Фотогалерея к отзыву
    • Фото из путешествия по Испании
    • Фото из путешествия по Испании

    «Испанская паэлья. Арагон, Кастилия.»

    Паэлья – знаменитое испанское блюдо с мавританской примесью, включающее в себя кучу, казалось бы, несовместимых друг с другом ингредиентов: курицу, морепродукты, мясо, рыбу, сладкий перец, специи, которые, объединяясь в процессе тушения с рисом, отдают ему свои ароматы. Моя литературная паэлья – кастрюлька впечатлений от посещения разных испанских городов и мест, увиденных в двухнедельной поездке.Сначала был перелёт Москва-Барселона. Интересно, что перед вылетом в Шереметьево-2 к нам приставали две женщины цыганской наружности. Мы от них отделались, не вникая в суть проблемы, а потом задумались, что их толкнуло собирать пожертвования в международном аэропорту, наверное, не хватало на бизнес класс, а лететь экономом не позволяла цыганская гордость.
    Дабы мы не заскучали во время перелёта, нас снабдили правилами поведения в Испании. Там кроме общей информации о стране было что-то вроде: если Вас грабят, не оказывайте сопротивления, не носите с собой ценные вещи и деньги, ну и так далее... Конечно, это не добавило нам настроения, но из самолёта уже не выпрыгнешь.Время для туризма горячее – август, и туристов по нашей программе «Классическая Испания» собралось аж на два автобуса. Нас встречают два гида разных полов и политических убеждений. Доставшийся нам Пако, это уменьшительное от Франсиско, явно консерватор, видящий в режиме Франко много положительных сторон в сравнении со сменившей его демократией. В соседнем автобусе верховодит Кармен, придерживающаяся левых убеждений. И это не только из-за свободолюбивого имени, её родители – республиканцы, пострадавшие в гражданской войне и скрывавшиеся от франкистов в СССР. Отсюда и приличный русский у Кармен. Пако тоже хорошо говорит на языке Достоевского, но ему знание языка передалось половым путём – одна из его бывших жён русская.Первый важный компонент нашей паэльи – Сарагоса, столица некогда грозного Арагона, не путать Арагорном. Конец самостоятельности этого могучего государства положил брак, о женщина, твоё второе имя вероломство, или как там у Шекспира, короля Арагона Фердинанда и королевы Кастилии Изабеллы. С этого собственно и началось собирание испанских земель в единое государство под Кастильским патронатом. В бой мы вступаем прямо с колёс, то есть, начинаем экскурсию до заселения в гостиницу, благодаря раннему рейсу и разнице во времени, наш первый экскурсионный день получается вполне полноценным. Сарагоса город достаточно большой, население более полумиллиона, и достаточно древний, на его месте располагался римский военный лагерь времён Августа, о чём свидетельствуют частично сохранившиеся фрагменты крепостных стен. Город прославился героическим сопротивлением наполеоновскому вторжению. Ещё Сарагоса родина великого Гойи, сохранился и дом, где он жил, и школа, где он учился. Знакомство с Сарагосой начинаем с центральной улицы Gran Via, нашему подразделению для усиления придан местный сертифицированный гид, только он имеет право рассказывать о достопримечательностях Сарагосы, а Пако скромно переводит. По мнению гида сарагосская Гран виа напоминает улицу Риволи в Париже. Если сходство есть, то весьма отдалённое. Похожи разве что длинной, да растительностью, тут тоже уютно себя чувствуют непременные спутники парижских бульваров платаны. Есть что-то общее и в архитектуре зданий стиля модерн начала двадцатого века, но есть и существенные отличия. Главное – оригинальный архитектурный стиль с оригинальным названием «ноу мудехар», новый арабский. Многовековая мавританская конкиста не прошла для Испании даром, впрочем, об арабском или, как тут говорят, мавританском влиянии на Испанию у нас будет время и место поговорить более обстоятельно. А пока выгружаемся из автобуса и идём гулять по парку Бруэль – фонтаны, каскады, цветущие растения, статуи арагонских королей, детишки, раскатывающие на веломобилях, молодожёны в свадебных нарядах. Любопытно, но в Сарагосе мы не для этого, пора двигаться к главной цели - базилике Божьей Матери дель Пилар. Этот внушительный собор мы заметили ещё на подъезде к городу, несмотря на его католическую сущность, есть в нём что-то неуловимо арабское. Базилика крыта разноцветной нарядной черепицей, мавританское изобретение, четыре высоких колокольни, образующие четыре угла с главным куполом в центре, напоминают устройство Великой Софии с её минаретами. Собор «Святого Пилара» или «Святой Пилар» глубоко почитают все испано-язычные католики, разберёмся почему. Собственно «пилар» на испанском означает «столб» или «колонна». Согласно рассказу Пако, однажды Божья Матерь отправилась в Сарагосу, чтобы навестить апостола Иакова, проповедовавшего здесь христианство. С пустыми руками в гости не пойдёшь, и Дева Мария, не найдя ничего более оригинального, прихватила с собой тяжеленный мраморный столб-пилар. С тех пор тот столб так и стоит, чего не скажешь о вскоре умершей Марии, тяжёлое путешествие основательно подорвало её силы. Вокруг Пилара почти сразу была воздвигнута скромная часовня, трансформировавшаяся в 1641 году в роскошную базилику. Внутри базилика богато украшена бронзой, мрамором и яшмой, но главное украшение – роспись, выполненная молодым Гойей. Интересно, что во время второй мировой войны в собор попала бомба, но, благодаря, как считает Пако, Святому Пилару не разорвалась. Заслуживает внимание и вытянутая прямоугольная площадь перед собором, не Сан-Марко и не Навона, но тоже достаточно живописно, голуби и фонтаны имеются.Для первого экскурсионного дня довольно, пора отдохнуть и подкрепиться. Отель, в который нас поселили, имел звучное название Король Арагона и оказался очень приличным, что подтверждали его «четыре звёзды героя», не только в нашей стране руководители любили украшать себя наградами. В номере кроме расчёсок, щёток, мыла и шампуней оказались даже разовые тапочки. Кухня и обслуживание, у нас по программе двухразовое питание, тоже выше всяких похвал, имеются даже специальные рыбные ножи. Мы всем довольны, остаётся только самостоятельно полирнуть полученные днём впечатления вечерним освещением.Следующий день – транзитный, нам предстоит добраться до Мадрида. Дорога живописна: горы, ущелья, рекламные щиты в форме громадных чёрных быков, занявших господствующие вершины. Пользуясь нашей ещё неопытностью и нерастраченностью прихваченных в путешествие денежных средств, Пако склоняет нас на дополнительные экскурсии, стандартная туристская разводка. Первое, что предстоит нам увидеть – Каменный монастырь. Сам монастырь с примитивным музейчиком, специально созданном для таких как мы туристов-бедолаг, какие-то предметы труда и быта, несколько восковых фигур монахов, деревянные бочки, глиняные кувшины, стеклянные бутыли, другие предметы виноделия, короче, объект малоинтересный. Окружающая природа, представляющая собой ландшафтный парк, который также входит в экскурсию, более примечательна. Водопады, пещеры, сопутствующие виды, всё это гораздо более любопытно. Конечно, с буйством и размахом природных чудес Нового Света вряд ли сравнится, но тоже впечатляет. Далее, и это уже следующая экскурсия, знакомимся с Эскориалом. Эскориал это королевская резиденция, которую построил для себя Филипп II, король самой тогда могучей и богатой мировой державы. Это могущество и богатство и должна была воплощать его новая резиденция. Филипп II нрава был невесёлого, глубоко религиозен, поэтому Эскориал напоминает скорее не воздушный замок, а мощную крепость или монастырь. Заложен был в память о победе над французами при Сент-Квентине во Фландрии, которая случилась в день Святого Лаврентия. Именно поэтому Эскориал напоминает очертаниями и в плане решётку, на которой упомянутый святой принял мученическую смерть, и чего этих Лаврентиев так тянет к решёткам. Центом строгой прямоугольной композиции является церковь этого, уже набившего оскомину, хорошо, что только оскомину, Лаврентия. Чтобы Филипп мог молиться в любое время дня и ночи, его покои непосредственно примыкают к церкви, выпирая из прямоугольной конструкции архитектурного ансамбля и образуя как бы ручку злосчастной решётки. Эскориал служил не только дворцом и монастырем, он стал ещё и усыпальницей испанского королевского дома. Осматривать склепы удовольствие специфическое, мне показалось значительно более любопытным громадный зал библиотеки Филиппа II, собравшего много ценных книг и рукописей. Интересен и зал заседаний с тёмными деревянными скамьями и портретами апостолов по стенам кисти Эль Греко.После плодотворных экскурсий сделали остановку у придорожного ресторана на обед. Мы с женой, решив больше заботиться о поддержании духа, чем плоти, на обед довольствовались припасенной заранее бутылочкой красного ординарного вина, пакетиком оливок и копчёной испанской колбаской. Колбас испанцы, в этом они мастера, производят великое множество, но особенно знаменит хамон (jamon), свиной окорок, который каким-то таинственным образом с использованием специальных дубовых дров и хитрых специй коптится до твёрдо-каменного состояния. На обед мы расположились на природе, трапеза была живописна и даже вызвала зависть у некоторых наших товарищей по путешествию, вкушавших внутри помещения, которые совершенно приняли нас за испанцев, о чём позже нам и рассказали.Немного в сторону от нашего маршрута раскинулась Долина павших, грандиозный мемориал жертвам долгой гражданской войны. Громадный крест, который мы видели издалека, символизировал национальное примирение и прощение друг другу. Вечером прибыли в Мадрид, гостиница похуже, три звезды, но рядом с метро. На ужин подали сёмгу, а вместо рыбных ножей дали обычные, мы сначала даже как-то и растерялись, к хорошему привыкаешь быстро. Зато к ужину было предусмотрено дармовое вино, в Сарагосе мы за него платили отдельно. Наш столик на шестерых, рассчитав примерную винную порцию каждого, разлив по бокалам, неспешно поглощал её весь ужин. Каково же было наше удивление, когда более резвым соседям принесли добавку. На следующий день мы решили отыграться. Принесённое официантом вино было мгновенно разлито и выпито. Принесли ещё, мы и это выпили, принесли снова, мы и тут не подкачали. Не помню с какого раза, но наступил момент, когда нам вино больше не носили. Однако патриарх нашего стола и тут не растерялся, он вызвал гида и велел перевести метрдотелю, что мы хотим поднять бокалы за Испанию. После этого вино нам всё-таки принесли. Но это я описываю следующий ужин, а пока мы только что прибыли, утолили голод и горим желанием познать, так сказать, Мадрид собственной шкурой, стереть о его мостовые свои подмётки. Собирается большая группа для поездки на метро в центр. Заходим на нашу станцию, она называется Кармен, и знакомимся с особенностями мадридского метрополитена, оказывается, как и повсеместно, выгоднее брать билеты на десять поездок, разбиваемся на звенья и вот мы уже в центре. Все возбуждены, неизвестный город в ночном освещении кажется удивительно-красивым, с нами прихваченная из отеля карта Мадрида, осматриваем снаружи королевский дворец, какие-то монументы, перемещаемся хаотично, потом случается неизбежное. Наша группа заблудилась. Нужно как-то выбираться, главное найти станцию метро, роль и партию Ивана Сусанина поочерёдно исполняют все. Наконец очередь доходит и до меня, изучив карту, предлагаю двигаться в выбранном направлении к станции «Опера». Одна из наших девчонок, назовём её Татьяной, недоумённо восклицает: Так мы же там живём. Другая участница похода, не лишённая чувства юмора, но глубоко по такому случаю его спрятавшая, серьёзно разъясняет: понимаете, мы живём на конкретной опере (напомню - станция «Кармен»), а нам нужна опера вообще.Новый день полностью посвящён испанской столице. Знакомство начинаем с современного Мадрида. Его небоскрёбы не выглядят однообразными коробками, а имеют свои индивидуальные особенности, особенно запомнились две высокие наклонные башни, стилизованные под въездные ворота. Первая осмотренная площадь – площадь Колумба или, как говорят испанцы, Колона. Тут сооружён не просто памятник великому первооткрывателю, а целый мемориал. Полощется громадный испанский флаг, под резной белокаменной колонной с Колоном подземное сооружение, на стенах которого карта, с нанесёнными на неё походами знаменитого морехода. Следующая осмотренная нами площадь, площадь Испании посвящена очередному великому испанцу – Сервантесу. У его ног примостились бронзовые Дон Кихот и Санчо Пансо на своих скакунах, а по бокам какие-то другие нам неведомые герои. Наши туристы тут же полезли к памятнику фотографироваться, пытаясь обнять Кихота и Санчо и даже взобраться на их скакунов. Площадь прекрасно спроектирована, задним фоном памятника служит величественный небоскрёб, чем-то неуловимо напоминающий мексиканские пирамиды. Гид подчёркивает, что всё это построено в сороковые, во времена Франко. Возможно, диктатура и хороша, но только для пирамид и небоскрёбов. Пако говорит и о других преимуществах диктатуры над демократией: отсутствие безработицы, порядок. Ну что тут ответить, Черчилль всё расставил по местам одной знаменитой фразой: демократия ужасна, но лучшего не придумано.От площади Испании двигаемся к главной площади или по-испански Пласа Майор. Это первая монументальная площадь, появившаяся в новой столице Испанского королевства. Говорят, когда-то там проводили корриды, но сейчас об этом ничего не напоминает. Эта площадь прямоугольна, обрамлена по периметру одним зданием, имеющим широкие арки для свободного прохода. В центре конный памятник кому-то из испанских монархов, а по бокам симпатичные кафешки. Площадь отдалённо напоминает венецианскую Сан-Марко и, безусловно, может быть отнесена к архитектурным шедеврам. Ещё одна обязательная для осмотра мадридская площадь - Площадь солнечных ворот (Plaza Puerta del Sol). Место, облюбованное для встреч, всегда шумна, многолюдна, очаровательна. На ней установлен памятник Карлосу третьему, тоже на коне, а также размером поменьше скульптурное изображение герба Мадрида: медведь, лакомящийся плодами земляничного дерева, так сказано в путеводителе, и чего спрашивается, литературные критики шпыняли Дюма за его раскидистую клюкву.Мадрид город интересный, много скверов и зелени, но не такой яркий и самобытный, как, например, Рим, Лондон, Париж. Поэтому перечислим ещё ряд его достопримечательностей и этим ограничимся. Из улиц наиболее впечатляет Гран Виа и Кале Майор, из сооружений – Королевский дворец, туда водят экскурсии, а также ряд помпезных административных зданий. Нужно ещё помянуть бывший железнодорожный вокзал Аточа, в котором ныне разбит настоящий тропический сад.Обзорная экскурсия отняла только полдня, и у нас появилось свободное время. Мы решили провести его в музее Королевы Софии. Это музей современной живописи типа Парижского Центра Помпиду. Характерно, что посещение этого музея выбрала более возрастная часть нашей тур.группы, а молодёжь он что-то не заинтересовал. Самая известная картина из коллекции музея – Герника. Но, пусть это и звучит кощунственно, учитывая историю создания, меня это полотно сильно не тронуло и не впечатлило. А вот творчество Миро порадовало. Его картины обычно достаточно больших размеров, тщательно загрунтованы, а поверх этой белой грунтовки скупо нанесено несколько линий или пятен преимущественно синего или красного цвета. Смотрится весело. Побродив некоторое время по залу Миро, я уже различал ранние и поздние периоды его творчества, внимательно смотрел на год создания картины. Ты смотри, говорю жене, эта картина написана в шестьдесят пятом, и та в шестьдесят пятом, какой плодотворный год, наверное, и вон та тоже, похоже по стилю, ан нет, та в шестьдесят шестом, действительно, за один год столько не успеть. Иностранные художественные музеи осматриваются с большей скоростью, нежели российские, не тратится время на чтение названий. Однако первое время мы порывались прочесть и перевести, чтобы лучше понять замысел автора. Этого делать не надо было, большинство понравившихся нам картин, такова уж специфика абстрактной живописи, имело одно и тоже название Non titolo, иными словами «без названия». На весь следующий день мы отправлялись в бывшую испанскую столицу Толедо. Знакомство начали с панорамного обзора города. Открывавшийся вид практически не имел ничего общего с «Видом Толедо» кисти Эль Греко, разве что Кафедральный собор можно узнать. Далее проехали за крепостные стены и сделали остановку в лавке оружейника. Нам показали оружейников за работой. Толедские клинки в рекламе не нуждаются, и мужская часть нашей группы начала активно скупать складные ножи, или по-испански навахи, разнообразных форм и размеров с надписями на лезвиях «Толедо» или «Дамасская сталь». Женской половине, чтобы не заскучала, тоже предложили товар по-сердцу: маникюрные ножницы из той же стали. Фанаты оружия могли приобрести даже настоящие (почти настоящие) боевые мечи, доспехи, кремниевые мушкеты и пистолеты. Не знаю, стоит ли говорить, что в соседних лавках, которые можно было посетить позже самостоятельно, всё было несколько дешевле, но кто-то же должен платить за представление, поскольку, как поётся в известной песне, show must go on. Что касается культурной программы, мы посетили несколько католических соборов. В испанских церквях больше всего потрясают дивные, неземной работы алтари. Побывали на «выставке одной картины» «Погребение графа Оргаса» кисти Эль Греко, находящейся в церкви Санто-Томе. Посетили средневековую Синагогу, нечто среднее, да так и должно быть, между христианской церковью и мусульманской мечетью: планировка пространства, колоны больше напоминают христианский храм, а украшающие интерьер геометрические и растительные узоры восточную вязь. Самостоятельное хождение по узким колоритным улочкам средневекового города тоже доставило массу приятных минут. Стена одной из Толедских церквей украшена цепями, немудрено – тут сердце, если у неё есть сердце, инквизиции, свирепствовавшей в Испании наиболее рьяно. У нашего гида и на это есть своё объяснение. Да инквизиция жгла и пытала, но тем самым сумела предотвратить религиозные войны, приведшие в Европе к гораздо большим жертвам. Не знаю, является ли это оправданием, поскольку каждая жизнь бесценна, математика в такого рода оценках не работает.Очередной день – день прощания с испанской столицей. Чтобы подсластить пилюлю, нас ведут в Прадо. В знаменитых художественных музеях хочется не только насладиться художественными шедеврами, но и запечатлеть их на долгую память на видео. В некоторых музеях и странах это можно сделать совершенно свободно, например, в Лувре, в Уфиццы. Иногда за это берут небольшие деньги, как, например, в Дрезденской галерее. Там, кстати, никто ни разу, немцы народ законопослушный, купленное разрешение на съёмку так и не спросил, раз человек снимает, значит имеет право, в отличие от Будапештского музея, где это разрешение меня просили показать почти в каждом зале, болезнь под названием социализм бесследно не проходит. В некоторых музеях, как в Каирском, за видеосъёмку берут большие деньги. Но есть музеи, где снимать нельзя вообще, Прадо из таких. Но «нельзя» тоже бывают разные. В Сикстинской капелле, например, снимать нельзя и нельзя разговаривать, о чём периодически предупреждают на нескольких языках, но это одно из самых шумных мест в Риме, где снимают исподтишка, а служители смотрят на это сквозь пальцы. Решив, что здесь тоже самое, я повесил включенную видеокамеру на шею, чтобы в удобный момент начать съёмку. Не тут то было, мне несколько раз вежливо указали, что у меня включена камера (горела красная лампочка), я вежливо благодарил, но не выключал и, поскольку не снимал, нарушителем не являлся. Тогда служители музея решили следовать за мной почётным караулом неотступно, сдавая друг другу вахту при моём переходе в очередной зал. Теперь поговорим о самом художественном собрании. Размер собрания значительно уступает и Лувру, и Эрмитажу, но в десятку крупнейших и знаменитейших художественных музеев Мира входит, и сравним с уже помянутыми Дрезденской галереей или Уфиццы. В Прадо неплохая коллекция итальянской живописи, но не выдающаяся. Есть, например, двойник Эрмитажной Данаи Тициана, имеется и копия Моны Лизы, но кисти весьма далёкой от Леонардовской. Замечательна коллекция фламандской живописи, оно и понятно – Фландрия когда-то принадлежала Испанской Короне. Отсюда и роскошное собрание работ Босха. Во время нашего посещения часть его полотен, точнее досок, отсутствовало – гостили на какой-то выставке, благодаря этому мы стали свидетелями забавного эпизода. В зал Босха вошёл новый смотритель, они периодически меняются, работа тяжёлая, перед тем как принять коллекцию, он начал её пересчитывать глазами, чтобы убедиться в наличии всех необходимых шедевров. Было видно по его растерянным глазам, что контрольная сумма у него не сходится, и он несколько раз начинал подсчёты заново. Впрочем, мы отвлеклись от искусства, я специально тяну время, чтобы подчеркнуть читателю величие основной жемчужины Прадо – коллекции испанской живописи. Это, прежде всего, Веласкес, Эль Греко, Сурбаран, Мурильо и, конечно, Гойа. В России только одно полотно Гойи, да и то дар скандально известного американского миллионера Хамера, когда-то этой картиной «Портрет актрисы Сарате» восхищались, а теперь говорят «не Эрмитажный уровень», чувствуется рука учеников. Но глаза, эти волнующие влажные бездонные испанские глаза, которые сразу выдают руку великого Гойи, не спутаешь ни с кем. В Прадо, наряду с другими его полотнами и офортами об ужасах войны, представлены две самые знаменитые картины, так называемые «Махи», обнажённая и парная к ней, лежащая в той же позе, с тем же самым выражением лица, но уже прилично одетая.
    От Мадрида дорога наша ведёт на юг в легендарную Андалусию, и первой на пути встречается Кордоба.

    Другие отзывы автора:

    Этот отзыв оценили:

    Комментарии (5)

    irinus (н.новгород) (05.08.2015 10:20)
    Вкусная паэлья у вас получилась! И хорошо подана !
    Эллен (Москва) (05.08.2015 10:51)
    Я - большая любительница и Испании, и паэльи тоже. Была в Испании 14 раз. Видела и Сарагосу, была и в Мадриде. Тоже очень люблю музей Прадо. Жаль, очень мало фотографий... Вкусная у Вас получилась "паэлья"!!!
    Lesy (Казань) (05.08.2015 13:23)
    Я что-то вот не очень воспринимаю религиозные полотна, у меня начинает очень болеть голова...проверено не один раз...увы...
    Приготовлено паэлья оригинально, жаль фото мало
    С.Серый (07.08.2015 14:11)
    [quote][b]irinus[/b]
    Вкусная паэлья у вас получилась! И хорошо подана ! [/quote]

    Спасибо за оценку. Пробуйте добавку
    С.Серый (07.08.2015 14:17)
    [quote][b]Эллен[/b]
    Я - большая любительница и Испании, и паэльи тоже. Была в Испании 14 раз. Видела и Сарагосу, была и в Мадриде. Тоже очень люблю музей Прадо. Жаль, очень мало фотографий... Вкусная у Вас получилась "паэлья"!!! [/quote]

    Будет добавка, и фотографий тоже

    Новый комментарий

    Что бы оставлять комментарии на сайте, Вам нужно Войти или Зарегистрироваться