Барановичи своим рождением обязаны железной дороге, о чем свидетельствует изображение паровоза на гербе города. В ноябре 1871 года по маршруту Смоленск - Брест отправился первый товарно-пассажирский состав. Тогда же появилась железнодорожная станция с предприятиями, обслуживающими всю инфраструктуру железной дороги. Станция впоследствии дала жизнь целому городу, превратив его со временем в крупный промышленный и железнодорожный центр. В начале 1983 года было принято решение об организации музея железной дороги в городе Барановичи. Огромный вклад в дело создания и открытия музея внёс Бауков Юрий Николаевич. Благодаря его усилиям уже 14 декабря 1984 года в городе был открыт общественный музей Барановичского отделения железной дороги. В залах музея были представлены исторические документы, фотоматериалы, макеты техники, картины, железнодорожная форма и другие экспонаты, отражающие работу и быт железнодорожников. В 1988 году музей перестал быть общественным и стал официальной структурой Барановичского отделения железной дороги со своим штатом. В год пятнадцатилетнего юбилея в Музее Истории Барановичского отделения Белорусской железной дороги появился отдел железнодорожной техники. В небольшой сосновой роще, в пяти минутах ходьбы от станции Барановичи - Полесские, 30 июля 1999 года была создана первая, и в тот момент единственная в Беларуси, экспозиция железнодорожной техники под открытым небом, которая была создана по инициативе бывшего начальника Барановичского отделения, а затем начальника Белорусской железной дороги Виктора Григорьевича Рахманько. Большую роль в претворении этой идеи в жизнь сыграл Илья Никонович Малюгин, который возглавлял Совет ветеранов отделения дороги. Он стал первым научным сотрудником музея и руководителем всех работ по его созданию. На постаменте у входа в музей находится макет паровоза серии "В" в половину натурального размера, проехавшего 28 ноября 1871 года с первым поездом через Барановичи в Брест. С этого дня началась история Белорусской железной дороги и города Барановичи. Возле макета паровоза имеется схема музея. Все экспонаты снабжены табличками с краткой информацией. Они собраны благодаря кропотливому труду людей, создававших макеты и готовивших оригиналы к экспозиции. Некоторые экспонаты разыскивались не только по всей республике, но и далеко за пределами страны. Музей владеет огромной коллекцией паровозов (ЭУ , эМ , ЭР , ПМ , серии «В» и «Л» ) и тепловозов (ТЭ-З, М62, ТЭП 60, ТГК-2 и ТГМ-1). Здесь представлены пассажирские и грузовые вагоны разных поколений, платформы, вагонные тележки, макет поста дежурного по переезду и помещение дежурного станции, действующий семафор, путеремонтная техника и специальная техника, комплекс устройств для снабжения паровозов водой (гидроколонка, паровой котёл, паровой водяной насос), техника железнодорожных войск и даже зенитная пулемётная установка. На территории музея поддерживается идеальный порядок, вся техника в прекрасном состоянии. Ведь сохраняется история не только железнодорожного транспорта, а целой эпохи. Музей со всех сторон открыт для обозрения: и для проезжающих мимо пассажирских поездов и электричек, и для автомобильного транспорта, движущегося по улице Фроленкова и путепроводу. А самое главное - вход музей бесплатный.