Японская фугу. Часть четвёртая, Патетическая.
Ноябрь 2009
дата поездки
07.06.2015
написано
Японская фугу. Часть четвёртая, Патетическая.
На субботу, предпоследний из полноценных дней нашего пребывания в Японии у большинства была запланирована оплаченная заранее экскурсия в Никко, город, в 1999 году причисленный ЮНЕСКО к мировому культурному наследию, но мы решаем провести этот день в Токио, приобрести необходимые в таких случаях сувениры и подарки, осмотреть достопримечательности, а в Никко, если программа по Токио будет выполнена, отправиться с англо-говорящей группой в воскресенье. Сначала решено отправиться в парк Уэно, это любимое токийцами место отдыха, где расположен зоопарк и куча музеев. Чтобы туда добраться, нужно купить билет на метро, дело это непростое, токийское метро имеет кучу линий и станций, его схема, больше похожая на клубок разноцветных змеек или картину сумасшедшего фависта, мало приспособлена для считывания полезной информации. Положение усложняется ещё и тем, что в Токио действуют несколько конкурирующих транспортных фирм, билеты одной не годятся для проезда по линиям другой. Главные – собственно метро, назовём его подземка, и более продвинутая JR, «надземка», её поезда на некоторых участках вообще управляются автоматически без машиниста. Стоимость проезда зависит от расстояния, а билет нужно покупать в автомате с кучей разных кнопок и надписей на непонятном, японском языке. Поначалу приходилось неоднократно прибегать к помощи служителей и окружающих, а потом ничего, освоились и даже нашли у автомата заветную клавишу, переключающую иероглифический шрифт на латиницу. Приобретя билеты, проходим через турникеты, находим нужную платформу, а их надо сказать на нашей Шинагаве немало, и садимся в нужный нам поезд JR. Вот в поезде всё просто и понятно, над каждой дверью жк-монитор, на котором схема линии, местоположение поезда, количество минут до каждой станции, все названия на японском и английском языках высвечиваются попеременно. В парке Уэно желаем осмотреть музей западно-европейской живописи. Мы прибыли чуть раньше и ждём открытия вместе с сотнями японских школьников, которые решили в этот день организованно посетить зоопарк. У входа в музей одиноко скучает пригорюнившийся роденовский мыслитель, и здесь, в отличие от Парижа, в его мысли проникнуть совсем несложно, куда ж это меня забросила судьба, написано на его лице. Подходим к открывающейся кассе и сообщаем о своём желании посетить музей. У нас спрашивают, желаем ли мы осмотреть только постоянную экспозицию или же хотим ещё и побывать на привезённой издалека выставке. Поскольку выставка – малоизвестные малые голландцы из Европы, нам достаточно постоянной экспозиции. В таком случае, делает нам сюрприз кассир, проходите, сегодня в музее день бесплатного посещения. Музей оказывается небольшим, несколько работ эпохи возрождения, европейская классика и, собственно ради этого мы сюда и явились, работы импрессионистов. Неплохой Ван Гог, пару Моне, но лучше всех оказывается Ренуар, душевный «женский портрет» и «парижанки в арабских костюмах», или скорее без оных. Выходим из музея, накрапывает нешуточный дождь, в парк движутся, выходной день, толпы народу, и мы решаем ехать в район с романтическим названием «долина осенних листьев» или по-японски Акихабара, где большинство туристов по сходным ценам приобретают что-нибудь на память о Стране восходящего солнца. К нашим услугам один из крупнейших магазинов сувениров Лаокс. Наши туристы обычно приобретают электронику, бытовые приборы, в почёте фототехника и «национальные» сувениры: туристический вариант кимоно, веера, японский чай, самурайские мечи, точнее их бледные копии, керамика, посуда, деревянные статуэтки похожие на наших матрёшек, и немудрено, родина матрёшек Япония, а не Россия, также расписанные и разрисованные палочки для еды и тому подобное. В продаже много DVD дисков, повествующих о чайной церемонии, секретах приготовлении суши, культуре пития саке, икебане и других японских «изюминках». Техника возвращения налога на добавленную стоимость в Японии более демократична, чем в Европе. Если вы в любом магазине набрали покупок более чем на 10000 иен, чуть более ста долларов по сегодняшнему курсу, то деньги вернут вам прямо в магазине, одно неудобство – копию чека прикрепят степлером к странице вашего загранпаспорта, той, где японская виза. В Лаоксе ещё более удобно – отменён порог в 10000, налог вычитают из любой суммы. Выйдя из магазина, мягко говоря, не с пустыми руками, решаем отвезти всё в гостиницу, перекусить и продолжить свои перемещения. Погода продолжает не радовать дождём, поэтому решаем забронировать места в завтрашней автобусной экскурсии по Никко, и, как оказывается, вовремя, ребята, пытавшиеся это сделать позже, получили отказ – все места были уже забронированы. Следующим пунктом в нашей программе значилось посещение падчерицы Эйфеля. Лифт быстро и плавно доставил нас к смотровым площадкам первого уровня. Если внешность обеих, парижской и токийской, башен сравнить можно, то открывающиеся с них виды абсолютно несравнимы, настолько они разные, но оба грандиозны. Только оттуда Токио видится и осознаётся ультрасовременным мегаполисом, единственный минус, смотреть приходится, безопасность превыше всего, сквозь стекло, но о нём быстро забываешь. Обзор открывается не на четыре, а на восемь сторон, углы площадки срезаны, и эти срезы дают четыре дополнительных диагональных направления обзора. Заплатив дополнительные деньги, можно посмотреть на город в подзорную трубу, но завораживает именно панорамный вид, когда тебя со всех сторон обступают небоскрёбы. Они с тобой вровень, поэтому дополнительный подъём, а его за дополнительные деньги тоже можно осуществить, по сути ничего не даст, немного раздвинется горизонт, но и сейчас, таковы свойства морского токийского воздуха, он в сизой дымке. Для повышения познавательности обзора тут же имеется большая интерактивная фотопанорама, прикоснувшись к изображению того или иного здания на ней, можно узнать его название. Панорама работает в двух режимах: дневном и ночном. Ночные виды, всё сияет электрическим светом, восхитительны, поэтому решаем побывать здесь ещё раз, уже в тёмное время суток. Осмотрев город сверху, решаем ехать в район Синдзюко, именно его небоскрёбы показались нам наиболее грандиозными и компактно расположенными. Пока добрались на метро до одноименной станции, стемнело. Кстати, именно на станции Синдзюку, она в Токио крупнейшая, и по слухам только там, работают «толкачи» трамбующие людей в вагоны метрополитена. Поскольку мы там оказались не в часы пик, нам не повезло увидеть «толкачей», зато повезло в трамбуемых вагонах не оказаться. Синдзюкские небоскрёбы действительно впечатляют, особенно запомнился напоминающий чуть сдавленную копию «лондонского огурца», он сразу обращает на себя внимание и видом и освещением. Заглянув ненадолго, уж больно утомительное дело, в Синдзюкские магазины, возвращаемся в гостиницу.Прежде чем добраться до Никко, испытали в действии железную машину японского менеджмента. Утром всех желающих воскресным днём совершить ту или иную экскурсию забрал от отеля специальный автобус. Во время движения каждому были выданы разноцветные, в зависимости от экскурсионного направления, бланки. Выгрузили нас у какого-то ангара, куда другие автобусы привезли таких же бедолаг из других отелей. Далее специальные загонщики в зависимости от цвета бумажек разбили нас на потоки, которые оказались хвостами очередей в кассы. Там, получив деньги за экскурсию, нам показали на схеме забронированные для нас места автобуса, выдали клеящиеся к одежде стикеры, чтобы не потеряться на маршруте, и направили к выходу, где нас уже ждал автобус, готовый везти в Никко. Всё быстро, чётко и без лишней суеты. Главная достопримечательность Никко – храмовый комплекс Тосёгу, созданный в память самого знаменитого сёгуна Японии – Токугавы Изясу. Причём воздвигнуто всё это великолепие было в рекордно короткие сроки, японцы умели и умеют работать споро, за 17 месяцев, с ноября 1634 по апрель 1636. Затрачено было на всё про всё 4541230 человеко-дней. Это значит ежедневно на сравнительно небольшой площади, не мешая друг другу, трудилось порядка 9 тысяч рабочих и, как оказалось, на славу. Таких замечательных мест, где ты полностью погружён и окружён духом и атмосферой ушедшей эпохи, на земле не так много, пара-тройка десятков не больше. И почему японцы выдвинули в новые чудеса храм Чистой воды, а не этот комплекс, совершенно непонятно, ведь сложили же они поговорку: «не говори кекко, пока не увидишь Никко. «Кекко», как нетрудно догадаться, по-японски значит прекрасно. После экскурсии, делясь впечатлениями с гидом, я сказал примерно следующее: действительно, не говори…, далее следовал текст уже приведённой пословицы, которую я перевёл на английский, оставив, разумеется, «Никко» и «кекко» на языке оригинала. Не поняла, сказала она, что такое по-английски «кекко». Оказалось, японцы хуже всего понимают произносимые нами японские слова, с другой стороны, когда японские дети спрашивали меня об отношении к «сущи», я тоже не сразу понял, о чём речь.Уникальность комплекса Тосёгу не только в красоте составляющих его построек, но и в гармонии с окружающей средой, в единении с природой, которая здесь восхитительна. Прежде всего, обращают на себя внимание гигантские криптомерии, так что у японцев не всё маленькое. Криптомерии это вечнозелёные хвойные деревья, что-то типа секвой или туй, добавляющие чистому, прозрачному, так и просящемуся в лёгкие, горному воздуху неповторимые ноты. Клёны, листья которых набрали нужную сочность цвета, тоже прекрасно вписываются в ансамбль. Широкие ведущие к храмам аллеи, живописные ворота-тории великанских размеров из камня и бронзы, открывающиеся пространственные перспективы на соседние склоны, всё непередаваемо. Из построек отметим пятиярусную пагоду, по числу элементов бытия: ветра, воды, земли, огня и неба. Ещё одно популярное место – «Священная конюшня», место, где держали лошадь, на которой ездил синтоистский бог. Это деревянное помещение имеет ещё одно название – павильон трёх обезьян, поскольку украшено деревянными барельефами, изображающими сценки из жизни этих забавных родственников человека. Самый известный – «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу», три обезьянки, закрывающие соответствующие части лица. Ещё одно интересное место – храм «плачущего дракона». Помещение небольшое, а желающих попасть туда много, мы постояли в очереди, прошли внутрь, а там монах, держа в руках два деревянных бруска начал о чём-то рассказывать. Какой смысл его слушать, думаю, по-японски я не понимаю, но выбраться из толпы было невозможно, а монах тем временем закончил свою речь и начал брусками стучать друг о друга, звук поднялся вверх, отразился от потолка, на котором был нарисован печальный дракончик и вернулся к нам с каким-то глухим бульканьем, это и был «плач дракона». Необходимо отметить и две главные культовые постройки: место, где храниться тело Изясу, строгое, аскетичное сооружение и роскошное «хранилище духа» великого сёгуна, интересный подход. К «чуду из чудес» можно причислить Ёмэймон, Ворота Солнечного Света, представляющие собой архитектурно выразительную стену, украшенную резными изображениями из жизни мифических животных. Второе название этой стены – Хигурасиномон, Ворота Сумерек, прозрачный намёк на то, что за любованием этой стеной время течёт незаметно, вы легко можете потерять ему счёт и задержаться у Ёмэймон-Хигурасиномон до темноты.Потом, разумеется, был обед, на котором мы на собственном опыте убедились, как трудно толстую японо-китайскую лапшу выловить палочками из котелка, донести до рта и бесшумно поглотить, но все очень старались. Далее наш путь лежал к озеру Тюдзэндзи, со всех сторон окружённому горами. Одна из вершин, декорированная облаками и вуалью тумана, показалась интереснее Фудзиямы. Следующий объект - падающий с горных вершин девяностосемиметровый водопад Кэгон. 97 метров, это, между прочим, повыше Ниагары или Игуассу. Разумеется, не так мощно в смысле размера струи, но достаточно живописно. Когда автобус вёз нас к нему по горной дороге, сбоку мы увидели стайку сидящих на обочине обезьян. Это были японские макаки, которые живут в этих местах в диком виде. По автобусу тут же пронёсся охотничий клич «monkey», все бросились на одну сторону спеша сфотографировать, а водитель даже не притормозил. Это не входило в план экскурсии и не предусматривалось инструкциями, обратная сторона японской пунктуальности.Автобус, провезя нас по вечернему Токио, выгрузил на Гинзе. В этот день над японской столицей шли обильные дожди, и город наполнился разовыми зонтами. Их оставляли в туалетах, у входа в метро, мы прихватили один, поскольку не оставили идею взглянуть сверху на подсвеченные электричеством небоскрёбы. Нам предстояла сложная с пересадками поездка на метро, мы шли коридорами, ехали поездами, поднимались и спускались эскалаторами, суя наши билеты в периодически попадавшиеся на нашем пути турникеты, каждый раз делая это с трепетом, поскольку опасались, что бездушная машина проглотит их, и мы останемся в этом подземелье навсегда. Разок в середине пути спросили дорогу. Вышли на станции, где было много входов, выходов и переходов. Где нужный нам, поинтересовались у молодой симпатичной женщины, сопровождавшей в поездке свою мать. Она не знала, как попасть на интересующее нас направление, но знала, где находится табло с необходимой информацией, куда и понеслась на крейсерской скорости и высоких каблуках-шпильках. Мы, не ожидая такого внимания к нашему простому вопросу, на всех парах понеслись за ней. Потом было даже как-то неудобно, и мы долго благодарили, отвешивая положенные по японскому этикету поклоны, но на каждый наш поклон японки неизменно отвечали своим, и мы сдались и ретировались. Такое к себе тёплое отношение со стороны прохожих в Японии мы ощущали не раз. Обратившись к любому прохожему с самым пустяковым вопросом, натолкнуться на банальное и столь обычное у нас «не в курсе» просто невозможно, наоборот всегда можно рассчитывать на самоотверженную помощь. Не знает сам, спросит у других, но обязательно чем-то поможет.Вечерний вид с башни разочаровал, света на многомиллионный город оказалось маловато, такое ощущение, что на рекламных виденных нами видах во всех помещениях всех небоскрёбов свет включили одновременно, в реальности же такое не происходит, да ещё и дождь мешал. До гостиницы добрались поздно. Нужно было ещё прикупить продуктов, необходимых для изготовления суши в домашних условиях: васаби, листы прессованных водорослей нори, соевый соус. Сложнее всего оказалось приобрести специальную уксусную заправку, которой нужно поливать тёплый рис. Я начисто забыл, если когда-то знал, как по-английски уксус, поэтому, обратившись к одному из покупателей супермаркета за помощью. Объяснял, что мне надо, практически на пальцах. Он, как ни странно, меня понял и выудил из длинного ряда почти одинаковых бутылочек почти одинаковой цены одну, которую мне и вручил. Я засомневался, столь богатый выбор, наверное, эти заливки чем-то отличаются. Своими сомнениями я поделился с собеседником. А что тут сомневаться, возразил он мне, тебе нужно для суши, вот на этой чёрным по белому и написано «суши». Единственный компонент для суши, который я забыл купить, свежая рыба не в счёт, её не довезти, это японский рис, как на века сказал классик, слона то я и не приметил. Время последних покупок было настолько поздним, что в универсаме кончились суши, пришлось набирать салатов. Один оказался мелко порезанными солёными огурцами с морской капустой и кусочками осьминога. Другой был очень живописен, известно, что японцы в кулинарии большое внимание уделяют эстетике, радуя «готовым продуктом» не только язык, но и глаз. Я недолго смотрел на этот живописный шедевр, потом быстрыми, широкими движениями смешал все краски в одну и приступил к поглощению. Палочки, напутешествовашись за неделю по моей ладони, нашли, наконец, оптимальное положение и сидели как влитые, поэтому салаты быстро исчезли, оставив по себе самые приятные воспоминания.В аэропорт нас сопровождала Зара, ещё один русскоговорящий и руссковыглядящий представитель принимающей стороны. Её любимый конёк – японский мусор, точнее способы его утилизации. Купить новый телевизор, холодильник, стиральную машину в Японии не проблема, а вот избавится от старых… По рассказам Зары затраты на их утилизацию доходят чуть не до половины их изначальной стоимости. Избавиться потихоньку под покровом ночи не получится, найдут, в этом помогут законопослушные соседи, и крупно оштрафуют. Пластиковые тару нужно перед утилизацией мыть, снимать этикетки и крышечки. Бытовой мусор разделять по группам, и не на три категории, как, скажем, в Германии, да они просто неряхи, а на гораздо большее число. Всё пакуется в специальные пакеты, которые нужно самому покупать, а они недёшевы. Причём в каждом жилом районе свой цвет пакетов, и не дай бог в одном районе выбросить пакет другого цвета… Место в самолёте мне досталось рядом с японцем. После обеда мой сосед резко вскочил со своим подносом. Смотри, ткнул я в бок жену, сейчас побежит свой мусор сортировать. В Dutyfree, взяв пример с более запасливых товарищей, отоварились рисоваркой. Из напитков взяли, разумеется, саке. Первый раз я попробовал саке ещё в самолёте, несущем меня в Токио. Честно говоря, не понравилось. Вернувшись из поездки, тоже не сразу ощутил его тонкий вкус. Помог случай, приняв некоторое количество коньяку через определённое время решил полирнуть это дело саке, и вот тут мой язык, отфильтровав, а точнее не восприняв ненужное, донёс до меня приятные вкусовые ноты. Эти ноты и помогли услышать мелодию, когда я начал принимать саке по всем правилам, переливая его в специальный глиняный кувшинчик и разогревая на водяной бане градусов до 30. Про саке можно написать ещё много, и какой это древний напиток, и с какой тщательностью он готовится, из каждой рисинки удаляется оболочка и зародыш, и какую чистейшую родниковую воду используют для его приготовления. Ещё важно отметить, что это не продукт перегонки, как водка коньяк или виски, а лишь продукт брожения, поэтому не слишком искушённые его потребители находят сходство с брагой и самогоном, по той же причине крепость саке обычно невелика - до 20 градусов, это если в продукт не добавлен, что иногда делается, спирт. Интересно, что для сбраживания риса, на заре «сакеварения» его просто жевали и сплёвывали, теперь же используют специальную грибковую культуру.Наш рассказ подходит к концу, но нельзя просто взять и поставить точку, не написав о предмете, послужившем заглавием, о рыбе Фугу. Как известно, эта рыба, она же рыба-собака, иглобрюх, диодонт или фахак, несмотря на свою ядовитость, является одной из жемчужин японской кухни. Я спрашивал о впечатлениях у её попробоваших. Наши соотечественники говорили: дорого, а на вкус ничего особенного, японцы: очень дорого, но очень вкусно. Сколько раз пробовали, продолжал допытываться я, большинство отвечало – один. Самому попробовать не удалось, из-за краткости поездки как-то не сложилось, поэтому дальнейшее повествование почерпнуто из литературных источников. Рыбу фугу может готовить только специально сертифицированный повар. Глаза, кожа и внутренности фугу содержат смертельно опасный нервно-паралитический яд – тетродотоксин, яду в каждой рыбе с лихвой на 30-40 человек. Обычно любители фугу заказывают из неё комплексный обед: сашими из свежей, суп из отваренной и кусочки слегка обжаренной рыбы. «Повар-пофугист» должен, оценив комплекцию едока, точно рассчитать дозу рыбы. В случае правильной оценки у пожирателя фуги сначала отнимутся ноги, потом руки, потом челюсти, останутся подвижными только глаза, на мгновение перехватит дыхание, а потом всё начнёт происходить в обратном порядке. Вот за этот транс, путешествие «туда и обратно» гастрономические хобиты отваливают бешеные деньги и идут на смертельный риск. Особо отъявленные, кого сашими из белого мяса фуги уже не забирает, едят её гораздо более ядовитую печень, что категорически запрещено, особенно по весне, когда яда в рыбе больше, ну и травятся. По этому поводу в Японии есть такая пословица «кто ест фугу, глупец, но глупец и тот, кто её не ест». Перефразируя эту пословицу можно сказать: тот, кто едет в Японию, глупец. Страшно далеко, очень дорого, за те же деньги можно найти гораздо более продолжительный и экзотичный тур, но… тот, кто не едет в Японию… тоже глупец. Посетив эту страну, замечаешь, что можно несколько по-другому питаться, по-другому смотреть и оценивать мир, в конце концов, по-другому жить.Вот и сыграна наша фуга, остался последний аккорд. Выписываясь из гостиницы, я в суматохе забыл в номере связку ключей. Выяснилось это лишь в аэропорту. Неприятно, но не смертельно, ключи от квартиры были у жены, а там дубликаты почти всех из связки. Я поделился постигшим несчастьем с сопровождавшей нас Зарой. Ой, что же делать, сказала она, ну запишите на всякий случай номер своего мобильного и дайте мне. Она рассеяно сунула бумажку с номером в свою сумочку, где и так было всего понапихано, а я, потеряв всякую надежду, поплёлся на посадку. Однако, на второй день после возвращения на родину мне позвонили из отеля, сказали, что ключи найдены, спросили адрес и прислали их DHL-ем.
Оцените отзыв
5.0
6 оценок
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Другие отзывы автора:
Комментарии
(4)
Напишите ваш комментарий
Для комментирования   войдите   в кабинет
Класс, спасибо!!!
Irina (Москва)
17.06.2015 14:51
Здорово! И, кстати, да, хорошие отели практикуют такое - возвращать почтой забытые вещи)
Сильные у Вас отзывы! Приятно читать. Спасибо.
[quote][b]Павел[/b]
Сильные у Вас отзывы! Приятно читать. Спасибо.[/quote]

Пожалуйста. Рад радовать