Были с 26.05.13 по 06.06.13.
Мы очень любим отдыхать на море, но для своего очередного путешествия избрали совсем другое направление. Париж. Ещё Генрих IV Наваррский, будучи по вероисповеданию протестантом, и претендуя на корону Франции, отважно перешёл в католицизм, произнеся легендарное "Париж стоит мессы!". Так и мы воскликнув: "Париж стоит моря!", - целенаправленно взялись за подбор тура. Была правда и ещё одна немаловажная причина такого выбора, 27 мая у нас 24 годовщина брака и пусть дата и не дотягивает до круглой, но в кои-то веки захотелось её отметить как-то по-особенному празднично. Словом всё сошлось на Париже - самом романтическом городе мира!
В "Натали Турс" взяли стандартный тур "Сити - брейк", включающий в себя только визу, авиаперелёт Москва-Париж-Москва, размещение в Париже на 11 ночей, завтрак и медицинскую страховку. Получилось 34 тыс. рублей с человека, что в целом очень даже бюджетно. Из предложенных туроператором отелей, недолго думая, остановились на "Rex Comprador" 2*. Основным критерием такого выбора стало удачное расположение отеля. Район Больших бульваров, где он расположен, и от центра Парижа недалеко, да и вообще считается довольно респектабельным местом. Под боком станция метро "Grands Boulevards" одновременно 8 и 9 веток парижской подземки.
Итак, ровно в 10:30 утра наш трансаэровский Боинг 747-800, совершив взлёт в аэропорту Внуково, через четыре часа "очень удачно сел не где-нибудь в Провансе, а прямо в парижском Орли". На удивление наш чемодан не стал испытывать нашего терпения и вынырнул на ленту транспортёра вторым по счёту, вслед за каким-то красным кожаным монстром. Очень соскучился по хозяевам, наверно. Дальше, следуя указателям, вышли к стоянке такси.
Интернет-прогноз погоды не обманул: переменная облачность и всего +12 градусов, прямо скажем, на лето не очень-то и похоже. У природы, как говорится нет плохой погоды..., хорошо хоть дождя не было....
Такси ждать не пришлось, только подошли к стоянке, как сразу же были упакованы вместе с вещами в чёрный ситроен с шашечками на крыше. Водитель долго изучал распечатку карты проезда и полного адреса нашего отеля, как будто видел такие шпаргалки впервые. Наконец, он обратился к нам за пояснениями, о чём мы догадались только по вопросительной интонации его речи. Мобилизовав скромные познания школьного курса французского и английского языков, удалось достигнуть некоторого прогресса - мы отправляемся в путь. Во многих отзывах стоимость проезда на такси из Орли в центральные районы Парижа оценивают от 35 до 70 евро, на счётчике нашего французского водилы в итоге горело 43 евро и это мы ещё немного постояли в пробках в районе Лионского вокзала.
Место, где расположился наш "Rex Comprador" 2*, приглянулось нам с первого взгляда. Тихая, уютная, типично парижская улочка. Пяти - шестиэтажные дома времён правления династии Бурбонов, украшенные коваными декоративными балкончиками, горшками с цветами и изысканной лепниной, радовали глаз своей живописностью.
Отель "Rex Comprador" 2* практически представляет собой два отеля: "Rex" 2* и "Comprador" 2*, объединённые единым руководством. Входы в отели по соседству, буквально в десяти метрах друг от друга, и если бы не втиснувшийся между ними миниотель "Hotel de la Cite Rougemont" 2*, то были бы уж совсем соседями.
Заходим в "Rex" 2*. На ресепшене вручаем свой ваучер и после непродолжительных формальностей почему-то получаем трёху (нас - то вроде только двое) на втором этаже "Компрадора" за номером 21. Правда отличается он от дабла весьма незначительно: чуть больше размер и дополнительная кровать у стеночки. Вид из окна шикарным не назовёшь - внутренний колодец во всей его архитектурной красе! Зато тишина и спокойствие за окном нам гарантированы, да ещё внизу за стеклянной крышей, как на ладони, зона вкушений кофе и круассанов на завтрак, так что всегда можно было оценить уровень занятости столиков.
Сам номер скромненький, без особых излишеств в отделке и начинке, обратили на себя внимание только высоченные потолки с лепным карнизом. Сейчас так уже не строят. На стене небольшой ЖК-телевизор (около 30 французских каналов). Ванная комната небольшая. Есть фен, из последних сил борющийся за жизнь, и время от времени впадающий в кому в самый неподходящий момент... Ни холодильника, ни сейфа нам найти так и не удалось, что вообщем-то нас не слишком-то и расстроило. Две звезды, они и есть две звезды. Мы были готовы и к худшему. В смысле переночевать, отель очень даже неплох. Уборка каждый день, полотенца меняли регулярно. Персонал дружелюбный и отзывчивый. Говорят только на французском, но всё равно общий язык найти несложно.
Завтрак очень скромный, но для французских "двушек" - это норма. Свежие круассаны и булочки, мюсли и масло, мёд и джем, чай и кофе, молоко и апельсиновый напиток в меню отельной кухни ежедневно без выходных.
Пока вселились, пока передохнули с дороги, прошло немало времени, поэтому ограничились на первый раз разведкой в окрестностях отеля. Обнаружили поблизости несколько продуктовых маркетов и парочку очень симпатичных ресторанчиков с соблазнительным меню, к тому же на русском языке. В одном из них под вывеской "У Банка" (центральный офис BNP Paribas напротив) провели праздничный ужин, отведав и фуа-гра, и морских гребешков из Нормандии, и луковый суп, и мясо под прованским соусом, и красное вино из провинции Бордо, то самое, что любил пить Д'Артаньян со своими друзьями мушкетёрами).
На следующий день решили так: будет дождь - пойдём по музеям, если солнце, то идём на Эйфелеву башню и катаемся на речном трамвайчике по Сене.
И вот утро. В наше окошко солнышко заглянуть не в силах, но квадратный проём колодца радовал глаз чистейшей синевой, сулящей хороший летний денёк!
Первая прогулка по городу всегда сулит много ярких впечатлений: Лувр, Пале-Рояль, набережные и мосты Сены, сад Тюильри, площадь Согласия, Елисейские поля, всё так ново и одновременно знакомо по многочисленным книгам и фильмам! Какая красота!
Наша цель - причал речной компании "Бато-Муш", созданной по инициативе Жана Брюэля - создателя оригинального судна нового типа: из стекла и света. Круизы по Сене стартуют от печально известного моста Альма, в туннеле которого в 1997 году трагически погибла в автокатастрофе принцесса Диана Уэльская. Никаких памятных знаков, посвящённых этому ужасному событию здесь нет, но многочисленные почитатели леди Ди используют для почтения её памяти мемориал французского Сопротивления - золотой факел "Пламя свободы", отлитый с оригинальной формы статуи Свободы.
Но вернёмся на наш кораблик, идущий вверх по Сене мимо архитектурных изысков центра Парижа! Ракурс с воды дарит новые, ещё более яркие впечатления от города, которые кадр за кадром укладываются на карту памяти моего фотоаппарата! Правда тут нас ждала небольшая неприятность. Подойдя к мосту Искусств, наш "Бато-Муш" преспокойно развернулся и поплыл обратно, лишив нас возможности полюбоваться с реки на остров Сите и Сен-Луи. Причина - высокий уровень воды в Сене из-за дождей. Вот так. "A la guerre comme à la guerre", как говорят французы.
ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ.
Апогей нашего второго дня в Париже!
К любой новинке городского пейзажа парижане сначала относятся с большим недоверием и даже ужасом, но затем начинают ценить и любить, как своё родное национальное достояние. Свидетельство тому - Эйфелева башня! Символ столицы, да чего уж там стесняться, символ всей Франции!
Построена в 1889 году. Архитектор Гюстав Эйфель. Высота 324 метра. Вес 10100 тонн. Обзор 73 км в окружности. 40 лет башня была высочайшим сооружением в мире. Ежегодно башню посещают почти 7 миллионов человек и вот, наконец, пришёл и наш черёд! Первое, что приходит на ум, находясь в непосредственной близости от «La dame de fer» (Железная леди) - это какая-то фантастика! Любям создать такое не под силу, но тем не менее это так и когда! 124 года назад! Чудеса!
Восхождение.
Самая маленькая очередь, навскидку скажем так человек 100, к ноге, откуда осуществляется пешеходный подъём к двум верхним площадкам башни. Преодолеть надо 704 ступени! В принципе терпимо, главное не рвать с первых метров. Распределив силы по всей дистанции, вознаграждаемся прекрасной панорамой города. Аппетит приходит во время еды! Самая верхняя площадка - вот цель, достойная покорения и мы снова стоим в нехилой очереди к кассам и лифту, осуществляющему финишный бросок на двухсотвосьмидесятиметровую высоту.
Погода для обзора окрестностей отличная, правда чуть-чуть холодновато, и посвистывающий в металлических конструкциях башни ветерок заставляет тщательнее закутываться в куртку и плотнее прижиматься к любимой жене. Но зато вид, какой вид! Завораживающий план города с высоты птичьего полёта! Уникально! Незабываемо!
Спустившись с небес на землю, и перейдя по мосту д'Иена к садам Трокадеро, заняли позицию на террасе огромного дворца Шайо, откуда открывается отличный вид на Эйфелеву башню и весь 7-й округ в целом.
Дело в том, что с наступлением темноты и каждый новый час на пять минут (до двух часов ночи в летнее время) стройное тело "Железной леди" заискрится тысячью серебряных огоньков, дабы порадовать взгляд своих верных почитателей со всех концов мира. Чему мы и стали полноправными свидетелями, на высокой туристической ноте завершив столь насыщенный день!
На утро погода опять испортилась. Обычно в конце мая - начале июня погода в Париже благоприятствует туристам, но в этом году Европу, как назло захлестнули какие-то аномальные климатические напасти. Самый романтический город Земли окутали грозовые облака, температура никак не хотела подниматься выше 12 градусов тепла и дождь время от времени набрасывался на парижан и гостей столицы, заставляя их разбегаться по кафешкам и магазинчикам или просто нырять в спасительное метро.... Лишь только к концу нашего пребывания во Франции погода окончательно наладилась и позволила отправить ненавистные зонтики в чемоданную ссылку.
Когда погода капризничает, самое милое дело отправиться по музеям. А Париж - это как раз то место, где от этого занятия можно получить максимальное удовольствие! Город просто переполнен сокровищами мирового значения!
Как я уже говорил, экскурсии в наш тур не входили, осматривать всё решили самостоятельно, взяв себе в помощники путеводитель "The National Geographic Traveler" и так называемый "Paris Museum Pass". Про этот музейный абонемент, дающий право на посещение более 50 достопримечательностей Парижа и его окрестностей, мы знали заранее. Приобрести его можно в кассах почти всех крупных музеев или туристических офисах города. Свой четырёхдневный мы приобрели в Доме Инвалидов. Вообще пассы бывают на 2 дня - 39 евро, на 4 дня - 54 евро и на 6 дней - 69 евро. Ниже привожу табличку с реальными ценами на билеты посещённых нами по "пассу" музеев на одного человека. Несложно видеть, что почти двухкратная экономия налицо.
*День первый*
-------------------
Дом Инвалидов (Музей Армии) - 8 евро
Музей Родена - 9 евро
*День второй*
-------------------
Версаль и Трианон - 18 евро
Башни Собора Нотр Дам - 8.5 евро
*День третий*
-------------------
Консьержери - 8.5 евро
Сент-Шапель - 8.5 евро
Пантеон - 7.5 евро
Лувр - 11 евро
*День четвёртый*
------------------------
Венсенский замок - 8.5 евро
Музей Орсе - 12 евро
Центр Помпиду - 13 евро
Триумфальная арка - 9.5 евро
-----------------------------------------------------------------
Итого: 122 евро
*"Paris Museum Pass" даёт право на посещение только основных экспозиций музеев, а на временные выставки его действие не распространяется. Полный список достопремечательностей с подробной картой их расположения и временем работы, а так же образцом заполнения "пасса" можно найти на сайте www.parismuseumpass.fr.
Теперь несколько практических советов.
Старайтесь планировать посещение музеев, расположенных поблизости друг от друга. Это здорово сэкономит время, которого в путешествии всегда не хватает.
Нет смысла, на мой взгляд, использовать "музей пасс" для достопремечательностей, находящихся далеко от Парижа, туда есть смысл съездить позднее.
В музей Орсе по вторникам лучше не ходить. В этот день недели Лувр закрыт, так что придётся отстоять гигантскую очередь на вход, что по крайней мере нецелесообразно.
Не везде, но "пасс" поможет избежать очередей за билетами.
Одним словом - рекомендуем, нам понравилось.
Долго думал как построить свой рассказ дальше. Столько накопилось впечатлений и разных мыслей по поводу увиденного в Париже! Подробно описывать посещение всех музеев конечно же не буду, но коротко думаю всё-таки пройтись о каждом. Что показалось интересным, или необычным, или просто достойным упоминания. Одним словом - суть. Итак.
ДОМ ИНВАЛИДОВ (МУЗЕЙ АРМИИ).
Очень впечатлило само здание. Стиль. Архитектурные детали. Каменные рыцари в доспехах и шлемах с плюмажем на фронтоне. Экспозиция оружия, наград, мундиров разных эпох. Интересно. На первом этаже зал с кавалеристами в полном обмундировании и вооружённых до зубов. Всадников тридцать! Очень внушительно! Чучело жеребца Наполеона по кличке Визирь, учавствавшего вместе с императором в походе на Россию, оказалось невысоким и худеньким животным. Любопытно, но реальность иногда немного разочаровывает. На последнем этаже: Музей Планов - Рельефов. Пасс действует и тут. С виду скучновато, но лично мне понравилось, крепости - моя слабость. Долго задержались у макетов Мон-Сен-Мишель (очень хотим побывать) и замка Иф (Дюма постарался).
МУЗЕЙ РОДЕНА.
Рядом с Музеем Армии. Заранее не планировали, это всё дождь посодействовал. Не пожалели. Одно из самых ярких впечатлений. Так часто бывает, где не ждёшь - там влюбляешься с первого взгляда. Зал скульптур из мрамора. Потрясающе! Необыкновенной красоты в стиле рококо особняк Бирона, в прошлом, кстати, посольство России, сейчас главное здание музея. "Мыслитель"!!! Уютный парк со скульптурами и розами сорта Роден очень хорош. Из некоторых кустов, при приближении к ним, неожиданно раздаётся психоделическая музыка. Словно с небес!
ВЕРСАЛЬ. БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ ТРИАНОНЫ.
Это надо видеть! Какое великолепие! Дворец! Парк! Масштаб! Одна семидесятитрёхметровая Зеркальная галерея чего стоит! Роскошь королей! Очень хороша пасторальная деревушка Марии Антуанетты. А фонтаны просто сказка! Провели целый день. Ходили, ходили и к своему удивлению совсем и не устали. Вот что значит черпать силы в красоте!
НОТР ДАМ. БАШНИ СОБОРА.
Собор Парижской Богоматери, один из главных символов Парижа, красив в любую погоду, и в любое время суток. История в камне. Застывшая музыка форм, пришедшая к нам через века!
Перед фасадом храма отстроена высокая трибуна, рядов в двадцать. Можно выбрать место по вкусу и с комфортом любоваться шедевром французских средневековых мастеров. Завораживает!
На башнях Нотр Дама - смотровая площадка. Подъём по узкой - узкой винтовой и довольно крутой лестнице. Зато в награду - шикарный вид на остров Сите и весь центр Парижа!
КОНСЬЕРЖЕРИ.
Музей небольшой и довольно мрачный. Это и понятно, тюрьма всё - таки. Самое интересное - камера Марии Антуанетты, где она провела свои последние дни перед обезглавливанием на гильотине. Правда сейчас часть её помещения занята Часовней во искупление грехов.
СЕНТ-ШАПЕЛЬ.
Конечно же знали заранее, что увидим, но всё равно действительность превзошла самые смелые наши ожидания! Огромные, словно парящие в воздухе, витражи производят неизгладимое впечатление! К сожалению, нам не повезло с погодой - было пасмурно, над городом нависли мрачноватого вида облака, а то бы можно было видеть как солнечные лучи, струясь сквозь цветные витражные окна, превращают храм в фантастический праздник божественного света. Без преувилечения перед нами шедевр французской средневековой готики, жемчужина и сердце Парижа!
ПАНТЕОН.
Грандиозное мемориальное сооружение, возведённое в стиле, сочетающим в себе великолепие греческой античности с пространством и светом готики! Великолепные скульптурные композиции во внутреннем интерьере. Место упокоения Вольтера, Руссо, Золя, Гюго, Дюма и многих, многих других выдающихся людей Франции.
ЛУВР.
Лучший из лучших, сокровищница мировых шедевров, величайший музей мира! Быть в Париже и не посетить Лувр - нонсенс для настоящего путешественника, хоть немного интересующегося искусством и историей страны.
Здесь всё интересно, каждый экспонат уникален и заслуживает пристального внимания. Бродить тут можно неделями и каждый раз находить для себя что-то новое и интересное. Жаль позволить себе такую роскошь, нам простым смертным, не представляется возможным. Проходили по залам музея всю вторую половину дня, до самого закрытия, процедура которого, кстати, довольно любопытна и стоит того, чтобы попасть в мой рассказ. Стартуя от дальних тупиковых залов, смотрители и сотрудники Лувра постепенно "выдавливают" посетителей в направлении выхода, не забывая заглядывать в самые труднодоступные уголки. С каждым новым залом их число растёт, преумножаясь по мере продвижения всё дальше и дальше. Эта волна настигла нас за осмотром замечательнейшей египетской коллекции музея и вежливо, но достаточно настойчиво, повлекла к большому фойе Лувра под стеклянными пирамидами. Остаться на ночь в музее у нас в планах не было, хотя наверно это и было бы довольно забавно, поэтому благополучно прощаемся с главным музеем Франции и с чувством выполненого долга отправляемся дальше к новым приключениям.
ВЕНСЕНСКИЙ ЗАМОК.
" - Убежит, монсеньер! Убежит! - сказал он. - Но разве вашему преосвя-
щенству неизвестно, где находится герцог де Бофор?
- Разумеется, я знаю, что он в Венсенском замке.
- Да, монсеньер, и в его комнате стены в семь футов толщиной, окна с
железными решетками, и каждая перекладина в руку толщиной.
- Помните, - сказал Мазарини, - что при некотором терпении можно про-
долбить любую стену и перепилить решетку часовой пружиной."
Александр Дюма, "Двадцать лет спустя".
Не удержался от цитаты из одного из любимейших своих произведений, чтоб показать насколько здесь, в Париже, всё пропитано духом истории. Трудно понять, то ли это литературный вымысел, то ли на самом деле правда, но герцог де Бофор всё-таки убежал из неприступного Венсена, получив в пироге верёвочную лестницу от друзей!
И вот мы здесь! Стоит сразу отметить, что с тех давних пор тут практически ничего не сохранилось, всё сегоднешнее великолепие Венсенского замка - результат тщательнейшей реставрации французских мастеров. Донжон замка высотой в 50 метров - самый высокий донжон Средневековья. Мощнейшие стены и башни, глубокий неприступный ров, так сразу и не скажешь, что в XII веке здесь было всего лишь охотничье поместье капетингов.....
Интересна и капелла Сент-Шапель, построенная по велению Карла V по образу и подобию парижской, только чуть меньших размеров.
МУЗЕЙ ОРСЕ.
Расположенный в бывшем здании железнодорожного вокзала музей потрясает своими объёмами! Свет! Много Света! Основу экспозиции составляет самая большая в мире коллекция картин художников - импрессионистов, но здесь есть и скульптура, и декоративное искусство и даже фотография. Порадовали полотна русских художников, работы которых занимают не последнее место в экспозиции музея Орсе.
Фотосъёмка запрещена, но пару общих планов на память с последнего 5 этажа сделать всё-таки удалось.
Очень любопытен зал отдыха с кафетерием, пристроившийся прямо за огромными вокзальными часами с прозрачным циферблатом. А какие здесь забавные кресла! Просто класс!
ЦЕНТР ПОМПИДУ.
Как и Эйфелева башня, авангардное здание Центра Жоржа Помпиду, выстроенное в самом центре старого Парижа, вызывало немало споров. Но ведь стоит же, аж с самого 1977 года стоит, и своим необычным внешним видом, похожим то ли на цветной конструктор, то ли на вывернутую наизнанку трубами наружу котельную, продолжает всех удивлять.
Помимо всего прочего в Центре находится Национальный музей современного искусства. Именно он-то нас и интересует.
Будучи небольшими любителями "авангарда", получили, к удивлению для себя, массу новых эстетических и в целом очень даже положительных впечатлений. Местами было забавно, местами интересно, а местами и немного страшновато. В целом посмотреть есть на что, одни работы Пикассо, Дали и Шагала чего стоят!
ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА.
В центре пересечения шести улиц - на площади Звезды (ныне площадь Шарля де Голля) - высится творение архитектора Шальгрена, построенное в честь победы французских войск в битве под Аустерлицем. Объявив своим солдатам, что они вернутся домой только под триумфальной аркой, Наполеон I сдержал слово. Сооружение получилось очень мощным, подстать делам Великого полководца!
Высота Арки, украшенной барельефами и скульптурными группами в античном стиле, без малого 50 метров. На самом верху - смотровая площадка. Вид, я Вам скажу, завораживающий. Париж как на ладони! Очень, очень красиво!
МОНМАРТР.
От нашего отеля до холма Монмартр рукой подать, и вот, дождавшись, наконец, солнечного денька, отправляемся в самый живописный район Парижа. Белоснежный Сакре-Кёр, площадь художников Тертр, вилла Леандр в неповторимом стиле арт-деко, кукольный домик-кабаре "Проворный кролик", где сиживали когда-то и Пикассо, и Аполлинер, и Модильяни; Мулен де ла Галетт - чудом сохранившаяся мельница, запечатлённая на знаменитой картине Ренуара, последние виноградники Монмартра, до сих пор приносящие неплохой урожай и многое - многое другое привлекло наше внимание и доставило огромное эстетическое удовольствие. Монмартр любим, его неповторимые извилистые улочки с милыми сельскими домиками, как будто переносят нас в другую эпоху: эпоху искусства, творчества, свободы и пренебрежения ко всем авторитетам и традициям!
МУЛЕН РУЖ.
Отправляясь на прогулку по Монмартру, с утра зашли в кассы кабаре и записались на представление "Феерия". Время начала в 23-00 ( на раньше уже не было). Цена 105 евро и пол-бутылки французского шампанского в придачу за одну персону. Дороговато, конечно, но как потом смотреть в глаза друзьям и родственникам, что рассказывать им о ночном Париже, о знаменитых на весь мир кабаре! Задушив зловредную "жабу" в зародыше, и слегка принарядившись, отправляемся на шоу. По совету друзей пришли пораньше, часа за полтора до начала,и хоть ждать в очереди пришлось довольно долго, но сполна были вознаграждены отличными местами у самой сцены. Оплата "гарсонам" прям в зале, никаких касс и билетов. Спросили только: "Открыть ли Вам бутылку или Вы заберём её с собой?" Конечно открыть, мы же в кабаре! Познакомились с соседями. Пара из Эквадора, очень милые люди. К сожалению, фотосъёмка представления запрещена, поэтому пришлось ограничиться залом и сценой. "Феерия"! Обалденные костюмы, особенно у танцовщиц! Несмотря на изрядную долю обнажённого женского тела всё смотрится очень даже пристойно, ни намёка на вульгарность. Высочайший уровень исполнительского мастерства! Изысканно! Профессионально! Канкан! Номер с красавицей и змеями в огромном аквариуме, материлизовавшемся на сцене прямо перед нашими носами! Кто-то скажет китч, а нам всё равно понравилось! "Мулен Руж" - это история, это французская традиция, "это порода" - как говаривал один из героев Игоря Дмитриева.
ОПЕРА ГАРНЬЕ.
Она же Гранд Опера, она же Парижская опера. 1874-го года рождения. Вместимость - 2130 мест, обитых красным бархатом. Самый знаменитый и значимый театр оперы и балета в мире. А сколько про него снято фильмов, написано книг! Один роман "Призрак оперы" Гастона Леру чего только стоит. К чему я веду? Думаю догадаться несложно. Мы имели честь быть на опере Фридриха Генделя в трёх актах "Юлий Цезарь" в постановке Лорана Пелли. Необычно раннее начало, в 14:30, нас не испугало. Билеты на самый верхний ярус балкона по 10 евро купили накануне в кассах театра, неожиданно даже для себя. Зашли с экскурсионной целью, но вход был закрыт, видимо репетиции или ещё что-нибудь.... И тут моя предприимчивая супруга, отправившись на разведку к кассам, возвращается словно волшебница Клеопатра с двумя билетами на завтра! Чем короткая экскурсия, лучше уж увидеть сам театр в действии, пусть и с самой галёрки. Кстати, хочу заметить, что билеты продают по предъявлении паспорта.
Перед представлением и в антрактах всё неспеша осмотрели: и огромные фойе в зеркалах и позолоте, украшенные фресками и скульптурой, и роскошную парадную лестницу в стиле рококо, и купол зрительного зала, расписаный Марком Шагалом, и маленький музей балетных и оперных костюмов.
Сама опера далась нам непросто, не будучи большими любителями этого жанра, и не понимая слов, за поворотами сюжета пришлось следить чисто интуитивно, не понимая некоторых деталей действия. Конечно, в этом плане балет был бы предпочтительней, но всё равно увиденным и услышанным остались очень довольны. В конце концов, когда ещё удасться побывать в самой Парижской опере! И какие же всё таки французы затейники! Подумать только, во втором акте Клеопатра, в исполнении оперной дивы Сандрин Пио, явилась публике с полностью обнажённой грудью, вызвав оживление в "задремавшем" было партере и балконе. Не ожидая такого эротического поворота, мы тоже слегка усомнились в реальности происходящего и даже ущипнули друг дружку: не привидился ли часом сей режиссёрский экзерсис, особенно актуальный после вчерашнего ночного посещения "Мулен Ружа"....
ФОНТЕНБЛО.
Сменяя друг друга, 34 монарха, среди которых Франциск I и Наполеон I, постепенно превратили эту скромную охотьничью усадьбу в настоящий бриллиант французского искусства, посетить который было намечено нами в обязательном порядке.
Замок Фонтенбло расположен в 60 км к юго-востоку от Парижа, поэтому свой путь мы начали с Лионского вокзала скоростным поездом SNCF. В кассах приобрели комбинированный билет "поезд + автобус" в оба конца. Любезная девушка-кассир вручила нам также расписание движения поездов и, написав на нём время отправления нашего состава и номер платформы, пожелала счастливого пути.
В общем добрались без приключений. Погода хорошая. Время у нас навалом, спешить некуда. Так что осмотрели всё. Сперва с русским аудиогидом побродили по многочисленным залам музея замка, затем отправились в парки. Сад Дианы, Английский сад, крупнейший в Европе цветник Большой Партер и, наконец, Охотничий парк Генриха IV, засаженный в наши дни аллейными деревьями. Фонтаны, каналы, живописный пруд с огромными карпами - красота необыкновенная!
ШАРТР.
Шартр - город во Франции, на реке Эр, префектура депортамента Эр и Луар. Расположен в 96 км от Парижа на плодородной равнине Бос. Название города происходит от его первых жителей - карнутов. Титул герцога Шартрского принадлежал родственникам французских королей, начиная с принцессы Рене. В 1594 году первый король династии Бурбонов - Генрих IV - короновался здесь на царство в знаменитом Шартрском Соборе (1220 г.). Эта сухая справка из путеводителя почему-то подтолкнула нас в новое путешествие. Снова вокзал, на этот раз уже Монпарнас, и двухэтажный поезд уже мчит нас на юго-запад Франции навстречу со средневековой готикой.
Вот уже почти восемь веков 115 метровый Шартрский собор в стиле пламенеющей готики, словно одинокий маяк возвышается средь равнин, являясь ориентиром для путешественников и паломников. Пожары, революции, войны, а так же чрезмерные усилия реставраторов не смогли изменить неподражаемый облик этого собора - он остался почти таким же, каким его освящали в 1260 году в присутствии короля Людовика IX и членов его семьи. Мировую славу собору принесли его витражи, отличающиеся особым цветом, имеющим даже собственное название "шартрская синева" (секрет изготовления утерен). Уникальные скульптурные композиции! 291 метровый напольный лабиринт, символизирующий путь, который ведёт нас от земли к Богу! Когда-то паломники должны были преодолеть его на коленях!
В Туристическом бюро города на площади Кафедраль, рядом с Собором, взяли бесплатную карту Шартра, с нанесённым на ней специальным круговым маршрутом, предусматривающим посещение бывшего Епископского дворца, Музея изящных искусств и прогулку вдоль реки Эр, живописно извивающейся меж старых водяных мельниц, гигантских плакучих ив, окунающих свои ветви в быструю воду реки и деревянно-кирпичных ренессансных домиков, частью своей нависающих прямо над стремниной. Очаровательные каменные мостики то там, то тут переброшенные через ленту реки, добавляют шарма этому и без того колоритному месту!
Путешествие в Шартр, очень яркое, очень запоминающееся и если у Вас выдастся хоть один свободный денёк в Париже, посетите это место, не пожалеете. Правда, правда!
ЛЕ БУРЖЕ. МУЗЕЙ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ.
Свой последний полный день в Париже, боже как же быстро проскочили эти десять дней отпуска, решили посвятить знаменитому музею в столичном пригороде Ле Бурже. Французский музей авиации и космонавтики - самый старый авиационный музей в мире, он открыт в помещениях бывшего аэровокзала Ле Бурже. Его коллекция одна из самых крупных и интересных в мире. Надо же, как часто, рассказывая о Франции, приходится повторять слова - самый лучший, самый большой, самый интересный и т.д. и т.п., и ведь всё по делу, поистине Великая страна!
Добраться сюда несложно. По синей ветке RER в сторону аэропорта Шарль де Голь до остановки Ле Бурже, далее 152 автобусом до музея, а можно и пешочком, как мы, всего-то четыре остановки....
Огромное количество дирижаблей, самолётов, вертолётов, как оригинальных, так и в макетном исполнении! Уникальные интерактивные экспонаты! Два сверзвуковых пассажирских "Конкорда", полетать на которых видимо уже не суждено никому! "Боинг-747" компании "Аир Франс" с прозрачными переборками и полом. Планетарий. Знаменитый американский самолёт "Дакота". Ракеты-носители "Ариан-1" и "Ариан-5". Космические артефакты СССР. Военные истребители Французских ВВС серии "Мираж" и многое, многое другое, интересное не только знатокам жанра.
Программа нашего пребывания во Франции закончена. Многое я упустил в своём рассказе, многого коснулся поверхностно, но в целом, думаю, картина получилась достаточно исчерпывающая. Париж - огромный город, город науки и искусства, истории и архитектуры, романтики и политики. Здесь всё интересно, здесь каждый сможет найти для себя что-то близкое, родное для своей души, а может и для тела тоже. Полюбит или разочаруется, но равнодушным не останется - это точно! Мы полюбили Париж и сохраним эти приятные воспоминания о проведённых здесь 12 днях и 11 ночах на долгую память!
Интересный рассказ и замечательные фотографии.
Жаль, что вовремя не прочла Ваш отзыв ! Очень информативно ! Очень интересно !
Большое спасибо!
В первый раз так хочется всё увидеть! Остановиться невозможно! Спасибо!
Большое спасибо Марина!!!!
Очень любопытный, познавательный отзыв. Живой язык, много полезных подробностей. Спасибо!
Спасибо! Очень рад, что заглянули!