Фотогалерея к отзыву
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали
    • Фото из путешествия по Мали

    «Догоняя... или ... 3»

    Первый наш экскурсионный день в Бамако посвящён истории создания империи Мали. Случилось это знаменательное для страны событие где-то в начале тринадцатого века, когда империя Гана под ударами марокканских Альморавидов раскалолась на сотни мелких малопримечательных кусочков. В одном из таких кусочков, куда входили и земли сегодняшнего Бамако, правил король племени сосо по имени Сумангура Канте, тут мы вступаем, поскольку дела эти давние-тёмные, на скользкую дорожку легенд и мифов. Казалось, благоденствию и процветанию государства Канте не будет конца. Внезапно, один из придворных шарлатанов-предсказателей сообщил Сумангуре, что в племени малинке уже зачат ребёнок, который положит конец его власти. Меры короля Сумангуры последовали незамедлительно и были более радикальны и на первый взгляд более эфективны, чем меры, предпринятые в соё время царём Иродом. Он повелел запереть всех женщин племени и держать их в заточении семь лет, а всех рождающихся младенцев убивать. Однако, будующая малийская мадонна превзошла в смирении и терпении саму богоматерь, оставаясь беременной все семь лет плена. Звали эту женщину-кенгуру Соголон, обладала она, как уже догадался проницательный читатель, недюжиными колдовскими способностями и смогла приворожить, хотя красивой отнюдь не была, царька соседнего, вассального сосо государства Фа Магана Кейта. Узнал о рождении своего старшего, если учитывать и внутриутробный период, сына царь Маган на несколько минут позже, чем о рождении сына от другой жены. Её слуга, посланный с радостной вестью к царю, оказался и проворней и нахальней посланного с тем же известием слуги Соголон, не стал ждать окончаниия царского обеда, а выпалил радостную весть сразу с порога. Потому наследником царства Фа Маган сделал не Сундиату, сына Соголон – это дословный перевод его имени, а Данкарана, о рождении которого услышал раньше. Разумеется, столь долгая беременность Соголон не осталась без последствий, ребёнок родился инвалидом, не мог ходить. Нет, проницательный читатель, не 33 года, только 7, в Африке всё зреет быстрее. В семь лет, время инициации-обрезания у уже принявших ислам малинке, Сундиата показал свою силу и сверхспособности в верховой езде, метании копья и всех остальных испытаниях, чем вызвал у остальных участников и их матерей дикую зависть. Сердце отца не выдержало радости за сына и разорвалось, а Сундиате, опосавшемуся мести братьев, пришлось бежать. В изгнании Сундиата сколотил банду из таких же как он молодых сорви-голов и начал грабить угнетавших малинке сосо. Царь сосо Сумангуру ответил усилением гнёта и малинке взбунтовались, правивший ими Данкаран оказался никчёмным военачальником и народ решил звать на царство Сундиату. Явившимся к нему в изгнание послам Сундиата сказал, что не может покинуть больную мать, услышав это, верная интересам своего народа Соголон тут же представилась. Прежде чем схватиться с могущественным Сумангуру, взошедший на трон Сундиата объединил все 40 кланов, на которые был расколот его народ, но и этого для победы было мало. Несмотря на отдельные победы малинке в военных столкновениях с сосо, их вождь Сумангуру каждый раз выходил сухим из воды ибо был неуязвим и бессмертен почище Кащея. Разгадать все его секреты взялась первая красавица малинке сестра Сундиаты Колонкан. Действовала эта Юдифь-Далила с обычным женским коварством по многократно отработанной схеме: пробралась, распалила, соблазнила, расспросила. Оказалось, силу Сумангуру придаёт семиглавый заключённый в сердце горы дух. Убить его можно выстрелив в сердце горы семью стрелами с наконечниками из шпор семи белых петухов. После этого Сумангуру не останеться ничего как превратиться в вихрь, если посечь этот вихрь семью мечами, Сумангуру обернётся пальмой, если срубить семью топорами пальму - в муравейник, если разворошить муравейник – в кукушку. Дальше фантазия у сказителей-гриотов забуксовала, и столь естественные яйцо с иголкой в их истории отсутствуют. Где на Руси происходила финальная битва Кащея с Иваном Царевичем неизвестно, а вот место судьбоносной битвы Сундиаты с Сумангуру, где расстреливали Дух горы, чтобы уничтожить ненавистного узурпатора, известно точно – Куликоро, с погрешностью в одну букву, но тем же значением - Куликово, нас к этому месту и везут, иначе откуда бы взялась в горах нерукотворная, расположенная в сердце гор Мандинго диковинная Арка Каманджана. Местные ребята, увязавшиеся нас сопровождать, чтобы осмотреть объект мы совершаем небольшой пеший поход-восхождение, называют её «Аркой генерала». Действительно, при непосредственном осмотре кажется, что каменная сердцевина удалена чудесным магическим образом. Недалеко от арки есть пещера, где по легенде главы кланов малинке заседали перед решающей битвой и думали о будущей судьбе и устройстве своей родины. Результатом этих посиделок стала так называемая «Хартия Курукан-Фуга», торжественно возглашённая в другом месте на ставшим тут же священным по её принятию поле, туда мы тоже едем. Отличить священное поле от прочих позволяет установленный на этом месте монумент. Конечно, африканцы – народ во всех смыслах тёмный, отсталый, потому свою хартию они приняли позже Великой хартии вольностей, отстав от светочей мировой культуры англичан на двадцать с лишком лет, в 1236 г. вскоре после памятной битвы при Куликоро. Негры ещё и лентяи, потому в их хартии статей поменьше, чем в английской, не 63, а 44, кстати, одна из статей именно борьбе с ленью и посвящена, там декларируется учреждение специального департамента по надзору за борьбой с ленью и праздностью. Иначе, так говорит Курукан-Фуга, битву за процветание не выиграть. Вторые всегда находятся в тени первых, это особенно обидно, когда они, как в случае с Германом Титовым, предолев ошибки первых, пошли дальше и сделали больше. В этом плане относительно Курукан-Фуги можно сказать, что в ней гораздо лучше, чем в Хартии вольностей прописаны, например, женские права: Никогда не обижайте женщин, наших матерей; не подглядывайте за чужими женами: начальника, соседа, священника, друга или партнера; никогда не бейте замужнюю женщину до того, как ее муж попытается исправить проблему; когда ваша жена от вас убегает, прекратите её преследовать в доме соседа. Вообще в Курукан-Фуге с правами человека всё хорошо и её положения восьмисотлетней давности звучат современно и атуально: Каждый человек имеет право на жизнь и на физическую неприкосновенность. Любая попытка лишить человека жизни наказывается смертью. Необходимо помогать нуждающимся. Голодный, укравший еду, но не взявший ничего из вещей, невиновен. А вот и мой любимый пассаж: врагов убивать можно, унижать нельзя. Есть в этой хартии и прекраснодушные пожелания: Никогда не предавайте друг друга, уважайте свое честное слово; и морально-этические наставления: Тщеславие является признаком слабости, а смирение - признаком величия; и грустная констатация реальности: Ложь, которая прожила 40 лет, должна рассматриваться как истина.Увы, приходится только сожалеть, что современное Мали не живёт по заветам Сундиаты Кейта, путешествовать в тринадцатом веке по этим местам было бы безопаснее, поскольку в хартии сказано: Не допускайте жестокого обращения с иностранцами; посол тут ничем не рискует.


    С кончиной Сундиаты, как и с рождением, тоже много неясного. То ли убили, то ли утонул, то ли превратился в бегемота. Видимо, с тех пор страна и стала именоваться Мали, поскольку «мали» на языке группы манде и означает бегемот, крайне уважаемый в здешних местах зверь, непобедимый и в воде, и на суше, в отличие от крокодила или слона, могущих сражаться только в одной из этих сред. После Сундиаты страной (империей) более-менее успешно управляли его потомки, но наивысшего могущества империя Мали достигла при Мансе (императоре – царе царей) Мусе, сведения о котором можно почерпнуть не только из африканских легенд, ещё из письменных, большей частью арабских источников, но сведения эти не менее фантастичны. Так, зафиксировано, что во время хаджда в Меку 1324г., Манса Муса взял с собой на мелкие расходы 12 тонн золота, чем обрушил цены на этот драгметалл в Каире, где останавливался на отдых и немного потратился. Предшественником Мусы был некто Абу Бакр, живо интересовавшийся географией, он не хотел верить, что Атлантический океан безграничен и, снарядив большую экспедицию (200 кораблей), поплыл открывать Америку, открыл или нет, неизвестно, но назад не вернулся. Воцарившийся на его месте Манса Муса предпочитал воде сушу и максимум, на что решался, это бороздить Сахару на кораблях пустыни, зато взял под контроль всю транссахарскую торговлю и приватизировал золотые копи. Напомним читателю, что именно он распорядился возести в своей столице Тимбукту мечеть Джингеребер и медресе Санкоре, а также разрушенный в XVI веке дворец. Американское интернет-издание Сelebrity Net Worth, любящее считать и пересчитывать чужие деньги, утверждает, что Манса Муса является богатейшим человеком всех времён и народов, опережая с его 400 миллиардами в пересчёте на современные доллары и Ротшильдов, и Рокфеллера. Подтачивать могущество империи Мали начали сначала с запада португальцы, увозившие самых крепких и сильных в рабство, потом с севера марокканци и туареги, захватившие Тимбукту, наконец, удар в спину с востока нанесли свои же, родственники по языку и крови - племя сонике, мирившееся до этого с ролью младших братьев и создавшее государство Сонгай.


    Так закончилось время существования империи Мали, но время нашей экскурсии ещё не заканчивается, мы едем дальше. Осмотреть памятники из списка Юнеско, которых в Мали четыре, мы, по уже описанным выше причинам, не можем, поэтому осматриваем кандидатов в этот самый список, оказывается, есть и такие, в Мали их тоже немало, арка Каманджана и монумент Курукан Фуги туда входят, но первое место за объектом Камаблон, к нему и мчимся по просёлочным, а потому не всегда ровным дорогам. Пребываем в местечко с названием Кангаба, нас встречает местный сертифицированный гид, не вполне адекватный человек, находящийся под воздействием то ли алкоголя, то ли чего похлеще. Пока он рассказывает, фотографировать нельзя, но на многих его табу не действует. Камаблоном оказывается круглая каменная хижина под островерхой тростниковой крышей, время возведения которой затерялось в анналах истории. Устная традиция приписывает Камаблону не одно тысячелетие, здание имеет ритуальный характер, здесь мужчины племени малинке, женщинам вход категорически запрещён, в уже далёкий доисламский период общались со своими богами и духами. Легенда гласит, что до прихода малинке жил в этих местах злой великан, храбрые воины племени вступили с ним в смертельную схватку, в борьбе его урыли и прямо тут зарыли, голова находилась как раз под Камаблоном, а окончание ног отмечено специальным деревянным столбиком, отстоящим от Камаблона метров на десять. Камаблон оштукатурен и покрыт рисунками, а также орнаментом из красных и чёрных точек в стиле австралийских аборигенов. Честно говоря, особого восхищения внешний осмотр Камаблона, внутрь, понятное дело, заходить нельзя, у меня не вызвал, на месте Юнеско я бы не стал его включать в список памятников мирового значения. Однако, Юнеско, не посоветовавшись со мной, кроме списка материальных объектов Всемирного наследия в 2003 создало список Нематериального культурного наследия человечества. Список этот получился покороче, но тоже достаточно внушительным. Россия там представлена двумя позициями: творчеством староверов Забайкалья и якутским героическим эпосом, нематериальное наследие Мали представлено более широко. Вот туда Камаблон входит, точнее многолетняя традиция заново крыть на нём крышу, раз в семь лет, и шумно это праздновать. Рассмотренная нами раньше хартия Курукан-Фуга входит тоже, а ещё Санке мон - ритуал совместной рыбной ловли у города Сан и ежегодный праздник племени скотоводов фульбе, гонящих своих коров с летних пастбищ. Сначала фульбе празднуют на одном берегу Нигера, вероятно, очень шумно, поскольку это называется Яараль, потом переправляются вместе со скотом через реку и празднуют уже на другом берегу, называя свой праздник Дегаль. Говорят, традиция идёт аж с XIV века, в 1821 прославленный правитель фульбе Секу Амаду, завоевавший Дженне, сделал этот праздник, издав соответствующее распоряжение, «государственным». Кажется на первый взгляд странным, но праздник неуловимых догонов Сиги в список Юнеско не входит, может дело в том, что проводится он слишком редко и с 2003, время существования списка, не проводился ни разу, а может и из-за того, что список включает нематериальное наследие народов земли, а инопланетные традиции межзвёздных скитальцев отбрасывает. Так или иначе, но звёзды и планеты на нашем тернистом пути нынче сложились так, что ни крытие крыши, ни рыбную ловлю, ни переправу скота через Нигер мы наблюдать не сможем, кстати, в 2016 Яараль и Дегаль из-за проблем с безопасностью не проводились, прошёл ли в этом году, не знаю, вполне возможно, что нет. Читатель загрустил, придётся подсластить пилюлю, к нематериальному малийскому наследию мы всё-таки прикоснёмся. Будем наблюдать Праздник урожая в одной местной деревеньке. Всё уже готово, но праздник не начинают, ждут нас, поэтому поспешим.


    Резво выгружаемся из автобуса, тут же начинают тревожно звучать там-тамы, колонна суровых охотников с ружьями идёт по просёлочной тропе к месту проведения праздника, вооружённый отряд сопровождают плясуньи, время от времени подбрасывающие, что-то из предметов своей национальной посуды. Мы вместе с жителями деревни устремляемся за ними, метров триста и мы на месте. Жители чинно рассаживаются по местам, приготовлены стулья и для нас, но мы ведём себя как настоящие дикари, каждый хочет снимать представление покрупнее и так, чтобы никто не загораживал. Не у всех техника позволяет это делать удалённо, в результате, выступающие оказываются буквально облепленными со всех сторон нашими туристами, это, конечно, мешает остальным зрителям, но они ведут себя культурно и неудовольствия не выказывают. Наконец, наши болле-менее успокаивают свой фото и видео зуд, и праздник течёт уже без особых помех. Был ли представлен нашему вниманию спектакль со сквозным сюжетом или отдельные номера, затрудняюсь ответить. Были танцы, как групповые, так и сольные, песни, инструментальная музыка, её исполнял ансамбль барабанщиков, но главная изюминка, западно-африканское ноу-хау – выступление масок. Люди в диковинных одеяниях с лицами-масками изображают добрых и злых божеств, духов природы, души сильных и мудрых предков, хранящих деревню от напастей и способствующих в меру своих сил и способностей обильному урожаю, а также процветанию остальных ремёсел. Когда на авансцене исполнял свой танец добрый дух, жители радостно хлопали, когда же к ним приближался злой демон, приседали в глубоком поклоне, выказывая полную покорность, со сверхъестественным злом лучше не конфликтовать, себе дороже. Сколько длилось представление, затрудняюсь сказать, довольно долго, но время не тянулось, летело, счастливые часов не наблюдают. После окончания, когда шли к своему автобусу некоторые жители деревни выразили желание с нами сфотографироваться, более того категорически на этом настаивали, попутно интересуясь нашим мнением об увиденном, оценки «bien» было недостаточно, устраивало только «tres bien».


    В отель вернулись затемно и довольные, наверное, это был лучший день нашего путешествия.

    Другие отзывы автора:

    Этот отзыв оценили:

    Комментарии (9)

    Irina (Москва) (23.12.2019 14:11)
    С.Серый (23.12.2019 15:30)
    [quote][b]Irina[/b]
    [/quote]

    Эллен (Москва) (23.12.2019 16:47)
    Как приятно, что и здесь говорят по-французски!!! Очень люблю сказки и легенды! Интересный отзыв!!!
    С.Серый (23.12.2019 20:06)
    [quote][b]Эллен[/b]
    Как приятно, что и здесь говорят по-французски!!! Очень люблю сказки и легенды! Интересный отзыв!!![/quote]

    Причём все как один!
    Спасибо за внимание и высокую оценку.
    У Вас отлично получается передавать национальный колорит посредством фотографий! Спасибо за интересный рассказ
    С.Серый (24.12.2019 16:32)
    [quote][b]Марина[/b]
    У Вас отлично получается передавать национальный колорит посредством фотографий! Спасибо за интересный рассказ [/quote]

    Марина! Вам спасибо за тёплые слова!
    Что касается национального колорита, то в этом конкретном случае было бы сложнее его не передать
    Ещё раз
    [quote][b]С.Серый[/b]
    [quote][b]Марина[/b]У Вас отлично получается передавать национальный колорит посредством фотографий! Спасибо за интересный рассказ [/quote]
    Марина! Вам спасибо за тёплые слова! Что касается национального колорита, то в этом конкретном случае было бы сложнее его не передать Ещё раз [/quote]

    Поделитесь секретом, какие подарки брали с собой для ребятишек?
    С.Серый (25.12.2019 08:23)
    [quote][b]Марина[/b]
    [quote][b]С.Серый[/b]
    [quote][b]Марина[/b]У Вас отлично получается передавать национальный колорит посредством фотографий! Спасибо за интересный рассказ [/quote]
    Марина! Вам спасибо за тёплые слова! Что касается национального колорита, то в этом конкретном случае было бы сложнее его не передать Ещё раз [/quote]
    Поделитесь секретом, какие подарки брали с собой для ребятишек? [/quote]

    Конфеты. Как-то ещё шариковые ручки дарил, но не все радовались такому подарку.
    [quote][b]С.Серый[/b]
    [quote][b]Марина[/b]
    [quote][b]С.Серый[/b]
    [quote][b]Марина[/b]У Вас отлично получается передавать национальный колорит посредством фотографий! Спасибо за интересный рассказ [/quote]
    Марина! Вам спасибо за тёплые слова! Что касается национального колорита, то в этом конкретном случае было бы сложнее его не передать Ещё раз [/quote]
    Поделитесь секретом, какие подарки брали с собой для ребятишек? [/quote]
    Конфеты. Как-то ещё шариковые ручки дарил, но не все радовались такому подарку. [/quote]

    Поняла

    Новый комментарий

    Что бы оставлять комментарии на сайте, Вам нужно Войти или Зарегистрироваться