Храм вечного огня Атешгях – самая настоящая азербайджанская экзотика. О нем знают практически во всем мире. Он расположен в 30 км от центра Баку, на окраине селения Сураханы. Эта территория известна таким уникальным природным феноменом, как горящие выходы естественного газа (газ, вырываясь наружу, соприкасается с кислородом и загорается), что дало название храму - Атешгях, что буквально означает "Дом огня", "Место огня".
Наиболее ранее упоминание о зороастрийском поклонении огню в Закавказье относится к эпохе Сасанидов (3 век). В Сураханы было святилище зороастрийцев-огнепоклонников, которые приезжали сюда на поклонение священному огню. После завоевания арабами и принятия жителями ислама храм огня зороастрийцев был разрушен. Многие зороастрийцы, не приняв ислам, вынуждены были уйти в Индию. Дальнейшая история огнепоклонничества продолжается именно там. Сменилось много поколений, прежде чем торговля и Шелковый путь не связали огнепоклонников вновь со святилищем в Сураханах. Поклонение огню в Сураханы возобновилось после 15 века в виду развития экономических и культурных связей с Индией. В 17 веке источники отмечают паломников индусов, прибывших в Баку на поклонение огню.
В современном виде храм построен в 17-18 веках. Он сооружен проживавшей в Баку индусской общиной, относящейся к касте сикхов. Наиболее ранняя постройка храма относится к 1713 году. К наиболее поздним относится центральный храм-алтарь, выстроенный, как гласит надпись, на средства купца Канчанагара в 1810 году.
В течение 18 века вокруг святилища, пристраиваясь друг к другу, выросли молельни, кельи, караван-сарай. На кельях памятника имеются резные по камню надписи, исполненные шрифтами индийского письма. Выстроенный в местных архитектурных традициях, Атешгях сочетает в себе черты древних алтарей огня. Это пятиугольное в плане сооружение, с зубчатой внешней стеной и входным порталом. В центре внутреннего двора возвышается четырехугольная ротонда главного храма-алтаря. Над входным порталом устроена традиционная на Апшероне гостевая комната - "балахане".
Близ храма-святилища находится четырехугольная яма, где прежде сжигали тела мертвых индусов на священном огне. Отшельники, насчитывающие несколько десятков человек, жившие в Атешгях, поклонялись огню, вели аскетичный образ жизни, истязая свою плоть и очищая душу. Они вешали на себя цепи, вес которых достигал более 30 кг, лежали на негашеной извести до омертвления отдельных частей тела. Они не трудились, жили за счет пожертвований индийских купцов. Над входами некоторых из келий размещены каменные таблички с краткими посвятительными надписями. До настоящего времени сохранилось 14 индуистских, 2 сикхских и одна персидская (зороастрийская) надпись.
В начале 19 века, после окончания русско-персидских войн и вхождения Закавказья в состав Российской империи, сураханский Атешгях стал известен в России и довольно часто посещался российскими и европейскими путешественниками. В ноябре 1858 года Аташгях посетил французский писатель Александр Дюма-отец, который в своих воспоминаниях называл служителей храма "парсами", "гебрами" и "маджи" (то есть магами).
В 1855 году с разработкой нефтегазовых промыслов недалеко от храма был построен завод, и естественные огни Аташгяха стали постепенно ослабевать. Паломники восприняли это как наказание богов и стали разъезжаться. Атешгях, как место поклонения, просуществовал до 1880 года. В 1887 году храм с уже сильно ослабевшими огнями посетил император Александр III. Окончательно огни храма угасли 6 января 1902 года.
Долгое время храм находился в забвении, но в 1975 году, после проведенных реставрационных работ, Атешгях был открыт для посещения. В 1998 году храм огнепоклонников Атешгях был представлен в ЮНЕСКО для внесение в Список объектов Всемирного наследия. В 2007 году храм был вновь отреставрирован. Сегодня древний зороастрийский Храм в качестве музея вновь открыт для посещения и манит туристов, только уже искусственными огнями. В бывших кельях расположены экспозиции, рассказывающие об истории храма.