Хильдесхаймский Собор (Кафедральный Собор Вознесения Святой Марии) расположен в Германии, в Нижней Саксонии, в городе Хильдесхайм. Один из старейших соборов Германии ведёт свою историю с 815 года, с даты основания Хильдесхаймского епископства. Существует старинная легенда, согласно которой король Людовик Благочестивый, сын и преемник Карла Великого, отправляясь на охоту, приказал перед её началом отслужить мессу прямо в лесной чаще, для чего на ветку дикой розы был повешен реликварий, посвящённый Божьей Матери. Когда служба закончилась, ковчежец не смогли снять с розового куста. Расценив это как предзнаменование, Людовик основал епископскую кафедру не в Эльце, как планировал, а на месте будущего Хильдесхайма. В месте, где была отслужена месса и рос розовый куст, была построена часовня в честь Святой Марии. Позже, южнее часовни, была построена небольшая базилика с двумя круглыми башнями, освящённая в честь Святой Цецилии, которая выполняла роль собора. В 872 году, при епископе Альтфриде, на месте часовни и базилики был возведен Собор Вознесения Святой Марии - романская крестообразная трёхнефная базилика с двухэтажным вестверком (монументальным западным фасадом, расположенным перпендикулярно главному нефу). В 993-1022 годах главой епископства был Бернвард Хильдесхаймский, вошедший в историю не только как святой, но и как основатель знаменитой хильдесхаймской школы искусств, из которой вышли выдающиеся живописцы, скульпторы, золотых дел мастера и книгооформители. К эпохе Бернварда относятся два главных художественных сокровища Хильдесхаймского собора, изготовленные лично Святым Бернвардом - "Колонна Христа", отлитая из бронзы по образцу знаменитой римской колонны Траяна, и "Врата Бернварда" - массивные бронзовые двери с изображением сцен из Священного писания, которые и сейчас можно увидеть в соборе. В 1046 году собор сильно пострадал от вспыхнувшего в нём пожара, при его восстановлении были использованы фундамент и остатки стен здания времён Альтфрида. Новый собор был освящён 5 мая 1061 года. В дальнейшем собор неоднократно расширялся и перестраивался, в готический период с северной и южной сторон храма были пристроены боковые приделы, в 1708-1731 годах интерьер собора был оформлен в стиле барокко, а в XIX веке первоначальный романский фасад был заменён на неоготический с двумя башнями. 22 марта 1945 года Хильдесхаймский собор был практически полностью разрушен во время массированных бомбёжек города. В 1950-1960 годах собор был заново отстроен, при этом зданию был возвращён его раннероманский вид - сохранена структура территории, которая была при епископе Бернварде Хильдесхаймском, крытая галерея соответствует 1150 году, крипта восстановлена в том виде, какой она имела в 1061 году. В 2010-2014 годах в соборе была проведена полномасштабная реконструкция, а в апреле 2015 году свои двери посетителям открыл обновлённый Музей Хильдесхаймского собора, в котором представлены произведения сакрального искусства, церковная утварь и реликвии собора - усыпальница святого Епифания, статуя "Большой Золотой Мадонны" времён Бернварда, реликварий святого Освальда, реликварий Cuneiform Reliquary с мощами Пресвятой Богородицы, святых Космы и Дамиана, мучеников Кантиуса и Панкратия, три золотых дисковых креста XII века, реликварий Волхвов и многие другие. Ещё одно сокровище и чудо Хильдесхаймского собора - "Тысячелетний розарий", тот самый розовый куст, который, по преданию, расцвёл в 815 году перед Людовиком Благочестивым. Согласно исследованиям, возраст розового куста, растущего в апсиде Собора Вознесения Святой Марии - не менее 400 лет, эта роза считается старейшей живой розой на Земле. Во время бомбёжек 22 марта 1945 года куст сильно пострадал - полусгоревшее растение очутилось под завалами разрушенного собора. Но через восемь недель розовый куст ожил - из его корней начали расти 25 новых побегов. Ежегодно в конце мая огромный куст дикой розы расцветает, его цветение длится около двух недель, и именно в это время в Хильдесхаймском соборе наплыв туристов необычайно велик. В 1985 году Собор Вознесения Святой Марии был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как "выдающийся пример церковной романской архитектуры Священной Римской империи".
52.149, 9.94745