факт. К сожалению ни дом Трёх сестёр, ни дом Чехова не сохранились – в 1941 пришли сюда, говоря словами писателя, «признательные немцы» и всё сожгли. Оккупанты пробыли недолго с 26 ноября по 10 декабря 1941, но бои были жаркие, город был почти полностью разрушен. Сильно пострадал и Новоиерусалимский монастырь, настолько, что послужил на Нюренбергском процессе одним из доказательств фашистских преступлений против человечности. Монастырь взрывали минёры дивизии СС «Рейх», колокольня пала, но стены собора устояли. В 2015, лучше поздно, чем никогда, Истре было присвоено звание «Населённый пункт воинской доблести». Как воспоминание о тех страшных событиях – рвущийся с пьедестала в небо штурмовик ИЛ-2, «летающая крепость», самый массовый боевой самолёт за всю историю авиации. Другой памятник соединяет российскую военную историю с советской, кроме даты 1941 на нём ещё три – 1380, 1614, 1812, и немного сухой статистики – 20 тысяч истринцев встали на защиту Родины, 10 тысяч не вернулись.


Новоиерусалимский монастырь уже совсем рядом, и молодая листва парка не в силах укрыть его башни или хотя бы приглушить блеск его плывущих в небе золотых куполов. Каких-то десять минут и мы перед главным входом в монастырь. Слева, вопреки словам Киплинга «Запад есть Запад, Восток есть Восток. И вместе им не сойтись», стоят рядышком, как ни в чём не бывало, гостиница Восточная в псевдорусском стиле и оштукатуренная под классику Западная, ещё раз подтверждая, «что немцу невозможно, русскому запросто». Стыдно признаться, но в Израиле я не был, поэтому сравнить насколько Новый Иерусалим похож на Старый мне будет сложновато, с другой стороны Патриарх Никон, идейный вдохновитель и первый руководитель осматриваемого нами объекта, не был тоже, поэтому до внешнего сходства можно не докапываться, больше сосредоточившись на внутреннем, но отвлечёмся пока от названий и просто полюбуемся открывшемуся нам виду, пройдя на территорию через главные ворота, надвратная церковь которых разумеется посвящена Входу Господню в Иерусалим.
Белоснежные стены, изумрудная кровля, золотые кресты и маковки, особенно эффектно смотрящиеся в раме входных ворот. Если забраться и пройтись по окружающим монастырь крепостным стенам вид ещё прекрасней. Комплекс получился грандиозный, ещё бы, его строительство патриарх Никон начал в 1657 будучи «собинным (особенным) приятелем» всехрестианнейшего Алексея Михайловича, это уж потом они разругались и рассорились вдрызг. Кроме Новоиерусалимского, Никон основал ещё два монастыря: Иверский и Крестный. Начал с Крестного на Онежской губе Белого моря, где в 1639 установил крест, ещё будучи иеромонахом, бегущим из Соловецкого монастыря от не стерпевшей его суровости братии, а в 1652 году поставил там часовню уже в сане Новгородского митрополита. Ставши по протекции Алексея Михайловича патриархом, Никон в 1653 приступил к строительству Иверского монастыря на Валдае «по образу и подобию» одноименного монастыря на Афоне. Начав строительство, Никон переименовал Валдайское озеро в Святое, опустив на его дно крест и евангелие, а Валдайский посад в село Богородицкое. Амбиции свежеиспечённого патриарха росли не по дням, а по часам, особенно в отсутствии в Москве Алексея Михайловича, отправившегося на Русско-польскую войну лично. Никону уже мало было копировать какой-то Афон, захотелось воссоздать у себя под боком и Святую Землю. Богобоязненный Алексей Михайлович идею горячо поддержал, были выкуплены земли у царских вотчинников боярина Шереметьева, князя Трубецкого, стольника Боборыкина, думного дворянина Голосова, на месте его деревни Редькино и устремил свои главы и купола-редьки к богу Воскресенский, так назвал свое любимое детище Никон, монастырь. Когда на Никона начались гонения, главным образом из-за того, что именовал себя, как и патриарх Филарет, а по совместительству отец Михаила Федоровича, «великим государем», не изучал бедолага историю, не знал, что для русских царей титул главное, что им легче отдать пол России, чем титул «государь Всея Руси (и Малыя и Белыя России Самодержец)», тогда стали Никону шить дела из любых пустяков. Название Новоиерусалимский монастырь вменили Никону как богохульство, но тут он, редкий случай в истории его осуждения, сумел оправдаться вчистую, предъявив бумагу, в которой монастырь записан «Новоиерусалимским» Алексеем Михайловичем собственноручно.


Строительство Воскресенского, так же как и Иверского, монастыря Никон начал с переименований. Речка Истра была названа Иорданом, монастырский холм Сионом, два соседних Елеонским и Фавором. 18 октября 1657 стройку посетил Российский самодержец, поднявшись на Елеонский холм и оглядывая окрестности, произнес: «Во истину благоволи Бог исперва место сие предуготовить на создание монастыря: понеже прекрасно, подобно Иерусалиму». Вот с тех пор Воскресенский монастырь и стал именоваться Новоиерусалимским, а на Елеонском холме по повелению Никона появился в ознаменования сего события каменный крест. Между тем, дружба царя и патриарха трещала по швам. Возможно, я зря обвинил Никона в незнании Истории, наверное, он был в курсе взаимоотношений римских пап и германских императоров. Вообразив себя Григорием VII, Никон пытался доказать царю, что церковная власть выше светской, но номер, удавшийся с Генрихом IV, с Тишайшим Алексей Михайловичем не прошёл, подтвердив ещё одну русскую пословицу о содержимом тихого омута. Избираясь в 1652 патриархом, Никон, также поступали при инаугурации и Борис Годунов, и Михаил Фёдорович, для порядка и усиления эффекта поначалу отказывался от высокого звания. 9 июля 1658 для острастки царя Никон решил повторить свой трюк, заявив на обедне в Успенском соборе: «От сего времени я вам больше не патриарх, если же помыслю быть патриархом, то буду анафема», написал царю записку ««Отхожу ради твоего гнева, исполняя писание: дадите место гневу, и паки: егда изженут вас от сего града, бежите во ин град, и еже аще не приимут вас, грядуще отрясите прах от ног ваших». Алексей Михайлович, получив записку, сильно встревожился, но, блюдя своё достоинство, в собор не помчался, а послал князя Трубецкого. Не дождавшись царя, Никон вышел из церкви и попытался сесть в карету, народ выпряг лошадей, тогда Никон пошёл к Спасским воротам, народ добежал первым и ворота запер. Явились посланные из дворца и ворота открыли, тогда Никон, благословив плачущий народ, пошёл пешком через Красную площадь на Ильинку в своё подворье, откуда и убыл в Воскресенский монастырь. Став Новым Иерусалимом, Воскресенский монастырь Новой Каноссой не стал, царь каяться к Никону так и не явился, но «широк русский человек», поэтом не стал Алексей Михайлович «сужать» финансирование стройки, и возведение Новоиерусалимского монастыря продолжилось прежними стахановскими темпами. 1 сентября 1658 был заложен Воскресенский храм, копировавший по мере сил и возможностей храм Гроба Господня, который правильнее именовать как и Новоиерусалимский храмом Воскресения Христова.


В монастыре Никон пёкся не только о строительстве, но и о себе любимом. Простое монастырское житьё со скудной трапезой ему, уже привыкшему к роскоши, было в тягость. Начал сутяжничать, донимать царя жалобами: «Был я некогда во всяком богатстве и единотрапезен с тобою,… теперь… один я, как пес, лишен богатой вашей трапезы, но и псы питаются от крупиц, падающих от трапезы господ своих…». Жалобы особенного действия не возымели, и Никон решил включить задний ход, объявил, что от патриаршества он не отказывался и нового патриарха не потерпит, даже начал царя шантажировать, заявляя, что при желании может открыть нечто, от чего царю не поздоровится. Тут уже ангельское терпение Алексея Михайловича лопнуло, был созван сначала духовный собор из российских иерархов, а позже, поскольку Никон решения собора не признал, пригласили патриархов Вселенских Антиохийского Макария и Александрийского Паисия, но Никон дерзил и им, заявляя, что ставлен Константинопольским патриархом, а потому Антиохийский и Александрийский ему не указ. Увы, даже господь бог не властен над третьим законом Ньютона, неразумные действия Никона породили сильное противодействие, в 1666 он был лишён сана и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. Вот тут уже стройка в Новоиерусалимском монастыре забуксовала и на десять лет замерла. Алексей Михайлович погневался на Никона, да и остыл, сначала фигурально, а потом в 1676 уже натурально и навсегда – не выдержало сердце. Унаследовавший мягкое сердце от отца Федор Алексеевич Никона простил и разрешил в 1681 вернуться в Новоиерусалимский монастырь, но по дороге семидесяти шестилетний старец скончался. Куда делась его душа неизвестно, а тело доехало до любимого Воскресенского монастыря и было погребено. При большевиках в 1930-х гроб Никона был вскрыт, тогда неизвестно куда делось и тело. Вскоре скончался и Федор Алексеевич, уж не Никон ли в сердцах, как Жак де Моле, проклял самодержца и его семя, а главная жемчужина монастыря Воскресенский собор всё ещё не был достроен. Окончательно строительство было закончено при новых малолетних царях Петре и Иване. Кстати, под стенами монастыря возмужавший Пётр в 1698 сражался с взбунтовавшимися стрельцами, но хватит истории, давайте заглянем в собор и насладимся картинками.
Мы пристраиваемся к одной из экскурсионных групп, чтобы не только видеть, но и слышать необходимые пояснения, некоторые из которых, к сожалению, как легко влетают, так и вылетают, не оставляя в мозгу почти никаких следов. Поворачивая от входа налево, мы попадаем в Приделы Страстей Господних. Предваряет Приделы Страстей Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Тут находится место, называемое Темницей, что должно напоминать о Голгофской пещере, где содержали узников перед распятием. Конечно, это не копия и не реконструкция, здешняя Темница в пышном убранстве, особенно выделяется изразцовый иконостас Никоновых времён (17-й век), обилие невообразимых изразцов вообще характерная черта Новоиерусалимского монастыря. Над иконостасом надпись: «Церков Темница, в ней же удержан бысть Господь наш Иисус Христос от Пилата, дондеже приготовлены быст вещи о Распятии. Прежде вертеп был стража вертограду», напоминающая, что до заключения туда Иисуса, помещение служило сторожкой Гефсиманскому садовнику. Поскольку в Иерусалиме Темничная церковь посвящена богородице, там она оплакивала уводимого на распятие сына, ей же посвящена и Новоиерусалимская Темница. Ещё в осматриваемой Темнице находятся так называемые «узы Христовы» - каменное подобие колодки с двумя отверстиями, в которую были заключены ноги Иисуса в ночь перед казнью. Из Темницы Христа забрали на Распятие, проследуем за ним Крестным путём и мы. Первым делом ему на спину навалили крест с надписями на трёх языках (еврейском, греческом и латинском) «Иисус Назорей, Царь Иудейский», по этому поводу Северный придел «Страстей» называется «церковью Написания титла». Тут тоже, как и в церкви Успения, высокий изразцовый бирюзово-голубых тонов алтарь. Ещё есть придел, на алтаре которого написано: ««Церковь на месте идеже поругашася воини Христу и пакости деяху Ему». По преданию Иисуса при возложении на главу тернового венца посадили на обломок колоны, которая тут и воспроизведена. Далее, как и в Иерусалимском Храме Гроба Господня, придел Святого Лонгина. Это римский центурион, ставший святым лишь прикоснувшись к Христу, даже не смотря на то, что прикоснулся копьём. В евангелиях его имя не упоминается, но народ додумал историю. В апокрифах говорится, что Лонгин страдал катарактой, а когда проткнул бок Иисуса, в глаза его попала кровь Христова, он исцелился и уверовал. В центре «Страстей Господних» придел Разделения риз Спасителя: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет», это тоже воспроизведение неотъемлемой части Храма Гроба Господня. Поскольку в Иерусалимском Храме желающих молиться много, а вместимость храма ограничена, вся территория строго разделена между поместными церквями, о чём в Новом Иерусалиме напоминают вмурованные в стены таблички: «Зде служат армяне», «В неи же служат хабежи, люди черные, иже от великия Ефиопии христиане» и так далее.

 
От Страстей Господних уходим дальше и выше, поднимаемся на Голгофу, в переводе с иврита - лобное место. Тут крестный путь значительно короче, нужно всего лишь подняться по мраморной лестнице на второй этаж. Изразцы подлинные, изначальные, того же времени литые бронзовые врата, а вот золочёный иконостас более поздний – 18-того века. Часть икон утрачена, например, икона «Господа Вседержителя с припадающими Святителем Филиппом, митрополитом Московским, и Патриархом Никоном», хотя основная тема иконостаса – Страсти Христовы – поцелуй Иуды, суд Пилата, бичевание и так далее, всего двадцать штук. Естественно, центральное место занимает резной кипарисовый крест с распятым на нём Иисусом. Утверждается, что та самая, заказанная Никоном в Палестине полноразмерная копия, статую Христа, скорее всего, вырезали русские мастера уже на месте. Как он ускользнул сначала от рук коммунистов, а потом рук фашистов – загадка. Говорят, исчез и, спустя годы, случайно обретён, короче примерно та же история, что произошла с обретением Иерусалимского Животворящего креста. Новоиерусалимский тоже животворящий, и тому, разумеется, есть примеры. Под крестом две деревянные статуи: Дева Мария и апостол Иоанн. На одной из стен здешнего Лобного места икона наших времён – царственные новомученики, обретшие свою Голгофу не поднявшись на гору, но спустившись в подземелье Ипатьевского дома. Считается что, под Иерусалимской Голгофой – могила Адама, а также царя Салимского и первосвященника Мелхиседека. Под Новоиерусалимской Голгофой Никона распорядился похоронить себя, и распоряжение было исполнено, вот кем воображал себя «великий государь» Никон – Мелхиседеком, забыв, что на иврите его имя означает «царь справедливости». До погребения Никон тут устроил церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, поскольку по мнению Иоанна Златоуста, Иоанн Предтеча предварил не только рождество Христово и проповеди, но и страдания, мученическую смерть, а также сошествие в ад для возвещения душам праотцов о явлении в мир Мессии. 26 августа 1681 гроб с телом Никона прибыл в монастырь, по утверждениям монахов плоть его, прошло 10 дней с кончины, не издавала «злосмрадия и нимало повредися». Как уже сообщалось, гробница Никона пуста, но есть икона, где патриарх изображён с нимбом на голове, поскольку является «местночтимым» святым, есть, конечно, и икона с Иоанном Предтечей. Ещё два изображения – Марии Египетской и Зосимы Палестинского, дань «первообразу» - Храму Гроба Господня, где есть в честь этой Марии часовня. Мария Египетская лет на пятьсот старше своей тёзки Магдалины, потому более исторична, считается, что в средние века народная молва перенесла многие детали её биографии на безгрешную подругу Христа. Мария Египетская в двенадцать лет ушла из дома в Александрию, где в совершенстве, были способности и желание, овладела древнейшей в мире профессией, которой и занималась на протяжении 17-ти лет. Как-то занесла её нелёгкая профессия в Иерусалим, захотела взглянуть на Храм Гроба Господня, но не смогла – грехи не пускали. Осознав своё падение, начала молиться Богородице, икона которой находилась в притворе храма. Грехи были отпущены, и она смогла войти в храм, чтобы поклониться Животворящему кресту. Там был ей голос: «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой». Мария послушалась, удалилась в Заиорданскую пустыню, где и провела 47 лет в пещере, посте, уединении и молитвах. Все эти сведения получены от единственного человека, встречавшегося в этот праведный период её жизни с Марией, старца Зосимы Палестинского, засвидетельствовавшего, кроме прочего, что Мария могла ходить по водам Иордана, как Иисус по глади Генисаретского озера. Как напоминание о последнем месте жительства Марии – пещере, в стену Новоиерусалимского предела вделан натуральный необработанный камень. Возможно, в память о том Истинном Кресте, обратившем Марию в праведницу, тут есть предмет, который, по идее, должен быть ещё более животворящим. Представьте, выставлено изображение креста, содержащее и частицу Креста Господня, и Ризы Богородицы, и Плащаницы Христовой, и части мощей 21 святого, в том числе пророка Даниила, Лазаря, а также других менее известных персонажей.
В евангелиях о главном орудии Страстей Христовых – кресте сказано скупо «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом… И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону». Да и у первых христиан святым символом крест стал не сразу, до IV века почти не употреблялся, сначала его заменяли рыба, якорь, дельфин, буквы Х и Р. Только после экспедиции Святой Елены 326-го года в Иерусалим, почитание креста стало всеобщим, а потому возникли по его поводу разные красочные легенды. Богомилы утверждают, что Крест Распятия срубили из двух частей, разросшегося на три ствола Райского древа познания. В «Золотой легенде», написанной монахом-доминиканцем Джакопо да Варацци, рассказано ещё более цветисто. Сын Адама Сиф по смерти отца получил от Архангела Михаила сухую ветвь от древа познания Добра и Зла. Сифу удалось из веточки, а может из находящегося на ветке плода вырастить дерево, которое, пережив потоп, спокойно росло, пока не срубил его царь Соломон для строительства храма. Для храма выточенный из дерева брус не подошёл по размерам, зато сгодился для моста, по которому должна была проехать царица Савская. Не смотря на запрещающие дорожные знаки, карета царицы остановилась на мосту как раз перед замечательным брусом. Царица вышла, поклонилась будущей святыне, пересказала вкратце грядущую историю «дерева», несущего всему миру спасение, а иудеям рассеяние и перешла речушку вброд. Испуганный Соломон злосчастный брус закопал, а Ирод откопал и использовал на строительстве бассейна, сразу, разумеется, ставшего целебным. Когда Иисус был арестован, брус всплыл, его и взяли для вертикального столба Креста распятия, а поперечный брус, табличку и подножье сделали из кипариса, кедра и оливы соответственно. Есть и более экзотические версии, где участвуют другие ветхозаветные персонажи. В одной версии триединое дерево пиния-кипарис-кедр для креста вырастил Лот из посохов трёх ангелов, явившихся предупредить его о грядущей Содомской катастрофе, в другой триединое дерево растил лидер возроптавшего народа Моисей, сплетя вместе ветви кипариса, кедра и алоэ. В канонической православной традиции считается, многие католики тоже с этим согласны, что Крест распятия трёхсоставной – столб, как и крест Новоиерусалимской Голгофы, сделан из кипариса; поперечина из певга, неясное греческое слово, которое славяне и англичане переводят как сосна, испанцы как вяз, французы как самшит; наконец, приступочку для ног вырезали из кедра. Это вычитали, своеобразно истолковав, в Книге пророка Исайи: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих».


По канонической версии Животворящий Крест нашла мать императора Константина Святая Елена в 326 году, хотя, конечно есть сомневающиеся. Дело в том, что история обретения Креста получила распространение среди христиан и обросла деталями значительно позже самого события – лишь в конце четвёртого века, а путеводитель по Святым местам «Бордосский путник» 334-го года, сообщая о местоположении Голгофы и гробницы Христа, о Кресте молчок, но уйдём от неказистых фактов к красивой легенде. Итак, снабжённая порфироносным сыном немалыми средствами, Елена пребыла в Святую Землю примерно в 324-325 году для поиска всевозможных христианских реликвий. Первым делом нужно было отыскать Гроб Господень, евреи, чья религия конкурировала с христианством, дружно молчали, но, как это уже разок случилось, среди них нашёлся предатель, разумеется, по имени Иуда, он то и выдал тайное место, к его чести скажем, что, в отличие от предшественника, сделал это не добровольно, а лишь под предпринятой Еленой пыткой. Гроб был раскопан, стали копать по соседству, для интенсификации поисков Елена периодически рассыпала золотые монеты, и растаскивание мешавших поискам камней проводилось ударными темпами. Крест был найден, да не один, а три. Установить, какой из них подлинный, труда не составило, взяли первую попавшуюся тяжелобольную и стали к ней по очереди прикладывать кресты, тот, что больную излечил и был принят за истинный. По другой легенде, её придерживаются, например, армяне, истинный Крест при обнаружении расцвёл, отсюда армянская традиция – вырезать качкары – кресты с растительным орнаментом. Считается, что кроме Креста Еленой было найдены четыре гвоздя Распятия, некоторые богословы считают, что в случае с Иисусом палачи обошлись тремя, и табличка с трёхъязычным «титлом», который художники при изображении Распятия обычно сокращают до четырёх римских букв INRI. Найдя Крест, Елена его почему-то разделила на две части, одну, сделав для неё серебряный ковчег, оставила в Иерусалиме, другую отправила сыну, который, что за кощунство, поместил её в свою статую. Иерусалимская часть, до захвата города персами в 614, свободно выставлялась, была целована-перецелована многочисленными паломниками, причём некоторые при поцелуе пытались откусить кусочек «для сэбе». По некоторым данным такая процедура Кресту нисколько не вредила, всё-таки Животворящий, потому чудесным образом, а чем он хуже скатерти-самобранки, снова прирастал. Так, что кусков Животворящего Креста со временем расплодилось много, их стали вставлять в специальные в форме креста реликварии. Обилие таких реликвариев позволило Кальвину усомниться в подлинности хранящихся в них деревяшек и заявить, что из них можно выстроить чуть не Ноев ковчег. Однако более скрупулёзный, предпринятый в 19-том веке подсчёт показывает, что суммарный объём «официальных» фрагментов Креста составляет не более трети необходимого габарита. Крестовые походы существенно поменяли географию мест нахождения частей Животворящего Креста. Иерусалимская часть, вернувшаяся домой из персидского плена, после разгрома христианских воинов Саладином в 1187 потерялась, Константинопольская после разграбления города доблестными крестоносцами в 1204 распалась на части и почти вся откочевала на запад. Поэтому сегодня среди обладателей частиц Животворящего креста Франция, Италия, Испания, Германия, Австрия, Бельгия. У православных частицы древа Креста тоже имеются. Греки и киприоты получили от Елены или Константина, Грузины, по их утверждению, тоже. На Украину и в Россию первые части Древа привезли посещавшие Иерусалим до крестоносцев паломники. Большой кусок древа Креста «обломился» России, когда Павел стал гроссмейстером Мальтийского ордена, РПЦ даже установила в 1800 специальный праздник «перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя». Конечно, это не самая большая часть, самая большая, как и положено, вновь на родине в Иерусалимском Храме Гроба Господня. Не все правообладатели частей Древа дают их для исследований, только некоторые, были исследованы части из Нотр-Дам де Пари, римской Санта Кроче, кафедральных соборов Пизы и Флоренции, оказалось не кедр, не кипарис, не сосна, не вяз, не самшит – олива.


Место обретения Креста Животворящего было в Иерусалиме отмечено созданием крипты и включено в состав ещё первой версии Константиновых времён Храма Гроба Господня. Крестоносцы, овладев на некоторое время Святой Землёй, возвели на месте упокоения Иисуса более грандиозные сооружения. Сегодня, как и раньше, самой нижней точкой Храма Гроба Господня является подземная церковь Храма Гроба Господня, соединённая с храмом святой равноапостольной Елены. В Новоиерусалимской версии Воскресенского собора эти слитые в один храмы тоже присутствуют и тоже подземные. Мы спускаемся вниз. В русской версии Животворящий Крест называется Честным, что и отмечено в изразцовом посвящённым Кресту алтаре, к равноапостольной Елене присоединился, обогнав в «титле» равноапостольный Константин. Им посвящён 18-го века голубой с позолотой алтарь, в первом ярусе которого по сторонам от Царских врат Богородица и Христос, а над ними над Богородицей Елена над Иисусом Константин, над вратами образ Животворящего Креста. Тут же расположен придел священномученика Кириака, это имя при крещении принял пытаный Еленой Иуда, тот, что указал место нахождения Креста. Устроено и «седалище царицы Елены» - место с которого она наблюдала, рассыпая злато, за инспирированными ею раскопками. В северной части церкви есть две могилы, тут погребены жена Суворова Варвара Ивановна, урожденная Прозоровская, и их единственный сын Аркадий Александрович (1786—1811). Раньше на этом месте находился предел иконы «Утоли моя печали», подаренной монастырю четой Суворовых-Рымникских, щедрых спонсоров. Наверное, главное место подземной, или, как говорили в семнадцатом веке, «земляной», церкви – источник с целебной водой. Он забил ещё при патриархе Никоне. Когда в советские времена монастырь закрыли, родник, само собой, иссяк, а при новом открытии монастыря забил вновь. Целебная вода отпускается всем бесплатно, а вот стеклянная тара, если кто заранее не запасся, уже за деньги. Литровая бутылка стоит, кажется, 35 рублей. Тогда нам это показалось чрезмерным, но закусывая по окончании экскурсии впечатления в истринской чебуречной и получив рублёвый пакетик чая со стаканом кипятка за 50 рублей, мы решили, что в монастыре цены за напиток нормальные.


Из подземелья мы снова поднимаемся на поверхность и подходим к Камню миропомазания. Здешний, разделённый извилистой трещиной надвое камень по большим церковным праздникам мироточит, но не сам по себе, его, экскурсовод нам честно призналась, натирают специально привезённым из Иерусалима, не знаю вся ли это правда – есть большой соблазн подменить или разбавить, маслом, приготовленном по божьему рецепту «И сказал Господь Моисею: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания». Большинство экскурсантов робеют и только благоговейно смотрят, другим нужно обязательно потрогать. В любом случае, мы с вами готовы к посещению сердца Воскресенского собора, его главной святыни – Кувуклии, часовни Гроба Господня.
Над Кувуклией и в Святой земле, и здесь возвышается купол ротонды. Новоиерусалимская ротонда светлее, изящнее, воздушнее, я бы сказал «небеснее», первообраза, возможно, сказывается недавно проведённая реставрация. Новоиерусалимская Кувуклия была построена при патриархе Никоне и им освящена, но в 1723 в монастыре, видно много грешили российские государи, шатёр ротонды обрушился, стены растрескались, но этого мало в 1726 случился пожар, поэтому Кувуклию пришлось реставрировать, а ротонду сооружать и расписывать чуть не заново. Полномасштабные работы начались лишь после того, как Елизавета Петровна в 1749 выделила на них деньги 30 000 рублей, а Бартоломео Растрелли разработал проект, и к 1759 году ротонда над Кувуклией засияла во всём своём барочно-непорочном блеске. Сегодняшний вид, максимально приближенный к этим непревзойдённым образцам, Кувуклия и ротонда приобрели после, завершившейся в 2016 реставрации. Обойдём ротонду по кругу, любуясь игрой света на расписном куполе и внимательно осматривая украшенную изразцами и расписанную изображениями апостолов, евангелистов и Богоматери Кувуклию. Теперь можно и занять очередь на вход внутрь к образу Гроба Господня. Вход в Гробницу сторожит, но не Ангел Господень, а рядовой охранник без иерейского чина. Его задача не отваливать камень от входа, камень давно отвален и имеет размер 28х51х47см как и размер наружной части, вросшего в иерусалимскую землю первообраза, а следить за порядком, подгонять слишком задерживающихся в Пещере или зазевавшихся в очереди. Вещи с собой брать нельзя, нужно оставлять на входе. Так и пришлось поступить с рюкзаком, внутри которого находился кофр с камерой. Вот будет чудо так чудо – поделился я своими опасениями с дочерью – если пока мы отсутствуем, фотоаппарат из рюкзака исчезнет, но я, пожалуй, и тогда не уверую. Скажу сразу, фотоаппарат не исчез, но его батарея, видимо, в наказание за моё неверие, подозрительно быстро и некстати села, так что конец экскурсии остался не запечатленным. Конечно, можно объяснить случившееся и рациональными причинами без божественного вмешательства, например, слишком частым фотографированием, но с чудесами всегда так.


Из Кувуклии отправляемся к главному или, говоря корректнее, к самому большому алтарю Вознесенского собора, он достаточно традиционен, золочён, по барочному богат и обилен. Напротив два шатра, зелёный – место моления патриарха и красный – царское место. 15 ноября 2017 собор посетила высокая делегация в её состав входили Президент Российской Федерации, Святейший Патриарх всея Руси и председатель Правительства. Где находился во время торжественной службы Владыка Кирилл, вопросов нет, а вот был ли по-прежнему пуст красный теремок - сомнения. Во время нашего визита, менее торжественного, пусты были оба теремка, и только отдельные посетители делали селфи на их фоне. Всласть напившись «опиума для народа», удаляемся мимо торгующих в храме на воздух.
Что ещё посмотреть? Потревоженные в безбожное время надгробия монастырского кладбища и сейчас собранные в одном месте как на выставку? Вот одно с крестом, черепом и костями конца восемнадцатого века представившегося «в вечеръ» подпорутчика, помещика воскресенского округа, из заслуг упомянуто лишь, что «жития его отроду было 48 лет, 11 месяцев и 13 дней». Есть и более крупные достопримечательности: к крепостной стене примыкает разукрашенная в шашечку церковь Рождества Христова, возведённая (1686-1692) уже после смерти Никона, но возможно по его замыслу. Строительство велось на деньги пережившей царственного брата царевны Татьяны Михайловны, боготворившей Никона, не обращая большого внимания на его выкрутасы. Небольшое одноэтажное каменное строение с фигурными наличниками – её палаты. Не смотря на всю важность монашеских молитв, можно, чуть переиначив Писание, сказать, что не словом единым живёт человек, но и хлебом, потому к церкви Рождества сразу пристроили Трапезные палаты. К трапезным палатам, может кормили там не очень хорошо, почти сразу пристроили больничные, а сверху, шёл уже восемнадцатый век соорудили помещения для размещения царской семьи, получилось посолидней палат Татьяны Михайловны, но не намного. Назвали это по-монашески скромное сооружение громко и с претензией – царский дворец.
Не знаю как у читателя, а у нас с дочкой после взгляда на бывшую трапезную проснулся аппетит, и мы поспешили туда, где еда подаётся сегодня. Монастырская столовая ничем особенно не порадовала: обычное меню, разовая посуда, самообслуживание, очередь. Всё взвесив, решили терпеть до Чебуречной и покинули монастырь через боковой вход. Попали на Тропу паломника, ведущую через Гефсиманский, почему не Новогефсиманский?!, сад, маловыразительную лесистую местность, к скиту Никона или Богоявленской пустыни. Построен этот со всеми удобствами «скит» в 1658 – году добровольного удаления Никона из Москвы. Здесь он, воображая себя удалившимся в пустыню Христом, тщетно ожидал с покаянием Алексея Михайловича. Сегодня Богоявленская пустынь окружена непроходимой для туристов оградой. Других достопримечательностей в Гефсиманском саду нет – ни места для поцелуя Христа с Иудой, ни мест поцелуев царя Алексея с патриархом Никоном, а «на нет, последняя пословица в нашем повествовании, как всем известно, и суда нет».

Оцените отзыв
5.0
6 оценок
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Другие отзывы автора:
Комментарии
(12)
Напишите ваш комментарий
Для комментирования   войдите   в кабинет
Римма (Вязьма)
26.11.2019 13:44
Ух, пока дочитала, пока всё в мозгу соединила - полкурса Истории Государства Российского пришлось вспомнить. Ну это для начала, а потом ещё и пошагово экскурсию в Иерусалиме в Храм Гроба Господня восстановить. Хорошая зарядка для ума!!! Спасибо. Очень интересно.
[quote][b]Римма[/b]
Ух, пока дочитала, пока всё в мозгу соединила - полкурса Истории Государства Российского пришлось вспомнить. Ну это для начала, а потом ещё и пошагово экскурсию в Иерусалиме в Храм Гроба Господня восстановить. Хорошая зарядка для ума!!! Спасибо. Очень интересно.[/quote]

Всегда пожалуйста! И Вам спасибо за оценку и внимание! Ну как, удалось Никону создать полноценную копию Иерусалимского Храма Гроба Господня?
Римма (Вязьма)
26.11.2019 16:06
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Римма[/b]Ух, пока дочитала, пока всё в мозгу соединила - полкурса Истории Государства Российского пришлось вспомнить. Ну это для начала, а потом ещё и пошагово экскурсию в Иерусалиме в Храм Гроба Господня восстановить. Хорошая зарядка для ума!!! Спасибо. Очень интересно.[/quote]
Всегда пожалуйста! И Вам спасибо за оценку и внимание! Ну как, удалось Никону создать полноценную копию Иерусалимского Храма Гроба Господня?[/quote]

Как бы правильно выразиться.... не владею терминологией, в Иерусалиме это называли "остановками", т.е. технически все основные места есть, а вот воплощение ничего общего. Там очень скромный храм, зажатый со всех сторон, камень миропомазания не похож, кувуклия совсем другая. Внутреннее убранство вообще не обсуждается. Наши, как всегда по широте души русской, размахали и раззолотили.
[quote][b]Римма[/b]
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Римма[/b]Ух, пока дочитала, пока всё в мозгу соединила - полкурса Истории Государства Российского пришлось вспомнить. Ну это для начала, а потом ещё и пошагово экскурсию в Иерусалиме в Храм Гроба Господня восстановить. Хорошая зарядка для ума!!! Спасибо. Очень интересно.[/quote]
Всегда пожалуйста! И Вам спасибо за оценку и внимание! Ну как, удалось Никону создать полноценную копию Иерусалимского Храма Гроба Господня?[/quote]
Как бы правильно выразиться.... не владею терминологией, в Иерусалиме это называли "остановками", т.е. технически все основные места есть, а вот воплощение ничего общего. Там очень скромный храм, зажатый со всех сторон, камень миропомазания не похож, кувуклия совсем другая. Внутреннее убранство вообще не обсуждается. Наши, как всегда по широте души русской, размахали и раззолотили.[/quote]

Спасибо! Понятно, может быть когда-нибудь и доведётся посмотреть.
Римма (Вязьма)
26.11.2019 16:36
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Римма[/b]
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Римма[/b]Ух, пока дочитала, пока всё в мозгу соединила - полкурса Истории Государства Российского пришлось вспомнить. Ну это для начала, а потом ещё и пошагово экскурсию в Иерусалиме в Храм Гроба Господня восстановить. Хорошая зарядка для ума!!! Спасибо. Очень интересно.[/quote]
Всегда пожалуйста! И Вам спасибо за оценку и внимание! Ну как, удалось Никону создать полноценную копию Иерусалимского Храма Гроба Господня?[/quote]
Как бы правильно выразиться.... не владею терминологией, в Иерусалиме это называли "остановками", т.е. технически все основные места есть, а вот воплощение ничего общего. Там очень скромный храм, зажатый со всех сторон, камень миропомазания не похож, кувуклия совсем другая. Внутреннее убранство вообще не обсуждается. Наши, как всегда по широте души русской, размахали и раззолотили.[/quote]
Спасибо! Понятно, может быть когда-нибудь и доведётся посмотреть.[/quote]

Сколько Вы путешествуете и где Вы были, сужу по отзывам, то добраться до Иерусалима не составит труда, было бы желание.
[quote][b]Римма[/b]
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Римма[/b]
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Римма[/b]Ух, пока дочитала, пока всё в мозгу соединила - полкурса Истории Государства Российского пришлось вспомнить. Ну это для начала, а потом ещё и пошагово экскурсию в Иерусалиме в Храм Гроба Господня восстановить. Хорошая зарядка для ума!!! Спасибо. Очень интересно.[/quote]
Всегда пожалуйста! И Вам спасибо за оценку и внимание! Ну как, удалось Никону создать полноценную копию Иерусалимского Храма Гроба Господня?[/quote]
Как бы правильно выразиться.... не владею терминологией, в Иерусалиме это называли "остановками", т.е. технически все основные места есть, а вот воплощение ничего общего. Там очень скромный храм, зажатый со всех сторон, камень миропомазания не похож, кувуклия совсем другая. Внутреннее убранство вообще не обсуждается. Наши, как всегда по широте души русской, размахали и раззолотили.[/quote]
Спасибо! Понятно, может быть когда-нибудь и доведётся посмотреть.[/quote]
Сколько Вы путешествуете и где Вы были, сужу по отзывам, то добраться до Иерусалима не составит труда, было бы желание.[/quote]

С одной стороны так, а с другой... Сами же, Римма, пишете - очень скромный храм, так что не нашёл я такой яркой картинки, чтобы кровь из носа - захотелось непременно увидеть. Опять же безопасность - небось к Куполу скалы и Аль Аксе не пускают. Да и народу, видимо, не протолкнуться, в Кувуклию не достояться... Так что пока в "листе ожидания"
Согласна с Риммой, внешнее воплощение совершенно разное. Но в Новоиерусалимском храме понравилось именно художественное оформление всего и вся. Широко, красиво, по-русски. Храм гроба Господнего в Иерусалиме по-иному воспринимается. Там хочется думать и впитывать, а здесь смотреть.
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Римма[/b]
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Римма[/b]
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Римма[/b]Ух, пока дочитала, пока всё в мозгу соединила - полкурса Истории Государства Российского пришлось вспомнить. Ну это для начала, а потом ещё и пошагово экскурсию в Иерусалиме в Храм Гроба Господня восстановить. Хорошая зарядка для ума!!! Спасибо. Очень интересно.[/quote]
Всегда пожалуйста! И Вам спасибо за оценку и внимание! Ну как, удалось Никону создать полноценную копию Иерусалимского Храма Гроба Господня?[/quote]
Как бы правильно выразиться.... не владею терминологией, в Иерусалиме это называли "остановками", т.е. технически все основные места есть, а вот воплощение ничего общего. Там очень скромный храм, зажатый со всех сторон, камень миропомазания не похож, кувуклия совсем другая. Внутреннее убранство вообще не обсуждается. Наши, как всегда по широте души русской, размахали и раззолотили.[/quote]
Спасибо! Понятно, может быть когда-нибудь и доведётся посмотреть.[/quote]
Сколько Вы путешествуете и где Вы были, сужу по отзывам, то добраться до Иерусалима не составит труда, было бы желание.[/quote]
С одной стороны так, а с другой... Сами же, Римма, пишете - очень скромный храм, так что не нашёл я такой яркой картинки, чтобы кровь из носа - захотелось непременно увидеть. Опять же безопасность - небось к Куполу скалы и Аль Аксе не пускают. Да и народу, видимо, не протолкнуться, в Кувуклию не достояться... Так что пока в "листе ожидания" [/quote]

Вот и меня из-за всего перечисленного в Иерусалим не тянет... Особенно толпы. Вообще не понимаю, как в толпе можно что-то ТАКОЕ ощутить...
А в Новый надо бы как-нибудь добраться. Была правда, но так давно, что никакое раззолоченное благолепие и в проекте еще не наблюдалось
Римма (Вязьма)
28.11.2019 15:35
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Римма[/b]
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Римма[/b]
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Римма[/b]Ух, пока дочитала, пока всё в мозгу соединила - полкурса Истории Государства Российского пришлось вспомнить. Ну это для начала, а потом ещё и пошагово экскурсию в Иерусалиме в Храм Гроба Господня восстановить. Хорошая зарядка для ума!!! Спасибо. Очень интересно.[/quote]
Всегда пожалуйста! И Вам спасибо за оценку и внимание! Ну как, удалось Никону создать полноценную копию Иерусалимского Храма Гроба Господня?[/quote]
Как бы правильно выразиться.... не владею терминологией, в Иерусалиме это называли "остановками", т.е. технически все основные места есть, а вот воплощение ничего общего. Там очень скромный храм, зажатый со всех сторон, камень миропомазания не похож, кувуклия совсем другая. Внутреннее убранство вообще не обсуждается. Наши, как всегда по широте души русской, размахали и раззолотили.[/quote]
Спасибо! Понятно, может быть когда-нибудь и доведётся посмотреть.[/quote]
Сколько Вы путешествуете и где Вы были, сужу по отзывам, то добраться до Иерусалима не составит труда, было бы желание.[/quote]
С одной стороны так, а с другой... Сами же, Римма, пишете - очень скромный храм, так что не нашёл я такой яркой картинки, чтобы кровь из носа - захотелось непременно увидеть. Опять же безопасность - небось к Куполу скалы и Аль Аксе не пускают. Да и народу, видимо, не протолкнуться, в Кувуклию не достояться... Так что пока в "листе ожидания" [/quote]

Я была давно, аж в 2010, тогда ещё в составе экскурсионной группы, правда совсем малочисленной примерно 20 человек, у нас был тур по Израилю, а на Мёртвое море нас вообще только 4-х возили. Проблема в том, что все группы везут с утра, в Кувуклию стояли часа 2-2,5, в Мечеть Эль-Акса конечно же не ходили. А вот при самостоятельном планировании можно же в Храм Гроба Господня и вечерком придти, по каким-то, теперь уже и не помню, дням и в Мечеть пускают. Я сначала очень сильно хотела повторить поездку, но самостоятельно, а потом остыла.
[quote][b]Римма[/b]
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Римма[/b]
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Римма[/b]
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Римма[/b]Ух, пока дочитала, пока всё в мозгу соединила - полкурса Истории Государства Российского пришлось вспомнить. Ну это для начала, а потом ещё и пошагово экскурсию в Иерусалиме в Храм Гроба Господня восстановить. Хорошая зарядка для ума!!! Спасибо. Очень интересно.[/quote]
Всегда пожалуйста! И Вам спасибо за оценку и внимание! Ну как, удалось Никону создать полноценную копию Иерусалимского Храма Гроба Господня?[/quote]
Как бы правильно выразиться.... не владею терминологией, в Иерусалиме это называли "остановками", т.е. технически все основные места есть, а вот воплощение ничего общего. Там очень скромный храм, зажатый со всех сторон, камень миропомазания не похож, кувуклия совсем другая. Внутреннее убранство вообще не обсуждается. Наши, как всегда по широте души русской, размахали и раззолотили.[/quote]
Спасибо! Понятно, может быть когда-нибудь и доведётся посмотреть.[/quote]
Сколько Вы путешествуете и где Вы были, сужу по отзывам, то добраться до Иерусалима не составит труда, было бы желание.[/quote]
С одной стороны так, а с другой... Сами же, Римма, пишете - очень скромный храм, так что не нашёл я такой яркой картинки, чтобы кровь из носа - захотелось непременно увидеть. Опять же безопасность - небось к Куполу скалы и Аль Аксе не пускают. Да и народу, видимо, не протолкнуться, в Кувуклию не достояться... Так что пока в "листе ожидания" [/quote]
Я была давно, аж в 2010, тогда ещё в составе экскурсионной группы, правда совсем малочисленной примерно 20 человек, у нас был тур по Израилю, а на Мёртвое море нас вообще только 4-х возили. Проблема в том, что все группы везут с утра, в Кувуклию стояли часа 2-2,5, в Мечеть Эль-Акса конечно же не ходили. А вот при самостоятельном планировании можно же в Храм Гроба Господня и вечерком придти, по каким-то, теперь уже и не помню, дням и в Мечеть пускают. Я сначала очень сильно хотела повторить поездку, но самостоятельно, а потом остыла.[/quote]

Когда нам только начали показывать все это по ТВ (перед Пасхой), я ого как "горела", а потом это самое горение сошло на нет. От всякого разного прочитанного. Но кто знает - может когда и сподоблюсь...
[quote][b]Елена April[/b]
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Римма[/b]
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Римма[/b]
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Римма[/b]Ух, пока дочитала, пока всё в мозгу соединила - полкурса Истории Государства Российского пришлось вспомнить. Ну это для начала, а потом ещё и пошагово экскурсию в Иерусалиме в Храм Гроба Господня восстановить. Хорошая зарядка для ума!!! Спасибо. Очень интересно.[/quote]
Всегда пожалуйста! И Вам спасибо за оценку и внимание! Ну как, удалось Никону создать полноценную копию Иерусалимского Храма Гроба Господня?[/quote]
Как бы правильно выразиться.... не владею терминологией, в Иерусалиме это называли "остановками", т.е. технически все основные места есть, а вот воплощение ничего общего. Там очень скромный храм, зажатый со всех сторон, камень миропомазания не похож, кувуклия совсем другая. Внутреннее убранство вообще не обсуждается. Наши, как всегда по широте души русской, размахали и раззолотили.[/quote]
Спасибо! Понятно, может быть когда-нибудь и доведётся посмотреть.[/quote]
Сколько Вы путешествуете и где Вы были, сужу по отзывам, то добраться до Иерусалима не составит труда, было бы желание.[/quote]
С одной стороны так, а с другой... Сами же, Римма, пишете - очень скромный храм, так что не нашёл я такой яркой картинки, чтобы кровь из носа - захотелось непременно увидеть. Опять же безопасность - небось к Куполу скалы и Аль Аксе не пускают. Да и народу, видимо, не протолкнуться, в Кувуклию не достояться... Так что пока в "листе ожидания" [/quote]
Вот и меня из-за всего перечисленного в Иерусалим не тянет... Особенно толпы. Вообще не понимаю, как в толпе можно что-то ТАКОЕ ощутить... А в Новый надо бы как-нибудь добраться. Была правда, но так давно, что никакое раззолоченное благолепие и в проекте еще не наблюдалось[/quote]

Советую поездку в Новый Иерусалим не откладывать в долгий ящик. Там как раз сейчас в местном музее выставка Шагала, библейской, между прочим, тематики.
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Елена April[/b]
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Римма[/b]
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Римма[/b]
[quote][b]С.Серый[/b]
[quote][b]Римма[/b]Ух, пока дочитала, пока всё в мозгу соединила - полкурса Истории Государства Российского пришлось вспомнить. Ну это для начала, а потом ещё и пошагово экскурсию в Иерусалиме в Храм Гроба Господня восстановить. Хорошая зарядка для ума!!! Спасибо. Очень интересно.[/quote]
Всегда пожалуйста! И Вам спасибо за оценку и внимание! Ну как, удалось Никону создать полноценную копию Иерусалимского Храма Гроба Господня?[/quote]
Как бы правильно выразиться.... не владею терминологией, в Иерусалиме это называли "остановками", т.е. технически все основные места есть, а вот воплощение ничего общего. Там очень скромный храм, зажатый со всех сторон, камень миропомазания не похож, кувуклия совсем другая. Внутреннее убранство вообще не обсуждается. Наши, как всегда по широте души русской, размахали и раззолотили.[/quote]
Спасибо! Понятно, может быть когда-нибудь и доведётся посмотреть.[/quote]
Сколько Вы путешествуете и где Вы были, сужу по отзывам, то добраться до Иерусалима не составит труда, было бы желание.[/quote]
С одной стороны так, а с другой... Сами же, Римма, пишете - очень скромный храм, так что не нашёл я такой яркой картинки, чтобы кровь из носа - захотелось непременно увидеть. Опять же безопасность - небось к Куполу скалы и Аль Аксе не пускают. Да и народу, видимо, не протолкнуться, в Кувуклию не достояться... Так что пока в "листе ожидания" [/quote]
Вот и меня из-за всего перечисленного в Иерусалим не тянет... Особенно толпы. Вообще не понимаю, как в толпе можно что-то ТАКОЕ ощутить... А в Новый надо бы как-нибудь добраться. Была правда, но так давно, что никакое раззолоченное благолепие и в проекте еще не наблюдалось[/quote]
Советую поездку в Новый Иерусалим не откладывать в долгий ящик. Там как раз сейчас в местном музее выставка Шагала, библейской, между прочим, тематики.[/quote]

Да, я слышала по выставку. Но не поклонник Шагала, увы Да и вообще в ближайшее время не получится. Так что пока любуемся виртуально!