«Cambodian Chronicles. Ангкор - большой круг.»

    из серии "Хроники Азии. Таиланд-Камбоджа".
    Часть 3. Храмы Ангкора.

    Большой круг в Ангкоре традиционно начинают с монастыря Прех Кан, и далее Пре Руп, Ник Пен, ист Мебон, Та Кео, искуственные водохранилища (бараи). Мы же вчера вообще не захватили Ангкор Том, поэтому второй день пребывания начали с него.

    1181 год. Освободив империю от Чамов, захвативших и разграбивших Ангкор Ват, императору Джаваярману VII нужно было показать свою власть и могущество не только своему народу, но и соседним государствам. Поэтому ему надо было не просто восстановить разрушенный Ангкор Ват, а построить новый город, лучше и красивее прежнего. Так началось строительство Большого города – Ангкор Тома.

    Мы въезжаем в Ангкор Том через Южные Ворота, 23-метровая гопура (надвратная башня) как и положено, выполнена в стиле Байон – с ликом Джаваярмана. По бокам гопуры мы видим трех слонов, на которых стоит земля. Город – ровный квадрат, был окружен 8-ми метровой стеной, длина каждой стороны более 3 км, вокруг города, как и положено, широкий ров когда-то с крокодилами, сейчас полузаросший. Мост через ров обрамлен более сотней фигур демонов и богов. Слева – боги – фигуры со спокойными лицами, справа – демоны со страшными гримасами. Все держат семиголового нага – мифического змея и по очереди тянут его, создавая борьбу добра и зла, создавая жизнь. Причем, кое-где можно увидеть фигуры богов без голов или с восстановленными головами, когда в город приходили очередные захватчики, она срубали головы богам, оставляя только демонов, чтобы демоны победили в этой борьбе и на город обрушилось несчастье.

    Всего таких ворот пять – 4 с каждой стороны света и пятые – Ворота Победы. Все дороги, ведущие от ворот, встречаются в центре возле храма Байон, который является главной достопримечательностью Ангкор Тома и главным соперником Ангкор Вата. Но я бы не стала их сравнивать, потому что храмы совершенно разные и каждый по-своему уникален. Когда подъезжаешь к Байону, кажется что подъехал к большой груде камней – очень много башен, и их сложно различить.

    Но стоит подняться на второй уровень храма, как ты оказываешься под взором более двух сотен ликов – ликов Байона. 54 башни, каждая из которых имеет 4 лика, вот из чего состоит Байон, вот главная его особенность. Причем каждый лик разный, в зависимости от солнечного освещения или падающей тени, кажется, что какой-то лик улыбается, какой-то смотрит зло, вот этот совершенно спокоен и на лице нет ни одного чувства.

    Первый уровень полностью расписан барельефами, но не историями из королевской жизни, а наоборот, здесь рассказывают о жизни и быте простого народа – еще одно мудрое решение императора, чтобы приблизиться к народу, дух которого после продолжительных войн надо было подымать.

    После осмотра Байона, мы, едва найдя нашего друга Мистера Полина, слишком уж много тукеров, такси и автобусов было рядом с храмом, отправились дальше к Бапуону и Пимеанакасу. На эти два не стала бы тратить ни времени, ни сил, потому что после уже увиденного, они никакого впечатления не производят и ничем не запоминаются. Бапуон – полуразрушенный, точнее совсем разрушенный храм в честь бога Шивы, сейчас находится на реконструкции. Храм обрушился еще при строительстве, потому что древние мастера «навешали» слишком много украшений и храм обрушился. Сейчас он вообще представляет собой что-то непонятное… Пимеанакас – домашний храм короля. Сам королевский дворец до наших дней не сохранился, потому что не имел отношения к богу и был деревянным, а вот Пимеанакас сохранился. Храм-гора, наверх которого можно подняться, но после того же Та Кео – не впечатляет.

    Но чтобы понять, стоит это смотреть или нет, надо было все-таки увидеть самим. Сейчас бы, имея опыт, мы бы сразу после Байона отправились осматривать террасы – террасу слонов и террасу прокаженного короля. С террасы слонов император и вся его свита наблюдали за военными парадами, шествиями и празднествами. Нетрудно догадаться почему терраса получила такое название - на всем ее протяжении (а это более 300 м) высечены слоны.

    А вот с названием террасы прокаженного короля сложнее. Версий много: от больного проказой Джаваярмана (но версия довольно хрупкая, потому как доподлинно известно, что император умер в возрасте 95 лет) до лишайника, который растет на скульптуре, расположенной на вершине террасы.

    Но вместе с тем терраса прокаженного короля уникальна, она не такая большая, как ее соседка, всего 22 метра, но очень высокая более 8 метров и полностью изрезана барельефами. Кроме того, при раскопках за стеной террасы, была обнаружена еще одна стена, полностью повторяющая контур внешней с изображеними подземных жителей, обитающих под горой Меру.

    Через ворота Победы мы покидаем Ангкор Том и держим свой путь дальше к объектам большого круга.

    Первый на очереди Пре Кан – монастырь в честь отца Джаваярмана, построен на месте сражения, где Джаваярман победил Чамов. На входе монастырь украшают воины с гигантскими мечами – храм является хранилищем меча кхмеров.

    Храм немного напомнил Бантей Кде т Та Пром вместе взятые, но гораздо большего размера и намного лучше сохранившийся – те же самые переходы и галереи, многочисленные окна и барельефы. Но вот деревья здесь колоритнее, одно дерево-слон чего стоит – массивный корень дерева словно хобот слона свисает на стену.

    Да и барельефы поинтереснее – выполнены то ли из разноцветного камня, то ли покрытые разноцветным мхом, они были то зеленого, то кирпично-красного цвета.

    И что самое главное, здесь практически не было людей, можно было спокойно и в тишине насладиться храмом, побродить по всем галереям и переходам... Здесь был впервые увиден лингам – древний фаллический символ. До этого повсеместно встречались лишь пьедесталы для него. И вот, наконец, каменное мужское начало предстало во всей красе.

    Центром Пре Кана является ступа – совсем несвойственное сооружение для Ангкора, попала в в Пре Кан она много позже и установлена на месте статуи старшего брата Джаваярмана.

    Мы прошли Пре Кан на сквозь, мистер Полин ожидал нас у противоположного входа. Обширный ров окружает Пре Кан по всему периметру. Там мы обратили внимание на людей, находящихся по пояс в воде. Сначала промелькнула мысль, что они ловят рыбу, но присмотревшись, стало понятно, что они собирают лотосы, видимо для употребления в пищу.

    Пре Кан мы покидали под массовой атакой местных детишек и торговцев. Одни предлагали купить браслеты/магниты/открытки/попить/поесть, другие перебивая друг друга просили доллары.

    - Misteeeer, give me one dollaaaa

    - No money

    - I need to go to school, I need money

    - No money

    -No, if you have no money, you don’t come here, but you are here, so you have money….

    Пораженные такой железной логикой, мы все-таки дали детишкам пару баксов.

    Доподлинно известно, что император Джаваярман VII заботился о своем народе и строил много больниц и публичных сооружений. Доказательством этого служит и сохранившийся Ник Пин – водный курорт-лечебница Ангкора. Больные приходили сюда, рассказывали астрологу о проблемах в здоровье, он в зависимости от положения звезд и принадлежности заболевания к одной из четырех стихий назначал им соответствующий бассейн, где за больного уже принимались массажисты и мастера аюрведы. Мы подъехали к Ник Пину наверно в самое пекло, потому что выйти из тени деревьев и осмотреть древний санаторий, у меня не было никаких сил. Ник Пин сейчас – это полуразрушенная башня-прасат посередине главного водоема, вокруг которого расположены еще четыре бассейна с– вода, огонь, воздух, земля. Когда-то мощная ирригационная система даже в сухой сезон наполняла все бассейны водой, сейчас же такое возможно только в сезон дождей. Мы же были в конце сухого сезона, поэтому в бассейнах не было и намека на воду.


    Та Сом – еще один буддийский монастырь, построенный Джаваярманом VII, построенный то ли в честь сестры (по словам мистера Полина), то ли опять в честь отца (так гласил путеводитель). Храм очень похож на Та Пром, но в отличии от Та Прома, здесь не было никого вообще! И очень похож на Пре Кан, но гораздо меньше. Самая главная его достопримечательность находится в конце храма – баньян полностью оплетал ворота-гопуру храма. Здесь было тихо и спокойно от туристов, вокруг носились местные дети, какими-то своими делами занимались взрослые, никто ничего не предлагал купить, не просил денег, в кустах щебетали какие-то птички. Мы с удовольствием погуляли по этому храму.

    Для осмотра у нас оставалось всего два храма Ист Мебон и Пре Руп. Храмы настолько похожи друг на друга, что я до сих пор путаю какой из них кто. Оба храм-гора, , оба индуистские, оба посвящены Шиве. Только Ист Мебон по углам имел большие статуи слонов, а Пре Руп не имел. В принципе один из них можно было бы и пропустить, я бы пропустила Ист Мебон. Пре Руп как-то понравился больше, к тому же это второе место (наряду с Пном Бакенг), где можно встречать закат, только здесь совершенно не было людей - мы бродили по храму в полном одиночестве.

    Мистер Полин за эти два дня стал нам и другом, и гидом, и братом. Он сносно говорил по-английски, перед каждым храмом рассказывал краткую историю: что перед нами, кто построил и зачем, постоянно предлагал в качестве угощений разные вкусности, которые сам «щелкал» без перерыва, сначала я подумала, что это семечки, но по летевшим под ноги лапкам и крылышкам, стало понятно, что это…. Но пришло время расставаться, потому что в планах на оставшиеся два дня были дальние храмы и Пном Кулен с Тонлесапом. На тук-туке туда не доехать, слишком далеко. Мистер Полин помог нам с водителем на эти два дня, он сосватал нам своего друга - Мистера Ли Сованна (что из них имя, что фамилия так и осталось загадкой) - таксиста, который за 60 и 100 долларов съездит с нами на Пном Кулен-Тонлесап и на дальние храмы.

    На обратном пути в отель мы заехали в ресторан, где по 12 долларов на человека купили билеты на Апсара шоу, но купили только на следующий вечер, потому что в этот вечер все хорошие места уже были заняты. Зато нам представилась возможность выбрать себе место непосредственно перед сценой. К сожалению, я никак не могу вспомнить, как назывался ресторан, куда привез нас Мистер Полин, это был не Кулен II и не Apsara Theatre, но на самом деле это и неважно, т.к. таких мест по Сием Рипу достаточно, программа и меню примерно одинаковые.

    За свою работу Мистер Полин получил 20 долларов вместо 15. Удивительно как мало надо человеку для счастья. Мистер Полин так обрадовался чаевым в 5 долларов, что готов был возить нас весь вечер бесплатно, но т.к. уже не было сил, мы отказались, договорившись, что завтра он повезет нас на Апсара шоу.

    Ужинать далеко ходить не стали, сразу за углом нашего отеля есть маленькое неприметное кафе без названия, даже наверно типа столовки. Но мы обратили внимание, что в этом месте было много европейцев, значит место не плохое! Полюбившийся биф лок лак, миска риса и банановый шейк – по 3 доллара с носа.

    Информация по организации поездки и маршруту тут: http://www.tury.ru/otzyv/id/126672
    Про отель в Сием Рипе тут: http://www.tury.ru/otzyv/id/127211
    про малый круг Ангкора: http://www.tury.ru/otzyv/id/168450

    остальные части путешествия в профиле.

    Этот отзыв оценили:

    Комментарии (2)

    Здорово!!! Подробно, с экскурсами в историю...
    Есть мнение, что "развалины" Ангкора очень похожи друг на друга и нет смысла осматривать"Большой круг"... я не согласна с таким мнением, осмотрела и ни чуть не пожалела... Смотрю Ваши фото и убеждаюсь, что даже в разное время суток храмы по-разному выглядят!
    И вам спасибо за спасибо.
    Храмы все разные, каждый со своей историей. Может быть парочку я бы пропустила и из большого и из малого кругов. Но совсем не смотреть большой круг нельзя! Самые любимые Та Сом и Пре Кан именно там)

    Новый комментарий

    Что бы оставлять комментарии на сайте, Вам нужно Войти или Зарегистрироваться

    Найти ближайшее турагентство: Москва, Подмосковье, Санк-Петербург, Россия, Украина