День следующий был менее экскурсионно-насыщенный, нам предстоял долгий автобусный переезд из Куско в Пуно, городок на берегу самого высокогорного судоходного озера Титикака. Кстати это озеро, как следует из аэрокосмических снимков, которые нам показывают, имеет форму пумы, преследующей зайца. По пути мы пересекли самую высокогорную точку нашего маршрута 4150м над уровнем моря. Одно из развлечений этого дня, не считая обеда, посещение местечка Силлустани и осмотр погребальных башен чульпас инков и доинков (племя колья). Зрелище, надо признаться, жалкое. Доинкские башни – небольшие холмики из необработанного камня, инкские – более крупные цилиндры из тёсаных булыжников. Рауль сказал, что, по мнению некоторых учёных, эти погребальные башни своей формой напоминают фаллос. Честно говоря, напомнить фаллос они могут только ну очень сексуально озабоченным. Кстати о фаллосах. Храм, посвящённый этому важному органу находился недалеко от нашей гостиницы и был осмотрен нами следующим утром. За символическую плату нам позволено было побродить по огороженной забором поляне засаженной каменными грибками со шляпками и без, разного размера, самый большой в человеческий рост, а также сфотографироваться, девчонки в обнимку, с экспонатами.
А в Силлустани нам дополнительно был показан камень, напоминающий пуму (ещё менее, чем башни – фаллосы), а также два якобы энергетических центра, что пытались доказать с помощью компаса, стрелка которого должна была вести себя неадекватно. Непонятно, что случилось с факиром, но фокус не удался. В Пуно приехали уже поздно вечером и заселились в пригородную гостиницу. Вечером также состоялась передача нашей группы с рук перуанских экскурсоводов боливийским. Боливийцы первым делом отобрали у всех наших туристов паспорта. Мы, воспитанные на 17 мгновениях весны и с детства помнящие о роковой ошибке профессора Плейшнера, вяло протестовали, но всё было бесполезно. Забегая вперёд, скажу, что в Боливии мы своих паспортов так и не увидели. Сначала мотивировали тем, что надо оформлять въездные документы, потом, что надо было оформить документы в гостиницу, далее выкупать авиабилеты на обратный вылет из Ла-Паса до Лимы. Видимо, всё это время шёл торг между разными наркокартелями о покупке партии белых невольников для работы на плантациях коки, но не сошлись в цене – кому нужны изнеженные и неумелые, в итоге перед самолётом паспорта нам всё же выдали вместе с билетами. Но всё это было потом, а пока после ночёвки под Пуно, нас загрузили в автобус не говорящие по-русски боливийские товарищи и повезли в город с запоминающимся названием Хули. Не путать с Хулиакой, которую мы проехали накануне, и оказавшуюся настоящей дырой. Наши туристы протестуют: а фули вы везёте нас в Хули, когда у нас по программе сначала посещение плавучих островов «урос» на Титикаке. Но нас заверяют, что программа будет выполнена и перевыполнена и вместо перуанских «уросов» мы осмотрим боливийские, являющиеся эквивалентной заменой. Помянутый недобро Хули позиционирован в наших проспектах как «Боливийский Рим», в котором расположены 4 крупных собора с оригинальной живописью. Завели нас в один из соборов, оригинальность живописи явно не наблюдалась, на мой взгляд, она достаточно традиционна для этих мест и мало чем отличается от живописи храмов Куско и собора в Андауалилуас, который мы осмотрели по дороге в Пуно. На мой вопрос, почему мы не посещаем ещё три храма, экскурсовод ответил, что они сегодня закрыты.
Долго ли, коротко, мы подъезжаем к пристани и грузимся на кораблик с подводными крыльями. Облачно, временами моросит дождь, и особого впечатления Титикака не производит, особенной голубизны вод не наблюдается, скорее воды свинцового цвета. Мы пересекаем водную границу Боливии, по этому случаю подают коктейль и конфетки. Боливийский коктейль отличается от уже надоевшего Писко сауэр. Основа та же – виноградная водка писко, хотя, возможно, в Боливии она имеет другое название, в отличие от сауэра не добавляется яичный белок, водка просто смешивается с лимонным соком, добавляется кружочек лайма и несколько кубиков льда, подаётся в высоком бокале, освежает и бодрит. Первая остановка – отсутствующий в программе, вот оно перевыполнение, небольшой городок Капокабана, что буквально на индейском означает «смотрю на воду». Нам даётся немного времени для посещения собора, где идёт служба на языке коренного населения индейцев аймара. По словам гида, язык индейцев аймара имеет общие корни с японским, у них три десятка одинаковых или близких по звучанию слов. Так что, возможно, индейцы попали в новый свет из Азии. Но могло быть и наоборот. Если рассматривать всех жителей старого света, то больше всего индейцы похожи на древних египтян, и не логичнее ли предположить, что колыбель человечества не Африка, где живут представители чёрной расы, а Америка, откуда предки человечества, избрав разные направления, добрались кто до Европы, кто до Азии.
В Капокабане наблюдали интересный ритуал – освещение машины. В Боливии живут суеверные люди, поэтому, чтобы купленная машина не попадала в аварии, её на центральной площади при стечении массы народа всю обливают шампанским, смотрится почти как спуск корабля, только бутылку о капот по понятным причинам не разбивают. Церемония настолько пышная, что мы вначале подумали – свадьба. Далее мы посетили остров Луны с расположенным на нём храмом Девственниц, храм из сырого кирпича и частично восстановлен, предоставляя туристам свои стены с окнами формы андского креста-чеканы в качестве очередной натуры для съёмок. Далее остров Солнца, где нас ждёт порционный обед с титикакской рыбой в ресторане и видом на одноимённое озеро. Вкусно, но растянутым шведскими столами желудкам этого явно не хватает. Погода выправляется, выглядывает солнце, видимо островок-тёзка у него под особым присмотром, и мы блаженствуем, наблюдая за неспешным движением по водной глади тростниковых лодок а-ля Тигрис с туристами на борту. Следующий пункт программы – плавучие острова, наше судёнышко мчится к ним на бешеной скорости, а потом внезапно останавливается, и мы видим, как к нам с этих островов плывут индейцы на вёсельных лодках. На корабле нас человек 50, в лодку помещается человек 4-6, так что к тростниковому острову отправляется целая флотилия. Корабль мог бы подойти и поближе, но это часть заведённого ритуала – толстый намёк на скромные чаевые гребцу, доставившему вас с корабля на остров и обратно. По тростниковому острову ходим, не проваливаемся, наблюдаем индейский быт. Индейцы в национальных костюмах суетятся вокруг своих хижин, показывая, как они тростником чистят зубы, разводят огонь, демонстрируют свои орудия рыбной ловли, предлагают сувениры из того же тростника. От всего этого веет бутафорством, плавучие острова расположены в непосредственной близости от берега, на берегу посёлок, в котором, по всей видимости, и живут принимающие нас индейцы, прибывающие на плавучие острова только для участия в спектакле.
Чтобы мы не заскучали в дороге, на корабле проводится индейский ритуал каляуайа. Каждому желающему в нём участвовать нужно выйти на авансцену и произнести страшную индейскую клятву, после этого на вновь обращённого побрызгают мокрым букетиком, составленным из особых трав–цветов, и выдадут соответствующий сертификат. Индейская клятва состоит в обещании не совершать трёх смертных грехов. Всё же у индейцев жизнь полегче, три не семь. Причём выбор грехов весьма своеобразен. Клянущемуся нужно по-индейски сказать: не воруй, не обманывай, не ленись. Казалось бы, пустяки, а прими мы эту клятву вместо кодекса строителя коммунизма за образец, может страна и не развалилась.
Берег уже недалеко, мы почти достигли конечной точки нашего водного путешествия, но корабль наш снова останавливается и стоит две минуты – морская традиция. Этим оказывается уважение Боливийским военно-морским силам. Дело в том, что в 19 веке у Боливии, тогда большой и могучей, вышел военный конфликт с Чили. Войну Боливия позорно проиграла, лишившись порядочной части своей территории вместе с выходом к океану. С тех пор вот уже более ста лет Боливия не поддерживает с Чили дипломатических отношений, а весь свой военно-морской флот, несколько катеров, хранит на Титикаке до лучших времён.
Наконец, мы снова перегружаемся на автобусы и едем дальше, наблюдая по дороге живописные заснеженные вершины. Быстро темнеет, наш боливийский гид обещает сюрприз, по его просьбе все зажмуривают глаза, а через три минуты открывают от удивления не только глаза, но и рот при виде огромной котловины, светящейся миллионом огней – это внизу раскинулся и переливается огнями Ла-Пас, самая высокогорная столица, правда неофициальная, в мире. Официальная столица – город Сукре, названный в честь одного из сподвижников Боливара. В Сукре находится верховная судебная власть, а в Ла-Пасе законодательная и исполнительная, такое вот разделение.
День следующий, обзорная экскурсия по Ла-Пасу, ещё и самому крупному городу Боливии. Нам поменяли гида, обзорную экскурсию проводит хохлушка Лариса, г`экающая почище Наташи Королёвой и пропускающая все боливийские рассказы через свой микрокосм. Вот один из её типичных рассказов. «Пошли мы как-то с хлопчиками водки попить. Сидим, отдыхаем, Сашок по полной наливает, так у местных глаза на лоб, вдруг, трах-бах, шум, выстрелы. Шо такое, спрашиваем, переворот, отвечают. Вышли, смотрим, танки стоят». Ещё Лариса рассказывала, что европейцу устроиться на работу в Боливии – нечего делать, в смысле легко и просто. Охотно, например, берут администраторами в рестораны. Функция – следить за местными рабочими, чтобы не очень воровали. Хотя, по её же словам, рентабельность большинства ресторанов, хозяев абсолютно не волнует. У этих ресторанов совсем другая функция – это прачечные для отмывания кокаиновых денег. Или, например, такой случай. Появляется в Ла-Пасе таксист, работает год, а потом покупает шикарный дом. Откуда у простого таксиста такие деньги? В боливийском народе по этому поводу говорят – Белоснежка помогла. Так что от Ларисы мы узнали много интересного, а вот с историко-краеведческой подготовкой у неё похуже. Едем по городу, видим памятник. Кому памятник? – спрашиваем. Героям – отвечает. Действительно, думаем, логично, кому же ещё ставить памятники, не трусам же и предателям. Так об обзорной экскурсии. Ла-Пас показался более своеобразным и интересным, чем Лима. В Ла-Пасе мы осмотрели центральную площадь, типичная plaza del Arms, как и в других осмотренных нами ранее южно-американских городах, с президентским дворцом, собором, сквером и памятником посредине. Далее побродили по необычному «парку холмов», называется этот парк Лунным из-за сходства с лунным ландшафтом. Сходство действительно есть, только уменьшен масштаб, отсутствуют кратеры и на боливийских холмах иногда встречаются кактусы, что ещё добавляет сему пейзажу сюрреалистичности. Причём всё это натуральное, нерукотворное и если не лунное, то точно не земное. Далее по плану рынок колдунов, который оказался несколькими прилавками, заваленными, кроме сувениров, сушёными змеями, лягушками, зародышами ламы, птенцами и даже броненосцами. За отпущенные нам на рынок 40 минут мы потратили ещё какую-то часть своих денег. Дело в том, что по уровню жизни Боливия занимает последнее место в Латинской Америке, поэтому цены на сувениры (серебро, изделия из шерсти и т.п.) ниже перуанских, к тому же их валюта мельче, за один американский доллар дают 8 боливианов, и это тоже открывает дополнительные возможности для торга. Но нам надо было спешить, нужно было ещё пообедать и посетить Тиуонако - мать городов индейских, откуда, по мнению учёных, вышли все цивилизации Южной Америки. Тиуанако от Ла-Паса в 70 километрах, дорога живописна, горы поросли не лесом, как в Перу, а травой, поражает простор, ширь и мощь проплывающих за окном пейзажей. Пребываем в Тиуанако, археологические изыскания там далеко не закончены. По приблизительным подсчётам раскопано не более трети. Прямо на месте сооружено несколько музейчиков под крышей и экспозиция под открытым небом. В музеях керамика и скульптуры, созданные жителями Тиуанако, Лариса ласково именует их Тиуаноковцы. Справные хлопцы оказались. С примитивными орудиями труда, без вьючных животных, без колёс (исключительно на траве) таких дел наворочали. Больше всего поражают не ворота Солнца, а многотонные статуи-монументы. Есть мнение, что тиуаноковцам помогали инопланетяне, благо наскинский космодром относительно недалеко; ещё есть мнение, что Тиуанако это ненайденная Атлантида. По свидетельствам официальной науки – тамошняя цивилизация зародилась две с половиной тысячи лет назад. Является ли это место прародиной инков, не уверен, непохоже. По виду больше общего с культурами майя и ацтеков. В любом случае посещение этого древнего города оставляет в душе незабываемое и непередаваемое ощущения прикосновения к одной из сокровенных тайн мироздания.
Наше пребывание на боливийской земле заканчивалось. Нам нужно было спешить в аэропорт. По какой-то до сих пор непонятой нами причине принимающая сторона вместо прямого рейса Ла-Пас - Лима (время в пути менее 2-х часов), отправила нас транзитом Ла-Пас – Кочабамба (около часа); Кочабамба – Санта Крус (примерно столько же) и, наконец, Санта Крус – Лима (более трёх часов). Проницательный читатель догадался, Кочабамба с Санта Крусом и Лима находятся от Ла-Паса в противоположных сторонах. Неужели такой билет дешевле прямого, ведь полётное расстояние в три раза больше. Самолёты шли полупустыми, видимо, в этом и разгадка, решили поддержать с помощью русских туристов убыточные направления. Хорошо, хоть, аэропортовский сбор взяли один раз в Ла-Пасе, а не делали это в каждом аэропорту.
В итоге в 6 часов вечера мы вылетели из Ла-Паса, а в Лиме оказались около полуночи.
Александр, мало того, что путешествие офигенное, так и рассказ о нем мега-увлекательный) Во многих местах хихикала, многие сцены живо представляла (в особенности, рассказы вашего гида Ларисы). И с индейскими грехами мне очень понравилось: "...не воруй, не обманывай, не ленись. Казалось бы, пустяки, а прими мы эту клятву вместо кодекса строителя коммунизма за образец, может страна и не развалилась" - вот это точно! А ведь и надо для счастья - всего ничего!
Ирина! Спасибо за тёплые слова. Путешествие ещё не закончено, будет продолжение. Исходя из названий, его просто не может не быть
Я так понимаю, что следующее название должно звучать как "Куй без писко"
Почти угадали. Если формально - неверно, но ход Ваших мыслей мне нравится
Не смотря на некоторые внештатные ситуации ваше путешествие было весьма увлекательным и восхитительным, благодарю за отзыв