«Большой круиз для маленькой такой компании…»

    “— Иди сюда, паренёк. Сердце Гейта заколотилось, как град по крыше.

    — Выбирай: год в тюрьме или на корабль сегодня.

    — О каком корабле вы говорите, мистер?

    — Большом, мой мальчик. Вместо того чтобы жить в подземелье, будешь служить английской короне. Нам нужны такие, как ты, падкие на соблазны.”

    Мария Фариса, “Бразилис”, 2018 г.

    Как и герой романа модной российской писательницы Марии Фарисы, мы тоже оказались перед дилеммой: либо сидеть нам всё лето в ковидном заточении, либо отправиться в интересное речное путешествие на большом круизном лайнере “Лебединое озеро”. В общем, падкими на соблазны оказались и мы!))) А если серьёзно, то наш заранее оплаченный июльский круиз на лайнере “Monarch” от компании “Пульман” в Исландию и на Фареры 2020 года был отменён по пандемическим причинам. Хорошо ещё, что денежки, уплаченные турагенству “Dreamlines” не пропали, а были зачислены нам на депозит, чтоб мы смогли их реализовать на оплату любого другого круиза в удобное нам время! И вот настал август, позади остались трудные времена моей болезни и пик коронавирусной волны…

    - А не махнуть ли нам в речной круиз, мы же давно хотели? – спросил я супругу, как бы между делом.

    - Отличная идея! – с энтузиазмом откликнулась Ольга и сразу же взялась за мониторинг предложений.

    Морских круизов в нашей “шкатулке путешествий” набралось уже целых 9, во всех регионах Земли, а вот с речными - полный провал. Ни одного. В итоге наша “маленькая такая компания”, в лице Андрэ и Ольги, подошла к выбору очень ответственно и остановила свой придирчивый взгляд на самом что ни на есть классическом двенадцатидневном круизе на теплоходе “Лебединое озеро” по маршруту: Москва (СРВ) – Мышкин – Горицы – день в ходу – Валаам – Санкт-Петербург (Соляной причал, стоянка 1,5 дня) – Шлиссельбург – Лодейное поле – Свирьстрой – Мандроги – Кижи – Петрозаводск – Вытегра – Череповец – Углич – Москва (СРВ). Начало круиза 17.08.20 в 14:30 по Москве. В стоимость вошло проживание в каюте выбранной категории, трёхразовое питание и экскурсионное обслуживание по всему маршруту из предложенного списка (по желанию предлагаются ещё и альтернативные экскурсии за дополнительную плату).

    Время до начала нашего дебютного речного путешествия пролетело незаметно и вот, наконец, этот солнечный августовский день настал! На метро до станции “Речной вокзал” и небольшая пешеходная прогулка до причалов Химкинского водохранилища. Знаменитый Северный речной вокзал со шпилем всё ещё на реконструкции, поэтому к нашим услугам - пристани Речного порта Москвы. Процедура посадки на судно проще некуда: сдаём багаж матросикам и поднимаемся на борт, где на стойке регистрации получаем ключи от каюты, карточки с номером смены и столика в ресторане, закреплённым за нами на всё время круиза, а также экскурсионный план, в котором необходимо отметить всё желаемое галочками и вернуть на рецепшен!

    Чтобы уже не возвращаться к этой теме в дальнейшем, сразу расскажу о ковидных изменениях в жизни на теплоходе. При посадке заполнение декларации о здоровье пассажира. Весь обслуживающий персонал судна в масках. Завтраки по системе “шведский стол” заменены на систему “а ля карт”. Обеды и ужины проводятся в две смены, для снижения заполняемости зала ресторана. При посещении экскурсий обязательное наличие у всех круизёров масок и перчаток. Ну а теперь, пару слов непосредственно о том самом большом и очень красивом круизном теплоходе “Лебединое озеро”, ставшим нам почти на две недели родным домом!

    ТЕПЛОХОД “ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО”.

    Судно было построено в сентябре 1986 года на верфи VEB “Elbewerften Boizenburg/Ro?lau” в Бойценбурге на берегу Эльбы в ГДР по проекту 302. Изначально пассажирский четырёхпалубный теплоход назывался «Генерал Ватутин» и работал на Украине, где стоял на круизной линии Киев — Ялта — Одесса. Из-за проблем со статусом Крыма четыре года он простоял на приколе, после чего в 2017 году был перепродан через посредника в Россию туроператору "Созвездие", где с 2018 года ходит уже под именем "Лебединое Озеро". В течение 2018-2020 годов теплоход прошел ряд модернизаций с целью повысить класс кают и разнообразить спектр услуг. Добавилась кофейня “Либретто”, бар и навес на солнечной палубе, а также собственный театр. На шлюпочной палубе каюты были переоборудованы в именные полулюксы и оснащены балконами. На средней же палубе значительная часть кают получила усовершенствованные санузлы, систему вентиляции и новую мебель.

    Характеристики судна:

    Длина: 129,2 м

    Ширина: 16,7 м

    Высота: 13,2 м

    Осадка: 2,9 м

    Скорость: 26,27 км/ч

    Количество кают: 130.

    Максимальное количество пассажиров теплохода - 300 человек.

    Капитан теплохода - Симачев Андрей Александрович (Россия).

    "Лебединое озеро", как оказалось, не только великолепный балет Чайковского, но и замечательный теплоход. Каждая его палуба носит названия, связанные с театром: "Оркестр", “Партер”, "Амфитеатр", "Бенуар" и «Четвертый ярус». Более того, каюты престижной палубы "Бенуар" получили ещё и имена выдающихся артистов балета, к примеру, «Вацлав Нижинский» - это каюта № 406, «Марис Лиепа» - № 411, «Екатерина Максимова» - № 412, «Ольга Лепешинская» - № 413 и т.д. Ход, конечно, не новый, но то что это добавляет лайнеру оригинальности - не вызывает сомнение! Мы же облюбовали однокомнатную двухместную каюту № 333 категории А2 комфорт на средней палубе ("Амфитеатр"). Она полностью реконструирована к навигации 2020 года. В ней установлена новая мебель, сделана современная отделка, расширена площадь санузла и оборудован отдельный душ. Несмотря на скромные размеры, в каюте компактно расположились: две односпальные кровати, трюмо, 2 шкафа для одежды, стол, мягкий пуф, вешалка для верхней одежды, зеркало, радио, LCD телевизор с кабельным и спутниковым вещанием, телефон, холодильник, тапочки, большое обзорное окно, фен, набор посуды, пледы, щетка для одежды и кондиционер с климат-контролем. Ну что сказать, тесновато конечно, но уютно. Если у вас нет мобильного интернета, то можно воспользоваться бесплатным Wi-Fi в баре “Фуэте” в носовой части шлюпочной палубы. Однако, надо иметь в виду, что судно иногда забирается в такие глухие места, где сеть просто отсутствует… Пришло время поговорить о питании. На "Лебедином озере" два больших ресторана: “Одиллия” и “Одетта”, расположенных в кормовой части шлюпочной и средней палуб соответственно. Дизайн классический, в бордовых тонах. Мы кушаем в “Одетте” во вторую смену за четвёртым столиком. Наверное, тут надо дать и расписание, чтоб было понятнее:

    Завтрак (свободная рассадка) – с 7:00 до 9:00.

    Обед: 1 смена – с 13:00 до 14:00. 2 смена – с 14:30 до 15:30.

    Ужин: 1 смена – с 19:00 до 20:00. 2 смена – с 20:30 до 21:30.

    Во время обеда и ужина заполняются бланки меню на следующий день. Блюда выбираются из каждой категории по одному из трёх предложенных вариантов, включая десерты и даже алкогольные напитки. Рюмка водки или бокал красного сухого вина на ужин - дилемма не из простых! Завтрак тоже по меню, так как “шведский стол” отменён из-за ковида. Официант предлагает несколько блюд на выбор. Обычно - это каша, омлет, яичница, сосиски с картошкой, блинчики с творогом и оладушки со сметаной. Попить можно чай или кофе со свежей выпечкой. А ещё есть советское шампанское, причём в неограниченном количестве, которым мы, конечно же, не преминули побаловаться, пользуясь советом незабвенного папановского Лёлика… На обедах и ужинах еда уже посолидней, конечно же, изысков морских лайнеров здесь не предлагают, но, тем не менее, всё здесь по-домашнему вкусно и знакомо. Хотя для справедливости надо сказать, что время от времени шеф-повар теплохода неожиданно выдавал и прямо-таки уникальные блюда высокой кухни. Для наглядности снимал некоторые из них на фотоаппарат, так что судите сами… А в целом, уровень питания на "Лебедином озере" оказался весьма приличным, чему мы были очень рады!

    Не знаю как на других речных круизных судах, а вот на нашем теплоходе, для информационной поддержки пассажиров, их вниманию предлагалась ежедневная газета “Вестник”. В ней и расписание всех мероприятий на судне, и навигационные сводки от штурмана, и актуальные данные о погоде, и даже цена на коктейль дня в баре “Фуэте”! Да, чуть было не забыл сказать ещё и о внутреннем радио теплохода, имеющем в каждой каюте свою точку. В программе: музыка, важные информационные сообщения и аудиоэкскурсии о знаковых местах маршрута!

    ОТПЛЫТИЕ ИЗ МОСКВЫ (День 1).

    Грянул марш "Прощание Славянки"! Всё, отплываем! Ура! Почти все круизёры высыпали на открытые палубы теплохода. Кто машет руками, кто аплодирует, а особо чувствительные даже пустили слезу, вообразив себя, наверное, на “Титанике”, уходящем в северную Атлантику навстречу с айсбергом! Однако шутки в сторону! На солнечной палубе начинается приветственный Капитанский коктейль и знакомство с экипажем и дирекцией круиза. Меж пассажиров появились официанты с подносами, заставленными бокалами с игристым вином. Слово берёт капитан теплохода “Лебединое озеро” Симачев Андрей:

    - Круиз считаю открытым! - провозглашает он под звон бокалов в конце приветственной речи.

    Не успели допить шампанское – учебная тревога! Ну вот, только веселье пошло, а уже надо идти за спасательными жилетами в каюту… Мероприятие не долгое, но обязательное для всех. Вот так традиционно начался для нас этот первый речной круиз в нашей жизни! Из событий первого дня ещё хорошо запомнилось прохождение шлюзов канала имени Москвы и вечерний праздничный концерт-подарок на верхней открытой палубе теплохода!

    МЫШКИН (День 2).

    "Мышь, пробудивши князя,

    от смерти спасла его,

    повелев - граду Мышкину быть!"

    Пока спали, прошли ещё три шлюза и вышли в Волгу! Круизная жизнь устаканивается. После завтрака отправились с супругой на прогулку по палубам теплохода. Погода превосходная! Тепло и солнечно! Вокруг невероятная по красоте природа средней полосы России! Леса и поля! На корме средней палубы, жмурясь на солнышке, устроились на стульчиках любители покурить, адепты здорового образа жизни оккупировали самую верхнюю палубу судна. Пенсионеры, закутавшись в пледы, кучкуются по интересам на солнечной стороне правого борта, устроившись в уютных плетёных креслах, ну а дети всех возрастов, успевшие каким-то невероятным образом сдружиться за столь короткое время, стайками кочуют по всему теплоходу, затеяв какую-то очередную игру между собой! В Мышкин мы придём только в 15:30, ну а пока встречаем первую большую достопримечательность нашего круиза – знаменитую затопленную колокольню Никольского собора (1800 г) — памятник истории и архитектуры на искусственном острове Угличского водохранилища близ города Калязин.

    Не успели оглянуться, как уже показался и Мышкин! Старинный русский город на левом высоком берегу Волги, где начиная с XIX века почти без изменений сохранились каменные провинциальные купеческие особнячки и деревянные, утопающие в резном кружеве, частные домики местных жителей. Не поддаться очарованию этого городка практически невозможно! Он мил и уютен! Тих и свеж! Здесь действуют десять совершенно оригинальных музеев. Среди которых, кстати, и единственный в мире музей Мыши. Участникам круиза были предложены на выбор четыре варианта пешеходных экскурсий продолжительностью по 2,5 часа, имеющих разную тематическую направленность. Для первого знакомства мы выбрали классический обзорный тур по центру города. Быстро собравшись в группу на оживлённой площади перед пристанью, первым делом отправляемся в Усадьбу купца Чистова, прославившегося оптовой торговлей хлебом. Здесь в помещении его хлебных складов и старинной мельницы открыта экспозиция "Амбарные мыши". Актёры в ростовых костюмах мышек демонстрируют все циклы производства хлеба в XIX веке. Первоначально замерев, они даже ввели нас в некоторое заблуждение своим видом. Изрядно рассмешив и напугав при последующем неожиданным воскрешении из кукольных музейных экспонатов в живых действующих лиц весёлого мышиного перфоманса! Дальше был музей “Живых ремёсел” c наглядными демонстрациями кузнечного и гончарного мастерства, панорама волжских просторов от белоснежной смотровой ротонды, Мемориал памяти земляков, погибших в Великой Отечественной войне, и построенный в 1820 году на пожертвования горожан главный храм Мышкина - Собор Успения Пресвятой Богородицы (арх. Дж. Манфрини). В заключении зашли в музей Валенок, располагающий богатой коллекцией войлочной обувки на любой вкус, и музей Льна.

    До отплытия было ещё полчаса и мы решили рискнуть, окунувшись в людской водоворот рыночного развала. На прилавках водят хороводы целые толпы разнообразных мышей, всех видов, размеров и национальностей! Красуются всевозможные предметы русского народного костюма! Ах, какие здесь кокошники и кики! О! А рыба! Копчёное благоухание этого традиционного волжского продукта просто взрывает мозг! А тут ещё и грибы, и ягоды! Не говорю уж даже про обилие разнообразных классических сувениров, как собственного, так и заводского производства! Не опоздать бы на теплоход в этой сумасшедшей круговерти!

    Вечером, после ужина, наблюдали великолепный по красоте закат над Волгой, окрасивший всё небо во все оттенки бордового! Красотища, глаз не оторвать! Да ради одного такого заката, можно было не раздумывая идти в этот круиз!!! А ведь то ли ещё будет впереди!

    ГОРИЦЫ (День 3).

    «Кирилле, изыди отсюду, иди на Белоозеро, тамо бо уготовах ти место, в нем же возможеши спастися...»

    За ночь прошли всё Рыбинское водохранилище и оказались в Вологодской области. А это уже - Русский север! Суровый край дремучих лесов и глубоких синих озёр! Стоим с супругой на верхней палубе, крепко взявшись за руки, и любуемся панорамой берегов реки Шексны, по которой полным ходом и идёт наше “Лебединое озеро”, не взирая на все рифы и мели! В древности этот край называли Сугорьем, он был исконной вотчиной князей Белозерских, сидевших с дружинами на Белом озере в укреплённом граде Белоозеро, известным на Руси аж с 862 года от Рождества Христова! Сегодня эти места известны своими знаменитыми монастырями — Кирилло-Белозёрским, Ферапонтовым и Горицким. Воскресенский Горицкий женский православный монастырь, основанный в 1544 году княгиней Ефросиньей Старицкой, показался нам во всей своей красе, по правому борту нашего теплохода, уже в полдень. Ещё полчаса ходу и вот мы уже швартуемся к пристани села Горицы, впервые упоминающегося в летописях под названием Девичья Гора в XVI веке. По плану здесь у нас трёхчасовая автобусная экскурсия в Кирилло-Белозерский мужской монастырь Вологодской епархии.

    “В 1397 году по указанию от Пресвятой Богородицы, бывшему ему в видении, прибыл в обширную область древнего Белоозера архимандрит Симонова монастыря Кирилл вместе с симоновским же иноком Ферапонтом, своим собеседником, и здесь на пустынных берегах Сиверского озера, среди дремучих лесов, положил основание монастырю, ставшему впоследствии известным под именем Кирилло-Белозерского”, - так рассказывает нам летопись о возникновении обители… Много веков утекло с тех пор. Сейчас, под руководством опытного гида, мы заходим уже в Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, основанный в 1924 году. В окружении мощных крепостных стен с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича, расположились ансамбли сразу двух монастырей – Большого Успенского и Ивановского («Старый город»), а также территории несохранившейся крепости Острог и так называемого “Нового города” – комплекса крепостных сооружений XVII века и деревянной Церкви Ризоположения (1485 г.) из села Бородава, самой старой и точно датированной сохранившейся постройки русского деревянного зодчества! Главное здание всего Кирилло-Белозерского монастыря — Успенский собор с папертями, построенный в 1497 году на месте сгоревшей деревянной церкви. Это ни много ни мало - одна из первых каменных построек в Белозерье. Архитектор храма не известен, зато есть данные, что строила собор артель ростовских мастеров… Да, построено здесь в итоге было не мало, и не удивительно, что долгие годы монастырь оставался важным форпостом на северо-западе Русского государства, контролируя одновременно и все торговые пути к поморам. Город в городе и одновременно самый большой укреплённый монастырь в Европе. Эта гигантская крепость не раз выдерживала осаду неприятеля – на её трехэтажных стенах спокойно могут разъехаться две легковые машины! Постриг здесь принимали богатейшие люди своего времени, а в казематах содержались государевы преступники, калибра опального патриарха Никона, например. Сам Иван Грозный благоволил обители и вкладывал сюда немалые средства, надеясь на райскую жизнь после смерти! Удивительно, но мы с супругой тоже ощутили здесь странную энергетику, дающую полное умиротворение и житейское спокойствие, о котором даже и не подозревали раньше...

    Про богатую историю этой северной обители, насыщенную массой интересных событий, мы услышали сегодня немало! Замечательная экскурсия подошла к концу, закончившись на берегу живописнейшего Сиверского озера, оставив нам ещё полчаса свободного времени, которое мы решили употребить с толком - на посещение монастырской колокольни. Потрясающий вид, открывающийся отсюда, запомнится нам надолго…

    ДЕНЬ В ХОДУ (День 4).

    “Наш корабль захватили пираты! Помилованы будут только свои, поэтому предлагаем Вам приходить на ужин в пиратской одежде!” Судовая газета “Вестник”, 20 августа 2020 г., теплоход “Лебединое озеро”.

    Сегодня весь день идём на север легендарным Волго-Балтийским каналом, проложенным по руслам рек Ковжа и Вытегра, а также полноводной Свирью. А ещё нам предстоит преодолеть целых восемь шлюзов! Остановок же не будет вовсе, поэтому, чтоб развлечь пассажиров на борту, объявлен Пиратский день! Экипаж, включая официантов, переоделись в тельняшки, банданы, треуголки и прочую атрибутику на радость детишкам. По всему теплоходу для всех желающих проводятся квесты, соревнования и тематические концерты. У нас же своя программа, ещё вчера вечером мы записались на экскурсию в “святая святых” теплохода - рулевую рубку. На капитанском мостике нас встретил сам капитан “Лебединого озера” - Андрей Симачев, который с блеском исполнил роль гида, подробно рассказав об истории и характеристиках судна, особенностях навигации на этом рейсе и назначении всех приборов рубки! Узнали мы и приятную новость о том, что по всему нашему маршруту нас ждёт хорошая погода, за исключением, правда, очень сильного ветра на Ладожском озере, который, впрочем, не должен навредить планам нашего теплохода. В заключении капитан ответил на все наши “умные” вопросы и, открыто улыбнувшись, пожелал хорошего круиза! А закончился день праздничным Пиратским ужином, вечерней концертной программой “Курс на Тортугу!” и ночной дискотекой в стиле восьмидесятых на верхней палубе!

    ВАЛААМ (День 5).

    “В мире пусто, скучно и бесцельно,

    Но еще не весь разрушен храм,

    Есть обитель Правды беспредельной,

    Духоносный остров Валаам.”

    Монах Викентий (в миру Василий Попов), 1930 г.

    Утром обнаружили себя в открытом море! Ой, извините, в открытом озере! Ладожском озере, конечно! В том смысле, что берегов не видно! А в речных круизах такое увидишь не часто. До Валаамского архипелага, состоящего из 50 островов идти ещё часа два! Ориентировочное прибытие туда намечено у нас на 11:30. Стоять будем целых 9 часов! Погода, лучше не придумаешь, 19 градусов тепла и переменная облачность. Озеро тоже благоволит нам, прикинувшись ласковым котёнком, играющим с солнечными зайчиками на мелкой ряби воды. Но нас не обмануть, мы-то слышали как страшно завывал ночью ветер, да и о суровом нраве Ладоги знает каждый матрос! Здесь бывают такие мощные шторма, что высота волны не редко достигает аж 5 метров и останавливается всё судоходство!

    А вот на горизонте, прямо по курсу, показались скалистые берега, густо поросшие вековыми елями и соснами. Это остров Валаам! Его название происходит от финно-угорского слова “valamo” – высокая, горная земля. Монахам это название показалось созвучным имени библейского пророка, и они нарекли его Валаамом. Самое интересное здесь - это Валаамский Ставропигиальный Спасо-Преображенский мужской монастырь. Историки связывают его возникновение с именами апостола Андрея Первозванного и иноков Сергия и Германа, пришедших предположительно из Греции. Дата его зарождения точно неизвестна. Версий много. Самая ранняя говорит нам про X век! Центральная усадьба монастыря расположилась на высоком холме, прозванном паломниками Голгофой и представляет собой стройный архитектурный ансамбль, в центре которого находится Спасо-Преображенский собор, строительство которого началось в 1887 году по проекту архитектора А. Силина. Завершал же работы академик архитектуры Н. Прокофьев, выполнивший расчеты сводов и куполов, а также проект декоративного оформления интерьеров, в 1896 году.

    Непосредственно у монастырского причала нашему 129-и-метровому “Лебединому озеру” встать просто нереально, поэтому, как и все круизники, идём на стоянку в Большую Никоновскую бухту, где оборудован удобный причал. План у нас такой: с утра, на речных трамвайчиках, идём на экскурсию в Валаамскую обитель, потом возвращаемся на обед на теплоход, и в заключении две пешеходные экскурсии по острову на выбор: “Скиты Валаама” или “Скалистый берег”.

    Посетить Валаам - мечта любого верующего православного человека. Это Святые места намолены издревле! Ведь Валаам – это не музей и не заповедник, это одна из двух существовавших в России «монашеских республик», где мирского населения не более 100 человек. В XV—XVI веках здесь жили около десятка будущих святых, в частности, основатель Соловецкого монастыря Савватий Соловецкий и чудотворец и суровый аскет Александр Свирский. Именно в это время по соседним островам появились в большом количестве монашеские скиты, восемнадцать из которых действуют и поныне. Пройдя долгий и трудный исторический путь и чуть было не погибнув в советское время в огне воинствующего атеизма, Валаам ныне воскрес из небытия и возродил все свои монашеские традиции почти в полном объёме…

    В 17:00 началась экскурсия “Скалистый берег”, которая была выбрана нами за свою природоведческую направленность. Разбившись на группы по 15-20 человек под руководством опытных гидов отправляемся в глубь острова, разными тропинками… Надо сказать, что Валаамский архипелаг обладает редкой и удивительной по красоте природой! Отвесные обрывы скал, ущелья и вершины, живописные поляны и плато, напоминающее горную местность… Монахи не вырубали лес на острове из принципа, они использовали лишь поваленные ветром деревья. Поэтому Валаам реально покрыт дремучей девственной тайгой, некоторые деревья которой имеют возраст даже старше 300 лет! Наш экскурсовод Татьяна постоянно живёт на острове уже много лет и рассказала нам много интересного про его уникальную природу и жизнь здешних монахов. Лесной дорогой выходим на высокий берег Ладоги. Здесь обустроена удобная смотровая площадка “Скалистый берег” в виде деревянной платформы с лавочками по краям! Суровые северные пейзажи последних дней лета смотрятся сегодня, в лучах заходящего солнца, очень тепло и как-то по-особенному нежно! Поговорили, пофотографировались, отдохнули, полюбовались на прекрасные панорамы острова, да и отправились в обратную дорогу, но уже по новому маршруту, проходящему мимо живописного Никоновского озера, часовни «Моление о чаше», Гефсиманского (Жёлтого) и Воскресенского (Красного) скитов. Впечатлений много! Вдоль тропинки, прямо на лесных обочинах – белые грибы величиной с футбольный мяч. То здесь, то там выделяются мощные узловатые жилы корней деревьев, цепко ухватившиеся за камни, используя любую трещину и выступ, чтобы не упасть... Дело в том, что поверхность острова состоит в основном из скал, покрытых почвой, во многих местах толщиной всего от 10 до 30 см. Не удивительно, что жизнь здесь - сплошная борьба за выживание…

    Окруженный со всех сторон водой, удаленный от мирской суеты, Валаам словно создан для тихой, созерцательной духовной жизни. А возможность мимолетно, пусть даже в качестве простого круизёра-путешественника, прикоснуться к этому своеобразному уникальному миру, даёт тебе удивительное чувство единения с Землёй. Ты чувствуешь, что все увиденное и услышанное, прочувствованное и промелькнувшее здесь, навсегда останется в тебе и с тобой. Это путь, путь к себе…

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (День 6 и 7).

    Город на Неве основан в мае 1703 года царём Петром I. В 1712—1918 годах — столица Российского государства. В ходе своей исторической жизни назывался ещё и Петроградом, и Ленинградом… Изначально город получил своё имя в честь Святого Петра, небесного покровителя царя-основателя, но со временем стал всё больше и больше ассоциироваться с именем самого… Ну всё! Не буду, не буду… Это шутка, конечно! Про Питер все всё знают и исторические справки тут, конечно же, не к месту…

    Пришли в Питер ровно в 7:30 утра. Стоянка у Соляного причала будет большая – почти полтора дня! Тут у теплохода так называемый чекпойнт – у кого-то из пассажиров круиз заканчивается, а у кого-то только начинается. У нас же, как и у большинства круизёров, он продолжается! После завтрака отправляемся всем составом на пятичасовую автобусную экскурсию по самым основным достопримечательностям исторического центра Санкт-Петербурга! В программе которой предусмотрена ещё и речная прогулка по рекам и каналам Северной Венеции! Спокойная Фонтанка, извилистая Мойка, широкая Нева, тихий канал Грибоедова… Все они «по-венециански» текут в улицах, уверенно прикидываясь проезжей частью... Окунуться в этот такой знакомый и одновременно незнакомый мир питерских шедевров снова -, стало для нас огромным удовольствием!

    Дальше “Лебединое озеро” предложило на выбор три платные экскурсии: в Петергоф (2800 р), Кронштадт (2300 р) и Великий Новгород (3000 р). Так как в этих замечательных местах мы уже были, то решили пойти “другим путём”. Заказали через интернет ночную (с 23:00 до 05:00) автобусную экскурсию по Петербургу, с включённой в неё полуторачасовой прогулкой на теплоходе под разводящимися мостами (“Турсервис” Спб). Развод мостов - это зрелище, которое всегда вызывает искренний восторг, сколько бы раз до этого вы бы его не видели! Он никого не оставляет равнодушным. Он сказочный, таинственный и романтичный. Правда, надо сказать, что романтику нам слегка подпортила капризная питерская погода. Внезапно зарядивший дождь загнал большинство туристов во внутренние помещения судна, а наиболее стойких, оставшихся на открытых палубах, включая конечно же и нас, под зонтики! И всё-таки, праздничное настроение не пропало! Чудесный ночной Санкт-Петербург победил! Уже под утро, усталые и переполненные яркими впечатлениями, приехали мы на такси к своему теплоходу и скорей завалились спать…

    ШЛИССЕЛЬБУРГ (День 7).

    Завтрак благополучно проспали! Проспали бы, наверное, и обед, если бы не чувство голода, на цыпочках прокравшееся в нашу каюту и безжалостно разбудившее все наши “вкусовые сосочки”! А на теплоходе - тишина, большинство народа на экскурсиях и вернутся только к отплытию, намеченному на 17:00. Однако сегодня, одним Питером дело не ограничится! В полдевятого вечера мы швартуемся у пристани крепости Шлиссельбург или Ключ-города, если переводить с немецкого на русский. Основанный в 1323 году внуком Александра Невского, новгородским князем Юрием Даниловичем, у истока Невы из Ладожского озера на небольшом островке Ореховый, как крепость Орешек, этот неприступный “орешек” ныне общедоступный музей — филиал исторического музея Санкт-Петербурга.

    Изначально мы были сильно удивлены поздним приходом и отсутствием здесь экскурсионной поддержки. Однако всё разъяснилось, когда наш теплоход оказался в виду крепости. Во-первых, в это время ещё довольно светло, а во-вторых по всей территории музея расположены громкоговорители, вещающие целую лекцию про историю Шлиссельбурга! Да к тому же, такое позднее посещение старинной цитадели добавляет ей загадочности. Длинные тени, полумрак, полутона скудного освещения дополнительно создают ещё и какую-то необычную, пропитанную духом прошлых времён уникальную атмосферу…

    На долю крепости выпали не только многочисленные кровопролитные осады и отчаянные приступы, но и мрачные годы долгой тюремной службы… Первая жена Петра I Евдокия Лопухина, император Российской империи Иоанн VI Антонович, свергнутый во младенчестве Елизаветой Петровной, свободолюбивые Декабристы и революционеры всех мастей – всем им довелось в полной мере ощутить на себе суровость этих мрачных стен… А кто-то принял здесь даже и свою смерть – так тут был, например, казнён старший брат Ленина - Александр Ульянов, покушавшийся на царя Александра III. Теперь в этих стенах ходим мы, речные путешественники теплохода “Лебединое озеро”, ходим, вздрагивая от каждого неясного звука или шороха, пугаемся теней друг друга в узких тёмных переходах между тюремных застенков Шлиссельбурга… Тяжёлые места… И только прогулка по крепостным стенам, с которых открываются невероятные по красоте виды Ладожского озера, медленно погружающегося в северную ночную мглу, и яркий весь в огнях праздничный силуэт нашего судна у причала, вернули нас в сегодняшний день, а точнее в ночь!

    ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ – СВИРЬСТРОЙ – ВЕРХНИЕ МАНДРОГИ (День 8).

    “Нежное слово — Свирь…

    Сказкою русской веет.

    Будто бы здесь коварный Мизгирь

    В спор вступил с Берендеем.

    Сильное слово — Свирь…

    Новой ладьею пахнет.

    Поле для славы здесь взбороздил

    Флота Российского пахарь…”

    Лилия Букат, 2019

    Восьмой день круиза выдался на редкость насыщенным. Пройдя за ночь всё Ладожское озеро, к утру наш теплоход оказался в Свири - реке на редкость живописной и суровой, множество раз воспетой в стихах и прозе за свою северную, чисто русскую красоту! Понежиться в кроватях нам не дали, сразу же после раннего завтрака швартуемся в Лодейном поле. Рождение этого города тесно связано с именем Петра Первого. В начале XVIII века для ведения Северной войны Россия остро нуждалась в военных кораблях. И вот здесь, на Свири, под руководством князя Александра Меншикова началось строительство Олонецкой верфи, со стапелей которой уже через год был спущен на воду первый корабль Балтийского флота — 28-пушечный фрегат «Штандарт». Верфь просуществовала до 1829 года, выпустив в большое плавание не мало отличных кораблей. Её шлюп «Диана» под командой лейтенанта В. М. Головнина совершил знаменитое кругосветное плавание, а шлюп «Мирный» лейтенанта М. П. Лазарева и вовсе участвовал в экспедиции к Южному полюсу!

    Сегодня у нас необычная программа. Одна часть туристов отправится на экскурсию в Введено-Островский Оятский женский монастырь, другая же, вместе с нами, поедет на осмотр не менее интересного Троицкого Александро-Свирского монастыря, находящегося в живописном месте на высоком берегу Рощинского озера, в 30 км к северо-западу от поселка Свирьстрой, в селе Старая Слобода. А вот в Лодейное поле мы уже не вернёмся. Наше судно само перейдёт в Свирьстрой, где и будет ожидать нас у местного причала!

    Однако перенесёмся уже скорей в обитель, основанную в 1484 году Святым Преподобным Александром Свирским. Состоит она из двух близко расположенных и тесно взаимосвязанных друг с другом монастырей — Троицкого и Преображенского. Мы побываем в более главной части монастыря – Преображенской! Здесь стоит белокаменный Преображенский собор, созданный в 1644 году, и кельи, построенные во второй половине XVII века. Место это не простое – здесь много веков назад русскому святому было явление Пресвятой Троицы – трёх ангелов, облаченных в белые одежды. За всю историю человечества известны всего два таких случая: первый – у Мамврийского дуба, где праотцу Аврааму Бог явился в виде трех странников, и здесь, в первозданной глуши Русского севера. Над этим местом в монастыре была построена Часовня Пресвятой Троицы, где сейчас можно испить воды из святого источника и взять горсточку песка с того самого места, где праведнику и чудотворцу явилась Святая Троица.

    В обители можно поклониться нетленным мощам святого Александра Свирского, которые, по преданию, обладают исцеляющей силой. Их история сродни чуду! Мощи русского святого были обретены 17 апреля 1641 года при постройке нового Преображенского собора. Когда стали служить молебен, тело преподобного, пролежавшее в земле 108 лет, покрылось каплями благоуханного мира. И с 1644 года вплоть до революции эти мощи хранились в серебряной раке в Преображенском соборе монастыря. В феврале 1918 года в монастырь вошел отряд Олонецкой ВЧК. Начался самый трагичный период истории обители. Её разграбили, монахов почти всех расстреляли, а мощи преподобного увезли и передали на хранение в анатомический музей Военно-медицинской академии в Петрограде. А в монастыре советская власть устроила сначала исправительно-трудовой лагерь, потом детский дом, потом интернат для инвалидов, затем техникум и в довершение всего туда переехала психиатрическая больница. За это время монастырь пришел в полное запустение, все храмы были закрыты и перестроены, в Преображенском соборе были склады и слесарная мастерская, в братских корпусах - общежитие и кинотеатр, а колокольню и вовсе приспособили под водонапорную башню… Такие трагические судьбы наших святынь не редкость, остаётся только надеяться, что эти тёмные страницы нашей истории перевёрнуты окончательно! Сейчас монастырь не узнать! Он радует глаз своей православной красотой и небесной чистотой! Со всей России спешат сюда паломники и туристы, чтоб приобщиться к этому Чуду Русской Веры. Нам повезло, мы тоже здесь побывали!

    На рандеву со своим теплоходом в Свирьстрое мы прибыли точно в срок. До отплытия ещё целых двадцать минут. Есть время немного осмотреться. Впрочем, осматриваться-то тут и не на что… Посёлок Свирьстрой возник во время строительства здесь Нижне-Свирского гидроузла в 30-х годах прошлого века и кроме памятников Кирову и академику Графтио, отцу советской гидроэнергетики, значимыми достопримечательностями не обладает...

    Итак, отплываем в деревню Верхние Мандроги, расположенную всего в часе хода от Свирьстроя вниз по течению реки. Место это удивительное и очень необычное! И к нему мы, конечно ещё вернёмся, ну а пока…

    Внимание! Обеда в ресторане сегодня не будет, а будет зелёная стоянка с пикником! В программе: шашлыки, плов, салаты и сладкий пирог к чаю из самовара. А для души – фольклорная программа в русском стиле от виртуоза балалайки ансамбля “Московского время”! Все круизёры “Лебединого озера” приглашаются в 14:30 в шатёр №3! Приятного аппетита!

    После вкусного обеда пошли гулять по Мандрогам, кстати, в переводе с вепсского языка это слово означает Пороги. Когда-то давно местные каменистые берега не позволяли проходить тут торговым судам, и тогда грузы выгружались на берег и их переносили вместе с лодкой на руках вдоль берега… Более крупные суда перетаскивали волоком. Так чем же знамениты эти Мандроги? Во-первых, здесь очень живописно, а во-вторых, тут создан уникальный туристический центр (mandrogi.ru), состоящий из оригинальных гостевых домов, в стиле “русского фентези”, Музея современного деревянного зодчества под открытым небом “Лукоморье”, созданного талантливым резчиком по дереву - Юрием Ильичом Гусевым, Ремесленной слободы, Музея водки и даже целой деревни XIX века, перевезённой сюда из Вологодской области! А ещё есть тут и настоящий эксклюзив – самый большой в мире валенок, вошедший в 2019 году в «Книгу рекордов Гиннеса — 2019». Его высота 3 м! На изготовление этого валенка-великана 360-го размера ушло более 400 кг шерсти! Как-то сухо у меня про Мандроги получилось. На самом деле здесь всё пронизано светом и счастьем! И густой северный лес, и живописные поляны, и зеркальная гладь озёр, и прозрачный воздух со вкусом грибов и ягод! Русская Сказка, да и только!

    КИЖИ - ПЕТРОЗАВОДСК (День 9).

    Многие считают, что Кижи – это красивый храм где-то на Севере. На самом же деле это целый остров-заповедник, в котором бережно сохраняют быт и уникальное русское деревянное зодчество. Центром и главным памятником музея стал Кижский погост с церковью Преображения Господня. Ее заложили в далёком 1714 году, построив без единого гвоздя и фундамента. Самое удивительное, что и в советские годы святыню не тронули, оставив в неприкосновенности даже уникальный иконостас со ста двумя образами. Весь необыкновенный ансамбль Кижей целиком внесен в Список Всемирного наследия Юнеско.

    Стоянка нашего теплохода на острове запланирована с 9:00 до 12:00. За эти три часа надо успеть увидеть очень многое! Ведь Кижи – это чудо, шедевр мировой архитектуры, который отличают гармония форм, соразмерность объемов и художественное единство построенных в разное время сооружений. Памятники настолько тесно связаны с окружающим ландшафтом, что кажется, будто их создала сама природа! Хотя существует ещё и легенда о мастере, который срубив все здания острова одним топором, в конце работы выбросил его в Онежское озеро! В сопровождении гида отправляемся исполнять свою мечту! Смотреть Кижи! И надо сказать, нам крупно повезло, ведь ещё год назад здесь была масштабная реставрация, длившаяся не один десяток лет! Сегодня же мы видим главные храмы острова во всей своей фантастической красе! Не хочется мне почему-то загружать вас технической стороной вопроса, хотя рассказать об этих чудесных постройках можно много чего интересного… Поэтому просто полюбуйтесь фотографиями, а лучше соберитесь, да и отправьтесь в Кижи лично! Ведь не даром, это место имеет мировую славу!!!

    В Петрозаводск прибыли в 16:00. Город интересный, но увидим мы его только из окна автобуса… Потому что наш путь лежит к расположенному в 80 км от города на реке Суне – водопаду Кивач! Это платная экскурсия, продолжительностью в четыре с половиной часа, обошлась нам в 1200 рублей с человека. Мы ухватились за эту возможность не глядя! Когда же ещё выпадет такая отличная возможность посетить второй по величине, после Рейнского, равнинный водопад Европы!

    “Алмазна сыплется гора

    С высот четыремя скалами,

    Жемчугу бездна и сребра

    Кипит внизу, бьет вверх буграми;

    От брызгов синий холм стоит,

    Далече рев в лесу гремит.”

    “Водопад”, Г. Державин, 1791 г.

    В июле 1785 года на Киваче побывал Г. Р. Державин. Дикая красота этого северного уголка природы оставила неизгладимый след в душе поэта, и он под его впечатлением создал величественную оду «Водопад». До сих пор не померкли ее строки, которыми в своё время восхищался и сам Пушкин! Название водопада происходит, от финского слова “kiivas”, что означает «мощный, стремительный». Его общая высота — 10,4 м на участке протяжённостью около 170 м. Высота отвесного падения воды нижней ступени — 8 м. Водопад разделён скалой на два разнонаправленных потока, придающих ему уникальный вид и создающих невероятный по силе грохот! Однако, говоря по правде, сейчас Кивач уже не тот. Принесенный когда-то в жертву энергетике, он потерял силу, лишенный большей части своих вод. Но тем не менее красоты своей не утратил. По-прежнему водопад Кивач это — поэзия и музыка северной природы, воплощённая в вихре летящих в пене и брызгах хрустальных вод! Неумолкающий, тысячелетиями рвущий каменные преграды, он завораживает и белой июньской ночью, и золотым сентябрьским вечером, и морозным зимним днём!

    Для полноты впечатлений, администрацией заповедника «Кивач», рядом со знаменитым водопадом открыты Музей природы и дендрарий, где можно посмотреть на редкие эндемики этого края, включая и легендарную карельскую берёзу!

    ВЫТЕГРА (День 10).

    Всю ночь шли полным ходом по Онежскому озеру на юго-восток, чтобы уже к утру войти в Волго-Балтийский канал. Стоянка сегодня одна – это административный центр Вытегорского района Вологодской области город Вытегра. Экскурсий здесь у нас не предусмотрено, поэтому действовать будем на своё усмотрение. До намеченного на 12:00 отплытия у нас целых четыре часа! Жаль только, что достойных достопримечательностей тут не так уж и много… Однако кое-что всё-таки есть! И причём буквально в двух шагах от стоянки нашего “Лебединого озера”!

    Вытегра – порт пяти морей, родина шести Героев Советского Союза и пяти адмиралов военно-морского флота. По инициативе одного из них, конструктора дизельных подводных лодок, Контр-адмирала М. А. Рудницкого, из боевой подводной лодки с бортовым номером Б-440, в 2005 году был создан Музей боевой славы моряков Вытегры. Подводная лодка Б-440 (по классификации НАТО - «Фокстрот») была построена в 1968 году в Ленинграде на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе. Долгие годы служила в составе эскадры подводных лодок Северного флота, затем перешла уже в Балтийское море, где выполняла боевое патрулирование границ. В 2005 году «Б-440» совершила свой последний океанский поход и пришвартовалась к берегам Вытегорского водохранилища на вечную стоянку. Ну в общем прошли мы по всем семи её отсекам, заглянули в каюты командира и офицеров, узнали о предназначении кают-компаний, пролезли под руководством гида в переборочный люк и сами задраили его кремальеру, прильнули к окулярам действующего перископа, понюхали, чем пахнет в камбузе, сунули свои любопытные носики в торпедную установку – одним словом, попробовали ощутить на себе все тяготы нелёгкой службы моряков-подводников! Интересный музей! Да, на берегу около подводной лодки находится ещё одна достопримечательность – военный катер Онежской флотилии. Его местонахождение здесь неслучайно, дело в том, что в годы Великой Отечественной войны в Вытегре находился штаб Онежской военной флотилии.

    Закончили осмотр Вытегры посещением Церкви Сретения Господня, возведённой в 1873 году, в основном на пожертвования местного купечества. Открытие храма и освящение её бокового придела во имя Святого Павла Исповедника, было приурочено к празднованию 100-летнего юбилея города.

    Только-только отошли от причалов Вытегры, как из без того хмурого неба разразился дождь. На открытых палубах сразу стало зябко и неуютно, а от того и пустынно. Чего не скажешь о внутренних помещениях судна, где жизнь бурлит, не смотря, ни на что. Сегодня объявлен Русский день. А значит будут концерты, выставки и даже ярмарка в русском-народном стиле с раздачей угощений и розыгрышем приятных призов. Вечером же праздничный Русский ужин и шоу программа “Золотое кольцо России”!

    ЧЕРЕПОВЕЦ (День 11).

    “Октябрьский ветер пел недолго,

    Недолго ветер ликовал.

    Церквям - пожар, поэтов в Волгу

    И новый царь к кормилу встал…”

    “Оковы тяжкие упали...”, 1981 г, Александр Башлачев.

    Здравствуй Череповец! Столица чёрной металлургии и химической промышленности! Оседлав берега полноводной Шексны, он возник в начале XIV века, одновременно с Воскресенским мужским монастырём, просуществовавшим вплоть до городской реформы 1777, в ходе которой он был закрыт. А вот Череповецкий посад при упразднённом монастыре, наоборот был повышен в “должности” и преобразован в уездный город. Сегодня выбор у нас такой – или автобусная экскурсия в Сизьму, или же обзорка по Череповцу. Выбрали Череповец и в целом не пожалели об этом! Город оказался на удивление интересным и колоритным! Осмотр начали с набережных Шексны. Полюбовались на Октябрьский мост — первый автомобильный вантовый мост, построенный на территории РСФСР в 1979 году. Этот красавец эффектно смотрится и сегодня, служа главной соединяющий артерией между Индустриальным и Зашекснинским районами Череповца. По конструкции мост схож с мостом Святого Северина через Рейн в немецком Кёльне. Затем, экскурсовод Елизавета, рассказала нам целую детективную историю о трагической судьбе одной из топовых достопримечательностей города – Плавучего речного вокзала, ставшего заложником лихой приватизации девяностых… Такие дебаркадеры из бетона, строились в Советском Союзе с 1925 года и получили широкое распространение в нашей стране. Череповецкий вариант сейчас в очень плачевном состоянии, что весьма прискорбно… Пешеходную часть закончили осмотром Соборной Горки – одного из старейших мест города — возвышения на берегу реки Ягорбы, неподалёку от слияния с рекой Шексной. Кстати, одна из версий происхождения названия «Череповец», как раз и связана с этим: когда-то словом «черепь» называли возвышенности. На Соборной горке когда-то находился Воскресенский монастырь, давший когда-то жизнь этому городу. Обитель не сохранилась, но на её месте в XVIII веке построили Воскресенский собор. А ещё в 1992 году, здесь был установлен памятник основателям города – монахам Афанасию и Феодосию…

    Следующую остановку наш автобус сделал в историческом районе Криули, на одной из первых в России восьмигранных площадей, возникшей в середине XIX века под названием Рыночная. Основная доминанта здесь - это памятник знаменитому Городскому Голове Череповца с 1861 по 1907 гг., И. А. Милютину. А ещё, тут целый ансамбль сооружений, выполненных в едином «краснокирпичном» архитектурном ключе: здание Камерного театра, Художественный музей и Филармония, где в 1913 году располагалась Городская Дума. Вообще же, Город Череповец начала XX века был, не совсем обычным уездным городом. Архитектурный стиль, прямизна улиц, четкость линий, чистота, а также обилие учебных заведений говорили о нём, скорее, как о городе европейском, нежели русским…

    А мы перебираемся уже в следующую историческую эпоху, на площадь Металлургов, заложенную в 1949 году, когда город заново рождался благодаря строительству грандиозного металлургического завода. Раньше тут было болото, а теперь будет центр города, решили советские энтузиасты и засучив рукава взялись за дело… И всё у них получилось, и площадь, и большой Комсомольский парк по соседству и даже памятник В.И. Ленину воздвигнутый тут в честь 90-летия со дня рождения вождя мирового пролетариата. Вот только горожане задумку не оценили… В любой день недели, в любое время суток здесь малолюдно. На площади Металлургов гуляют в основном лишь те, кто живет рядом… Зато это место искренне полюбили череповецкие коммунисты, регулярно устраивающие здесь свои краснознамённые митинги! Вот в такой вот “тихий уголок” города Череповца, завезла нас наша всезнающая гид и краевед от бога Елизавета! Полюбовавшись на местный увядающий провинциальный соцреализм, перемещаемся в самый центр площади, где в 2006 году, в честь 50-летия череповецкого металлургического комбината (ОАО «Северсталь») появился памятник «Преемственность поколений» череповецкого скульптора Александра Шебунина. Маленький мальчик в нахлобученной на лоб каске и, широко раскидав ручонки, шагает от молодого отца-металлурга в сторону завода, чьи трубы виднеются вдалеке, над городскими кварталами... И всё это на фоне стелы, символизирующей огонь и сталь! Честно скажу, памятник цепляет своей экспрессией и искренностью, даже не смотря на то, что в своё время вызывал много споров из-за расположения, размеров и походки бронзового сына металлурга. И тем не менее вопреки этому казусу, а может даже и благодаря ему, он уже стал одной из главных достопримечательностей города, с которой должен сфотографироваться каждый турист! Экскурсия закончилась, а времени до отплытия у нас хоть отбавляй! Целых два часа! И тут мы вспомнили про Музей военной техники в Парке Победы, который расположен рядом с пристанью, где пришвартовался наш теплоход. Идём? Конечно! Вход бесплатный. На 15 площадках под открытым небом представлены образцы советского и российского оружия. Посмотреть здесь есть на что, это и танки с бронетранспортёрами, транспортная техника, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение. Отличная коллекция!

    В заключении своего рассказа о нашем посещении Череповца надо, наверное, объяснить эпиграф, помещённый мной в его начало. А в прочем, вы видимо догадались и сами! Поэт и рок-музыкант, один из наиболее известных представителей советского андеграунда Александр Башлачёв родился именно в Череповце. Здесь он учился в школе и целый год потом работал художником на Череповецком металлургическом комбинате… Отсюда он уехал в Ленинград, навстречу творческому бессмертию и нелепой смерти…

    УГЛИЧ (День 12).

    “Душа сгорит, нальется сердце ядом,

    Как молотком стучит в ушах упрек,

    И всё тошнит, и голова кружится,

    И мальчики кровавые в глазах...”

    «Борис Годунов», 1825 г, А.С. Пушкин.

    Всё хорошее когда-то заканчивается… Сегодня утром мы придём в Углич, а это последний пункт нашей круизной компании. Конечно, за три часа такой богатый город осмотреть нереально и всё же… Из шести предлагаемых на выбор экскурсий мы взяли, на наш взгляд ,самую интересную – в Угличский кремль. Это целый историко-архитектурный комплекс, расположенный на высоком правом берегу Волги, между впадающими в неё речкой Шелковкой и Каменным ручьем. Положенные кремлю по статусу крепостные стены и башни здесь уже давно разобраны за ветхостью. От их былой мощи сохранились лишь остатки рва… Зато полностью сохранилась начинка цитадели: княжеские палаты, церковь Димитрия-царевича (Димитрия на Крови), Спасо-Преображенский собор, колокольня и здание городской думы. С исторической точки зрения Углич - место загадочное и очень интересное. Не даром вокруг него хороводом ходят легенды, одна другой страшней и таинственней. А виной всему простой, казалось бы, вопрос до сих пор не дающий спать историкам и исследователям – что же произошло в Угличе 15/25 мая 1591 года? Убийство? Несчастный случай? Самоубийство по неосторожности в припадке “падучей болезни”? Младший сын Ивана Грозного от Марии Нагой царевич Дмитрий, был найден мёртвым во внутреннем дворике угличского дворца… На шее у девятилетнего мальчика обнаружили ножевую рану. Эта смерть поставила точку на правлении династии Рюриковичей, одновременно открыв врата Смутному времени, едва не погубившему Россию. Размотать клубок интриг вокруг этого тёмного дела не удалось никому. Версий много… Самую популярную озвучил Пушкин в своей поэме “Борис Годунов”, недвусмысленно указав на незаконного царя Бориску…

    Однако, вот мы и подошли к месту убийства. Сейчас здесь стоит каменная Церковь Димитрия на Крови, построенная в 1692 году на царские пожертвования династии Романовых. Легенда гласит, будто в каждую годовщину смерти царевича сквозь песок на месте его гибели проступала кровь. Правда это или нет - судить вам, но первый царь династии Романовых Михаил Фёдорович - человек глубоко верующий, узнав об этом, без колебаний повелел возвести там каменную церковь… Здание храма декорировано в нарядной манере конца XVII века. Основной цвет стен - кроваво-красной, на котором особенно эффектно смотрятся белоснежные наличники, полуколонны и карнизы. Внутри сохранились росписи второй половины XVIII века, изображающие смерть царевича Дмитрия, а также расправу толпы над его убийцами. Здесь же выставлен и знаменитый ссыльный набатный колокол, «казнённый» отсечением языка, и, «сосланный» в сибирский Тобольск за то, что известил жителей города Углича о смерти царевича Дмитрия. Пробыв в ссылке 300 лет и полностью искупив свою вину, “нехороший” колокол был возвращён обратно и занял почётное место в экспозиции музея храма...

    Ещё долго гид нашей группы водила нас по кремлю, рассказывая и показывая то, что мы учили ещё в школе на уроках истории! Увидеть все эти знаменитые места, теперь уже воочию – это ли не настоящий праздник для путешественников, искренне влюблённых в свою Родину! Пафосно, конечно, но тем не менее это так и есть на самом деле! В заключении экскурсии, на сладкое, посетили Музей русского искусства XVIII-XIX веков, расположенного в перестроенном помещении Богоявленского собора, где для нас был устроен небольшой концерт народной музыки.

    В общем, Углич понравился! Старинный русский город с почти тысячелетней историей, до самых куполов пропитанный чарующей атмосферой провинциальной старины, полностью оправдал все наши ожидания, став настоящим бриллиантом в Золотом кольце нашего круиза по России!

    МОСКВА (День 13).

    Вот и настал заключительный день круиза! Грустно… Сидим на палубе, смотрим на проплывающие за бортом пейзажи ближнего Подмосковья. Накланяюсь к нежному ушку супруги: «Тебе понравилось, любимая?» В ответ получаю крепкий поцелуй, и эта реакция для меня дороже всех слов на свете! Мы живы, здоровы и снова путешествуем! Несмотря ни на что…


    5
    О стране « Круизы»

    5
    О курорте «Круизы по рекам России»

    5
    Об отеле «Lebedinoe ozero»

    5
    Территория отеля (размер, обустройство)

    5
    Питание (количество и качество)

    5
    Персонал (услужливость, отношение к гостям)

    Другие отзывы автора:

    Этот отзыв оценили:

    Комментарии (18)

    Серьёзный труд! Интересно и информативно! Ну а круиз - просто класс!
    Ольга (Москва) (30.04.2021 21:49)
    Андрэ (Москва) (30.04.2021 22:17)
    [quote][b]Игорь Алексеев[/b]
    Серьёзный труд! Интересно и информативно! Ну а круиз - просто класс! [/quote]

    Большое спасибо!
    Андрэ (Москва) (30.04.2021 22:19)
    [quote][b]Ольга[/b]
    [/quote]

    Благодарю!
    Darsi (Дарсия) (30.04.2021 23:50)
    Андрэ, спасибо за долгожданный отзыв! Прочитала с большим удовольствием . Уже задумалась посетить этим летом некоторые города из вашего круизного списка . Полностью согласна с Игорем- серьёзный труд. Фундаментальный. Вам пора издавать туристические энциклопедии . Фотогалереи замечательные . Есть места, где я уже бывала, но после их просмотра, и прочтения отзыва, поняла, что хочется повторить . С наступающими майскими праздниками: Государственными и Православными! Здоровья, любви, верных друзей, новых путешествий, и всех благ
    Андрэ (Москва) (01.05.2021 12:34)
    Большое спасибо Дарсия! Да, рассказ получился большой, но уж очень не хотелось делить его на части... Всех с наступающими праздниками! Здоровья! Счастья! Любви! Путешествуйте по России! Это интересно!
    Великолепно! Андрэ, я постоянно ищу подтверждение "Мы живы, здоровы и снова путешествуем! Несмотря ни на что…"Ваш рассказ - очень яркая иллюстрация, что жизнь продолжается. Вселяет надежду. Огромное спасибо за это вам с Ольгой. Какие вы молодцы!Круизам быть!
    Эллен (Москва) (03.05.2021 15:32)
    Великолепный рассказ! Узнала для себя кое-что новое, хотя во многих из этих мест бывала. Прочитала с огромным удовольствием!!! На таких как Вы, этот сайт и держится. Спасибо за надежду и позитив!!!
    Римма (Вязьма) (03.05.2021 18:05)
    Двенадцать дней - это и в обычной жизни большое путешествие, а уж в ковидные времена это целая жизнь. Замечательное путешествие, прекрасный отзыв.
    Спасибо! Надеюсь воспользоваться вашими советами и заметками! во время вы сплавали!
    Андрэ (Москва) (04.05.2021 13:31)
    [quote][b]Наталья (Night Bird)[/b]
    Великолепно! Андрэ, я постоянно ищу подтверждение "Мы живы, здоровы и снова путешествуем! Несмотря ни на что…"Ваш рассказ - очень яркая иллюстрация, что жизнь продолжается. Вселяет надежду. Огромное спасибо за это вам с Ольгой. Какие вы молодцы!Круизам быть![/quote]

    Большое спасибо Наталья! Очень рады вас видеть! Надежда умирает последней...
    Андрэ (Москва) (04.05.2021 13:42)
    [quote][b]Эллен[/b]
    Великолепный рассказ! Узнала для себя кое-что новое, хотя во многих из этих мест бывала. Прочитала с огромным удовольствием!!! На таких как Вы, этот сайт и держится. Спасибо за надежду и позитив!!! [/quote]

    Большое спасибо Эллен! Приятные слова, но относятся они больше ко всем нам - авторам туров.ру, продолжающих путешествовать в трудных условиях пандемии и делящихся своими впечатлениями со всеми! Надеюсь, что скоро будет всё как раньше...
    Андрэ (Москва) (04.05.2021 13:49)
    [quote][b]Римма[/b]
    Двенадцать дней - это и в обычной жизни большое путешествие, а уж в ковидные времена это целая жизнь. Замечательное путешествие, прекрасный отзыв. [/quote]

    Римма, благодарю! Рады стараться! Надеемся, что круиз не последний... Ещё раз спасибо за добрые слова!
    Андрэ (Москва) (04.05.2021 13:52)
    [quote][b]Т а т ь я н а :)[/b]
    Спасибо! Надеюсь воспользоваться вашими советами и заметками! во время вы сплавали! [/quote]

    Большое спасибо Татьяна! Это очень приятно, быть полезным...
    Замечательный подробный рассказ и очень интересный маршрут! Андрей, у меня один вопрос - не укачивало?
    Андрэ (Москва) (08.05.2021 20:01)
    [quote][b]Марина[/b]
    Замечательный подробный рассказ и очень интересный маршрут! Андрей, у меня один вопрос - не укачивало?[/quote]

    Марина, большое спасибо! На речных круизных судах качки не бывает, ведь ходят они по рекам, где не бывает серьёзных волн! Исключение - это крупные озёра или внутренние моря, такие как Ладога, Онега, Каспий, Белое море... Однако, лично мы в непогоду не попадали, поэтому судить не берусь.. Слышал правда, что большое волнение суда пережидают в защищённых от ветра и волн бухтах...
    И даже в 2020 году, несмотря на все "но", можно было организовать интересный отпуск
    Андрэ (Москва) (17.05.2021 11:02)
    [quote][b] Елена (ELENA)[/b]
    И даже в 2020 году, несмотря на все "но", можно было организовать интересный отпуск [/quote]

    Большое спасибо Елена!

    Новый комментарий

    Что бы оставлять комментарии на сайте, Вам нужно Войти или Зарегистрироваться