Мясо в стиле «латино». Парагвай.
Апрель 2007
дата поездки
26.10.2015
написано
Мясо в стиле «латино». Парагвай.
Следующая страна по пути нашего следования – Парагвай. Утром нас ждал перелёт Буэнос-Айрес – Асунсьон. По прилёту группу встретила бывшая россиянка Марина и повезла в пятизвёздочный отель «Яхт и гольф клуб» селиться и обедать. В программе нашего тура обеда запланировано не было, поэтому эта неожиданность приятно порадовала. Тем более в меню входил рыбный супчик, о котором наши измученные мясом желудки давно, как выяснилось, тосковали. Русских туристов в Парагвае бывает мало, 4-6 групп за год, поэтому русскоговорящему гиду в Парагвае не выжить, и у Марины есть другая работа – преподаёт в университете за 6$ в час. Что скажете о расценках, Парагвай и Россия близнецы-братья? Как раз в день нашего приезда у Марины вечером занятия, поэтому нас она поручает заботам своей 18-летней дочери Кристины. Девочка обзавелась путеводителем на испанском и старательно делится почерпнутой оттуда информацией, пропуская слова, перевод на русский язык которых она не знает. Парагвай страна двуязычная, официальными языками являются испанский и язык индейского племени Гуарани. Двуязычность связана с большой долей индейской крови, текущей в жилах парагвайцев и тому есть историческое объяснение. Парагвай находится несколько «в глубине» американского континента, добравшиеся туда испанские конкистадоры до этого уже вдоволь навоевались, истосковались по женщинам, к счастью оказалось, что у обитавших здесь индейцев племени Гуарани в женщинах наблюдался небольшой избыток. Что называется, стороны договорились полюбовно. Данный союз был благословлен самой Девой Марией, поскольку столица Парагвая Асунсьон получила своё название от религиозного праздника Успения богоматери, что собственно на испанский и переводится словом Асунсьон (вознесение), по времени совпавшим с основанием города (15 августа 1537г.). Такое официальное двуязычие требует политкорректности в изложении исторических фактов. Кристина рассказывала о могущественном, но очень миролюбивом племени гуарани; повествуя о военных столкновениях индейцев с испанцами, в частности о сожжении основанной в тех местах ранее крепости Святого духа, неизменно добавляла, что это были «не индейцы племени гуарани». Как говаривал товарищ Саахов, «где-то высоко в горах, но не в нашем районе». Само название страны – Парагвай от одноимённой реки имеет «гуаранические корни» и означает, как нам приблизительно перевели, «вода, текущая к воде, стремящейся стать большой водой», видимо Уругвай, исследованный нами ранее, течёт от большой воды, но тоже к чему-то стремится. Парагваю как-то сразу не повезло с государственным устройством, провозглашённая в 1811 году независимая республика сразу же получила своего первого пожизненного диктатора Хосе Гаспара Родригеса де Франсиа. Один из следующих диктаторов Франсиско Лопес, вообразив себя южно-американским Наполеоном, создал прекрасную армию и попытался сразиться с объединёнными силами Аргентины, Бразилии и Уругвая, в результате страна потерпела сокрушительное поражение. Война длилась пять лет, из миллиона трёхсот тысяч населения в живых осталось около 6000 мужчин и 200 000 женщин. Это способствовало ещё большей метизации населения, индейцы, в отличие от негров, на libertad o muerte не ведутся, предпочитая внутреннюю свободу внешним обстоятельствам. Небольшое утешение для Лопеса – он был похоронен в мавзолее, отдалённо напоминающем Собор Инвалидов – усыпальницу Наполеона. Последний диктатор Парагвая Строснер, вещала Кристина, издевался над собственным народом – исчезали люди, их пытали, сбрасывали с самолётов в воду. Не Строснер, а Стреснер, поправили наши. В Парагвае говорят и пишут Строснер, оправдывалась Кристина. А в России – Стреснер, возражали наши. В России – Путин, внёс определённость я. Осмотрели дворец, в котором живёт сегодняшний президент, дворец строился для погибшего в большой войне франкофила Франсиско Лопеса в стиле отдалённо напоминающем версальский дворец. Попытки ступить на газон перед дворцом, чтобы сделать фото, пресекались на корню бдительной охраной с автоматами, тут, как говорится, особо не поспоришь.Стоит сказать, что как только мы ступили на землю Асунсьона, нас выследили индейцы, не индейцы племени гуарани. Один из них, старый и опытный воин с точно из камня высеченным лицом цвета бронзы, а точнее цвета земли, на которой он родился и прожил всю свою многотрудную жизнь, только там я осознал, почему индейцев называют краснокожими, следовал за нами неслышно и неустанно, держа наготове лук и стрелы. Нет, ему не нужны были наши скальпы, ему нужно было содержимое наших кошельков. Он не собирался пронзать нас стрелами, с помощью его лука это было сделать невозможно, он собирался нам всё это продать, но поскольку лук и стрелы были бутафорскими, а не боевыми, свои планы ему осуществить так и не удалось. Вместо милитаристских предметов мы докупили до кучи парагвайских «чашек для матэ» по здешнему гуампа, которые мы поименовали между собой по их предназначению – матэшницы, здесь они в отличие от Уругвая изготавливаются из приятно пахнущего палисандрового дерева и обтягиваются (либо нет) кожей. Кстати, в Аргентине деревянные матэшницы тоже в ходу, но там их любят покрывать серебристым металлом – nolige oblige - положение обязывает.Посетили местный историко-художественный музей, где кроме предметов истории, выставлены довольно интересные скульптуры, выполненные в форме металлических конструкций. Самая запомнившаяся – Богоматерь – металлические прутья, образуют женскую фигуру с нимбом, внутри которой, это видно сквозь прутья, белый предмет в форме яйца. Зашли в продмаг, чтобы купить товары повседневного туристического спроса – воды, колы, местного алкоголя – знаменитой каньи, выдержанной водки, она готовится из сахарного тростника, по цвету и вкусу что-то среднее между ромом и коньяком. Платили долларами, а на сдачу получили местную валюту – гуарани. Курс один доллар около 5000 гуараней. Причём все бумажки ужасно грязные и потрёпанные, хотя и с защитной блестящей металлической полоской. Почему так, то ли на плохой бумаге печатают, то ли специально трут, чтобы хотелось поскорее от них избавиться. В путеводителе написано, что 1 гуарани состоит из 100 сентимо, что там делить и что на сентимы покупать при таком курсе непонятно, самая мелкая монета, с которой мы столкнулись – 50 гуараней, как лом цветного металла, она похоже стоит значительно дороже. Парагвай одна из самых бедных стран Южной Америки (борется с Боливией за последнее место), поэтому цены довольно низкие.
Пока мы бродили по Асунсьону, стемнело, и нас во избежание непредвиденных ситуаций повезли в отель. Как и любой отель наш пятизвёздочный «Яхт и гольф клуб» имел свои плюсы и минусы. Плюсы – удобные, просторные номера, ухоженная территория, пляж на берегу реки, бассейн, поле для гольфа, теннисные корты. Минусы – удалённость от города, отсутствие значимых туристических объектов рядом. Наш тур был составлен так, что мы из-за позднего времени практически не могли насладиться плюсами, зато вкусили минусов. Мы были лишены главного туристического лакомства - самостоятельной прогулки по Асунсьону, взамен этого - малосодержательное плаванье в бассейне и потребление каньи «Аристократ» пополам с колой и кусочками льда.
Утром нас ждал автобус (точнее мы его ждали), чтобы везти нас на ранчо La Quinta. По дороге заехали к индейцам Мака, живущим на окраине Асунсьона. Живут они, судя по виду, бедновато: проволочный забор, покосившиеся хижины, не индейцы племени гуарани. Всем распоряжался молодой человек индейских кровей, но в европейской одежде, в программе у нас значилось «посещение резервации, фотография с вождём», по всему было видно, что функции вождя выполняет именно он. Нас привели в большую хижину, где были разложены изделия индейских промыслов – пришло время белому человеку выкупать назад отданные аборигенам при освоении континента бусы. Кроме бус из высушенных семян и бисера, предлагались маски, резные деревянные фигурки, луки и стрелы на манер уже виденных. Причём, как мы потом выяснили, не все изделия кустарные – некоторые фабричные и с солидной индейской наценкой. Можно было немного торговаться, но окончательную цену утверждал всё тот же вождь. Пока мы приобретали сувениры, в хижине собирались индейские мужчины, украшенные поверх обычной повседневной одежды яркими тканями и перьями, все, кроме одного, явившегося в старых кроссовках, босиком. Это местный ансамбль песни и пляски. Мы расселись, и концерт начался. Первым был исполнен танец «Мы живём на земле». Индейцы, положив друг другу руки на плечи, у одного предательски блестел браслет с часами, ходили кругами, топали ногами и что-то бормотали. Название танцев объявлял всё тот же вождь, а Кристина нам переводила. Про следующий танец было сказано так: «это танец охотников, индейцы Мака всегда исполняют этот танец перед тем, как убить свою жертву». После этих слов нашу группу долго тряс гомерический хохот. Скажу сразу всё закончилось благополучно, никто не пострадал, а «танец охотников» в первой своей части ничем не отличался от «мы живём на земле» (во всяком случае, на наш неискушённый взгляд), пока танцоры не пустились вприсядку. Нет, это даже отдалённо не напоминало «Яблочко», а больше походило на хождение «гусиным шагом». Третий и последний был «танец барабанов», как ясно из названия довольно шумный и с применением спецсредств и спецэффектов. После концертной программы совместное фотографирование с артистами, вождь, как я уже отмечал, был не фотогеничен. Во время всего этого действа меня мучил риторический вопрос: кто кого дурачит, и кто над кем смеётся, похоже, обоюдно. Такому действу я бы предпочёл обыкновенную беседу «за жизнь», как это делают турфирмы в Китае. В хижину заглядывали индейские дети, вождь их гонял, чтобы к нам не приставали. Я покопался в карманах и одарил двух девчонок. Той, что поменьше, дал пачку жевательной резинки, а той, что постарше, шариковую ручку. Старшая была менее довольна, но младшая всех угостила.
Путь на ранчо лежал через множество небольших городков. В одном из них предлагалось купить известные парагвайские разноцветные кружева «ньяндути» (паутина). Стоят недёшево, поскольку очень кропотливы в изготовлении. Городок Каакупе известен своей Базиликой де Нуэстра Сеньора де Лос Миларгос, которую посетил сам папа Иоан-Павел второй. Собор большой, но конечно уступает главным европейским и размером, и убранством. По дороге предлагалось попробовать местного хлеба из кукурузной муки с сыром, размера и формы пончика. Вкус специфичен, может считаться приятным, но ничего особенного. Кстати, стоит каждый такой пончик тысячу гуараней, что для самой дешёвой страны Южной Америки, согласитесь, дороговато. Ещё за ту же цену предлагался пластиковый стаканчик горячего матэ. Но пить матэ из стакана…, да и хотелось попробовать фирменного парагвайского холодного, оно даже называется по-другому – терере. Кристинина мама обещала угостить, но непослушная дочка зажала, хлебала всю дорогу в одиночку. Между прочим, и в Уругвае, и в Аргентине гиды нас этим напитком угощали. В Уругвае Марта, как это и положено, пускала колебас по кругу, в Аргентине Алексей использовал более европеизированную процедуру – выдал разовые наборы, содержащие порцию травы, пластмассовые бомбилью и колебас.
Часа через четыре мы добрались до ранчо, неспешно расселились по домикам, нам досталось просторное помещение в двух уровнях, очень живописное, только посещение мест гигиены, нужно спуститься – подняться по лестнице, утомляет, особенно ночью. Осталось релаксировать и ждать ужина. Осмотрели территорию, из развлечений – бассейн, натянутые рядом гамаки, теннисный и бильярдный столы. Вокруг неслышно передвигается обслуга, в любом месте и в любое время можно заказать напитки, разумеется, за отдельную плату, но цены умеренные. Например, бутылка пива ёмкостью 0.6 (пинта) два доллара с небольшим. А пиво в Парагвае исключительное, учили делать немцы, мы отдали предпочтение марке и названием и оформлением напоминавшей Баварию (что-то типа Ba…ria). Ужин оказался и вкусным, и обильным. Мясо на углях отсутствовало, зато было тушёное и жареное, куча гарниров, какой-то местный супчик, множество салатов, фрукты, овощи, десерты. Для улучшения пищеварения ужин сопровождался фольклорным шоу. В первом отделении юноша и пара девиц танцевали «под фанеру», зато во втором исполнители постарше пели свои протяжные, лирические песни под гитару и арфу. Это, так сказать, национальные музыкальные парагвайские инструменты, арфа, конечно, поменьше той, что в симфоническом оркестре, со специальной ножкой, и играют на ней исключительно мужчины. Зато парагвайские женщины большие мастерицы танцевать, отличаются поразительной грацией, которая позволяет им танцевать «бутылочный танец», во время которого женщины держат на головах кувшины или бутылки, причём иногда по нескольку штук, поставив одну на другую. Пожалуй, здесь уместно обсудить латинских красавиц более детально, тем более повышенное потребление мяса этому способствует. Безусловно, их главный козырь – глаза, те самые замечательно воспетые Вознесенским «безнадежные карие вишни». Я думал в Латинской Америке карие глаза у всех, нет, в Аргентине попадаются и «светлоглазые». Обилие мяса, фруктов и достаточно жаркий климат благоприятно сказываются на фигурах – жира практически нет, а вот румяное мяско на косточках имеется в аппетитных количествах. Тут считается, что самые красивые женщины живут в Венесуэле.
Следующий день – отдых на ранчо. Можно просто валяться в гамаке у бассейна, попивая холодное пиво, некоторые так и поступили, но есть и развлечения для более активных. Одно из них - конная прогулка. Казалось бы, стандартное развлечение, но сопровождающая нас Кристина смогла и её организовать необычно. Желающих покататься на лошадях набралось восемь человек, а лошадей оказалось всего четыре. Поэтому каждому, кому не удалось сесть в седло, пришлось самому нестись как лошадь. Доскакав до заветной поляны у заповедного ручья, пешие и всадники поменялись местами и, отдохнув, тронулись в обратный путь. Изучить язык парагвайских лошадей не удалось, поскольку Кристина не знала, как перевести с русского на местный «но» и «тпру», но управлять лошадью оказалось совсем нетрудно. Зрелая кобыла это не молоденькая девчонка, в турбизнесе давно и своё дело прекрасно знает, то есть куда и каким темпом следовать. На всякий случай были даны инструкции – чтобы тронуться с места легонько стукнуть пятками в лошадиные бока, чтобы остановиться - натянуть поводья, повороты налево, направо осуществлять натяжением соответствующей вожжи. Повторюсь, лошади исключительно опытные, забравшись в седло, мне пришлось только «включить зажигание», а далее всю прогулку работал «автопилот».
До обеда ещё оставалось какое-то время, и мы присоединились к «партии ленивых». Также был организован мастер класс лепки из глины. Это развлечение выбрали только женщины. Под руководством индейского скульптора, судя по его добродушию и терпеливости явно из племени гуарани, наши жёны вылепили лица мужей, причём каждый узнал свой портрет. К сожалению, забрать эти творения в качестве сувениров было невозможно. Глине необходимо три дня сохнуть, а потом ещё пройти обжиг. Обед снова порадовал и хотя снова не содержал мясо на костре по-парагвайски, как это было указано в нашей тур.программе, обиженных не оказалось, а гвоздём прощальной трапезы была запеченная в духовке козья нога.
Тепло попрощавшись с хозяйкой ранчо, грузимся в автобус, нам предстоит пересечь Парагвай с запада на восток, чтобы добраться до бразильского Фож-де-Игуассу с его знаменитыми водопадами. Во время движения обращаем внимание на характерную красную почву, из которой выстроено множество термитников, тут и там виднеющихся на пастбищах. Кстати, в отличие от Уругвая и Аргентины, племенной скот здесь встречается значительно чаще. Делаем промежуточную остановку у придорожного магазинчика. Я изучаю выбор вин, ко мне подходит местный сомелье, по совместительству охранник, а может и владелец, чтобы дать несколько ценных рекомендаций. Особую непринуждённость нашей беседе придаёт огромный винчестер в его руке, нравы на дороге крутые, так что сделать предложение о покупке, от которого невозможно отказаться, для него труда не составляет. Уже довольно поздно вечером заселяемся в гостиницу Карима, лучшие годы которой остались где-то в 50-60-х прошлого столетья.
Оцените отзыв
5.0
5 оценок
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Другие отзывы автора:
Комментарии
(2)
Напишите ваш комментарий
Для комментирования   войдите   в кабинет
26.10.2015 14:49
Общение этого пользователя заблокировано администрацией сайта!
irinus (н.новгород)
26.10.2015 15:21