Очередной «круиз» на речном пароходе-теплоходе нашей семейной тургруппой был запланирован на последние выходные июня ещё в январе 2014 года и примерно тогда же он был и оплачен в круизной компании «Мостурфлот». С выбором долго не морочились, поскольку нам подошел всего один теплоход – «Александр Свирский», так как только он отправлялся 27 июня 2014 г. в трёхдневный круиз.
Несмотря на «мелкие катаклизмы», круиз всё-таки состоялся. «Мелкие катаклизмы» от «Мостурфлота» – это когда один раз изменяются собственники компании и туристу надо ехать переподписывать договор и другие бумажки, дважды – изменяются маршрут круиза и пункт отправления, трижды – время отправления парохода. Менее чем за 15 часов до оправления парохода интуитивно почувствовал необходимость уточнить время и место «отплытия»: на сайте «Мостурфлота» – информации нет, до офиса «Мостурфлота» дозвониться в течение нескольких часов оказалось нереальным, пришлось выяснять собственника парохода (оказалась компания «Речтурфлот») и уже в их офисе уточнять время его отплытия, которое, естественно, оказалось на 4,5 часа позже, объявленного нам «Мостурфлотом». Только после моего не очень лестного электронного письма в «круизную компанию» на тему: «мне без надобности лишние четыре часа ожидания на Северном речном вокзале», «Мостурфлот» сообщил, что «время отправления теплохода изменилось и наши менеджеры начинают обзванивать туристов…». Как не трудно догадаться, работу «Мостурфлота» мы оценили не очень положительно, что называется «соседи ушли, ложки нашлись, а осадок остался…».
К слову, судя по сегодняшним сообщениям СМИ, «Речтурфлот» ещё хуже: в навигацию не вышли аж три их парохода («Плеханов», «Рылеев», «Мамин-Сибиряк»), а 15 июля 2014 г. – ещё и «Рихард Зорге», при этом туристов, естественно, не предупредили. Деньги за отменённый круиз, также естественно, пока не вернули… Так что нам ещё повезло, хотя в круиз мы и отправились не по тому маршруту, который планировали изначально, а по другому, а именно, по маршруту: «Москва-Мышкин-Москва».
О теплоходе. «Александр Свирский» – двухпалубный пароходик, построенный более полувека тому назад (1962 г., производство Венгерской Народной Республики). Поэтому предпенсионный возраст чувствуется почти во всём: в каютах, на палубе, столовых (называются, конечно, рестораны) и пр. Мы бронировали четырёхместную каюту (на сайте описание выглядит примерно так: «четырёхместная двухярусная каюта с удобствами (душ, умывальник, туалет) на главной палубе): жить можно, во всяком случае – пару суток. Но ощущение «машины времени» не покидало: дребезжащие и продуваемые всеми ветрами (в первый день круиза – за бортом, между прочим, плюс одиннадцать по Цельсию) окна-иллюминаторы, допотопный радиоприёмник, столик и кровати-койки, как в купейном вагоне 50-х годов прошлого века, вечный потоп после каждого пользования душем… Для полного погружения туристов в советскую эпоху: бортовой репертуар из песен первых сталинских пятилеток и первых послевоенных лет (вовсе не преувеличиваю!) и два крана в коридоре на главной палубы с надписью «кипяток»… Наша столовая (на главной палубе, забыл, как называется) – точная копия моей советской школьной столовой (например, как в городе Новочеркасске, всего же этих советских школ у меня было семь): и по интерьеру, и по сервировке столов, и по ассортименту/качеству питания. Очень удивил бар теплохода: ассортимент бара – только напитки и только бутылками, при этом из неспиртного – только кофе (правда, в пачках)…
Поскольку автор этих строк турист в целом-то незлобный, пароходу «Александр Свирский» набрасываю полбалла и «ставлю» твёрдую «тройку». Ну, пожалуй, с минусом… Или двумя минусами… По нашему общему мнению, двое суток в пароходе можно попутешествовать, дольше – только спасаясь от очередного Всемирного потопа. Хотя, боюсь, на этом пароходике не спасёшься не только от Всемирного потопа, но и от наводнения регионального масштаба…
О маршруте. Конечно, маршрут Москва-Мышкин-Москва всем известен: канал имени Москвы (водохранилища: Иваньковское (Московское море), Клязьминское, Пироговское, Пяловское, Пестовское, Учинское) – Угличское водохранилище («Угличское море») – Рыбинское водохранилище («Рыбинское море»), протяженность маршрута – около 300 км (one-way). Судя по описанию маршрута, в заголовке отзыва я почти ничего не преувеличил: «морей» действительно три, и «хождение» было почти за три моря, поскольку по Рыбинскому водохранилищу («морю»!) мы добрались только до Мышкина. Для справки: перепад высот между Москвой-рекой и Волгой в районе Мышкина, который мы «преодолели», двигаясь по шлюзам «вниз», составляет 46 (!) метров.
Откровенно говоря, перед «круизом» я детально не вдавался в историю гидротехнических сооружений на Волге, более предметно вник (с помощью Интернета, конечно) уже после круиза, под впечатлением одной фразы «главного круизного информатора» на нашем пароходе, которая по допотопному радио поведала, что канал имени Москвы был построен менее чем за пять лет, т.е. вдвое быстрее Суэцкого, при этом грунта было извлечено вдвое больше, чем при строительстве Суэцкого канала. Пересказывать историю строительства канала имени Москвы, Угличского и Рыбинского гидроузлов не стану, поскольку желающие и без моих подсказок могут найти всю нужную информацию.
В качестве реплики и без попыток раздачи политических оценок только скажу, что строительство этих гидросооружений было грандиозным: сталинские наркомы умели совершать трудовые подвиги, особенно за чужой счёт, в том числе за счёт тысяч (или сотен тысяч?) загубленных жизней из числа полуторамиллионов (!) «каналоармейцев» Дмитровлага, Волголага и других «лагов». Про десятки тысяч (!) квадратных километров затопленных территорий, ушедшие под воду тысячи (!) деревень и городов, в том числе всем известные Калязин и Молога, сотни тысяч (!) переселенных с родных мест жителей – уж и говорить не приходится… Египетские «строители пирамид» Хеопс, Хефрен и прочие Имхотепы – просто дети в сравнении вездесущими Иосифом и Лаврентием. Извините, отвлёкся…
О Мышкине. Город нам понравился: очень приятный и симпатичный провинциальный городок, одно из несомненных достоинств которого – возможность за четыре-пять часов осмотреть все его достопримечательности (наверное, именно по этой причине круизные пароходы в нём на бо́льшее время не задерживаются). Действительно, как правило, всех достопримечательностей в Мышкине по одной: один туристско-образовательный комплекс «Мышкины палаты», один «Музей «Русские валенки», один «Музей под открытым небом», один «Музей водки Петра Смирнова» и т.п. Автобусный маршрут в Мышкине, к слову, тоже один, река Волга – также одна…
Выводы по результатам круиза: несмотря на всякие «катаклизмы». мелочи и недочёты, речной круиз в целом оцениваем положительно. Всё-таки – путешествие, движение (так сказать, «неподвижный в подвижном», почти как у Жюля Верна, правда, его всем известный девиз звучит несколько по-другому – «mobilis in mobile»), новые впечатления и новые знания… Отправимся ли ещё «по рекам России»? Пожалуй – да, но только не в ближайшее время и уж точно не на «А.Свирском» (несмотря на наше уважение к памяти человека, чьим именем назван теплоход, в девичестве – «Сура», до 2011 года – «Профессор Звонков»). Пока планирую попробовать «круизы морские» – по совету лучшей части нашей семейной тургруппы, которые уже получили опыт «морских путешествий» и остались очень довольны…
Всем коллегам-туристам и просто друзьям – благодарность за внимание и самые лучшие пожелания!
Наверняка, ещё и стоил этот "круиз", как крыло самолёта
+11 в конце июня-это вообще песня! Как говорится, "вот такое хреновое лето"))))
Пора, пора вам в морской круиз))))
Но - Волга есть Волга, и все равно это до чертиков интересно! Те же шлюзы, когда первый раз, так просто невероятно.
Игорь - успехов Вам в покорении просторов морских!!!
Хорошо, что ваша тур.группа позитивно восприняла все нюансы отечественного туризма.
Спасибо за предупреждение. Каждый день, выходя на балкон и любуясь плывущими и пришвартованными красавцами, мечтаю - а не проплыть ли и нам по великой реке Волге ? И тут раз, очередной отзыв - и все мечты сразу улетучиваются...
до встречи (несомненно, случайной!) где-нибудь за рубежами-)))
Большое спасибо всем друзьям и коллегам за внимание и интерес, проявленные к моему отзыву. Внимательно прочитал комментарии каждого из Вас и согласен практически с каждым. В отзыве попытался не обобщать, а поделиться информацией и своими ощущениями. Действительно, речной круиз по рекам России и на российском речном транспорте - простор для эмоций: от положительных до не очень положительных... Закончу свою ремарку цитатами от Ольги (Тропиканки) и Ирины самарской: "Всё лучше, чем дома на диване сидеть". Ещё раз - всем большое спасибо! Удачи!