2017 мгновений весны (ч.2)
Май 2017
дата поездки
30.07.2017
написано
2017 мгновений весны (ч.2)

«Именно здесь Штирлиц, как правило, назначал встречи своим агентам, поэтому довольно часто, освободившись, он заходил к Плейшнеру, и они бродили по громадным пустым залам величественных Пергамона и Бодо».

В 1999 архитектурный и культурный ансамбль острова включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а началось всё с Фридрихов Вильгельмов. Второй поддержал предложение о создании музеев Античности и Нового времени, третий своим указом от 1810 повелел заложить «публичное собрание тщательно отобранных произведений искусства». Была создана соответствующая комиссия, немецкая пунктуальность никогда не подводит, под руководством Вильгельма фон Гумбольта, старшего брата Александра фон Гумбольта известного географа, ботаника, путешественника, и музеи стали расти как грибы. В 1830 открылся первый Королевский, сегодня он называется Старый, в 1859 Новый, это уже при Фридрихе Вильгельме IV, в 1876 Национальная галерея, сегодня - Старая национальная галерея, в 1901 открылся Музей кайзера Фридриха, с 1956 Музей Боде, в честь немецкого историка искусств, о чем Штирлиц в 1945, не смотря на свою поразительную осведомлённость в делах Третьего рейха, понятное дело, знать не мог. Последним в 1930 распахнул свои двери Пергамский музей. Мы заранее не планировали очерёдность посещения музеев, положась на волю случая. Первым по дороге попался Старый музей, там мы за 18 евро приобрели карту, дающую право на посещение всех четырёх музеев в течение суток. Сегодня здесь размещена античная коллекция. Вполне логично, здание и выполнено в соответствующем стиле – прямоугольный фасад украшают ряды колонн ионического ордера, по бокам от входа две бронзовые конные статуи «Боец со львом» и «Сражающаяся амазонка». Заглянем внутрь... в Греческом зале, в Греческом зале… обилие ваз, бюсты и торсы разной сохранности и времени создания, античные воинские шлемы, погребальные саркофаги, глаз ни на чем подолгу не останавливается. А вот и след Штирлица, цитируем «Плейшнер уже знал, что Штирлиц обязательно будет долго любоваться скульптурой "Мальчик, вынимающий занозу"». Вот тут чутьё разведчика Штирлица подвело, никогда он не был так близок к провалу. Дело в том, что он любовался одной из бесчисленных копией эллинистической статуи на избитый сюжет, да ещё и с восстановленными в 19 веке частями. Зато следующий выбор Штирлица, что называется «в десятку». «Он знал, что Штирлиц несколько раз обойдет скульптурный портрет Цезаря - из черного камня, с белыми остановившимися неистовыми глазами, сделанными из странного прозрачного минерала». Это так называемый «Зелёный Цезарь» из зелёного сланца, не путать с салатом. Изготовлен, скорее всего, в Египте, во всяком случае, именно там месторождения этого минерала. Мраморные глаза – позднейшая вставка. Рассматриваемый скульптурный портрет, возможно прижизненный, не очень похож на три канонических примерно тех же времён, но в этом и ценность. «Зелёный» самый живой и человечный, приобретён для Фридриха II, видимо, как объект для подражания, в 1767 в Париже. Не будем ханжами и заглянем в зал античного эротического искусства. Вазы и чаши с соответствующими сценами, мелкая скульптура и огромное количество фаллосов разного размера и материала, как сказал бы поэт, на любой вкус и цвет.
Времени мало, а объектов для осмотра множество, поэтому поспешим в следующий Новый музей. Он был сильно повреждён в военное время и до 1986 оставался «самыми красивыми руинами Берлина». Торжественное открытие состоялось в 2009. Сегодня тут царство Египта, и если в Старом музее просто хорошая античная коллекция, то в Новом уникальная, и всё благодаря Нефертити.
Из характеристики египетской царицы 18 правящей династии, 1370-1330 до н.э. годов жизни: полное имя Нефер-Неферу-Атон Нефертити «прекрасная красота Атона, красавица пришла», хотя я бы перевёл «тити» несколько иначе, точнее вообще не стал бы переводить. Верная жена фараона Эхнатона, он же Аменхотеп 4, мать шести дочерей, верный соратник мужа и непримиримый боец с врагами бога Атона. Однако, её арийское, то бишь египетское происхождение под большим вопросом. Вероятно, принцесса Митанни, государства, заселённого хурритами и семитами. В конце правления Эхнатона подверглась опале. Подумать только… уже тогда семитов ущемляли.
Быстро пройдём по залам, мельком косясь на экспонаты, к главной жемчужине коллекции - Бюсту Нефертити. Это единственный объект всех музеев Музейного острова, который нельзя фотографировать. Причём, учитывая возможности современной фототехники, зоркие стражи стоят и в смежных залах, остаётся просто смотреть и наслаждаться. Ну почему самые красивые женщины всегда достаются самым замухрыжистым мужикам! Единственное, что портит красавицу – отсутствие одного глаза. От времени немного пострадали уши, зато все остальные черты на лебединой шее безукоризненны в своём совершенстве. Источники говорят, что бюст найден 6 декабря 1912 экспедицией Людвига Борхардта на раскопках Эхнатоновой столицы Амарны. Апокрифы сообщают, документального подтверждения этому нет, чтобы вывезти находку из Египта, её временно изуродовали наложенным гипсом, и египетские власти признали находку малоценной. Поступок, мягко говоря, не совсем честный и даёт право египтянам, впрочем, без особого успеха, требовать возвращения бюста на родину. Есть, правда, и другая версия – Германия вела раскопки в Амарне на условиях: половина себе, половина Египту, лоты формировала Германия, выбирал Египет. Борхардт так разделил найденное, что бюст вошёл в одну половину, а «Каирский складной алтарь» - раскрашенная стела с изображением Эхнатона, Нефертити и трёх дочерей в другую. Выбиравший за Египет Гюстав Лефевр взял ту, где «алтарь». Вроде бы всё честно, но в 2009 немецкий египтолог Рольф Краусс предположил, имелись основания, что «алтарь» подделка, специально подсунутая Борхардтом, чтобы заполучить «бюст». Явление Нефертити широкой публике состоялось в 1924 году. Во время войны бюст спрятали сначала в бункер зенитной башни, а когда совсем запахло жареным, в соляной шахте у городка Меркерс-Кизельбах в Тюрингии. Нашли американцы, поэтому до 1956 бюст находился в Висбадене, потом в Западном Берлине, в 2005 переехал в Старый музей, а в 2009 в реконструированный Новый. Бюст выполнен из известняка, покрыт гипсо-ангидритовой смесью и раскрашен, глазная вставка – горный хрусталь. Поразительная сохранность бюста, из ряда вон выходящие художественные достоинства, отсутствие одного глаза породили версию, что бюст тоже подделка. Если это так, Борхардту в чувстве юмора не откажешь. Есть данные, что Борхардт активно общался с продавцами и изготовителями подделок, которых к тому времени развелось видимо-невидимо, Германия подчищала за облазившими Египет вдоль и поперёк прежде Францией и Великобританией, но якобы только для того, чтобы научиться отличать подделки от оригинала. У сторонников обеих версий, подлинности и фальсификации, есть свои доводы и контрдоводы, а читателю остаётся просто сердцем, на веру принять одну из сторон. Сложности датировки бюста в том, что он практически не содержит органического материала и радиоуглеродный анализ невозможен. Всего один глаз – главный довод сторонников фальсификации, якобы только он и древнеегипетский, пару одинаковых найти практически нереально, но сторонники подлинности приводят следующие доводы: второго глаза никогда не было либо из-за незавершённости произведения, либо это была модель для ваятелей, либо по мистическим причинам, с двумя глазами бюст мог бы похитить у Нефертити душу.
Номер два в табели о рангах древнеегипетских ценностей Нового музея занимает небольшая головка царицы Тии, главной жены Аменхотепа III, свекрови нашей красавицы Нефертити, Подлинность несомненна, но впечатления от осмотра даже не бледная копия. Впрочем, яркая мишура часто мешает человеку (человечеству) разглядеть истинные ценности. Номер три закрепился за «Зелёной головой», произведение позднего периода (350г. до н.э.) - скульптурным портретом мужчины, далёкого от канонов древнеегипетской красоты, что придаёт изображению индивидуальность, реалистичность и роднит с древнегреческим искусством. Четвёртое, пятое места снова у Нефертити, её неземная красота запечатлена ещё и в камне, и в глине. Кроме египетских древностей в Новом музее собраны образцы и европейского неолитического искусства: украинские «каменные бабы», кикладские идолы, первобытные «венеры», черепа и кости далёких предков.
Отдохнуть от древностей отправляемся в Старую национальную галерею, помпезное здание в виде римского храма. Перед зданием бронзовая конная статуя Фридриха Вильгельма IV, как будто бы он даже собственноручно эскиз для здания делал. Коллекция началась с 262 картин, подаренных банкиром Иоганном Генрихом Вагенером. Сегодня в собрании работы немецких «классицистов» и романтиков, французских импрессионистов и ранних немецких модернистов. Выделим «Сирень в стакане» Эдуарда Мане, «Мулен де ла Галетт» Ван Гога, пейзаж и натюрморты Сезанна, немного Ренуара, Дега, Моне, Тулуз-Лотрека, Писсаро, Синьяка. На всё это сосредоточенно взирает Роденовский мыслитель, рядом того же автора влюблённые, едва вылупившись из мрамора, самозабвенно занимаются друг другом.

«Проходя через пустые залы «Пергамона», Штирлиц часто задавал себе вопрос»

Идя путями Штирлица, мы тоже проникли в Пергамский музей. К нашему сожалению, пустыми его залы назвать никак нельзя. Это самый посещаемый музей Берлина и всей Германии, причём не очень понятно почему. Первое, перед чем мы остановились – Ворота Иштар.
Из характеристики богини Иштар. Иштар, она же Истар, она же Астарта, она же Анунит. В шумеро-аккадской, ассирийской и вавилонской мифологии центральное женское божество. Богиня плодородия, плотской любви, войны и распри, олицетворение планеты Венера, покровительница проституток. Жена Мардука.
Ворота, посвящённые столь важному и грозному божеству были возведены в Вавилоне 575 году до н.э. по приказу Навуходоносора разрушителя Соломонова храма. Как будто бы это именно он, а не Семирамида, автор знаменитых висячих садов, которые были разбиты для его жены Амитис. Победив Иудею, Сидон, Аммон и Моав, Навуходоносор решил заняться мирным строительством и увековечить память о себе любимом. Был построен новый дворец, новые городские стены и, соответственно, новые ворота. Ворота Иштар открывали дорогу процессий, по которой в Вавилонский новый год несли благодарные вавилоняне щедрые дары своему верховному богу Мардуку. И ворота, и дорожные стены, можно увидеть макет, были сложены из глиняных кирпичей, облицованы ярко синей глазурью и украшены барельефами львов, быков и сирушей, мифических животных, представляющих собой помесь змеи, льва и грифона. Конечно, перед нами грандиозная реконструкция, но с вкраплением подлинных плиток, их мы можем узнать по несколько поблёкшим за два с половиной тысячелетия цветам. Открыл эти ворота немецкий археолог Роберт Иоганн Кольдевей во время раскопок близь Багдада, которые он вёл с 1899 по 1917. Реконструкция ворот в музее относится к 1930. Рядом с воротами подлинная стела, содержащая следующую клинописную информацию: «Я - Навуходоносор, царь вавилонский, благочестивый государь, правящий по воле и благоволению Мардука, высший правитель Города, любимец Неба, хитроумный и неутомимый… всегда пекущийся о благополучии Вавилона». Поскольку Кольдевей копал не только в Багдаде, но и исследовал руины Ашшура, Урука, Ниневии и Ларсы, находки есть и оттуда. Из Ашшура, первого ассирийского города, потёртые культовые рельефы, храмовый инвентарь второго тысячелетия до н.э. Ворота Иштар не единственная реконструкция в музее, например, выставлены ассирийские крылатые львы с человечьими бородатыми головами – копии с фигур, находящихся в Британском музее. Ещё одной крупной удачей методичных немецких археологов является вывоз орнаментального рельефного фриза, так называемый фриз из Мшаты, середины 8-го века, украшавшего недостроенный дворец Омеядов. После убийства халифа Аль-Валида II строительство прекратилось, землетрясение и пески иорданской пустыни довершили упадок. Этот фриз подарок Вильгельму II от своего верного союзника турецкого султана Абдул-Хамида II. Осмотрев названные и ещё ряд второстепенных экспонатов, мы захотели, наконец, увидеть главную, титульную достопримечательность – Алтарь. Мечта эта зародилась ещё в путешествии по Турции при осмотре развалин античного Пергама. Пробежали по музею ещё раз, наткнувшись на реконструкцию ворот Милетского рынка и античные мозаики, но алтаря так и не обнаружили. Поскольку мы не боялись, подобно Штирлицу, быть раскрытыми, вопрос о нахождении Пергамского алтаря адресовали не себе, а музейным хранителям. Добродушный пожилой дядечка в красном галстуке объяснил нам, что Пергамон в процессе масштабной реконструкции, которая завершится к 2025 году, а пока мы можем на соответствующем мониторе совершить виртуальную экскурсию. Вот так, Пергамский музей без пергамских экспонатов, выходит «сапожник без сапог» не только у нас. Честно говоря, в Новом музее мне понравилось больше, На мой вкус реконструированные руины уместнее и сильнее трогают, если не на своём историческом месте, то хотя бы на открытом воздухе, а не в замкнутом пространстве.
Музей Боде, последний из четвёрки, пожалуй, самый малолюдный. Открылся в день рождения второго, самого недолгого германского кайзера Фридриха третьего и до 1945 носил его имя, потом десять лет стоял безымянным и, наконец, обрёл нынешнее имя своего первого директора Вильгельма фон Боде. Поскольку музей стоит на самом носу острова Шпреинзель, имеет треугольную в плане форму необорочного вида. Главная вершина треугольника украшена мощным куполом. Одной из жемчужин музея Фридриха был «Кабинет Тьеполо» - небольшой зал, богато орнаментированный и украшенный фресками знаменитого венецианца, созданными для одного итальянского палаццо и выкупленными Боде в 1899. Разумеется, кабинет сгорел в пожаре Второй мировой, но был восстановлен по одной чёрно-белой фотографии. Сегодня тут деревянная скульптура и картины европейского возрождения, есть Лукас Кранах, византийское искусство, коллекция монет и медалей, а также какие-то современные инсталляции, не знаю постоянные или временные. На нашу долю выпал осмотр манипуляций художников с денежными знаками. Одни придумывали свои купюры, другие изгалялись над уже существующими. Апофеозом служит милая хрюшка (реальное чучело), поглощающая в соответствии с русской пословицей об избытке денежных знаков купюры разными местами.

«Штирлиц решил для себя, что сегодня он освободится пораньше… Но освободиться пораньше Штирлицу так и не удалось».

Выползли мы из музея Боде близко к времени закрытия, изрядно обессиленные от физических перемещений и обилия отсмотренных экспонатов. Наш штадтфюрер, узнав от нас о желании посетить все четыре музея на Шпреинзеле, предупреждал о возможности вспышки синдрома Стендаля, но мы заверили его, что имеем стойкий иммунитет, похоже несколько переоценили свои возможности. Перевели дух на лавочке, разглядывая девицу, запускающую в космос на радость сбежавшимся детишкам гигантские мыльные пузыри. Время шло, нужно было двигать в сторону гостиницы, досматривая попадающиеся по дороге достопримечательности. Первый на нашем пути, так решили, Мемориал жертвам Холокоста. Воздвигли его на месте (точнее рядом) разрушенной рейхсканцелярии и взорванного бункера Гитлера. В 1988, благодаря журналистке Леи Рош и историку Эберхарду Йеккелю, было создано «Общество содействия строительству мемориала уничтоженным евреям Европы». В 1995 был объявлен открытый конкурс на лучший проект мемориала. Было представлено 528 работ. Победил, хоть и не бесспорно, были ещё финалисты, проект Питера Эйзенмана и Ричарда Серра (Нью-Йорк), но авторам предложили проект переработать. Деконструктивист Эйзенман согласился, скульптор Серра отказался. 25 июня 1999г. германский бундестаг принимает решение «возвести на предусмотренном месте «памятник уничтоженным евреям» в виде поля, покрытого стелами, по проекту Питера Эйзенмана». 27 января 2000 г. был заложен первый камень. 10 мая 2005 г. все запланированные 2711 стел были возведены, и памятник в присутствии 1200 гостей со всего мира был торжественно открыт. Не знаю, возможно, этот памятник нужно осматривать в хмурый зимний день, а не в погожий весенний, но бетонные блоки размера 2,38 м на 0,95 м и разной, до 4,5 м высоты, не передают ужас события, о котором призваны напоминать. И не я один тут такой бесчувственный, большинство фотографирует себя и друг друга в картинных позах и с широкой улыбкой, спокойно развалясь на блоках. Тем не менее, моя попытка встать на одну из стел, только для фотографирования мемориала сверху, была быстро пресечена полицейским. Становиться на них, получается, нельзя, а лежать-сидеть сколько угодно. Перемещаясь между стелами по выбранному направлению, едва не столкнулся с человеком, двигающимся перпендикулярно.
По мне более проникновенно, чем все эти 2711 блоков выглядит, поставленный на середине улицы 17 июня одинокий памятник Герхарда Маркса «Зовущий». … «Когда они пришли за коммунистами, я молчал, потому что я не коммунист. Когда он пришли за социал-демократами, я снова молчал, я не был социал-демократом. Когда пришли за евреями, я тоже молчал, поскольку я не еврей. Когда пришли за мной, звать было уже некого».
От последнего крупного берлинского памятника жертвам нацизма перейдём к первому памятнику павшим советским воинам в Тиргартене. Всего было возведено три подобных мемориала. Самый известный - памятник Воину-освободителю в берлинском Трептов-парке открыт 8 мая 1949, в ноябре того же 49-го года открыли мемориал в Панкове. Мемориал в Тиргартене открыт раньше всех в британской зоне, парадом союзных войск 11 ноября 1945 года. Все перечисленные памятники являются и местами захоронений. В Тиргартене похоронено до 2500 человек, но на мемориальных плитах лишь 178 имён. Вид у памятника традиционный, в середине на постаменте восьмиметровая бронзовая статуя советского воина и надпись «Вечная слава героям павшим в борьбе с немецко фашистскими захватчиками за свободу и независимость Советского Союза 1941 1945». На обрамляющем монумент портике имена погибших при штурме, сгруппированы по родам войск. Сзади памятника любопытный информационный центр с фотографиями Берлина 45 года. Вечного огня нет, по бокам мемориала две пушки-гаубицы и два танка на постаментах, участвовавших в штурме. Меня заинтересовали танки, они не были похожи на танк мемориала в центре Калининграда. Оказалось, что у нас стоит танк Т-34-85, последняя модификация, производившаяся с 1944 по середину пятидесятых, выпущено более 35 тысяч. В Берлине же танки Т-34-76, пущенные в серию с 1940, их было произведено чуть меньше, около 34 тысяч штук. Сначала я решил, что использована в мемориале более ранняя модификация, поскольку Т-34-85 могли ещё послужить по прямому назначению, а потом всё-таки склонился к мнению - более чем символично поставить танки, прошедшие путь от Москвы до Берлина. Обратил внимание на номера боевых машин – 200 и 300, сразу ассоциации с «двухсотым и трёхсотым грузами», конечно, создатели Мемориала ни о чём таком не думали, эти обозначения убитых и раненых возникли в ходе афганских событий, случившихся на 40 лет позже.
Дальше наш путь лежал мимо колонны Победы по тиргартенским паркам, бывшим охотничьим угодьям Бранденбургских курфюрстов. Живой крупной дичи не встретили, только в виде бронзовых изваяний с бронзовыми же охотниками, но кролики попадались в изрядном количестве, утки тоже встречались, были и страусы – это мы вырулили к решётке Берлинского зоопарка. Собственно, Тиргартен на немецком и означает зоопарк. Выбравшись на простор улиц Шарлоттенбурга, обуреваемые желанием срезать свой путь, немного поплутали, но вскоре выбрались на знакомую Курфюрстендамм. Дальше путь нас потёк плавно в соответствии с распоряжениями Ампельмана. Так в Берлине называют загорающегося в кругах пешеходного светофора человечка. Этого милого господина, не называть же его херром, в шляпе придумал в октябре 1961 специалист по транспортной психологии Карл Пеглау из ГДР. Когда Германия объединялась, светофоры с Ампельманом стали массово скручивать и вводить международный безликий символ, но берлинцы массово же запротестовали, и весёлый человечек остался. Даже распространился, в чём мы убедились, и на западную часть города, став после крашеного медведя самым популярным берлинским символом и сувениром, маркой некоторых товаров и названием ресторана.
Кстати о ресторанах, жена после всех дневных мытарств категорически настаивала на посещении, отвергая сходу все мои предложения по знакомству с замечательным немецким фастфудом. Конечно, читатель помнит самую волнующую сцену фильма «17 мгновений» в ресторане «Элефант». К сожалению, не могу привести подходящей цитаты – встреча Штирлица с женой – плод фантазии исключительно Татьяны Лиозновой и состоялась в полнейшей тайне от Юлиана Семёнова. Не встретив по дороге «Элефанта», решили порелаксировать в «Бизоне» - всё-таки тоже, можно сказать, представитель большой пятёрки. Предпочтя немецкому айсбайну, четырёхсотграммовые аргентинские стейки, на запивку взяли, надо и хозяев уважить, берлинское пиво.
Отъезд был намечен на 12 следующего дня, имевшиеся у нас в распоряжении пару часов решили посвятить Берлинскому зоопарку. В нашем городе тоже есть неплохой зоосад. Он несколько моложе, Берлинский открылся в 1844, Кёнигсбергский в 1896, но значительно уступает по разнообразию собранных видов. В Берлинском 1500 видов и 15000 особей, кажется, это мировой рекорд. Калининградский в четыре с лишним раза скромнее – 312 видов и порядка 3500 особей. Вторая мировая сильно покалечила оба зоосада, в Берлинском из 3715 животных выжили 91, среди которых два льва, две гиены, один слон, один бегемот, один шимпанзе. Про Кёнигсбергский вообще ужасы написаны: Вторую мировую пережили только четверо животных — лань, осёл, барсук и бегемот. Не верится, какие-то бременские музыканты получаются. Я то всегда наивно считал, что первые виденные мной в жизни слоны – ещё немецкие, оказывается нет, советские, самые счастливые в мире. А вот увиденный бегемот, ему дали имя Ганс, действительно, наследство Третьего рейха. В городских анналах остались записи зоотехника о его реабилитации, приведу небольшие выдержки: «…Бегемот принялся кушать. Но через 3 дня отказался. Я поспешил дать Бегемоту водки. Дал 4 литра. После чего Бегемот стал сильно просить кушать… Прошло 2 недели. Бегемот кушает слабо. Я решил дать водки, 4 литра. Бегемот стал кушать хорошо… Бегемот оправляется, — но плохо кушает. Я решил дать водки (4 литра). И Бегемот отлично стал кушать». К тому времени, когда я стал посещать зоопарк, Ганс окончательно превратился в мрачного, угрюмого алкоголика. Часами лежал в тёмной, мутной жиже бассейна, являя миру плохо различимые кончики ноздрей, а в лучшем случае небольшую часть своей необъятной задницы.
Главный вход в Берлинский зоопарк напоминал вход в Калиниградский – невысокие строения по бокам, увенчанные скульптурами животных. Было общее и в организации вольеров. Бабуины, горные козлы и ещё ряд животных обитали в рукотворных каменных горках, такие же остались в наследство и нам. Помню в революционные девяностые недавно возникшая частная телекомпания смело сообщила в эфире, что в павильоне с ластоногими, такая же каменная горка, обнаружена Янтарная комната. Желающие могут присутствовать при раскопках, которые состоятся в Калининградском зоопарке 1 апреля в 10 часов утра. Девушка, пересказывавшая мне содержание передачи, сам я выпуск не видел, и поверившая в услышанное всем сердцем, никак не могла понять, почему после слов: «обнаружен янтарный стол и два янтарных стула», я залился гомерическим хохотом.
Стоимость входного билета скромной не назовёшь – 14.50 евро, но это не останавливает 2.6 миллиона ежегодных посетителей, что вдвое больше посещаемости Пергамского музея. Для методичного осмотра времени у нас было недостаточно, поэтому какого-то особого удовольствия, качественно отличного от посещения Калининградского или Московского зоопарков, я не получил. Кроме обычных для большинства зоопарков слонов, жирафов, львов, тигров, бегемотов, носорогов, медведей попадались и уникальные виды. Это, прежде всего, чрезвычайно требовательные к условиям содержания Императорские пингвины, не знаю, какой ещё из зоологических садов может похвастаться их наличием. Видеть их живьем мне раньше не доводилось, но чтобы наблюдать за ними, нужно запастись терпением, уж больно медлительны, в какой-то момент может показаться, что это не живые птицы, а чучела. Зато обитающие здесь же Хохлатые пингвины в воде стремительны, как торпеды. Из шести пингвиньих родов в Берлинском зоопарке представлена половина, ещё не помянуты Очковые, но это самые неприхотливые, а потому наиболее часто встречающиеся в неволе пингвины, им дозволено находиться на открытом воздухе. Неплохое обиталище отгрохано для приматов, которые тоже широко представлены. Есть и из Африки, и из Азии, и из Америки. Для обозрения выставлен за стеклом даже вид «гомо сапиенс», сосредоточенно готовящий еду для своих собратьев, которым больше повезло с местами на эволюционной лестнице. И закончим свою краткую экскурсию у вольера с животным, открытым европейцами лишь в начале прошлого века. Это национальный символ королевства Бутан Золотистый такин. «То ли буйвол, то ли бык, то ли тур» - это, наверное, про него.
Из зоопарка вышли к назначенному часу, но автобус снова опоздал, и нам пришлось понаблюдать тихую демонстрацию работников зоопарка, не довольных своим заработком, один из протестующих нарядился гориллой. Чем дело закончилось, мы так и не узнали, подошёл автобус. Потянулись районы Восточного Берлина, будящие своей неуловимой похожестью воспоминания о нашем советском прошлом. Заканчивать на такой минорной ноте не хотелось бы, тем более на дворе 8 мая. В этот день в этом городе 72 года назад была подписана безоговорочная капитуляция в 0.43 по московскому времени. Поэтому Европа отмечает День Победы 8, а наша страна 9 мая. Когда в перестроечное время курочили список и даты государственных праздников, могли бы отнятое от первомая и ноябрьских добавить к 9 мая, и отмечать праздник Победы 8 и 9 мая, он этого заслуживает. Кстати, по калининградскому времени капитуляция была подписана 8, нет, нужно было подобно РПЦ упереться, и если любящему гульнуть народу отмечать Рождество и Новый год по два раза не возбраняется, то отколовшиеся братские республики, посмевшие передвинуть празднование на 8, предаются анафеме.

«Сначала Штирлиц не поверил себе: в саду пел соловей».

Заехать в Трептов парк у нас времени не было, поэтому в память о событиях мая 45-го расскажем, я специально приберёг этот эпизод для финала, о событии 7 мая (день подписания первой капитуляции Германии в Реймсе) на Жандарменмаркт. Описывая эту площадь ранее, я не сообщил вдумчивому читателю происхождение такого странного названия. Дело в том, что «король-солдат» Фридрих Вильгельм I держал здесь конюшни своей элитной кавалерии – полка кирасир, которых звали на французский манер «gens d'armes». До этого площадь именовали и Липовым, и Средним, и Фридрихштадским, и Новым рынком, в ГДР это была Площадь Академии. В 1946 году здесь выступал ансамбль Александрова, в 1990 в честь воссоединения Германии тут исполнялась 9-ая симфония Бетховена. Её четвёртая часть «Ода к радости» - Гимн Евросоюза. Сегодня тут к шести часам вечера собралось много русских, немцы тоже присутствовали, встречались, что логично, и турки, поскольку ждали Хор Турецкого с его Песнями Победы. На огороженные сидячие места где-то продавались билеты, но большинство предпочло постоять и послушать за бесплатно. Опоздав с началом минут на 40, коллектив начал своё выступление. Не все номера и манера исполнения были бесспорны, например, «Песня Варяжского гостя», «Ваше благородие», но были и неразрывно связанные с Великой Победой «Три танкиста», «Катюша», «Смуглянка», «Нам нужна одна победа», «Бухенвальдский набат» зал выслушал стоя.
Возьмём из выступления и слова, подходящие к нашему случаю:
Ехал я из Берлина
По дороге прямой
На попутных машинах
Ехал с фронта домой.

Подошли не все слова, но не будем их из песни выкидывать. Частично подойдёт и следующий куплет.
Очень дальние дали
Мы с друзьями прошли
И нигде не видали
Лучше нашей земли.

Есть запев, значит должен быть и припев.
Эй, встречай,
С победой поздравляй,
Белыми руками
Покрепче обнимай.
Впрочем, тут я невольно вторгаюсь в область не свойственного себе жанра, признанные мастера которого – завсегдатаи на этом сайте, а потому ставлю на этом точку

Оцените отзыв
5.0
8 оценок
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Другие отзывы автора:
Комментарии
(6)
Напишите ваш комментарий
Для комментирования   войдите   в кабинет
Simha Sheli
30.07.2017 19:08
А фотографии?
Общение этого пользователя заблокировано администрацией сайта!
[quote][b]Simha Sheli[/b]
А фотографии?[/quote]

Вуаля
С.Серый, как всегда, информативно, с исторической справкой, с юмором. Все, как я люблю. Пишите еще.
P.S. Упоминаемую притчу из проповеди Мартина Нимеллера "Когда они пришли..." нашим согражданам, живущим по принципу "Моя хата с краю", читать по три раза в день!!!
[quote][b]Alexey Smysloff[/b]
С.Серый, как всегда, информативно, с исторической справкой, с юмором. Все, как я люблю. Пишите еще.P.S. Упоминаемую притчу из проповеди Мартина Нимеллера "Когда они пришли..." нашим согражданам, живущим по принципу "Моя хата с краю", читать по три раза в день!!![/quote]

Алексей! Спасибо за тёплые слова. Только для таких читателей и пишу.