Интерес к первому московскому адресу М.А. Булгакова появился сразу после публикации романа "Мастер и Маргарита". Поклонники писателя стали приходить в 6-й подъезд дома номер 10 по Большой Садовой с 1970-х годов. Стены, лестница, дверь знаменитой "Нехорошей" квартиры № 50, описанной Булгаковым в романе, постепенно покрылись несколькими слоями иллюстраций к произведению, любимыми цитатами и обращениями к персонажам. Здесь возник настоящий "народный музей" со своими традициями, героями, своей жизнью. В подъезде снимались фильмы, устраивались концерты, спектакли.
В 1990-е годы сама квартира № 50, где с 1921 по 1924 гг. М.А. Булгаков жил со своей женой Т.Н. Лаппа, открылась для посетителей. Ее 10 комнат стали площадкой для общения и творческих экспериментов многочисленных поклонников. В марте 2007 года знаменитая "Нехорошая квартира" получила статус единственного в России государственного музея М.А. Булгакова.
Музей был создан на основе полученной от Международного представительства Благотворительного фонда им. М.А. Булгакова (президент В.Ф. Дименко) коллекции мемориальных предметов и документов, связанных с жизнью и творчеством писателя, в количестве 517 ед. хр.
В настоящее время в музее идет работа по созданию постоянной экспозиции на базе коллекции. Кроме этой научной работы, как и прежде, в "Нехорошей квартире" бурлит художественная жизнь: проводятся концерты, литературные и культурологические семинары, открываются новые выставки, идут пользующиеся огромной популярностью спектакли.
Победитель конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" 2010 г. - проект "Пятое измерение "нехорошей квартиры", 2017 г. - проект "Студия 40. Мемориальная мастерская Петра Кончаловского"
Доходный дом на Большой Садовой - памятник истории и архитектуры. Дом был построен на деньги миллионера Ильи Пигита, владельца табачной фабрики "Дукат". Проект в стиле модерн был создан архитекторами Э. Юдицким и А. Милковым в 1902-1903 годах. Комплекс "покоем", как писал Булгаков, состоит из четырех частей: главного пятиэтажного корпуса, выходившего на Садовое кольцо с апартаментами домовладельца Пигита, правого и левого ("булгаковского") корпусов и замыкающей двор секции с тремя студиями для художников (мастерские занимали Петр Кончаловский, Георгий Якулов, с 1933 года здесь работает династия Рукавишниковых). Внутренний двор дома украшал небольшой фонтан. После революции дом стал одним из первых московских домов-коммун, что отразилось на состоянии внутренней отделки дома.
В 1990-2000-е годы часть квартир была реконструирована и перепланирована, оригинальная отделка была утеряна. Тем не менее, в подъездах дома, а также в интерьерах Музея М.А. Булгакова сохранены подлинные покрытия полов (паркет, метлахская плитка), двери, рамы с фурнитурой, и, главное, планировка.
В музее часть постоянной экспозиции посвящена истории и архитектуре Дома Пигит, представлены образцы лепнины, обоев, документы, планы, фотографии интерьеров.