Призраки далекие земли
Поросли кладбищенской травою.
Нам пора двигаться вглубь, не только иранской территории, но и веков. Двинулись в путь с утра пораньше. В средние века считалось, что для того, чтобы путешествие было удачным, перед его началом нужно почитать коран, но поскольку странники люди занятые, вечно испытывающие недостаток свободного времени, один купец пошёл на следующую хитрость. Соорудил на выезде из Шираза арчатые ворота, сверху в специальное отделение поместил экземпляр корана, который и одаривал благодатью всех под ним, то есть через ворота проезжающих. Сейчас дорога шире, поэтому идёт мимо ворот, сами ворота были разрушены временем и землетрясением, но вновь воссозданы в 1949 году, исторический экземпляр корана находится в музее, а в арке новых ворот – свежий экземпляр. Выезжая из Шираза, мы, разумеется, не могли не остановиться и не поглазеть на эти новые ворота, путь же наш лежал в легендарный Персеполь – город персов. Арийские ираноязычные племена пришли в эти места то ли из Средней Азии, то ли с Кавказа примерно четыре тысячи лет назад. Своё первое великое государство – Мидию они создали в седьмом веке до нашей эры, потеснив хозяйничавших тут ассирийцев, именно мидийцы первыми ввели для своего правителя почётный титул «царь царей». Сто лет спустя другое ираноязычное племя, собственно персы, подчинили себе мидийцев и создали ещё более грандиозную империю Ахаменидов, простиравшуюся от Греции до Индии, от Кавказа до Египта. Правящая династия ведёт своё начало от Ахамена, которого сменил его сын Теисп, отец Кира первого, по-персидски Куруша, деда Кира второго великого. Собственно, Кир второй (правил в 559-530 годах до нашей эры) и считается отцом персидской нации, поскольку именно он подчинил Мидию и Лидию (Малая Азия), а также Вавилонское царство, после чего Сирия, Палестина и Финикия признали его власть добровольно. Как погиб Кир Великий доподлинно неизвестно, но точно в военном походе на границах империи, по одним источникам в Средней Азии, по другим в Индии, по третьим в Вавилонии. Сын Кира второго Камбис второй присоединил к империи Египет. Пока Камбис воевал в Египте, власть в Персии захватил самозванец Гаумата. Камбис засобирался домой, чтобы наказать наглеца, но сборы были столь поспешны, что Кабис случайно поранился своим же собственным мечом и умер от гангрены, не оставив наследника. Власть в империи перешла к представителю младшей ветви Ахаменидов Дарию, дающему добро в переводе. Чтобы усилить свою легитимность, Дарий даже женится на дочери Кира второго Атоссе, но нам Дарий (первый великий) интересен, прежде всего тем, что перенёс столицу империи в 520 году до н.э. из Пасаргад в Персеполь, затеяв тут грандиозное строительство. Увы, великий город не ожидала счастливая судьба и долгая жизнь, выпавшая на долю Рима, Афин, Иерусалима. Менее чем через двести лет в 330 году до н.э. Персеполь был занят и разграблен Александром Македонским, а сожжён, якобы, афинской гетерой Таис, пользовавшейся особой благосклонностью победителя, в отместку за разграбление сыном Дария Ксерксом («царь героев») греческих Афин. Не смотря на то, что мы носим штаны, изобретение персов, а не туники, мы восхищаемся древними греками и ненавидим их противников, древних персов, так уж нам преподавали историю, особенно ненавистен Ксеркс, устроивший резню в Фермопильском ущелье, где пал спартанский царь Леонид со своими тремястами воинами. Кто-то мне скажет, что любим мы древних греков не за их военные победы-поражения, а за созданную ими великую культуру, но, возможно, персидская культура является не менее великой, просто мы её не знаем. Как сказал один из героев (героинь) Юхана Боргена: любить и знать, разве это не одно и то же. Так давайте поднимемся по каменным ступеням и скорее войдём в этот легендарный город. Изучая программу тура, я рассматривал Персеполь как одну из главных жемчужин путешествия, а потому, посетив его, испытал разочарование – уж слишком мало сохранилось с тех далёких времён. Персеполь стоит на довольно внушительном основании, окаймлённом гигантскими каменными блоками - под его строительство был срезан один из уступов горы Кухе Рахмат. Поднимаемся по лестнице Всех Народов, говорящее само за себя название, и сразу натыкаемся на главный, лучше всего сохранившийся объект Персеполя – ворота Ксеркса, верный сын Дария продолжил дело начатое отцом. Вход в город стерегут два гигантских антиминотавра, у них и тут всё противоположно греческому, - существа с мощным бычьим телом, крыльями и человеческим, я бы сказал царским - длинные ухоженные бороды и соответствующие головные уборы, лицом, символы плодородия по тогдашним верованиям. Лица попорчены, видимо, мусульманскими фанатиками, но до сих пор хранят царственное величие. За этими быками парочка наиболее сохранившихся в городе колон, далее на каменных блоках различим клинописный текст, выполнен он на трёх языках: персидском, вавилонском и эламитском «Я - Ксеркс, царь волею Ахура-Мазды построил эти ворота». Ахура-Мазда – это верховное божество зороастризма, древнейшей монотеистической религии на земле, нам ещё представится случай хорошо его помянуть. Перейдём к другим сохранившимся и не очень объектам Персеполя. Его центром являлся огромный парадный зал, Ападана, строительство которого было начато Дарием, а закончено Ксерксом. Крыша этого сооружения поддерживалась 72 каменными колоннами, из которых осталось 13. В списке достопримечательностей также значатся: дворец Дария (Тахара), дворец Ксеркса, гарем Ксеркса, зал Ста колонн, начатый Ксерксом и законченный его сыном Артаксерксом I, зал Совета Трипилон. Сохранилось перечисленное довольно плохо – остатки фундаментов, колонн, каменных блоков, по счастью уцелели несколько входов с барельефами, а также барельефы, украшавшие ведущие в залы лестницы. Несколько лестниц в столь поразительной сохранности, что закрадывается мысль об их художественной реконструкции, ну не могли не стесаться за две с половиной тысячи лет углы и рёбра блоков из мягкого камня. Есть подозрение и в подлинности части барельефов, ну не хранят такие сокровища на открытом воздухе, греки, например, своих кариатид, поддерживающих Акропольский Эрехтион, заменили копиями, спрятав подлинники в музей. Но поскольку, как мы уже установили, у персов всё наоборот, будем считать все увиденные барельефы подлинными. Один из самых выдающихся изображает сидящего на троне Дария, могущество которого поддерживают многочисленные воины разных родов войск его многочисленной армии. Наиболее известен барельеф с изображением подношений даров великому царю по случаю иранского нового года Навруза (день весеннего равноденствия), те дары несут и ведут (домашний скот – хороший подарок) представители 23 покорённых народов. Интересны сцены борьбы быка, символ земли и плодородия, со львом, символом солнца, силы которых в день равноденствия одинаковы. Раз речь зашла о борьбе отметим и сцену борьбы добра со злом - Ахура-Мазды в человеческом облике с демоном Ахриманом в львином обличии. На склонах гор, подпирающих с одной стороны Персеполь вырублены две гробницы Артаксерксов второго и третьего. Чтобы до них добраться, нужно затратить некие мускульные усилия, но оно того стоит, и тут дело не в осмотре самих гробниц, нам дальше встретятся более пышные, а в панорамном виде на Персеполь, который открывается с этих высот. Несколько в стороне имеется недостроенная гробница Дария третьего, того, что позорно сдал Персеполь Александру Македонскому, но поскольку место упокоения этого Дария в другом, неизвестном месте, ничего зазорного в игнорировании данной гробницы нет.
Из Персеполя направимся к Накше-Рустем (рисунки Рустема) – место интересное с нескольких точек зрения. Во-первых, и прежде всего, это вырубленные в скалах гробницы великих Ахаменидов: Дария I, Ксеркса I, Артаксеркса I и Дария II. Поскольку мы рядом с могилами, нужно сказать несколько слов об усопших. Дария I и Ксеркса I мы уже поминали ранее, поэтому начнём сразу с сына Ксеркса Артаксеркса I, прозванного греками Долгоруким, хотя Москвы он не основывал и особой военной славы не стяжал, а просто имел одну руку (правую) длиннее другой (видимо левой). Имя его переводится как «владеющий праведным царством», однако царствовать начал он совсем не праведно, типичная ситуация в маркетинге – недостаток качества маскируется привлекательным названием, убил старшего брата Дария, а позже помогавших ему в захвате власти убийц Ксеркса - начальника дворцовой стражи Артабана и евнуха Аспамитру. Младший брат Артаксеркса Гистапа попытался сопротивляться, поднял мятеж, но был убит в бою, после чего Артаксеркс, не откладывая важное дело в долгий ящик, перебил оставшихся братьев. Тем не менее, наш «герой» удостоился упоминания в Библии, ещё одна иллюстрация того, что хорошими делами прославиться нельзя. Артаксеркс, науськиваемый своим советником Аманом издал указ об истреблении всех евреев, живших в те времена в его империи, однако стараниями Эсфири, жены Артаксеркса, указ был отменён, а Аман повешен. По случаю такого чудесного спасения евреями был учреждён праздник Пурим. Сын Артаксекса первого Ксеркс второй был единственным законным наследником, но у власти продержался недолго – всего 45 дней, после чего был убит по наущению своего сводного брата Секудиана, которому удалось сохранить власть в течении полугода, после чего держава досталась сыну Артаксеркса и вавилонской наложницы Космартидены Оху, греки звали его Нот – незаконнорожденный, который взойдя на престол взял себе царское имя Дарий. Правил своей страной, раздираемой мятежами и заговорами, Дарий II, логичней было бы остаться Охом, в течении девятнадцати лет. Теперь о самих гробницах, все они однотипны – вытесанный на скале широкий крест, совпадение или в этом что-то кроется, верхняя часть которого отведена под барельеф: царь гигантских размеров на престоле с кучей подданных значительно меньшего размера под ним. «Поперечина креста» - это декоративный вход в мавзолей (прямоугольная дыра), обрамлённый псевдо колонами, поддерживающими псевдо карниз.
Почему-то именно в этом же самом месте спустя почти тысячу лет свои великие подвиги решила увековечить другая правящая персами династия Сасанидов. Эти семь наскальных барельефов то, что нужно смотреть во-вторых, и что дало название месту. Первый барельеф посвящён основателю династии Ардаширу, свергшему этнически чуждую большинству населения парфянскую династию Аршакидов в 224 году. Кстати, Сасаниды называли свою державу Эраншахр – государство иранцев, а себя шахиншахами – царями царей. На барельефе бог Ахура-Мазда передает Ардаширу, оба на лошадях, знак царской власти – золотой обруч. Наиболее интересен барельеф, на котором сменивший Ардашира Шапур I празднует победу над римскими императорами Марком Юлием Филиппом в 243 году и Валерианом в 260 году, наш герой на коне, побеждённые на коленях. Двухсерийный барельеф (одно изображение под другим) посвящён конным битвам Бахрана II, хотя при нём (276 – 293 годы) персидской державе пришлось отдать Риму значительную часть Месопотамии и отказаться от Армении, тоже дело понятное, победителей делает пропаганда, а не реальная история. Тому подтверждение – ещё один барельеф «Бахран II в сопровождении свиты». Восстанавливая справедливость, время почти стёрло лицо бахвала Бахрана, но не повредило лиц подданных, и мы сегодня можем любоваться их характерными профилями с тщательно расчесанными окладистыми бородами и ниспадающими на плечи из-под высоких шапок витыми волосами. Хуже сохранилась «Конная победа Ормизда II», смешались в кучу кони, люди, и ещё хуже «Победа Шапура II». Нужно упомянуть и барельеф, не относящийся к Сасанидам и скромно примостившийся рядом с хвастуном Бахраном. Говорят время создание этого барельефа – тысяча лет до нашей эры, а на нём очень древний перс, изображение сильно потёрто, в шляпе-колпаке, одетой на манер французских санкюлотов и с длиннющей бородой. Третье и последнее, что заслуживает здесь внимание – непонятного, скорее всего культового, назначения здание, так называемый Куб Заратустры. Сложен этот куб, на самом деле параллелепипед, поскольку квадратное только основание, из прямоугольных блоков, украшенных, если это можно назвать украшением, однообразными прямоугольными углублениями - «выдолбами». Чтобы окончательно покончить с Сасанидами, сообщим – их империя пала в середине седьмого века под натиском Арабского халифата, а сами устремимся в Пасаргады, столицу Кира великолепного. Честно говоря, смотреть в Пасаргадах особенно нечего, причём имеющиеся там развалины носят совсем уж диковинные названия: крепость Толл-е-тахт, тюрьма Соломона, подозрительно напоминающая куб Заратустры, трон Соломона и даже мавзолей Кира, единственный объект, достойный осмотра, назывался раньше «гробницей матери Соломона». Как сюда могло закинуть Соломона, зачем он решил похоронить здесь свою мать – красавицу Вирсавию, которую его отец царь Давид отнял у посланного на смерть Урии. Есть мнение, что эти названия строениям дали пришедшие сюда арабы, большие сказочники, мало заботившиеся о соответствии вымысла и реальности, по тому же принципу они называли памятники набатейской Петры. Но в данном случае их могли ввести в заблуждение сами персы, не хотевшие осквернения могилы великого основателя своего государства. Есть легенда, что этот мавзолей посетил Александр Македонский, видевший там и золотой саркофаг Кира и находящиеся при нём сокровища. Якобы из уважения к великому полководцу Александр запретил трогать могилу, но не все в его армии оказались столь высокоморальны. Гробница была разграблена, говорят, Александр предал смерти виновных, но сокровища найдены не были – трудно отыскать иголку в стоге сена, уж больно много трофеев досталось грекам в том походе. О самой гробнице – приземистое сооружение из белого известняка, такая каменная избушка с узким входом на шестиступенчатой пирамидальной платформе, высотой, вместе с платформой, одиннадцати метров. В завершение ещё одна, связанная с гробницей Кира свеженькая легенда - архитектора Щусева при проектировании Ленинского мавзолея вдохновила именно она, эта гробница. С посещением Пасаргад наше путешествие в глубь веков не закончилось, в местечке Абаркух нам показали зеленеющий кипарис, возраст которого почти четыре тысячи лет, честно говоря, верится ещё меньше, чем в мавзолей Кира или тюрьму Соломона.