Название самого популярного экскурсионного тура по Марокко – Имперские города, к коим относят Рабат, Фес, Мекнес и Марракеш, в разные годы бывшие столицами марокканских султанов. Строго говоря, называть страну Марокко – неправильно, так её «окрестили» испанцы, исказив название последнего города в нашем списке столиц. Официальное название «аль-Мамлякату ль-Магрибияту» - Королевство Магриба. Магриб – так территорию пометили арабы, это были годы, когда Пророк налево-направо раздавал приказы: «ему на запад, ей в другую сторону». Вот «магриб» что-то типа «дикий запад» или «дальняя сторона», а может и то и другое, и означает. Королевство Магриба не нужно путать с Союзом арабского Магриба, куда кроме Марокко входят Тунис, Ливия, Алжир и Мавритания. Если посмотреть на карту, территория, занимаемая этими странами, отдалённо напоминают птицу с головой-Тунисом, крыльями Ливией и Алжиром, Марокко с Мавританией досталась роль хвоста. По слухам, когда Мухаммеда VI этим сравнением пытались уязвить, он не без остроумия парировал, заметив, что у павлина хвост самое прекрасное. Арабский халифат, конечно, был не первой империей, дотянувшей свои щупальца до этой дальней дали. Самые древние археологические находки датируются временем раннего палеолита. Получается, ещё в те времена, когда прогрессивное на том историческом отрезке человечество напрягало все свои силы и немногочисленные извилины, чтобы окончательно слезть с деревьев и покинуть Африку для покорения новых континентов, отдельные несознательные личности отправились налево и достигли Гибралтара. В более близкие к нам времена, когда люди ходили не только по земле, но и по воде, Иисусу здесь не принадлежит пальма первенства, за полторы тысячи лет до него это на своих быстроходных судах уверенно делали финикийцы, первая морская супер-держава, добравшаяся сюда. Они основали в теперешнем Марокко свои колонии: Тингис (Танжер) и Могадор (Эс-Сувейра), позже вошедшие в печально известное финикийское государство Карфаген. Вслед за людьми моря сюда потянулись люди суши, вечные кочевники берберы. Они пытались организовать своё государство Мавританию, но независимой Мавритания просуществовала недолго, попав в сферу интересов универсальных солдат следующей мировой империи - Рима. После должного разрушения Карфагена прошло ещё порядка двух сотен лет формальной независимости Мавритании, пока последний мавританский царь Птолемей не был убит по приказу Калигулы. Сменивший Калигулу Клавдий разделил Мавританию на две римские провинции Мавританию Цезарейскую (Теперешний Алжир и Тунис) и Тингитанскую, с центром, как можно догадаться, в Тингисе. Следов от пребывания в Марокко римлян осталось значительно больше, чем от пребывания карфагенян, и это не только мёртвые камни. Освоение территории римляне начали с ирригации и мелиорации, а потом засадили завоёванную землю пшеницей, виноградом и оливками. Отшумели военные баталии, исчез Древний Рим, «а древо жизни вечно зеленеет», оливковые рощи шумят серебристой листвой и поныне. Сегодня Марокко нельзя отнести к лидерам по производству оливкового масла, его обгоняют Испания, Италия, Греция, Турция и Тунис, но королевство готовит ответный удар. Уже посажено три с половиной миллиона молодых оливковых деревьев, и, по словам гида, лет через пять-десять, когда они войдут в полную силу, мир от обилия оливкового масла содрогнётся, а Марокко прочно закрепится в группе лидеров. Кроме масла, Марокко готово предложить и сами оливки, тут они не только зелёные или чёрные, а чуть не всех цветов радуги в разных маринадах, особенно хороши нежно-розовые. Если аппетит читателя в области римского наследия остался неудовлетворённым, мы готовы, и устроители нашего тура тоже, предложить посещение древнеримского города Волюбилиса, расположенного между Мекнесом и Фесом. Волюбилис – название неприметного голубенького цветочка, прорастающего сквозь камни города-однофамильца. Думаю, читатель, посещавший развалины иорданского Джераша или турецкого Эфеса, другие античные развалины, будет несколько разочарован – сохранилось не так много. Главное сохранившееся сооружение – Триумфальная арка Каракаллы. Каракалла не очень хороший император, запятнал себя убийством брата и сам был убит наёмником, в этих местах никогда не был, но воцарившись единолично в императорском кресле в 211г., через год издал эдикт о предоставлении римского гражданства всему, а не только италийскому, свободному населению империи. По этому случаю жители Волюбилиса, неожиданно для себя ставшие полноправными римскими гражданами, и отгрохали Каракалле триумфальную арку, а потом кусали себе локти, поскольку в праздничном наборе к гражданству прилагалась воинская повинность и чувствительные налоги. Откопали Волюбилис французы в 1915, но не весь, в нашем веке работы были продолжены, и сегодняшний список достопримечательностей Волюбилиса достаточно объёмен, но оригинальными или изысканными эти достопримечательности не назовёшь: колонны храмов, на одной аисты устроили себе гнездо, смотрится интересно, опоры виадука, фундаменты жилых и административных зданий, развалины форума и общественного туалета. Как известно, гигиене и водным процедурам римские граждане придавали особое значение, поэтому недалеко от общественного туалета и фригидарий, и типидарий, и кальдарий, обязательные составляющие римских терм. Сохранилось интересное помещения для принятия солнечных ванн с необычным набором «каменных кресел», все тут же в них стали фотографироваться. Самое любопытное, на мой взгляд, в Волюбилисе это обилие прилично сохранившихся или прилично отреставрированных напольных мозаик, есть и эротического содержания, видимо, то был пол лупанария. В одном месте видели каменную плиту с барельефом в виде мужских гениталий, гид сказал, что это талисман на удачу, действительно, барельеф был изрядно потёрт. Одна туристка была озадачена: неужели они такую тяжесть с собой таскали, ну как тут было не пошутить, что подобный талисман у половины человечества всегда с собой. Осмотрев развалины, мы покидаем античный город, кстати, римляне это сделали в конце третьего века, когда землетрясение разрушило среди прочего виадук. Раскопки говорят, что в исламский и доисламский период тут тоже жили люди, но уже не так много, а окончательно город перешёл в категорию мёртвых после очередного землетрясения 1755 года.
Ослабевшую к пятому веку руку римлян в Марокко сменила рука вандалов, которых сюда забросило Великое переселение народов. В 429 Гибралтар пересекло примерно 80 000 вандалов, возглавляемых королём Гейзерихом, в последствие основавшим в Африке своё объединённое королевство вандалов и аланов. Византийской империи понадобилось сто лет, чтобы после многочисленных с переменным успехом стычек разгромить вандалов окончательно и бесповоротно, и Марокко перешло под очередную, на этот раз византийскую руку. Кстати, есть не опровергнутая никем гипотеза, что славяне если не близнецы вандалам, то родные братья. Византийской руке по причине сильной удалённости трудно было дотягиваться до этого края земли, а потому она не была сильно тяжёлой, почувствовав это, территорию Марокко без труда заняли племена берберов и более-менее укрепились, но в историческом масштабе длилось это ненадолго, Аллах уже диктовал свои повеления Мухаммеду, в которых были распоряжения и насчёт Марокко. Первое вторжение в Северную Африку арабы предприняли в 647 году, был подчинён Египет, но из-за внутренних распрей в Халифате дальше продвинуться и закрепиться не удалось. Следующая военная компания 665 года была более успешной, арабское войско, словно самум, пронеслось по Северной Африке, достигнув и завоевав часть Магриба, включающую Танжер. Византия сопротивлялась, сколько могла, но к 709 г. Магриб полностью стал арабским. Конечно, населявшие Магриб берберы никуда не исчезли, они приняли ислам и терпеливо ждали лучших времён. Тем временем в Халифате проходили большие изменения, место Омейядов у руля государства заняли Аббасиды, а центростремительные силы, спаивающие Халифат в единое целое, менялись на центробежные, пошёл процесс распада. Первым откололся Кордобский эмират в Испании, а потом уже Магриб. Случилось это в 777 г., когда Абд ар-Рахман ибн Рустам, используя новое течение ислама – ибадизм, организовал своё государство с центром в Кейруане. Чуть позже (784 г.) на территории Марокко нарисовался ещё один правоверный с наполеоновскими планами. Звали его Идрис ибн Абдаллах, он утверждал, что является правнуком Хасана ибн Али, внука самого Мухаммеда. Дело это тёмное, когда мусульмане раскололись на суннитов и шиитов, Хасан, второй праведный шиитский имам, в 669 г. был зверски убит. Ему было 45 лет, он был дважды женат и имел 7 детей, в том числе 5 сыновей. Продолживший дело Хасана его брат Хуссейн погиб в битве при Кербеле, вроде бы тогда же по уже сложившейся традиции перебили и детей Хасана, но может кто-то и уцелел, проследить нить связывающую Идриса и Хасана мне не удалось. Был ли Идрис настоящим потомком Мухаммеда или самозванцем, сейчас уже не важно, а важно, что Идрису удалось привлечь на свою сторону, кого силой, кого лаской, берберов и создать свой шиитский имамат. Первоначально он обосновался в знакомом нам Волюбилисе, столица №0, он же заложил первую из будущих имперских столиц Марокко – Фес, куда двор переехал уже после его смерти. Традиция утверждает, что Идрис ибн Абдаллах был отравлен (791 г.) по заказу багдадского халифа Гарун ар-Рашида. На момент смерти детей у Идриса не было, но прошло всего два месяца и одна из его наложниц, берберка Кенза родила сына, будущего Идриса II. Идрис второй оказался вундеркиндом, в четыре года научился читать, в пять писать, в восемь, так утверждает молва, знал наизусть Коран. Не смотря на исключительную мудрость, Идрису II вразумить всех только словом не удалось, как говаривал Аль Капоне, «Добрым словом и пистолетом вы можете добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом», и Идрис II ровно половину своей жизни (19 лет) провёл в военных походах, «объединяя Марокко под знаменем ислама». Свою столицу он перенёс в Фес и заново отстроил через 20 лет после основания города (789 г.) его отцом, в Фесе Идрис II и похоронен (829 г.). К сожалению, у Идриса II, не смотря на все его военные походы и мудрость, было много детей, и восемь его сыновей стали рвать отцовское наследство на части. Этим воспользовались правившие в Кордобе Омеяды, начавшие теснить Идрисидов с севера, с востока их теснили Фатимиды, тоже считавшие себя потомками Мухаммеда и Али. Фес переходил из рук в руки, а Идрисиды признавали себя вассалами то Фатимидов, то Омеядов. К тому времени ислам во многом исчерпал насильственные методы по своему распространению и перешёл к воздействию мягкой силой, воинов сменили проповедники, проникшие в Африку аж до Сенегала. Туземцы, грабившие и убивавшие до этого соседей из меркантильных соображений стали это делать во славу Аллаха. Чтобы соблюсти все тонкости новой сложной религии, пригласили знатока Абдуллу ибн Ясина. Он оказался ортодоксом, проповедовавшим фанатичный пуританизм, некоторым это пришлось по вкусу, к 1055 г. у Абдуллы набралось много сторонников, и они двинулись на Магриб. Победить своих противников Абдулле удалось чисто математически, он доказал, что тогдашние хозяева Магриба, дерут со своих подданных гораздо больше предела, заповедованного Мухаммедом, после этого народ переходил на его сторону добровольно. Своих приверженцев Абдулла ибн Ясин назвал словом Аль-Мурабитун, что-то типа сторожевые или пограничники, которое история донесла до нас в испанской версии Альморавиды. После смерти Абдуллы в 1059, знамя Альморавидов переходило из рук в руки, пока очередь не дошла до Юсуфа ибн Ташфина. В 1086 он провозгласил себя эмиром уже довольно разросшегося, вплоть до Испании, государства. Столицей своей он сделал основанный в 1060 своим предшественником Абу Бакром ибн Умаром Марракеш. Доживший почти до ста лет (умер 97-летним в 1106 г.) Юсуф был свидетелем расширения своего государства от Сенегала до Алжира, а вот Мусульманскую Испанию с Валенсией и Сарагосой присоединили уже его дети.
На смену Альморавидов, «стороживших чистоту ислама» не достаточно рьяно, пришли Альмохады «единобожники», обвинившие правящих после Юсуфа Альморавидов в нарушении основополагающих норм ислама, стремлению к роскоши и тому подобных мерзостях. Населявшие Магриб берберы снова взбунтовались, но уже под знамёнами лидера Альмохадов Мухаммада ибн Тумарта. Ибн Тумарт объявил себя махди, спасителем, и в 1128 его войска осадили Марракеш. Взять Марракеш не удалось, Ибн Тумарт погиб, но его сподвижник Абд аль-Мумин два года это скрывал, потом, разбив Альморавидов у Агмата в 1130, объявил себя халифом, с него и пошла новая правящая в Марокко династия. Войска Абд аль-Мумина взяли к 1147 Фес, а потом и Марракеш, спустя десять лет во власти аль-Мумина находился весь Тунис и Триполитания (Ливия). После столь славных дел ему ничего не оставалось, как принять после многочисленных просьб подданных титул Амир аль-муминин, что-то типа казахского елбасы, повелитель правоверных, ставящий аль-Мумина на одну доску с Аббасидскими халифами, владыками не только светскими, но и духовными. Титул это не канул в лету, а сохранился, марокканские короли носят его до сих пор. Умер Абд аль-Мумин в 1163, безуспешно пытаясь овладеть Испанией, умер в не так давно им отстроенной на атлантическом побережье «крепости победы», Рабат аль-Фатх на арабском, сегодняшней марокканской столице Рабате. Планы отца реализовал сын Абу Якуб Юсуф, захвативший к 1170 Андалусию и опустошивший Валенсию и Каталонию. Своей столицей он сделал Севилью, знаменитая Хиральда – его рук дело и дело рук его сына Абу Юсуф Якуба. Погиб Абу Якуб в 1184 не достигнув пятидесятилетия, попав под машину набиравшей обороты реконкисты, схлестнувшись с португальским королём Афонсо I и королём Леона Фердинандом II. За смерть отца отомстил сын, мусульманская империя нанесла ответный удар, дойдя до Мадрида и разбив кастильского короля Альфонса VIII в 1195 г. После этого Абу Юсуф Якуб, чтобы его имя не путали с отцовским, присоединил к нему добавочку аль-Мансур – «победитель». Свои последние годы Якуб аль-Мансур провёл в Марракеше, хотя столицей его государства считался Рабат, больше занимаясь строительством, чем военным делом. Умер аль-Мансур в 1199, пережив на год привеченного им «арабского Аристотеля» Авероэса. Якубу аль-Мансуру наследовал сын Мухаммад ан-Насир, но сдержать реконкисту, прогресс неумолим, ему не удалось, империя Альмохадов начала распадаться. Испанская территория стала сжиматься как шагреневая кожа, а с востока пришла ещё более страшная напасть – единоверцы Мариниды, обосновавшиеся в Ифрикии (Тунис) и с 1244 начавшие подбирать плохо лежащие куски империи Альмохадов. К 1248 они овладели Фесом и сделали его своей столицей. Удерживаться Маринидам у власти удавалось до 1465, после чего они попали в зависимость к своим когда-то бедным родственникам Ваттасидам. Именно Ваттасиды сдерживали в 1415 рвущихся на атлантическое побережье Марокко португальцев. Ваттасидов сменили Саадиты, убившие в ходе военных действий не имевшего наследников последнего Ваттасидского султана Али Абу Хассуну (1554 г.). Подобно Идрисидам Саадиты тоже считали себя потомками Мухаммеда и его внука Хасана ибн Али, ведя свой род от некоего Мухаммеда ан-Нафса аз-За-кийи, якобы внука Хасана. В это верили не все, принижая их происхождение до кормилицы Пророка Халимы бинт Аби Зу'айб, но никак не ниже. Достичь территории Альморавидов или Альмохадов империи Саадитов не удалось, с востока поджимала вошедшая в свою золотую пору Османская империя, с запада давили португальцы, зато Саадитам удалось продвинуться на юг до Тимбукту и захватить золотые копи в Западной Африке. Столицей своей они избрали марокканский город Тарудант, не удостоенный включения в список имперских городов, поскольку позже Саадиты перенесли свою столицу в Марракеш, а также по причине сегодняшней удалённости Таруданта от основных туристических троп.
Большинство, если не все, империалистические государства проходят в своём развитии стадию феодальной раздробленности, был такой период и в истории Марокко. Саадиты ослабли, потеряли свои золотые копи, и их держава затрещала по швам. В Рабате хозяйничали пираты, в Фесе сидел один правитель, в Марракеше другой, все непрерывно грызлись друг с другом. Конечный результат такой борьбы всегда известен, как в известном сериале, «должен остаться только один». Разумеется, это оказался горец, спустившийся, подобно лавине, с Атласских гор, звали его Мулай Рашид ибн Шериф. Шериф – это у арабов что-то вроде почётного титула, дословно знатный-честный-благородный, так стали называть появляющихся откуда ни возьмись в большом количестве после смерти внука Мухаммеда Хасана его потомков. Подыскал себе такого потомка в пращуры и Мулай Рашид, первый представитель правящей в Марокко до сих пор династии Алауиты. Начав с убийства сводного брата, Мулай Рашид захватил власть над восточным Марокко, потом прибрал к рукам северное, и, наконец, завоевав в 1666 Фес, а в 1669 Марракеш, объединил Марокко в одну державу. Процесс изучения Марокканских столиц начнём с Рабата, по времени последней, но первой попавшейся на нашем пути. Вот она уже показалась, но сил осматривать и описывать её уже нет ни у утомлённого длинным рассказом читателя, ни у меня. Отдохнём, отложив повествование до следующего раза.
Рассказ тянет на десертацию. Правда, какое отношение это имеет к туризму?
У каждого свои интересы в путешествиях, не всем дано писать туристическое типа: "Самое классное в ресторане это прекрасный вид на море и полуостров особенно во время ужина когда смотришь на закат. Бары и бармены отличные, не какого навязывания дополнительных напитков за деньги, напитки от пива до вина , джина всё наливают с улыбкой, для сравнения был во многих отелях и бармены всегда делали вид что ты им что то должен."
Очень информативный рассказ! Я вот ещё не была в Марокко, поэтому много нового и интересного узнала. Спасибо!
И Вам!
Как вижу, кратко - не доходит, сверну на старую дорожку.
Юрий, позвольте мне самой решать, я имею право на свое собственное мнение. А интернет я читаю и ещё много чего интересного.
Проснется Юрий и искать:
Кого ещё тут ... заприметить,
Кого журить, кого отметить,
А кого просто обо...ать.
По-моему, все просто и ясно. Автор волен писать то, что ему хочется. А читатель волен читать то, что ему хочется и, соответственно, не читать то, что не хочется.
По мне, так зачем копать интернет, когда Александр и тут все прекрасно и подробно расписал. И времени кучу многим сэкономил. И почитать интересно!
Ой, да тут горячо, оказывается)))По-моему, все просто и ясно. Автор волен писать то, что ему хочется. А читатель волен читать то, что ему хочется и, соответственно, не читать то, что не хочется.По мне, так зачем копать интернет, когда Александр и тут все прекрасно и подробно расписал. И времени кучу многим сэкономил. И почитать интересно!
Да уже администрация всё затушила.