"Через двадцать лет вы будете больше жалеть не о том, что вы сделали, а о том, что не сделали. Так скидывайте узлы, выплывайте из тихих гаваней. Поймайте ветер в свои паруса. Исследуйте. Мечтайте. Открывайте".
Марк Твен.
Вот мы и добрались до берегов Балтийского моря! Перед нами - Киль. Город-порт в Германии, столица земли Шлезвиг-Гольштейн. Надо сказать, что как ни странно, с Килем мы старые знакомые, несколько лет назад заходили сюда на лайнере MSC "Orchestra" с однодневным круизным визитом и даже не единожды... Пару слов о том, чем знаменит этот город. Ежегодно в конце июня здесь проходит парусная регата "Кильская неделя", в которой участвуют тысячи судов. Настоящий праздник парусов, ветра и моря! Вообще вся жизнь Киля связана с морем. Есть тут и свой Военно-морской музей, и уникальные судостроительные верфи, и канал, соединяющий Балтику с Северным морем. А ещё здесь был рождён Пётр III - российский император 1761 - 1762 годов, первый представитель Гольштейн-Готторпской (Ольденбургской) ветви Романовых на русском престоле... К круизному терминалу "Ostseekai" идём пешком, до него от ж/д вокзала Киля рукой подать, не более получаса пешей прогулки по набережной, вдоль переполненной судами живописной кильской бухты. "Costa Pacifica" уже ждёт нас у причала, зазывно попыхивая белым дымком из своей мощной жёлтой трубы, символично украшенной большой синей буквой "С"...
КРУИЗНЫЙ ЛАЙНЕР "COSTA PACIFICA".
"Я путешествую не для того, чтобы приехать куда-то,
но для того, чтобы ехать. Главное - это движение".
Роберт Льюис Стивенсон.
7 сентября 2016. Киль (Германия).
Круизный терминал "Ostseekai".
Все на борту 16:00.
Отплытие 17:00.
Температура воздуха +24 градуса, переменная облачность.
Дресс-код Smart Casual (Повседневная одежда).
Круизная компания "Costa Cruises" (Италия).
Год постройки судна 2009.
Страна постройки - Италия.
Принадлежит серии судов типа "Concordia".
Класс Стандарт. Порт приписки Генуя (Италия).
Водоизмещение 114500 тонн.
13 пассажирских палуб. Стабилизаторы качки. Длина 290 м.
Максимальная скорость 23 узла (42,6 км/час).
Пассажиры 3617 чел. Персонал 1100 чел.
Капитан корабля Paolo Viscafe (Италия).
Обязательные чаевые - 8,5 евро/сутки за взрослого человека.
Маршрут круиза на "Costa Pacifica" с 7.09.16 по 18.09.16: Киль (Германия) - море - Амстердам (Нидерланды) - Дувр (Великобритания) - Гавр (Франция) - море - Виго (Испания) - Лиссабон (Португалия) - Кадис (Испания) - Малага (Испания) - море - Савона (Италия).
Теперь пришла пора осмотреть нашу замечательную "Миролюбивую (Pacifica) Косту". Даже когда не в первый раз видишь современное круизное судно, всё равно захватывает дух от его внушительных размеров и красоты обводов линий корпуса, кажется невероятным, что такая 290-метровая махина способна совершать сложные навигационные манёвры, ходить при необходимости в экстремальных погодных условиях, одновременно обеспечивая всем своим пассажирам максимальный уровень комфорта! Преодолев все посадочные хлопоты, и обзаведясь круизными картами Costa Card (ждали в каюте), которые в дальнейшем будут служить нам и как пропуск на лайнер, и как ключи от каюты, и как платёжное средство на самом судне (нужно привязать к ней либо кредитку, либо как мы, просто положить на счёт кэш в размере предполагаемых расходов), начинаем знакомство с круизными порядками. Наша внутренняя каюта №6257 обнаружилась в носовой части 6 палубы с оригинальным названием Boheme Deck. Заходим. Осматриваемся. Компактность и комфорт - вот девиз большинства стандартных кают круизных кораблей. Здесь есть всё необходимое для качественного отдыха и остаётся только удивляться, как красиво и удобно используются эти 15 кв.м. доставшегося нам хозяйства! Вместо окна в нашей каюте - большая картина созвездий ночного неба, вписанного в силуэт скрипки. Вообще музыкальные темы в декоре всех помещений "Costa Pacifica" - это своеобразная "фишечка" лайнера. Музыка тут выступает в главной роли, она отражена в названии палуб, она в скульптурных композициях в атриумах и у бассейнов, она же звучит и в живом виде в многочисленных салонах лайнера и в большом театре "Teatro Stardust"... Посмотрев с супругой друг на друга, на свои довольные физиономии, мы сразу поняли - наш Большой Европейский круиз начался, и он несомненно будет удачным! Позитивный настрой - это главное слагаемое любого путешествия! Теперь о питании. На "Costa Pacifica" питание организовано по системе FB (полный пансион). За него отвечают два красивейших главных двухэтажных ресторана с выбором блюд по меню - "New York New York" и "My Way Restaurant". Первый расположен на корме лайнера, другой в середней его части, оба на 3 и 4 палубах. На ужин обслуживание происходит в 2 смены. Начало первой смены в 18:30 и 19:00, второй - 21:00 и 21:30 соответственно для каждого из ресторанов. Изначально нам досталась первая смена, но для нас это очень рано, поэтому поменяли на вторую, это возможно сделать через метрдотеля ресторана при наличии свободных мест или желающих поменяться. Столик закрепляется за вами на весь круиз и всегда в вашем рапоряжении в назначенное время ужина. Что касаемо самих блюд, то они изысканно оформленны и вкусны! В конце почти каждого ужина команда официантов устраивала для круизёров прикольные шоу-номера с танцами, песнями и оригинальными фокусами! Хорошо и много покушать можно так же и на 9 и 10 палубах в ресторанах "Restaurant Buffet La Paloma" и "Lido Calypso", работающих по системе "шведский стол". Тут предлагается разнообразная кухня в течение всего дня. А ещё есть "The Samsara Restaurant Pacific Fusion" - ресторан только для пассажиров, проживающих в категориях кают Samsara. "Club Blue Moon" на 10 палубе - ресторан с предварительным бронированием столика, предлагающий изысканно приготовленные блюда, уединённую обстановку, утончённые интерьеры и личное меню от шеф-повара "Costa Pacifica" Gennaro Chiatto (Италия). Помимо ресторанов на лайнере работают 13 баров и лонджей, включая сигарный бар, шоколадный бар и кофе-бар! Алкоголь весь платный и довольно дорогой. Бесплатно из напитков: небутилированная вода и лёд (круглосуточно), кофе и горячий чай разнообразных вкусов. На завтраки было ещё и три вида соков: апельсиновый, яблочный и грейпфрутовый. В общем дела с питанием на лайнере обстоят выше всяких похвал, как в количественном, так и в качественном отношении. Что уж тут говорить о развлечениях! За первый и второй день круиза, проходивших в открытом море, мы исследовали всё судно вдоль и поперёк. Казино, театр, открытый кинотеатр, спа и фитнесс центры, магазин сувениров и Duty free, арт галерея, интернет кафе, библиотека, Photo Shop с фотогалереей, караоке, дискотека, 4 бассейна (2 из которых всепогодные, с закрывающейся крышей), 4 джакузи, открытые палубы, оснащённые лежаками для принятия солнечных ванн, ни что от нас не укрылось, ни что не ускользнуло, благо и погода способствовала хорошему отдыху! Как всегда бывает на круизниках, в начале плавания, а точнее в нашем случае на второй день, во время навигации в открытом море прошёл Капитанский приём в честь открытия круиза (только для членов клуба Costa, к коим мы и относимся, т.к. в круизе с Costa не первый раз). Элегантная вечеринка с бесплатными коктейлями и закусками прошла в театре "Stardust", где нам были представлены старшие офицеры команды во главе с капитаном "Costa Pacifica" Paolo Viscafe. А завершилось сие официальное мероприятие грандиозным праздничным шоу "Selebration". У каждого члена экипажа, занятого в обслуживании пассажиров, на кителе, жилетке, платье или рубашке приколоты значки с именем и флажками стран, языком которых он владеет. Российский значок нам удалось обнаружить только на одной девушке, из службы рецепшена. Имя Наталья обнадёжило, однако статная брюнетка оказалась итальянкой, лишь слегка владеющей русским языком, что тем не менее не помешало нам получать от неё интересующую нас информацию в ходе круиза. Что ещё необходимо сделать в первые дни плавания? Конечно же, определиться с экскурсиями. Делаем визит в Excursion office, находящемся на третьей палубе в носовой части лайнера, рядом с театром. Наш выбор продуман заранее. Это: Лондон (берём по сути комфортабельный автобусный трансфер из порта Дувр до центра города с пятичасовым свободным временем на самостоятельный осмотр столицы Британии, цена - 49 евро с человека) и, конечно же, Мон-Сен-Мишель (экскурсия из Гавра к уникальному острову-крепости Мон-Сен-Мишель, продолжительностью 10,5 часов и стоимостью 89 евро с человека). Надо ли говорить, что на лайнере, почти на три четверти заполненному немцами, экскурсии на русском не предусмотрены, поэтому естественно записываемся в англоязычную группу. Тем временем наш лайнер, благополучно обогнув полуостров Ютландия, вышел из Балтики в Северное море и взял курс на Амстердам...
АМСТЕРДАМ.
9 сентября 2016.
Прибытие 09:00.
Все на борту 18:30.
Отплытие 19:00.
Температура воздуха +22 градуса, переменная облачность.
Пройдя двадцатисемикилометровым, прямым как стрела, Нордзе-каналом вглубь территории Нидерландов, наша "Costa Pacifica" припарковалась в центре Амстердама у причалов ультрасовременного круизного терминала. Амстердам! Уникальность этого города - крупнейшего в мире мегаполиса на сваях - начинается уже с его названия, дословно означающего "дамба на реке Амстел". Это трудно себе представить, но фундаменты 90 островов, на которых расположена историческая часть города, покоится на 5 млн еловых сваях, забитых в болотистую почву. Весь город плотно оплетён паутиной, состоящей из 165 каналов общей протяжённостью около 100 км, через которые перекинуто более чем 1200 мостов! Первое, что мы решили сделать в Амстердаме, это, конечно же, прокатиться по городским каналам на кораблике. Большинство пристаней расположены перед зданием Центрального вокзала. Небольшая домашняя наводочка у нас была, поэтому сразу отыскали причал №5, где базируются прогулочные суда компании "Gray Line Amsterdam". Приземистые кораблики этой фирмы снабжены аудиогидами на 19 языках, включая русский, открывающимися окошками, что важно для фотосъёмки, туалетом в кормовой части судна и отправляются на маршрут минимум каждые полчаса. Общая продолжительность прогулки - 1 час. Стоимость - 16 евро с человека. Итак, полный вперёд! Маршрут мини-круиза проложен очень интересно, практически через все значимые достопримечательности исторической части города. Неспеша продвигаясь по улицам-каналам, любуемся необыкновенно колоритными ступенчатыми фронтонами зданий, плечом к плечу, смотрящих большими окнами то ли на нас, то ли просто в воду. Сколько же вокруг всего интересного! Целые вереницы мостов, которые, то выстраиваются в классические анфилады, а то вдруг хаотично разбегаются по разным направлениям! Они худые и толстые, каменные и железные, горбатые и приплюснутые, воздушные и массивные, красные и синие, пешеходные и автомобильные... Мосты, мосты, мосты.... - яркий аккорд симфонии каналов Амстердама! А ещё целый парад барж, плавучих домов и судов всех размеров и форм, пришвартованных вдоль набережных, и ставших весьма популярным местом жительства амстердамцев! После водной прогулки перешли к сухопутному знакомству с Амстердамом. Начали со злачного квартала Красных фонарей. Днём здесь малолюдно, но кое- что посмотреть из предлагаемого ассортимента в окнах-витринах всё-таки удалось... В заключение осмотрев расположеную тут же старейшую церковь Амстердама Ауде Керк и скульптуру Belle, посвящённую древнейшей в мире профессии, идём дальше. Площадь Дам, когда-то большой рыбный рынок, сегодня - всегда многолюдный центр города, его сердце, его голос, его энергия! Королевский дворец, базилика Ньиве Керк, мегаунивермаг "De Bijenkorf", "Grand Hotel Krasnapolsky", Музей восковых фигур мадам Тюссо и 22-метровый белый монумент, установленный в память об освобождении города от фашистской оккупации, образуют неповторимый архитектурный ансамбль площади. Пройдя пояс каналов, достигли церкви Вестеркерк и дома Анны Франк. Четырнадцатилетняя еврейская девочка Анна со своей семьёй пряталась в тайных помещениях дома №263 от нацистов, проведя здесь долгих два года. Семью Франк предали, их схватили и отправили в концлагерь, где через год Анна Франк умерла, став в последствии символом борьбы с фашизмом. Амстердам - город очень интересный, с неповторимым колоритом и какой-то уникальной атмосферой! И, конечно же, времени нам тут не хватило, ещё бы деньков пять и было бы в самый раз... Уже под конец прогулки посмотрели Монетную башню, Весовую палату (построенную в 1488 году, как ворота городской стены Амстердама), дом-музей Рембрандта и, наконец, добрались до Музея науки и технологий NEMO. Этот уникальный музей, циклопический фасад которого похож на носовую часть океанского танкера, построен по проекту итальянского архитектора Ренцо Пьяно. Его интереснейшие интерактивные экспозиции, знакомящие посетителей с технологиями будующего, конечно не укладываются в наш маршрут по времени, а вот крыша музея нас очень даже привлекла! Во-первых: вход сюда абсолютно свободный. Во-вторых: отсюда открывается чудесный вид на порт, Старый город, бухту Эй, залив Oosterdok и Музей судоходства с гаванью полной раритетных кораблей и судов! В-третьих: здесь можно просто-напросто немного отдохнуть, устроившись в удобных шезлонгах или на деревянных ступенях, попутно осмотрев множество хитрых механизмов непонятного назначения.... Как только не называют Амстердам! Одни величают его Северной Венецией, другие - Новым Вавилоном. Думаю, побудь мы здесь подольше, сложили бы и своё мнение, а так - мы только мимолётные гости, весь день как бабочки порхали с цветка на цветок по достопримечательностям голландской столицы, получив незабываемо яркие впечатления и эмоции!
ДУВР - ЛОНДОН.
10 сентября 2016.
Прибытие 07:00.
Все на борту 19:30.
Отплытие 20:00.
Температура воздуха +23 градуса, облачно, кратковременные дожди.
С самого утра любовались британским берегом и непосредственно Дувром. Матово-белые отвесные скалы тесным строем живописно выстроились на берегу моря. На склонах невысоких гор вокруг утопала в зелени колоритная городская застройка. А ещё, чуть выше по склону, виднелись неприступные стены и башни Дуврского замка, одной из самых больших крепостей Британских островов, прозванной за своё важное стратегическое положение "Ключом к Англии". Над донжоном крепости развевался флаг, его красно-сине-белые крестообразные полосы прекрасно просматривались с верхней палубы нашего лайнера. Вот мы и в Англии, а ещё через каких-то пару часов увидим своими глазами и сам сэр Лондон! Накануне прихода в Дувр, прямо на корабле, получили отметку в паспорт, разрешающую посетить Британию без визы на срок не более суток. Такое правило распространяется на пассажиров круизных лайнеров, однократно заходящих в какой-либо английский порт. Конечно, такие визовые уступки доступные далеко не всем, например, бывшим республикам СССР - Беларуси и Молдове - в такой привилегии отказано, туристы из этих стран в любом случае оформляют британскую визу... Дорога от Дувра до центра Лондона заняла не более двух часов. На стоянке лондонского колеса обозрения "London Eye" нашу группу распускают на пятичасовое свободное время, предварительно проинструктировав о месте и времени сбора в обратную дорогу. Да, времени немного, но почувствовать общий образ, атмосферу и ритм жизни британской столицы удалось в полной мере. Вестминстерский Дворец со знаменитой часовой башней Биг-Бен (с 2012 года - официально башня Елизаветы), Букингемский Дворец (официальная резиденция правящей династии Виндзоров в Лондоне), Сент-Джеймс Парк, Трафальгарская площадь со статуей адмирала Нельсона на пятидесятишестиметровой гранитной колонне, смена конного караула Отряда Его Величества Королевской конной артиллерии у Дворца "Horse Guards", хмурая холодная Темза, мосты, Сфинкс на набережной Виктории, туманный силуэт Тауэрского моста сквозь дождевые завесы лондонской непогоды, шикарный старинный английский паб "The Anchor", Шекспировский театр "Глобус", впечатляющая галерея "Тейт Модерн" (британский музей современного искусства, расположенный в бывшем здании электростанции Бэнксайд), красные телефонные будки и красные двухэтажные автобусы "Double decker", такси Austin FX4 (чёрный лондонский кэб), чернокожий саксофонист и "рой" мыльных пузырей в "Jubilee Gardens" на набережной у Хангерфордского моста, а ещё магнитик с британским флагом "Union Jack" и бутылочка знаменитого британского эля "Bitter" на пробу.... Думается немало успели для пяти-то часов, не правда ли? И пусть дождливая туманная лондонская погода и заставила по полной потрудиться нашим зонтикам, но мы на неё не в обиде - это ведь символично, увидеть Лондон в его самом традиционном, самом красивом наряде - плаще, сотканном из нитей дождя, и с белоснежным пушистым воротником из тумана, водной мглы и облаков....
ГАВР. МОН-СЕН-МИШЕЛЬ.
11 сентября 2016.
Прибытие 08:00.
Все на борту 18:30.
Отплытие 19:00.
Температура воздуха +23 градуса, переменная облачность.
"Прежде чем отправиться в Мон-Сен-Мишель, составь свое завещание".
Нормандская поговорка.
Портовый Гавр остался для нас загадкой. С утра он проплыл перед нами в туманной мгле окна автобуса, а вечером пытался скрыться уже в пелене атлантических сумерек. А всё потому, что нашей целью на сегодняшний день был вовсе не Гавр, а уникальный шедевр средневековой архитектуры - остров-гора-крепость-аббатство Мон-Сен-Мишель! Растояние в 220 км преодолели где-то за 2,5 часа и это стоило того! Первое впечатление всегда самое яркое, когда на горизонте из лёгкой дымки утреннего тумана на горизонте возник готический силуэт Горы Св. Михаила, мистически парящей над бескрайней равниной Нормандии, у всех у нас аж дух перехватило от восторга! Чудо Запада, где чудом является всё - и драматическая история, и уникальная средневековая архитектура, и сама атмосфера неприступной крепости, намертво вросшей в одинокую скалистую гору посреди моря! Так как накануне вечером мы узнали, что группа на экскурсию на ангийском языке не набралась и нам предлагают заменить на любой другой язык, мы выбрали испанский, а в итоге в автобусе было два экскурсовода. Экскурсия была на испанском и немецком языках. Надо отдать должное нашим экскурсоводам, они обе уделяли нам особое внимание. У единственного входа в аббатство - ворот Порт-Авансе (Porte de l'Avancee), мы были нашими гидами тщательно проинструктированы, снабжены билетами в музей, запиской с временем отъезда и, наконец, отпущены на свободный осмотр Горы.
Краткая историческая справка.
В древние времена Гора находилась на суше. Окружённая непроходимыми лесами, она служила защитой племенам кельтов, на ней друиды совершали свои мистические обряды. Затем, в результате эрозии почвы, вызванной деятельностью моря и трёх впадающих в него рек, она превратилась в остров. Одна из рек - Куэнон, впадающая в море у самого острова, теперь граница между Нормандией и Бретанью. Возникновение же самого аббатства Мон-Сен-Мишель относят к 708 году, когда епископ Авраншский Обер, повелел возвести на горе Мон-Томб (Могильная Гора) храм во имя архангела Михаила. В X веке в монастыре обоснавались бенедиктинцы, а вниз по склону горы стала разрастаться деревня. Возводятся оборонительные сооружения из камня у подножия горы. Серьёзным испытанием для горы Св. Михаила стала Столетняя война 1337-1453 годов. Крепостные стены и башни, укреплённые верой 119 французских рыцарей, а так же окружающие остров зыбучие пески и сильные приливные волны, выдержали все атаки англичан и превратили Гору в символический оплот национального самосознания. Во времена Революции и далее, вплоть до 1863 года, аббатство использовалось в качестве тюрьмы. Заключённые содержались здесь в каменных клетках, в которых нельзя было ни стоять во весь рост, ни сидеть, причём узник был прикован к цепи, которая звенела при каждом его движении... В 1874 году Мон-Сен-Мишель становится историческим памятником. Начинаются реставрационные работы, которые продолжаются и поныне. В 1979 году чудесное создание Средневековья, представлявшееся своим современникам небесным Иерусалимом на земле и прообразом Рая на небе, было внесено в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас в аббатстве уникальный музей, а в городке под ним - несколько отелей, ресторанов, магазинов и даже небольшое старое кладбище при приходской церкви Св. Петра. Кроме того, есть здесь и постоянные местные жители. Около 30 человек с гордостью могут сказать, что они граждане города Мон-Сен-Мишель! Природная уникальность залива Мон-Сен-Мишель. Самые сильные на всём побережье Европы приливы и отливы (до 14 м высотой) бывают именно здесь! Их амплитуда вторая в мире после залива Фанди в Канаде. В дни осенне-весеннего равноденствия, на второй, третий день после новолуния или полнолуния вода в заливе держится почти 8 часов зимой и 9 часов летом. Море уходит тут от берега на 18 км и распространяется вглубь побережья до 20 км, причём с весьма приличной скоростью - около 6 км/час.
Интересные факты.
1. Мон-Сен-Мишель представляет собой упрощённую модель средневекового общества. Нижний ярус - "те, кто работают": ремесленники и торговцы. Средний ярус - "те, кто воюют": короли и рыцари. Верхний ярус - "те, кто молятся": духовенство.
2. Архитектурный облик Горы Св. Михаила стал прообразом крепости Минас Тирит в трилогии Дж.Р.Р.Толкиена "Властелин Колец".
3. Виктор Гюго назвал вид на аббатство со стороны моря видом на "самую красивую стену Европы".
4. Неоготический шпиль аббатства с установленной на его конце позолоченной фигурой архангела Михаила одновременно выполняет роль громоотвода.
5. В 3 км от Мон-Сен-Мишель лежит другой остров - Тромблен, на 40 м поднимающийся над заливом. Эти скалы образованы более 20 миллионов лет назад из гранулита - очень плотной кристаллической породы.
6. Дно залива - тончайшие зыбучие пески глинисто-известнякового происхождения, весьма опасные для самостоятельных прогулок.
7. Именно слова Архангела Михаила слышала Жанна д’Арк: "Я - Михаил, покровитель Франции. Вставай и приди на помощь французскому королю".
8. За последние 100 лет уровень дна у острова повысился на 3 метра, из-за чего Мон-Сен-Мишель может утратить свое островное положение. Эмоции, впечатления от увиденного превзошли все наши ожидания и это даже несмотря на то, что заочно мы были,конечно, знакомы с островом и примерно представляли себе, что увидим. Реально это очень-очень крутое место, где побывать просто необходимо! Следуя заветам Марка Твена, - Мечтали! Открыли и исследовали!
ВИГО.
13 сентября 2016.
Прибытие 09:00 Все на борту 17:30.
Отплытие 18:00.
Температура воздуха +20 градусов, переменная облачность.
"- Далее! - сказал капитан Немо. - Мы находимся в бухте Виго, и вы, господин Аронакс, буде на то ваша воля, можете ознакомиться с тайной здешних вод".
Роман "20 000 лье под водой", Жюль Верн, 1869 г.
В чём же тайна здешних вод, о которой пишет знаменитый французский писатель? Дело в том, что в 1702 году во время войны за испанское наследство в заливе Виго англо-голландские войска и флот разбили франко-испанскую эскадру, перевозившую золото и серебро из Америки. Весомая часть этих сокровищ до сих пор лежит сейчас где-то на дне морском в районе Виго, будоража умы азартных кладоискателей.... Однако, от тайн морских глубин вернёмся к круизным будням нашего лайнера, который после дня в открытом океане, в течение которого им насквозь был пересечён Бискайский залив, пришвартовался у круизного терминала Виго. Это Галисия - автономный регион на северо-западе Испании. Не смотря на то, что город был основан древними римлянами, почти никаких построек от той эпохи здесь не сохранилось, зато есть очень самобытный Старый город, рай для любителей морепродуктов - рыбацкий квартал Berbes, крепость Кастро с прекрасной смотровой площадкой, красивейшая церковь XVI века Ла Колегиата де ла Санта Мария ла Майор и великое множество скульптур, от крайне абстрактного до откровенно реалистичного содержания. За авангардное направление городской скульптуры Виго в "ответе" Франсиско Лейро Лойс - популярный современный галисийский скульптор, больше известный под псевдонимом Пако Лейро. Родился он в 1957 году в Камбадосе. Сейчас проживает в Нью-Йорке. Талантливый художник считает свои произведения просто "вещами", не желая давать им какого-либо определения. Креативные скульптуры Лейро можно увидеть в музеях современного искусства по всему миру. Нам же довелось посмотреть их непосредственно на улицах и площадях Виго. Сразу у порта обращает на себя внимание внушительная композиция под названием "Пловец" (1997 г). В ней показано "погружение" пловца в воду, но настолько нетривиально, что неподготовленный зритель ни в жизнь не догадается об этом. О назначении задней части монумента вообще можно только догадываться, у меня возникла было ассоциация с ногами.... или с барьером.... Кстати, в Виго есть ещё один подобный "пловец" Лейро, но там скульптура реально как-бы плывёт по асфальту будто по воде и воспринимается более реалистично. Одним из символов города Виго является ещё одна скульптура мастера - "El Sireno" (1991 г), что означает "Сирен" и что уже само по себе необычно, так как сирены всегда считались существами женского пола. Вознесённый на тринадцатиметровую высоту странный сплав человека и рыбы олицетворяет союз человека и моря, то есть того, на чём и держится Виго уже многие столетия. Есть в Виго и ещё масса интересных памятников: Жюль Верн верхом на огромном осьминоге, распространитель газеты "Маяк Виго" Мануэль Кастро, который словно заправский фокусник вращает на указательном пальце любимую газету, группа невероятно мощных обнажённых рыбаков, слаженно вытягивающих из воды сеть, полный экспрессии табун лошадей, взмывающих в небо друг за другом... Приятная прогулка по Виго, неофициально считающимся "Воротами в Атлантику", подошла к концу, подарив нам много ярких впечатлений и от неординарной архитектуры, и от богатой природы, и от морского колорита портового города, а ещё оказалось, что тут очень даже неплохой шопинг... Итак, пройдя "Ворота Атлантики", берём курс на Португалию. Завтра стоянка в Лиссабоне!
ЛИССАБОН.
14 сентября 2016.
Прибытие 08:00.
Все на борту 16:30.
Отплытие 17:00.
Температура воздуха +21 градуса, переменная облачность.
Пройдя в 6:15 утра самую западную оконечность Евразийского континента - мыс Рока, наш лайнер вошёл в устье реки Тежу. Вот и Лиссабон! Стоянку нам дали не очень удобную. В грузовом порту района Празереш Алькантра, среди целых гор контейнеров и массивных кранов, да и до центра города отсюда далековато. Правда надо отдать должное Косте, организовавшей платные шатлы (7 евро с персоны) до Площади Россио - центра Старого города. У выхода из терминала посмотрели мы на огромную очередь к этим автобусом, да и пошли себе пешочком...
Торжество азулежу.
Идя по улицам Лиссабона, первое на что обращаешь внимание - это необычность фасадов городских зданий, отделанных разноцветной глазурованной керамической плиткой, именуемой в Португалии азулежу или азулейжос. Это слово происходит от арабского "аз-зулайдж" - "полированный камешек". Ведь именно там, на Востоке, издревле облицовывали стены изразцами, и когда в VIII веке мавры укрепились на Пиренейском полуострове, то они принесли этот обычай с собой. Насыщенные жизнерадостные цвета азулежу - жёлтый, зелёный, синий, белый, фиолетовый, сверкая на солнце, соперничают яркостью с небом. Орнаментальные изразцовые "ковры" из одинаковых плиток чередуются с художественными сюжетными панно. Каждая плитка такого панно уникальна, а соединённые вместе они превращаются в сложные многофигурные композиции. Тут и сцены из Библии, и сюжеты античных мифов, и искусные природные аллегории, и изображения событий португальской истории и морских баталий, а ещё картины охоты, народных праздников, замки, крепости, пейзажи, цветочные вазы в окружении птиц и ангелочков-путти, экзотические животные и редкие птицы. Помимо чисто эстетических функций у плиточного покрытия азулежу есть ещё и важные практические свойства - летом оно хранит прохладу, а зимой защищает стены зданий от сырости.
Осмотреть такой большой город как Лиссабон за один круизный день, конечно, невозможно, поэтому мы решили сосредоточится в первую очередь на Замке-крепости Святого Георгия. Пока шли, время зря, конечно, не теряли, полюбовались монументальной Торговой площадью с конной статуей короля-реформатора Жозе I и целой стайкой старинных разноцветных трамвайчиков, насладились средневековой мощью Лиссабонского Кафедрального сабора и колоритом самого старого района города Алфама.
Замок Святого Георгия.
Национальный памятник Португалии расположен на территории старинной средневековой крепости Alcacova и состоит из Замка, руин бывшего королевского дворца и археологических раскопок части богатого жилого района. Стоимость посещения - 8,50 EUR. Часы работы - 9:00 - 21:00. Замок Св. Георгия ведет свою историю с древнейших времён: сначала здесь была крепость римлян, затем вестготов, потом тут обосновались мавры. После череды исторических событий, в 1147 г. крестоносцы во главе с первым королём Португалии Афонсу Энрикешем захватили замок, изгнав неверных, положив начало португальскому государству. Вплоть до XVI века крепость была королевской резиденцией. В 1755 году Лиссабон сильно пострадал от мощного землятресения. Существенные разрушения получила и крепость Св. Георгия, а от Королевского дворца и вовсе остались только руины.... Последующие многолетние перестройки и реставрации вернули сооружениям крепости-замка былое величие и красоту, в чём современные посетители легко могут убедиться, купив билетик в кассе музея... Вход на территорию замка Св. Георгия лежит через массивные деревянные двери, за которыми нам открылся тихий, засаженный зеленью внутренний двор, со статуей короля Афонсу Энрикеш в центре. Целая батарея средневековых орудий довершает ансамбль дворика. А какие отсюда открываются виды на Лиссабон и реку Тежу, просто чудо! Далее идёт Романтический сад и руины королевского дворца - резиденции португальских правителей. В его частично восстановленных помещениях сейчас располагается ресторан и подземный археологический музей, в трех залах которого представлены находки, обнаруженные при раскопках на территории крепости с древнейших времен до XVIII века. Поднявшись ко входу непосредственно в сам замок Св. Георгия, мы были приятно удивлены мощью и красатой его конструкции: защитным рвом с арочным мостом, двумя ярусами крепостных зубчатых стен с галереей, 11 угловыми и дозорными башнями и фундаментальным барбаканом Св. Лаврентия - внешним укреплением бастиона. Посетили мы и камеру-обскура, расположенную в башне-сокровищнице. Вход сюда бесплатный, но пришлось минут пятнадцать постоять в очереди. Зато мы были вознаграждены необычным зрелищем, с древних времён считающимся в народе чудом. Оптическая система линз и зеркал в реальном времени проецирует в полной темноте небольшого помещения панорамный вид города на круглый экран. За получасовой сеанс сотрудник музея, манипулируя только механическими приспособлениями, показал нам 360-градусную панораму Лиссабона, указав все его основные достопримечательности!
Обратно на лайнер добирались по другому маршруту, проложенному через площадь Фигейра с конной статуей короля Жуана I Доброго, через великолепную площадь Россио с её волнистой мозаикой, французскими фонтанами и статуей короля Педру IV на высокой колонне, а так же через уютную площадь Луиса Камоэнса, названную так в честь великого португальского поэта, автора поэмы "Лузиада" о путешествиях Васко да Гамы... "Costa Pacifica", мастерски развернувшись в виду португальской столицы, и пройдя на глазах у всех пассажиров лайнера, высыпавших на верхние палубы, чтоб загадать заветные желания под красавцем-мостом имени 25 апреля, взяла курс на мифологический испанский Кадис, столицу конкистадоров Эпохи великих географических открытий!
КАДИС.
15 сентября 2016.
Прибытие 09:30
Все на борту 18:30.
Отплытие 19:00.
Температура воздуха +23 градуса, ясно.
"Дальше Кадиса и пути нет...".
Древнегреческая поговорка.
Гадес (Аид) - бог смерти и правитель подземного царства дал имя городу, долгое время стоящему на границе Обитаемого мира, за которой простирался океан неизвестности, полный сокральных тайн и загадок. Кадис был основан финикийцами около 1100 года до нашей эры, являясь на сегодняшний день одним из самых старейших городов Европы. Более романтическая версия гласит, что город основал сам Геракл, установив здесь "геркулесовы столбы" - своеобразный природный символ "края земли". Спускаемся по трапу на берег самого популярного курорта Андалусии. Приятно, что место стоянки нашей "Costa Pacifica" - самый центр Старого города, который уютно расположился на укреплённом девятикилометровом полуострове, с высоты напоминающий ветку экзотического дерева. Как оказалось, здесь множество интереснейших мест. В двух шагах от круизного терминала - площадь Испании, которую украшает огромный Памятник Конституции (Monumento a la Constitucion de 1812), установленный тут в честь принятия испанским парламентом в Кадисе, осаждавшемся в то время наполеоновскими войсками в течение двух лет, испанской Конституции 1812 года. Живописными набережными дошли до другой интересной достопримечательности Кадиса - Генуэзского парка-дендрария. Очень симпатичный парк с большими и необычно подстриженными деревьями в виде спиралей, конусов и цилиндров. Некоторые растения завезены сюда из Америки, кроме того, парк богато декорирован искусственными водопадами, цветочными клумбами, фонтанами и удобными лавочками для отдыха. В плотной застройке города особняком стоит Кафедральный собор Святого Креста. Церковь была построена рядом со Старым Собором Кадиса, не отвечавшим запросам горожан, сегодня эта церковь Санта-Крус едва заметна в тени своего гигантского собрата. Строительство Нового собора длилось более ста лет. Сменялись строители, сменялись архитекторы. В результате получилось уникальное сооружение, сочетающее в себе сразу несколько архитектурных стилей... Собор красив и могуч, но самое интересное в его облике, это всё-таки едва уловимая связь с Новым Светом - такие соборы скорее строились в Южной Америке, чем в Испании... Кадис поразил и удивил! Своеобразной красотой небольших белоснежных домиков, лаконично переходящих в почерневшие от времени крепосные стены и бастионы Старого города, теснотой узких колоритных улиц, где даже в самую жаркую погоду всегда тень и прохлада, простором и обильной зеленью,отшлифованных тысячами ног набережных, галдежом разноцветных попугайчиков в кронах пальм и магнолий, стройными силуэтами католических храмов и манящей синевой океана ,со всех сторон окружившего маленький отважный полуостров....
Для купания выбрали живописный пляж Санта-Мария-дель-Мар, расположенный сразу же за старинными крепостными воротами Пуэрта-де-Терра (Ворота Земли), являющимися естественной границей Старого города. Погода прекрасная! Вода в море шикарная! Чистая и тёплая! Сам пляж большой и широкий, с золотистым песком, с двух сторон защищённый искусственными волнорезами из камня. Неколько часов купаний в море, прекрасный финал круизного дня! Кадис, он же Гадес, он же Гадер, он же Кадикс, он же Золотая Ложечка, он же Серебряная Чаша, он же Берег Света, он же Белая Чаша, растаял за горизонтом... Далёкий край Света, ставший близким, остался за бортом! Круизный лайнер "Costa Pacifica" берёт курс в Гибралтарский пролив и далее на Малагу, а нам пора на ужин в ресторан, проголодались страшно....
МАЛАГА.
16 сентября 2016.
Прибытие 08:00.
Все на борту 12:30.
Отплытие 13:00.
Температура воздуха +24 градуса, ясно.
На Малагу времени нам выделили немного. В общей сложности всего четыре с половиной часа, поэтому решили так: сначала идём в Малагский кафедральный собор Воплощения (Santa Iglesia Catedral Basilica de la Encarnacion), потом в Крепость времен мавританских королей Алькасабу, ну а оставшееся до отплытия время пустим на морские купания и пляж. Сказано - сделано. Одними из первых покидаем лайнер и по живописной набережной "Ricardo Gross" и аллеям парка "Пальмовый сюрприз" отправляемся в центр Старого города Малаги. Итак. Строительство собора в Малаге началось в 1528 году на месте арабской мечети и так сказать "завершилось" в 1782 году. Предусматривалось построить две башни, но как всегда нехватило средств и возвели только одну. Поэтому Малагский собор в народе назвают La Manquita, т.е. "Однорукая дама". При весьма скромном внешнем убранстве в Малагском соборе нашли отражение несколько архитектурных стилей: готика, барокко и неоклассицизм. Собор располагает собственным садом и апельсиновым двориком, а в самом здании работает музей.
От собора рукой подать до Горы Хибральфаро, где одна над другой в окружении буйной средиземноморской растительности расположились две мавританские крепости Алькасаба и Гибральфаро. Обе крепости соединяются между собой дорогой Корача, обнесённой зигзагообразными зубчатыми стенами. Идём в нижнюю крепость и дворец - Алькасабу (вход - 2,20 EUR, билетики преобретаются в автомате), но сперва осматриваем расположенный у её подножия симпатичный, неплохо сохранившийся римский амфитеатр, сейчас используемый как место проведения летних концертов. Построенная в XI веке крепость Алькасаба долгое время считалась самой могущественной во всей мавританской Испании. Такой её сделала скрупулёзная и продуманная до мелочей система обороны: чтобы сюда проникнуть, нужно было преодолеть серьёзно охраняемые укрепления из мощных стен и многочисленных башен с бойницами, затем, минуя одни за другими восемь ворот, оказаться в узком проходе между стенами, который несколько раз круто поворачивал, создавая дополнительные трудности осаждавшим. Каждая новая стена возвышалась над предыдущей, увеличивая сектор обстрела. Одним словом - шедевр средневекового искусства фортификации. Внутри крепости - дворец Насридов, где сейчас открыт Археологический музей, а вокруг повсюду красивые арки, фонтаны, мини-водоемы, уютные дворики и много зелени, а воздух наполнен ароматом апельсиновых деревьев и жасмина. Тенистой парковой аллеей, мимо Ратуши Малаги, мимо колоритной площади генерала Торрихоса с большим фонтаном "Три грации", выходим к пляжу "La Malagueta". Тёмный мелкий песок вулканического происхождения. Лёгкая бирюзовая волна, шипя и брызгая пеной, накатывала на натруженные подъёмами и спусками по мощённым дорожкам Алькасабы ноги... Ещё несколько шагов и - глубина, до чего же это приятно плавать в тёплом море...
ПРИБЫТИЕ В САВОНУ.
18 сентября 2016.
Прибытие 09:00.
Температура воздуха +23 градуса, ясно.
Наш 8-ой по счёту и, наверное, самый насыщенный из всех, круиз успешно подошёл к завершению, став для нас настоящим Праздником знакомства с интереснейшими городами Европы, морской романтики и традиционного круизного комфорта! Мы прибыли в итальянскую Савону. Теперь по плану у нас переезд на поезде в Милан, где предстоит увидеть ещё много всего интересного, но об этом расскажу уже в следующей части истории о нашем путешествии по Европе...
Интересное вышло знакомство с городами. С удовольствием бы побывала и в Киле, и в Амстере...В Лондоне бывать доводилось, нужно сейчас младшего члена семьи с ним знакомить) Мон Сен-Мишель - много слышала, с удовольствием бы посетила и полюбовалась! Виго - уже знакомы с этим городком по круизу Елены. Очень симпатичный! Лиссабон - мой любимый европейский город! Очень хочу вернуться! Кадис - тоже очень интересно. Хорошо хоть времени много дали на знакомство. В отличие от Малаги. Кстати, когда у нас был круиз на Косте, тоже была остановка в Малаге - и тоже вот на такой коротенький срок. Безобразие форменное! Пришлось галопом по Малаге гонять. Спасибо, Андрэ, за рассказ! Замечательный круиз, замечательные впечатления!
Рада за вас! Замечательное путешествие, мечтаю о таком!
Андрэ, как всегда -супер-путешествие...Как же сразу захотелось в круииииз!!!! Очень мне эпиграф понравился! Полностью согласна с Марком Твеном, и тоже стараюсь пользоваться этим девизом по жизни.Интересное вышло знакомство с городами. С удовольствием бы побывала и в Киле, и в Амстере...В Лондоне бывать доводилось, нужно сейчас младшего члена семьи с ним знакомить) Мон Сен-Мишель - много слышала, с удовольствием бы посетила и полюбовалась! Виго - уже знакомы с этим городком по круизу Елены. Очень симпатичный! Лиссабон - мой любимый европейский город! Очень хочу вернуться! Кадис - тоже очень интересно. Хорошо хоть времени много дали на знакомство. В отличие от Малаги. Кстати, когда у нас был круиз на Косте, тоже была остановка в Малаге - и тоже вот на такой коротенький срок. Безобразие форменное! Пришлось галопом по Малаге гонять. Спасибо, Андрэ, за рассказ! Замечательный круиз, замечательные впечатления!
Большое спасибо Ирина!
Замечательный рассказ, впрочем, как и сам круиз! И, конечно, интереснейшие впечатления, даже с историческими справками! Почти все указанные пункты мною уже посещены... Впрочем, Дувр(и Лондон), Киль и Савона, скорее всего, так и останутся моими "белыми пятнами". Зато в аббатстве Мон Сен-Мишель была аж дважды!!! И вообще, ещё очень хочу именно в Нормандию, особенно, в Этрета... А на круизные лайнеры меня вообще нельзя пускать, переедаю даже при "FB". Зато как романтично!!! Искренне рада, что Вы посмотрели и узнали так много нового и интересного!!!
Благодарю Эллен! Очень приятно! Надеюсь, что "белые пятна" всё таки будут покорены!
Какие красочные заманчивые фото! Просто отдушина в серый офисный день, спасибо! Рада за вас! Замечательное путешествие, мечтаю о таком!
Спасибо Татьяна! Мечтайте! Открывайте! Исследуйте!
Замечательный круиз!!!
Большое спасибо Римма!
Ой как здорово!Первый мой морской круиз прошел именно на этом лайнере,первая любовь!Поэтому все помню прекрасно.По похожему маршруту прокатилась уже на другом кораблике,отличный,насыщенный круиз.Спасибо за воспоминания и отличный,познавательный рассказ!
Ирина, спасибо большое!
Такое насыщенное путешествие, просто нет слов! Завидую по-доброму
Большое спасибо Елена!
Отличное путешествие!
Благодарю Светлана!
Какой же интересный маршрут вы выбрали! Замечательный круиз! А Мон Сен-Мишель - это нечто! Вот куда бы я с удовольствием отправилась первым делом. Отчет прочла на одном дыхании! БРАВО!!!
Большое спасибо Марина! О Мон-Сен-Мишель мы давно мечтали, поэтому очень обрадовались такой хорошей возможности посетить аббатство с круизной стоянки в Гавре!
Спасибо Натали!
Спасибо Светлана!
Классное путешествие, отличный рассказ, великолепная фотогалерея! А мы всё никак не решимся на большой европейский круиз... Только - на маленький, по Балтийскому морю...
Начало положено, думаю созреете! Спасибо Игорь!
Андрэ, Вы - крутой путешественник!
Ольга, спасибо! Высокая оценка, принимаю с благодарностью, как аванс и стимул к дальнейшему росту!
ВАУ!!!!!!!!!! Просто СУПЕР путешествие!!!!!
Большое спасибо Ирина!
Интереснейшее путешествие! Касс!
Большое спасибо Евгений!
Не знаю, удастся ли с нынешними ценами ещё раз сходить в круиз, надежды не теряем, но и не особо оптимистично выглядит это наше желание ... Интересный маршрут, исчерпывающий отзыв, пошла искать на фото знакомые места :)
Андрэ,суперпутешествие! Отзыв наиполезнейший!
Большое спасибо Галина!
Как всё знакомо и как всё ново ... читала, вспоминала наш подобный круиз, временами накатывала ностальгия. Не знаю, удастся ли с нынешними ценами ещё раз сходить в круиз, надежды не теряем, но и не особо оптимистично выглядит это наше желание ... Интересный маршрут, исчерпывающий отзыв, пошла искать на фото знакомые места :)
Спасибо Елена! Ваш с Натальей круиз, во многом вдохновил и нас, на это путешествие! К тому же удалось поймать хорошую цену...
На самом деле очень интересный маршрут, во многие места целенаправленно в отпуск не поедешь, а вот так - в круизе, как раз то, что надо.
Самый дешевый круиз в моей жизни.От подъезда до подъезда со всеми перелетами и отелями заплатила 30000 в сентябре 2012 года.Вот были времена!
Неужели такое могло быть???? Точно помню в 2012 Черногория на неделю на двоих около 60000, но коуиз это же КРУИЗ!!!!
Могло!Сам круиз с портовыми сборами стоил 13000 рублей,остальное перелеты и отели.Это была акция 48 часов.
Андрей, вы - замечательный рассказчик и фотограф!
Наташа, большое спасибо! Стараюсь по мере сил и возможностей....
Андрей, очень интересный круиз и интереснейший маршрут. Была когда то много лет назад в круизе вокруг Европы примерно с таким же маршрутом ( не было только Малаги и Амстердама), но зато был Стамбул, Гамбург, Афины, Севилья, Пиза. Очень люблю круизы, думаю, что ещё поплаваю по морям-океанам. А Вам спасибо за рассказ и новых удивительных путешествий!
Большое спасибо Ирина! Круизы - особый мир, полный романтики и путешествий....
Шикарый круиз!!!!!!!!!!!
Спасибо Ирина!
Потрясающий круиз, Андрэ - настоящий яркий праздник для путешественников, браво!!!
Спасибо Наталья!