Понимаю, что поскольку рассказы автора этих строк об августовском европейском путешествии уже не помещаются даже в трилогию, а количество использованных в этих рассказах букв приближается к лимиту, выделяемому сайтом «Tury.ru» на год каждому туристу, пора закругляться со своей беллетристикой. В качестве финального рассказа рискнул черкануть заметку про немецкий Бремерхафен по трём причинам: рассказов о «бременской гавани» на сайте немного, именно этот город был крайним в числе круизных портов нашего морского похода по Северному морю и его окрестностям, а также потому, что Бремерхафен оказался первым в нашей туристической копилке городом той части Германии, которую называют Западной, и не только в географическом смысле этого слова (ранее доводилось прогуливаться исключительно по Восточной Германии – 5 лет в XX веке и 1 день в веке XXI-м).
На этом, пожалуй, лирическое отступление заканчиваю и перехожу собственно к краткому рассказу на тему «один круизный день» в бременской гавани – городе Бремерхафене, история которого началась менее 200 лет тому назад, в 1827 году. Именно в этом году из-за обмеления Везера Бремен фактически лишился порта в устье реки и выхода в Северное море, поэтому бургомистр города Иоганн Шмидт прикупил у королевства Ганновер кусочек земли, где ударными немецкими темпами был сооружён город Бремерхафен и новый порт, который сейчас называется Старая гавань (Alter Hafen), поскольку появилась более новая, ныне так и именуемая – Neuer Hafen. С тех самых пор Бремен и Бремерхафен образуют самое маленькое в Германии, но одно из самых древних в Европе, государственное образование – Вольный ганзейский город Бремен, ныне являющийся одной из шестнадцати федеральных земель ФРГ. Правда, для того, чтобы приехать из одной части Вольного ганзейского города Бремен в другую нужно километров шестьдесят прокатиться по Нижней Саксонии…
Поскольку в городе Бремен, помимо названного выше бургомистра, имеются и не менее известные исторические персонажи – те самые Die Bremer Stadtmusikanten, бременские музыканты то есть, открытые миру братьями Якобом и Вильгельмом Гримм, круизные пароходы всё чаще и чаще заходят в «бременскую гавань» и за год Круизный порт Бремерхафена посещают до 70 круизников и до 70000 круизёров. По этой причине вольно или невольно Бремерхафен всё больше начинает превращаться в туристический город, хотя, понятно, что основные туристические достопримечательности находятся именно в Бремене, куда и направляется подавляющая часть туристов, как самостоятельно, так и в составе экскурсий, организованных операторами круизных пароходов.
Стоянка нашего круизного парохода Costa Mediterranea в Бремерхафене была ограничена всего шестью часами, поэтому мы решили, что ехать на пару часов в Бремен «для галочки» смысла нет никакого, а имевшееся в нашем распоряжении туристическое время провести в прогулках по Бремерхафену. К слову, круизники в «бременской гавани» паркуются в Круизном порту, именуемом Columbus Cruise Center, от которого до центра города километра четыре, так что были вынуждены раскошелиться на 12 евро с каждого туриста на костовский Shuttle Bus. Можно, конечно, было бы и пешком прогуляться, но тратить половину имевшегося туристического времени на «пеший трансфер» не стали. Хотя часть туристического времени всё-таки потратили, умудрившись на обратном пути попасть в 15-ти минутную пробку, образовавшуюся на абсолютно пустом месте…
Свою прогулку по Бремерхафену начали с посещения смотровой площадки Look-Out-Platform SAIL City, расположенной на крыше самого высокого, 140-метрового, здания в городе – отеля Atlantic Sail City Hotel, для того, чтобы рассмотреть с «платформы» (её высота 90 метров) городские окрестности, видные вплоть до места впадения Везера в Северное море, и понять, в каком направлении можно и нужно прогуляться. Вход к лифту для подъема на смотровую площадку находится на западной стороне здания, билеты – в автомате, стоимость 3 евро (взрослый).
Собственно говоря, для того, чтобы понять, куда именно нужно идти в поисках бремерхафенских достопримечательностей, подниматься на высоту птичьего полёта не нужно, поскольку подавляющее большинство городских достопримечательностей расположены на берегу Везера, вдоль Новой и Старой гаваней, в новом районе, именуемом Harbour Worlds, созданного на части портовой территории менее 10 лет тому назад, в целях обеспечения горожан и примкнувших в ним туристов симпатичным местом для отдыха и прогулок, а также вдоль главной городской улицы имени незабвенного бременского бургомистра Иоганна Шмидта...
Как это обычно бывает у немцев, с Harbour Worlds в целом получилось довольно прилично, во всяком случае, мы с удовольствием прогулялись и по городской набережной, и по площади Вилли Брандта, сооруженной у новой дамбы Везера в 2001 году, в начале реконструкции прибрежного района Бремерхафена, и по парку Геденкдальбен, посмотрев на все встретившиеся достопримечательности – от памятника немецким эмигрантам, выехавшим из Германии для поиска лучшей жизни (оказывается, бывают и такие, правда на рубеже XIX-XX веков, ну и, наверное, на рубеже 1944-1945 годов) и шлюзов Новой гавани до маяка Бремерхафена (Simon-Loschen-Leuchtturm), сооружённого архитектором Бремена Симоном Лошеном в стиле северогерманской кирпичной готики в 1856 году у входа в Новую гавань Бремерхафена и являющегося ныне самым старым действующим маяком на немецком, а, возможно, и на всём, побережье Северного моря, и зоопарка у моря (Zoo am Meer Bremerhaven, сайт зоопарка – https://zoo-am-meer-bremerhaven.de)…
Перечислять все остальные достопримечательности района Harbour Worlds (хотя их, откровенного говоря, немного) по понятным причинам необходимости нет, но не могу не отметить две достопримечательности, одну из которых мы не посетили – Klimahaus Bremerhaven 8° Ost, а во вторую заглянули – подводную лодку U-2540 «Вильгельм Бауэр».
Бремерхафенский Дом климата (https://www.klimahaus-bremerhaven.de) задуман и с немецкой скрупулёзностью реализован как способ познакомить посетителей с различными климатическими зонами, расположенными вдоль 8-го меридиана восточной долготы. Посетитель прогуливается по маршруту, попадая в различные климатические зоны – от Германии и Италии до пустыни Сахара и Антарктиды, на пути – множество интерактивных и неинтерактивных экспонатов. Прогулка по меридиану занимает не менее полутора часов (собственно, по этой причине и не посетили – достаточным временем не располагали) и обойдётся каждому взрослому туристу в 16 евро…
Подводная лодка, среди других кораблей – экспонатов Германского музея судоходства, пришвартована к специально выстроенному причалу в Старой гавани (Alter Hafen). Лодка U-2540 «Вильгельм Бауэр», спущенная на воду в самом конце Второй мировой войны (24 февраля 1945 года), а затем – под воду (4 мая 1945 года), и по этим причинам не сумевшая отличиться в морских сражениях, с 1985 года является музеем. Посещение лодки-музея оказалось удовольствием недорогим (входной билет для взрослого туриста – 3,5 евро), оперативным по времени (за полчаса всё можно рассмотреть в деталях) и довольно интересным. На подводных лодках, включая российские атомные и дизельные, нынешнего периода, а также советские и финскую, периода Второй мировой войны, ранее бывать доводилось, но U-2540 «Вильгельм Бауэр» производит впечатление не только своими серьёзными для середины прошлого века размерами и внутренним простором, но и своими техническими новшествами, некоторые из которых актуальны и до настоящего времени...
Прогулка по центральной части города – главной городской улице Иоганн-Шмидт-штрассе и её окрестностям также оказалась небезынтересной, а в чём-то даже и любопытной. Поскольку было любопытно узнать, где же ещё, кроме названия улицы, начертано имя ранее неоднократно упомянутого бургомистра Иоганна Шмидта. Оказывается, не только на его памятнике, расположенном на главной городской площади (Theodor-Heuss-Platz), но и на главной (во всяком случае – самой высокой) городской церкви – протестантской Большой кирхе (Burgermeister-Smidt-Gedachtniskirche)…
Кстати, эта церковь, открытая 22 апреля 1855 года (конечно же, Иоганном Шмидтом), практически уничтоженная при авианалёте союзников 18 сентября 1944 года, и открытая после восстановления и реставрации 22 февраля 1953 года, безусловно, интересный исторический и архитектурный памятник. Однако и Большая кирха, и кирха поменьше – римско-католическая церковь Святой Марии (со схожей нелёгкой судьбой: открыта – 16 июля 1867 года, разрушена – 18 сентября 1944 года, восстановлена и открыта вновь – 8 декабря 1952 года), почему-то оказались недоступными для осмотра изнутри, в смысле – закрытыми, хотя таблички с указанием времени их работы утверждали обратное...
Безусловно, бремерхафенские достопримечательности перечислены далеко не все. Собственно, в этом нет никакой необходимости, поскольку в Интернете путеводителей по «бременской гавани» более чем достаточно, включая даже заметки про военно-морскую базу (правда, некоторые «туристические ресурсы» умудряются в число достопримечательностей «бременской гавани» втиснуть и достопримечательности самого Бремена, бывает...). Воздержусь и от рассказа про торговые центры Das Mediterraneo, Columbus Center и прочие сувенирные магазины, в некоторые из которых довелось ненадолго заглянуть, поскольку в раскрытии темы шоппинга не силён, лишь отмечу, что как минимум в четверти торговых точек всегда найдётся русскоязычный сотрудник...
Подводя краткий итог «одному круизному дню», можно смело сказать, что Бремерхафен – вполне подходящее местечко для краткой туристической остановки, и не только на время стоянки круизного парохода. На этой оптимистической ноте позволю себе закончить свою беллетристику как минимум до окончания следующего путешествия. Путешествия, которое планируем начать послезавтра...
Интересненько. Много познавательного узнали всего за несколько часов прогулки.
Спасибо, Татьяна! Мы старались...
Интересным оказался "один круизный день" ! Желаю вашей команде , чтобы и следующее путешествие оказалось не менее интересным!
Лео, спасибо на добром слове! Надеемся, что путешествие будет интересным, если Аэрофлот не подведёт...
Молодцы, что за один день столько всего успели!!!
Спасибо, Эллен!
Интересным оказался "один круизный день" ! Желаю вашей команде , чтобы и следующее путешествие оказалось не менее интересным!
интересно!
Ирина, спасибо!
Замечательно! Тем и хороши круизы, что иногда удаётся посмотреть города, куда бы специально вряд ли бы привела туристическая тропа....
Подписываюсь под каждым словом! Спасибо, Андрей!
Про город такой отродясь не слыхивала, да и кабы не круизы, наверное, и вообще вряд ли прославился бы))) Так что здорово кто-то придумал на денек такие громадные корабли там швартовать, глядишь и раскрутится!
Послезавтра новое путешествие! Круто! Желаю, чтобы было ярким и с погодой повезло! Сама люблю калейдоскоп путешествий, непрерывно сменяющих одно другим с небольшими остановками дома. Сама сижу в Киеве. И командировка жирной чертой перечеркнула все радужные надежды на октябрьский отпуск.
Спасибо, Соня! Уже в путешествии второй день. Едем сейчас с Ла Гомеры на Ла Пальму на пароме...
Игорь, ну с окончанием предыдущего и наилучшие пожелания в путешествии следующем!Про город такой отродясь не слыхивала, да и кабы не круизы, наверное, и вообще вряд ли прославился бы))) Так что здорово кто-то придумал на денек такие громадные корабли там швартовать, глядишь и раскрутится!
Спасибо, Елена, за добрые слова! Взаимно - наилучшие пожелания! Как путешественник путешественнику!
и удачного отдыха!!!!!
Спасибо, Римма! Мы постараемся хорошо и в дождях с туманами отдохнуть... Попали на непогоду...
Ох, уж эта непогода. Как мне это знакомо Но Вы не сдавайтесь
И пусть в новом путешествии, как я поняла, оно уже в разгаре - погода не подведет!
И удачи Вашей семье в новом путешествии!
Ну вы даете! Только успеть за один день! Респект! И пусть в новом путешествии, как я поняла, оно уже в разгаре - погода не подведет!
Спасибо, Ольга! Погода на одном острове подвела, едем на другой...
Я умру от любопытства, где Вы отдыхаете? Были на Крите, а теперь на Санторини?
Как показывает практика (и моя, в частности, тоже) такие вот однодневные туристические "набеги" оказываются очень даже продуктивными, удается увидеть многое, если не максимум. Наверное, ограничение по времени как-то способствует большей собранности и усердию в освоении намеченных маршрутов. Игорь, прекрасный отзыв и интересная информация о городе с таким труднопроизносимым именем))И удачи Вашей семье в новом путешествии!
Спасибо, Наталья! Взаимно - наилучшие туристические пожелания!
Римма, сейчас возвращаемся на пароме Фред Ольстен с Ла-Пальмы на Тенерифе. Покачивает немного... Справа по борту сейчас Ла-Гомера. Зайдём на полчаса - пассажиров и их авто до Тенерифе подхватить...
Здорово!!!! Счастливо отдохнуть и пусть светит солнце
Спасибо, Ирина!
Замечательно! Тем и хороши круизы, что иногда удаётся посмотреть города, куда бы специально вряд ли бы привела туристическая тропа....
Отличного Вам нового отдыха!!!!
Спасибо, Наталья, за внимание и добрые слова!
Игорь, ну не уследишь за Вашими путешествиями! Вот только что фьордами любовались, ещё даже фото не все посмотрела, а тут уже новые и новые маршруты! Супер! И пламенный привет Канарам!
Ирина, спасибо большое! К сожалению, канарское путешествие вчера закончилось... В SVO-F... Всё хорошее, увы, заканчивается быстро...
ИГОРЬ, снова похвалю.. молодцы, сколько всего успеваете посетить! спасибо за отзыв, надеюсь попаду в этот городок))))
Татьяна, спасибо за внимание и добрые слова! Удачного германского путешествия!