Фотогалерея к отзыву
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко
    • Фото из путешествия по Марокко

    «В королевстве, где «Однажды я присоединюсь к тебе под марокканскими пальмами»»

    Заселившись вечером в Марракешский отель, экскурсию по городу начали следующим утром с садов Мажорель. Мажорель – имя французского художника. Как мы выяснили, бродя по Мекнесу, отношения у Марокко и Франции начались в конце семнадцатого века с дружбы Людовика XIV и Мулай Исмаила и развивались, в отличие от отношений Франции и Алжира, более-менее полюбовно. Конечно, были и размолвки, и недопонимания, и обиды, и «битьё посуды», и выяснения, кто в доме хозяин, иными словами, всё как у долго живущих вместе супругов. В 1832 в Марокко из Франции направили большую официальную делегацию, в состав которой, тем она и примечательна, входил Эжен Делакруа. Делакруа побывал не только в Марокко, но и в соседнем Алжире, сделал сотни набросков, а потом, не торопясь, в тиши парижской студии долгие годы выпекал шедевры, вдохновляясь впечатлениями от поездки. «Еврейскую свадьбу в Марокко» он закончил в 1841, «Арабов, играющих в шахматы» в 1848, эрмитажную «Охоту на львов в Марокко» в 1854, «Марокканца, седлающего коня» из того же собрания в 1855, а вот «Алжирских женщин в своих покоях» написал почти сразу, видно тема была горячая, в 1834. Сегодня эта картина в Лувре, в своё время она так поразила Пикассо, что он «накропал» 15 хостов на данный сюжет, это всего на пять полотен меньше, чем ответ «Завтраку на траве» Мане. После подъёмов бывают спады не только в отношениях людей, но и государств, всего через двенадцать лет после памятного визита Делакруа разразилась Первая франко-марокканская война (1844). Ну как война, управлявший по поручению Османской империи Алжиром дей (пожизненный правитель) Хусейн ибн Хусейн потакал пиратам, грабящим французские суда и находящихся на судах граждан. Французский консул Дюваль потребовал прекратить безобразия, Хусейн запросил откат, но получил высокомерный отказ. Непривыкший ни в чём себе отказывать Хусейн не сдержался и ударил Дюваля в лицо, французские дипломаты утверждают, что веером (опахалом). Драться с Дювалем на шпагах или пистолетах отказался. И смывать кровью дипломатический позор своего посла пришлось самой Франции, в 1830 в Алжире высадился французский корпус, Хусейн перетрусил и сдался, а знамя борьбы алжирского народа с колонизаторами подхватил Абд аль-Кадир и делал это больше 10 лет успешно, но в 1844, спасаясь от наступавших французов, аль-Кадир перешёл на территорию Марокко. Марокканский султан Абд ар-Рахман, обещавший ранее французам в их алжирские дела не вмешиваться, обещание нарушил и поддержал аль-Кадира войсками. Марокканские войска в битве при Исли были разбиты, марокканские порты Танжер и Магадор (Эс-Сувейра) подверглись бомбардировке французскими судами, и Абд ар-Рахману пришлось садиться за стол переговоров. После этого французские военные из Марокко убрались, зато наприезжали французские торговцы, чем закончилось это сближение стран известно, второй франко-марокканской войной и французским протекторатом в 1912. В 1954 французские власти из Марокко убрались, но к нашей радости в стране остались в широком ассортименте и французские сыры, и французские багеты, и французское вино, вместе с испанским, так поддержавшие нас в этой поездке. Отметим, что марокканцы научились, то ли у французов, то ли у испанцев, делать и свои неплохие вина, и не только белые, красные, розовые, но и серые (gris), такого бледно-розоватенького цвета.


    После этой цветовой палитры, не грех вернуться и к художнику, герою нашего повествования, Жаку Мажорелю, родившемуся в 1886 в Нанси, и окончившему там местную школу изящных искусств. 17-летним Жак приезжает в Париж, где поступает не в Школу изящных искусств, а к их ближайшим конкурентам в частную Академию Жюлиана, куда принимали без ЕГЭ и каких бы то ни было экзаменов, даже женщин. Жаку нравилось не только рисовать, но и путешествовать. В 1910 он посещает Египет, а Марокко, ставший французским протекторатом, в 1917. Мажореля, как и старшего собрата по кисти, очаровывает этот мир ярких красок и яркой, самобытной культуры. Он, как и мы, останавливается в Марракеше и совершает ряд путешествий по стране, посещает Варзазат, рисует живописные касбы, устраивает свои персональные выставки, короче, живёт в своё удовольствие, а после смерти отца в 1926, получив наследство, покупает недалеко от городских стен Марракеша виллу. В купленном строении Мажорель оборудует мастерскую, а вокруг разбивает парк-сад, где высаживает растения всех, кроме Антарктиды, континентов. Картины Мажореля известны лишь специалистам, все они либо в частных коллекциях, либо в музее родного города Нанси, а вот плодами его садово-паркового искусства наслаждаются более полумиллиона посетителей в год. Своё главное произведение Мажорель открыл глазам восторженной публики в 1947, начав пускать в свои сады всех желающих, что продолжалось до самой его смерти в 1962. Смерть – это забвение и тлен, что понятно не только людям, но многим животным и даже растениям. Во всяком случае, растения сада Мажорель ощутили это на своей эпидерме, «шкуре» - будет неправильно. Сад был заброшен, дом разваливался, пока выпущенный ослабевшими руками Мажореля не перешёл в заботливые руки парочки других мажоров, разбирающихся не только в любви, красоте, моде, но и в коммерции. Это случилось в 1980, а любящую сады и не только парочку звали Ив Сен Лоран и Пьер Берже. Откуда деньги у Ив Сен Лорана более-менее понятно, после неожиданной смерти Кристиана Диора в 1957 именно он, 21-летний мальчишка возглавил осиротевший модный дом, но не всё в жизни этого баловня судьбы шло гладко. Франция тогда воевала в Алжире и в 1960 призывник Сен Лоран, алжирский уроженец (г. Оран) был отправлен на фронт, а дом мод Кристиана Диора нашёл себе нового главу более зрелого и менее эпатажного Марка Боана. Через 20 дней службы у Ив Сен Лорана случился нервный срыв, может военные ужасы повлияли, может дедовщина, возможно неприятности по работе, а может просто косил от армии, в результате он был демобилизован, а в 1961 открылся собственный модный дом Ив Сен Лорана – YSL. Дом, можно сказать, был семейным, поскольку им на равных владели двое, кроме Ива в деле участвовал и его будущий супруг Пьер Берже, который и уговорил американского миллиардера Дж. М. Робинсона вложиться одним миллионом долларов в модное предприятие. Пьер Берже вообще личность любопытная, в википедии он представлен как промышленник и меценат, но как и каким местом он зарабатывал деньги остаётся неясным. Пьер из небогатой семьи, это в России сын налогового инспектора кум королю, во Франции не так. Его воспоминания вообще набор каких-то баек и фантазий: в первый день пребывания в Париже на него на Елисейских полях приземлился, выпавший из своего окна поэт Жак Превер. Пьер решил не противиться персту судьбы и погрузился в парижскую богему, он общался с Камю и Сартром, какие уж тут деньги, дружил с «певцом мизералибилизма» художником Бернаром Бюффе. К 1958 году дошла очередь и до Ив Сен Лорана. Крепкая дружба быстро переросла в не менее крепкую любовь, длившуюся по их уверениям только до 1976, когда она по обоюдному согласию снова превратилась в обычную дружбу. Ив занимался творчеством, Пьер был бессменным генеральным директором его дома мод. Дела у их модного дома шли прекрасно, знаменитости записывались к ним в очередь, но первое место всегда было у Катрин Денев, кроме модных коллекций занялись и парфюмом, сначала выпустили для мужиков, это аромат Ив Сен Лоран рекламировал обнажённым, а уже потом легендарный Опиум для женского народа. Название духов не было случайным, как книга Чернышевского «Что делать» «глубоко перепахала» Владимира Ильича, наркотики «перепахали» жизнь Ив Сен Лорана. Наверное, чтобы отдохнуть от парижских сует или напрягов и была приобретена вилла Мажореля с его садом. Прежде чем расслабляться и наслаждаться покоем, в виллу нужно было хорошо вложиться. Дом был отреставрирован, к старым растениям добавились новые, архитектурные детали, декоративные вазоны, фонтан были снова выкрашены в пронзительно синий – идея первого хозяина, этот цвет так теперь и называется «Синий Мажорель», это цвет традиционной одежды туарегов, самого известного берберского племени. Можно и тут слегка шуткануть, одного синего Мажореля сменила пара голубых. Давайте не торопясь пройдёмся по саду, сегодня здесь собрано 400 видов и подвидов пальм, есть юкка, лавр, бугенвиллия, гибискус, роща бамбука, но особенно много кактусов, 1800 видов. Возможно, их крепкие мощные зелёные столбики, гордо стоящие на манер лингамов в шиваитских храмах, и подтолкнули сладкую парочку к покупке сада. В одном из павильонов собраны образцы арт-творчества Сен Лорана. Ив каждый Новый год посылал своим друзьям и клиентам собственноручно выполненные постеры-коллажи с четырьмя цифрами наступающего года и четырьмя буквами – LOVE. По закону сохранения, когда дела у дома Мажореля пошли в гору, возникли трудности у дома мод Ив Сен Лорана. У Пьера Берже появились новые коммерческие проекты, он занялся политикой, издавал поддерживающий Франсуа Миттерана журнал Globe. Миттеран отблагодарил Берже, назначив президентом Оперы Бастилия. В 1992 Берже стал послом доброй воли Юнеско, интересно, что в этом же году, до опубликования финансового отчёта, свидетельствующего о плачевном положении Дома Мод YSL, он по доброй воле продал все свои акции Дома, которые после опубликования отчёта резко упали. В 1996 суд расследовал этот случай, признал его инсайдерской торговлей и приговорил Берже к штрафу в 1 миллион франков. Ив Сен Лоран всё меньше времени проводил в Париже, всё больше в Марракеше, гуляя со свои бульдогом по тем же аллеям, что и мы: «Вот уже много лет, как я нахожу в cаду Мажорель неиссякаемый источник вдохновения, и мне часто снятся его неповторимые цвета и краски». Тут Сен Лоран лечился сначала от алкогольной и наркотической зависимости, потом пришла беда пострашнее – рак мозга. Пьер Берже уговорил доктора не сообщать Ив Сен Лорану о страшном диагнозе, но болезнь своё дело делала, и 1 июня 2008 Ив Сен Лорана не стало, Нью-Йорк Таймс утверждает, что за несколько дней до этого Пьер Берже и Ив Сен Лоран узаконили свои отношения, во Франции это называется PACS - пакт о гражданской солидарности, принят парламентом в 1999 в качестве «договорной формы гражданского союза между двумя взрослыми для организации совместной жизни». Такой «недобрак» для однополых понравился и разнополым парам, меньше обязанностей и претензий, и сегодня в PACSе находятся больше разнополых (94%), чем однополых. На церемонии отпевания Ив Сен Лорана в парижской церкви Святого Роха присутствовали в числе прочих Катрин Денёв, бывшая «шахиня» Ирана Фарах Пахлеви, жена Жака Ширака Бернадетт и тогдашний президент республики Николя Саркози с Карлой Бруни. По завещанию Сен Лорана он был кремирован, а прах его был развеян в этом самом саду Мажорель. Пьер Берже, прослезившись по этому поводу, сказал: «Как быстро прошли годы. Расставание было неизбежно, но любовь никогда не прекращалась… Однажды я присоединюсь к тебе под марокканскими пальмами», фактически вольно переложив предсмертные есенинские строки:
    До свиданья, друг мой, до свиданья.
    Милый мой, ты у меня в груди.
    Предназначенное расставанье
    Обещает встречу впереди.
    У дальних границ сада, он не так велик, как можно предположить, читая о населяющей его флоре, мемориал памяти Ив Сен Лорана - одинокий мраморный столбик, опять фрейдистские символы, в окружении четырёх горшков с растениями. В памятной табличке два имени, Пьер Берже скончался от миопатии в 2017, но столбик только один, присоединился ли Берже «под марокканскими пальмами» к Сен Лорану, дал ли на это согласие «его вдовец» ландшафтный дизайнер и архитектор Медисон Кокс, мне неизвестно. Кокс, с которым Берже «обвенчался» в год своей смерти, история любит повторяться, знавший и Сен Лорана, унаследовал и фонд Берже, и сады Мажорель, и много чего ещё. Официально хозяином Мажореля до 2010 являлся фонд Берже – Сен Лорана, с 2011 частная некоммерческая организация Фонд Садов Мажорель, но как бы это не называлось, можно быть спокойным, у руля профессионал, и сады содержатся в образцовом порядке. Пожалуй, совершим по саду второй круг, постоим у фонтана, полюбуемся пальмами, послушаем шелест бамбука, щебет птиц, отдохнём в приятной тени и прохладе на лавочке, прежде чем снова оказаться под начинающим ощутимо припекать Маррокешско-марокканским солнцем.


    Чтобы не откладывать назавтра то, что можно увидеть сегодня, из садов Мажорель отправимся в сады Менара, это сравнительно недалеко, но совершенно не сравнимо по впечатлениям. Сады Менара – просто парк, 100 гектаров, засаженных ровными рядами в основном оливами, а также пальмами и фруктовыми деревьями. Сад в 1157 разбили по приказу основателя династии Альмохадов Абд аль-Мумина, отобравшего в 1147 Марракеш у Альморавидов. Что было посажено в те далёкие годы, неизвестно, самым старым оливам лет по триста, а самое старое строение, павильон с пирамидальной крышей, датируется серединой девятнадцатого века. Павильон возвели на берегу искусственного бассейна по приказу султана Абд ар-Рахмана, он любил здесь возле воды проводить летние жаркие месяцы. Вода в бассейн поступала по специальному водоводу со снежных Атласских гор, которые добавили бы открывающемуся нашим глазам виду живописности, если бы не были укрыты плотной дымкой. Воду из бассейна используют для полива деревьев, а туристам рассказывают, что будто бы в бассейне топили наложниц после того, как султан проведёт с ними ночь. Это тёмное дело не могли повесить на правящую и поныне династию Алауитов, а потому утверждается, что до Алауитского павильона на этом месте стоял другой Саадитский, шестнадцатого века, вот эти султаны и отличались не товарищеским отношением к женщине. Чтобы почва под садовыми деревьями всегда была вскопана и ухожена, в ход пошла другая легенда: якобы заложивший парк Абд аль-Мумин спрятал тут свои несметные сокровища, для того и были насажены деревья практически по правилу – лист прячь на дереве, а дерево в лесу. Ещё одна более правдоподобная история: всё тот же Абд аль-Мумин, готовясь к захвату лежащей за морем Андалусии учил в осматриваемом нами бассейне своих солдат плавать, но поскольку те показали весьма средние результаты, он не послал солдат через Гибралтар вплавь, а погрузил их на корабли. Практически рядом с садами Менара находится одноименный аэропорт, поэтому кроме обычных птах над оливами и пальмами время от времени, довольно часто, вспархивают и громадные железные птицы. Обошли бассейн по периметру и направились по широкой аллее к выходу, прямо перед нами лежала и звала трёхкилометровая стрела проспекта, упирающаяся в главный символ Марракеша, его уже видно, минарет мечети Аль-Кутубия.

    Другие отзывы автора:

    Этот отзыв оценили:

    Комментарии (5)

    С.Серый (17.07.2019 09:43)
    [quote][b]ТУРЫ.ру[/b]
    Добрый день. Огромное спасибо за Вашу новую увлекательно-поучительную публикацию! Мы заметили небольшую путаницу в датах -Пьер Берже скончался в 2007, а Ив в 2008, но судя по всему все-таки первым. Может быть мы что-то не так поняли или какая-то дата указана неверно.[/quote]

    Большое спасибо за комментарий - нужно нолик на единицу поправить, сейчас сделаю.
    roza1 (Дубна) (18.07.2019 08:07)
    ОчИнтересно! Спасибо!
    С.Серый (18.07.2019 16:31)
    [quote][b]roza1[/b]
    ОчИнтересно! Спасибо![/quote]

    Андрэ (Москва) (19.07.2019 21:27)
    С.Серый (21.07.2019 22:10)
    [quote][b]Андрэ[/b]
    [/quote]

    Новый комментарий

    Что бы оставлять комментарии на сайте, Вам нужно Войти или Зарегистрироваться