Музей Спасённые художественные ценности был открыт 4 февраля 1989 года. Он разместился в живописном здании усадебного типа по улице Ленина, 39, которое было построено в 1925 – 1927 годах и ныне является памятником архитектуры. Это единственный в Беларуси музей, экспозиция которого состоит из произведений искусства и предметов антиквариата, изъятых таможенниками при попытке их незаконного вывоза за рубеж. В десяти залах постоянной экспозиции представлено свыше 300 экспонатов. Первый зал посвящен теме деятельности Брестской таможни по предотвращению незаконного перемещения культурных ценностей. Неизменный интерес у посетителей вызывают уникальные фотоснимки, сделанные при обнаружении контрабанды, предметы, послужившие тайниками для нее, икона «Святой Власий Севастийский с житием», распиленная контрабандистом на шесть частей, чтобы легче было спрятать ее от таможенного досмотра. Самая обширная и ценная часть собрания музея – русская иконопись XVI – начала XX века – представлена в двух залах. Иконопись – это одно из самых выдающихся достижений русского искусства, поэтому на протяжении нескольких десятилетий иконы занимали одно из первых мест среди предметов контрабанды из России, Беларуси, Украины. Самые древние иконы в экспозиции датируются XVI веком. В их числе – «Спас в силах», «Богоматерь Владимирская», «Благовещение». Воплощением главного догмата христианства о единосущности и нераздельности Святой Троицы являются иконы XVII века «Троица Ветхозаветная» и «Отечество». Среди икон XVIII века выделяется своим барочным характером, пышностью и декоративностью икона «Святой Николай». В XIX веке особенно ценились иконы «мелочного письма» - выполненные в технике миниатюры. Такова икона «Шестоднев», написанная, предположительно, палехским иконописцем Василием Хохловым в 1810 году. На этой иконе в отдельных клеймах изображены сцены из Ветхого и Нового заветов, которые соответствуют шести дням сотворения мира, шести дням недели. Вокруг них – изображения святых, память которых отмечается в субботу – седьмой день недели, согласно Ветхому завету. Особый интерес представляет икона «Святая Евфросиния Полоцкая» конца XIX – начала XX века, на которой святая покровительница Беларуси изображена с крестом, созданным по её заказу ювелиром Лазарем Богшей в 1161 году. В отдельном зале экспонируются иконы в серебряных окладах, созданные в ведущих ювелирных центрах России XVIII – начала XX века: Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Калуге. Они дают возможность проследить эволюцию и смену стилей в русском серебряном деле Нового времени, знакомят с основными приемами художественной обработки серебра. В XVIII веке оклад полностью покрывает икону, оставляя открытыми только лики и кисти рук, для которых делаются прорези. Излюбленная техника мастеров этого времени – чеканка высокого рельефа. Чеканное изображение на окладе полностью повторяет композицию иконы. Экспозицию культового искусства дополняют коллекции медного художественного литья и ростовской финифти. Ювелирное искусство представлено изделиями всемирно известной фирмы Фаберже, других ювелирных фирм России, серебряными кавказскими поясами и кинжалами. В разделе искусства Востока можно увидеть традиционную японскую живопись на шёлке – свитки «какэмоно», китайские и японские вазы, буддийскую скульптуру из бронзы и кости.
Свиток, выполненный в технике традиционной живописи «нихонга» – водяными красками по шелку, служит главным украшением японского дома или чайного домика, куда приглашают гостей на чайную церемонию. Изображение на свитке обычно олицетворяет мир природы и имеет символическое значение. Например, карп – символ мужества и стойкости духа. Европейское декоративно-прикладное искусство XVIII – начала XX века представлено в музее антикварной мебелью, бронзой, фарфором. Музей располагает небольшой, но разнообразной коллекцией фарфора производства известных европейских заводов. Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге, был первым и лучшим фарфоровым заводом России. Он обслуживал в основном царский двор и славился своими большими парадными сервизами. Блюдо из собрания музея входило в состав такого сервиза под названием «Саксонский букет». В экспозиции живописи преобладают произведения пейзажного жанра. Это картины И.К.Айвазовского, Г.Г.Мясоедова, Ю.Ю. Клевера, С.А. Виноградова, П.А. Левченко, уроженца Беларуси А.Г. Горавского. В портретной галерее музея особого внимания заслуживают «Портрет неизвестного в зелёном кафтане» кисти И.Ф.А.Дарбеса, «Портрет девушки» П.Я.Рауда. В разделе графики выделяются произведения известных художников: Ф.А.Бронникова, М.А.Врубеля, Ф.Леже. Наиболее интересные произведения из «таможенной» коллекции, не вошедшие в постоянную экспозицию, демонстрируются на временных выставках в выставочном зале музея. Здесь экспонируются также персональные выставки художников Брестчины, творческие работы учащихся художественных школ и студий Бреста, произведения белорусского и зарубежного искусства. В музее регулярно проводятся творческие встречи, литературно-музыкальные вечера, концерты камерной музыки и другие мероприятия.