Если душу вылюбить до дна,
Сердце станет глыбой золотою.
____Вся наша группа от Голестана в восторге. Говорят, он номинировался на звание объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, но что-то не сложилось. Впрочем, наша экскурсия построена «по нарастающей» и следующий объект приводит в ещё больший восторг – это музей драгоценностей. Коллекция музея составлена в 1855 году, а после передачи её в 1960 учреждённому государством Центральному Банку Ирана, доступна для посещений всем желающим. Открываются соответствующие важности оберегаемого сейф-двери, и мы останавливаемся у первого чуда – Павлиньего трона. Этот трон был изготовлен для Шах-Джахана, любителя самых амбициозных проектов, легендарного строителя Тадж-Махала, который всегда хотел иметь только то, чего ни у кого нет и никогда не будет. Вот и был создан в 1629 году самый дорогой трон на свете – символ богатства бескрайней империи великих моголов, такое кресло-кровать двух тон весу, золото материал тяжёлый, густо инкрустированное драгоценными камнями, не без художественного изящества, со спинкой, формой напоминающей раскрытый павлиний хвост. Конечно, такое расточительство вызывало зависть и порождало ненависть соседей, и не прошло и ста лет, лишь девяносто, и правитель персидской империи Надир-Шах, отвоевавший у турок Армению и Грузию, вторгся в Афганистан, овладел Кандагаром и Кабулом, а там уже было рукой подать до Индии. Захватив Дели, Надир-Шах вырезал всё население и сжёг город дотла, а все попавшиеся под руку сокровища, в том числе Павлиний трон, увёз с собой. Этот Надир-Шах наломал немало дров не только в Индии, но и в Персии, вместо традиционного шиизма сделал государственной религией суннизм, целиком уничтожал бунтовавшие в его империи города, боясь заговора, обезглавил 50 вельмож и ослепил своего старшего сына. История редко воздаёт по заслугам, но это тот самый исключительный случай, после решения уничтожить всех персов в своём войске, сам-то он был из азербайджанцев, вернее афшаров, но кому нужны эти тонкости, был зарезан одним из своих ближайших военачальников Салех-беем. Впрочем, хватит истории, откроем, наконец, заветную дверку, чтобы насладиться сокровищами этих богатых иранских буратин. С чем сравнить увиденное? Помню, в нашем Алмазном фонде вид алмаза Шаха, легендарной компенсации за убийство в Тегеране Грибоедова, меня сильно разочаровал. Здесь же я испытал настоящий шок, надо было российским властям требовать значительно больше, поскольку при таких расценках персы могли себе позволить загубить всю русскую литературу на корню, не нанеся сколько-нибудь существенного урона своей казне. Простое перечисление драгоценных предметов заняло бы изрядное место: посуда, вазы, подсвечники, кальяны, табакерки, лошадиная сбруя, оружие всё из злата-серебра с богатыми инкрустациями драгоценными камнями. А сами драгоценные камни! Изумруды, рубины, бриллианты всевозможных размеров и оттенков! Самый редкий и ценный – розовый алмаз «Дарьяе нур» (Свет моря) весом 182 карата, что более чем в два раза тяжелее уже помянутого алмаза Шах. Ещё одно сравнение с Алмазным фондом, в котором карта России выложена алмазами, в Советские времена, думаю, была карта СССР, интересно, куда делись отколовшиеся алмазные республики, так вот в Тегеранском музее вместо карты – глобус, не Ирана, разумеется, а целого Мира, и камней на это ушло немало. Создано это диво-дивное в 1874 году, моря-океаны выложены изумрудами, Африка сапфирами, вот шовинисты, остальные страны рубинами, а Иран и почему-то Таиланд – алмазами.
Да, после такого блеска, глазу надо на чём-то отдохнуть, и мы отправляемся в археологический музей именуемый Музей древнего Ирана. Создан он был в 1937 году, а до этого археологические находки уплывали, прежде всего, в Лувр и Британский музей и скопились там в изрядном количестве, но кое-что можно наблюдать и тут: капители колонн персепольского дворца, барельеф Дария I. Есть ещё золотая чаша Ксеркса, но во время нашего посещения этот зал был закрыт. Вместо золотой чаши Ксеркса мы могли осмотреть эдикт отца народов Кира второго Великого, легендарного основателя Персидской империи. Эдикт выполнен клинописью на глиняном цилиндре и прибыл с дружественным визитом из Британского музея, процесс оказался двусторонним. Цилиндр относится к шестому веку до нашей эры и связан с завоеванием Киром Вавилона. Этот артефакт иногда называют первой декларацией прав человека, поскольку в клинописном тексте от лица Кира Великого в частности говорится, что вавилонянам, покорённым персами, разрешается поклоняться тем богам, каким они хотят. Начало же у этого документа весьма помпезное: «Я — Кир, царь царей, царь великий, царь могучий, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь четырёх стран света, сын Камбиса, царя великого, царя Аншана, потомок Теиспа, царя великого, царя Аншана, вечное царственное семя, правление которого любят боги Бэл и Набу, владычество которого приятно для их сердечной радости», а найден был кировский цилиндр на раскопках Вавилона в 1879 году.
Очень интересно!
Ээээ ну даже не знаю, что и сказать...в продолжение дискуссии))) Я по-прежнему осталась при своем) Женщинам там не айс))) И все сокровища и исторические ценности не перевешивают чашу весов (ну, по крайней мере, для меня). Хотя, не будут отрицать, интересно!
О женщинах будет отдельная песнь. Хотя, безусловно, заслуживают Песнь песней
Очень интересно! Спасибо!
Спасибо и Вам за внимание и понимание!