____________________________________________Я сюда приехал не от скуки.
___Внезапно вспыхнувшие Исламские революции перекроили планы многих туристов, заставив исключить целый ряд стран, ещё недавно спокойных и благополучных, а их места заполнили страны недавно проблемные или могущие проблемными стать в ближайшем будущем. Короче говоря, представилась возможность посетить Иран, и нужно было ею быстрее воспользоваться, а то мало ли что. Регулярный рейс Аэрофлота, вылетев из Шереметьева, без происшествий доставил нас, группу российских туристов, в Тегеранский аэропорт имени, ну разумеется, отца иранской революции Имама Хомейни. Его неласковый, оценивающий взгляд внимательно следил за нами с многочисленных портретов на протяжении всей поездки. Правда, иногда вместо колючего взгляда Аятоллы Хомейни, мы натыкались на неожиданно добрые глаза Аятоллы Хаменеи, с не менее многочисленных портретов, одна буква в написании, а какая разница, прямо классика жанра – злой и добрый полицейский. Этот Хаменеи Али Хосейни, у нас менее известный, жив и поныне, был президентом Ирана с 81 по 89 год прошлого века и являлся ближайшим соратником более раскрученного Рухоллы Мусави Хомейни. В аэропорту первым делом нужно получить визу, информация о нас заслана заранее, визы уже готовы, их нужно только вклеить в паспорта. Ответственные лица встречают нас взглядом Хомейни и ужасно долго мурыжат. Зато взгляд Хаменеи наготове у местных менял, да и курс с Есениских времён значительно улучшился, вместо «за полтумана по рублю», каждый доллар оценивается более чем в тысячу туманов, а в риалах (более ходовая единица измерения) ещё в десять раз больше. Так что поменяв сто долларов тут запросто можно стать «риальным миллионером». На полученной визе две пары дат – одна по христианскому календарю, другая по мусульманскому, отличаются не только год (на 621), но также день и месяц.
Нас везут в отель, на дворе глубокая ночь, и наши силы на исходе. Несколько часов тяжёлого сна, завтрак, и нужно отправляться на обзорную экскурсию. Первым делом наш гид Мухаммед везёт нас в Дворцовый комплекс Саад Абад, резиденцию последних иранских шахов Реза-хана Пехлеви, свергшего династию Каджаров, и сына его Мохаммеда Реза Пехлеви. Кстати, именно Реза-хан переименовал своё государство из Персии в Иран в 1935 году. Осмотр комплекса – десяток зданий в парковой зоне, окружённых забором, начинаем с Музея изящных искусств, он же Чёрный дворец. Кроме персидских художников, по-моему, ничего выдающегося, представлены полотна европейских авторов. С удивлением обнаруживаю произведения Моне, Ван Гога, Модильяни. Подлинники? – обращаюсь я к служителям со своими сомнениями, те энергично кивают. Более внимательно рассматриваю таблички под картинами. Действительно указаны те самые, волнующие душу художники, правда, в графе жанр картины написано чёрным по белому – репродукция, все вопросы сняты. Из Чёрного дворца перемещаемся в Белый, самый большой в комплексе, летнюю резиденцию Реза-шаха, выстроенный в тридцатых годах прошлого века. Перед дворцом гигантских размеров две бронзовые ноги в сапогах и галифе, у которых так любят фотографироваться туристы, - всё, что осталось от бронзового памятника Реза-шаху, взорванного неблагодарными подданными. Недалеко ещё один памятник, уже в целости и сохранности, мифическому герою Арашу. Легенда гласит, что во время конфликта иранцев с туранцами царь туранцев Афрасиаб разрешил иранцам установить границу между ними там, где упадёт пущенная Арашем стрела. Араш так сильно натянул лук, что стрела улетела на невиданное расстояние, а сам герой упал замертво, короче лопнул от жадности, но благодаря правильному пиару стал символом жертвенности за Родину. Внутренние покои Белого дворца решено было оставить с шахских времён нетронутыми, дополнив восковыми фигурами шаха и его придворных, так что теперь каждый иранец может видеть пресловутую восточную роскошь презренных правителей: хрусталь, позолота, зеркала, драпированные шёлком стены и конечно персидские ковры невероятных размеров и завидного качества.
Итак, с династией Пехлеви покончено, не только иранской революцией, но и в нашей экскурсии, а мы едем к самому знаменитому дворцовому комплексу Тегерана, названному Голестан, дословно «дворец роз», резиденции другой правящей династии – Каджаров, которые правили Ираном с 1781 по 1925 год. Дворец был построен во время правления Тахмаспа I (1524—1576), но постоянно перестраивался в течение XVIII—XIX веков. Наибольший вклад в строительство внесли Карим-хан (1750—1779), Ага Мухаммед-хан Каджар (1742—1797), который сделал Тегеран своей столицей, и Насреддин-шах (1848—1896), похороненный на территории дворцового комплекса. Комплекс состоит из примерно двадцати зданий, окаймляющих по периметру персидский сад с большим водоёмом, в который смотрятся дворцовые постройки. Если архитектура Белого дворца ничего выдающегося из себя не представляет – стиль строительства, прозванный у нас сталинским, то Голестан полностью отвечает представлениям о восточном дворце – красив, изящен, отделан узорной керамической плиткой, кусочками зеркал и разноцветного стекла, как снаружи, так и внутри.
Ну, Александр, не ищите Вы легких путей))) Забираетесь в такие места, куда по своей воле и не занесет))) Но, конечно же, интересно!!! Я, кстати, тоже в Иране бывала...Разумеется, не по своей воле, а в командировке...Хм, сама бы я туда, конечно же, не поехала...Но было интересно, тем не менее, плюс в землетрясение попала;) Может, когда-нибудь тоже напишу свои впечатления...правда, фото придется сканировать...в те времена у нас еще не было цифрового фотика...
И напрасно, Ирина, "бы не поехали" - прекрасная безопасная страна с душевными людьми, древней культурой и замечательными памятниками.
Ага, девушкам одеваться надо, все прикрывать. Дорогу я вообще без истерики перейти не могла))) Правила движения у них отсутствуют как вид))) Алкоголя нет))) Да и еда не айс. Из плюсов - только вкуснейшие пирожные и сладости))) Хотя эти плюсы, при злоупотреблении, сразу переходят в минусы.
О`кей. Поговорим, после последнего напева