Дворец Сан-Суси
Германия, Потсдам

Дворец Сан-Суси - один из самых знаменитых дворцов Германии, расположен в восточной части парка Сан-Суси в Потсдаме. Некогда здесь, на южных склонах Борнштедтских холмов, росли вековые дубы, вырубленные при "короле-солдате" Фридрихе Вильгельме I для нужд армии и строящихся укреплений. Его сын и преемник, король Пруссии Фридрих II Великий, во время своей поездки в Потсдам в 1743 году, был очарован живописными видами, открывающимися с этих холмов. Монарх повелел разбить на голых холмах виноградные террасы, здесь же он начал строительство своей летней резиденции Сан-Суси (в переводе с французского - "без забот"), в которой он мог бы уединяться, философствовать, заниматься музыкой и литературой. Фридрих II принимал непосредственное участие в проектировании и строительстве дворцово-паркового комплекса. Многие эскизы были созданы им лично, ни одни работы не начинались без согласования с королём. Строительство дворца велось в 1745-1747 годах, руководить работами было поручено придворному архитектору Георгу Венцеслаусу фон Кнобельсдорфу. Сначала на склонах холма появились виноградники - на шести широких террасах была посажена виноградная лоза, специально доставленная в Потсдам из Португалии, Италии, Франции и Нейруппина. По центру холма была построена лестница из 120 ступеней (сейчас 132 ступени), разделённая на шесть пролётов, в соответствии с количеством террас. На вершине виноградного холма расположен летний дворец Сан-Суси, в местоположении и декоративном оформленим которого, по замыслу Фридриха II, была воплощена идея "гармонии между человеком и окружающей природой". Дворец построен в стиле рококо. Длинное одноэтажное здание с примыкающими к нему боковыми флигелями соответствует по длине верхней террасе. Центральная часть здания имеет полуовальную форму и увенчана куполом. Дворец буквально "насыщен" светом, который проникает во внутренние помещения через большие окна и стеклянные двери. Фасад, обращённый к винограднику, украшен скульптурами, выполненными в виде атлантов и кариатид, поддерживающих крышу. С противоположной стороны вдоль фасада установлены статуи вакхов и менад, а также декоративные вазы, изготовленные в мастерской скульптора Фридриха Кристиана Глуме. Парадный двор резиденции окружает полукругом колоннада, которая доходит до подъездной рампы, обустроенной у подножия холма. Внутренняя планировка дворца выполнена по принципу французского загородного дома с анфиладой комнат, расположенных на одном уровне, что позволяло прямо из помещений дворца попасть в сад. Центральное место во дворце занимают вестибюль и Мраморный зал, к западу от которого разместились пять гостевых комнат, к востоку - королевские апартаменты, состоящие из зала Аудиенций, Концертного зала, кабинета, спальни, библиотеки и длинной галереи на северной стороне. Вестибюль оформлен в стиле "изысканной элегантности", на фоне которой выделяется пышная роспись потолка, выполненная шведским художником Георгом Францем Эбенхехом. Парадный овальный Мраморный зал с куполообразным потолком, богато украшенным позолоченной лепниной, и большим потолочным окном, напоминает римский Пантеон. Парные колонны и мозаика пола выполнены из каррарского и силезского мрамора, в нишах установлены статуи Венеры Урании и Аполлона. Стены зала Аудиенций украшены полотнами французских живописцев XVIII века, роспись на потолке выполнена придворным художником Антуаном Пэном. Наиболее характерным для стиля рококо является убранство Концертного зала - стены, потолок и рамы зеркал изобилуют декоративными деталями в форме завитка раковины (рокайлями). Со времён Фридриха Великого сохранились рояль, изготовленный в 1746 году Готфридом Зильберманом, и пюпитр для нот, выполненный скульптором-декоратором Мельхиором Камбли в 1767 году. Кабинет и спальня короля, в отличие от парадных комнат, были оформлены в стиле классицизм, и отличаются простотой отделки. Завершает королевские апартаменты библиотека - круглая комната, оформленная в коричнево-золотых тонах, с обитыми кедровыми панелями стенами с книжными стеллажами, на которых размещались около 2100 томов, в основном произведения древнеримских и древнегреческих поэтов и философов, Вольтера, а также исторические книги на французском языке. Дворцовая галерея представляет собой узкое "вытянутое" помещение, стены которого украшены мраморными скульптурами древнегреческих и древнеримских богов, бюстами выдающихся поэтов и философов, картинами Николы Ланкре, Жана-Батиста Патера и Антуана Ватто и большими зеркалами в золочёных рамах. С запада к Мраморному залу примыкают 5 гостевых комнат, в которых в своё время жил граф Фридрих Рудольф фон Ротенбург, бывший близким доверенным лицом Фридриха Великого, а также останавливался французский философ Вольтер во время посещения Потстдама в 1750-1753 годах. После того как дворец был достроен, Фридрих II занялся обустройством парка своей летней резиденции. На большой территории, расположенной у подножия виноградного холма, были разбиты газоны, цветники, аллеи, высажены деревья, построены парники, китайский чайный домик, ажурные беседки, ротонды, грот Нептуна, установлены многочисленные статуи. Центральное место в парке занимает "Большой фонтан", построенный в 1748 году. Чашу фонтана окружают мраморные статуи Венеры, Меркурия, Аполлона, Дианы, Юноны, Юпитера, Марса и Минервы, а также аллегорические изображения четырёх стихий - огня, воды, воздуха и земли. "Прусским Версалем" часто называли дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси - любимую резиденцию Фридриха Великого, в которой король постоянно жил с апреля по октябрь. Здесь же он желал быть и похороненным - ещё при жизни, по велению монарха, на верхней террасе виноградника была построена погребальная камера, показывая которую своим гостям, король говорил: "Только когда я буду здесь, я буду без забот". 17 августа 1786 года Фридрих II умер, сидя в кресле в своём кабинете во дворце Сан-Суси. Но его преемник Фридрих Вильгельм II не выполнил завещание короля - Фридрих Великий был похоронен в потсдамской гарнизонной церкви рядом со своим отцом Фридрихом Вильгельмом I. И только через 205 лет после смерти король "вернулся" в свою любимую резиденцию - 17 августа 1991 года его останки были перевезены в Сан-Суси. Погребение состоялось ночью. Фридрих II был похоронен в могиле, подготовленной по его указанию ещё в 1744 году. Желание короля ("я хочу быть похороненным в Сан-Суси ночью, без роскоши и помпы…"), наконец, было выполнено. При преемниках Фридриха Великого Сан-Суси был значительно расширен - при них были построены новые дворцы, увеличена площадь парка, в котором появились новые аллеи, рощи и искусственные пруды. Дворец стал главной резиденцией короля Фридриха Вильгельма IV - после вступления на престол в 1840 году и до самой смерти монарха в 1861 году, королевская чета жила в "божественном Сан-Суси". После Первой мировой войны и ликвидации монархии Сан-Суси некоторое время оставался в собственности династии Гогенцоллернов, а в 1927 году был передан на попечение Управлению государственных музеев и садов. Дворцово-парковый комплекс Сан-Суси был преобразован в музей, став одним из первых дворцов-музеев в Германии. В 1990 году дворец и парк Сан-Суси были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно Сан-Суси посещают более двух миллионов туристов со всего мира.

ТурОбъекты рядом
Оранжерейный Дворец
Оранжерейный Дворец
Новый Дворец
Новый Дворец
Мраморный Дворец
Мраморный Дворец
Дворец Цецилиенхоф
Дворец Цецилиенхоф
Замок и Парк Бабельсберг
Замок и Парк Бабельсберг
Дворец И Парк Глинике
Дворец И Парк Глинике
Церковь Святого Александра Невского
Церковь Святого Александра Невского
Похожие ТурОбъекты
Культурный центр Мелины Меркури
Культурный центр Мелины Меркури
Музеи
Коллекция Ниваагардс
Коллекция Ниваагардс
Музеи
Спортивный музей
Спортивный музей
Музеи
Музей почты
Музей почты
Музеи
Холмогорский краеведческий музей
Холмогорский краеведческий музей
Музеи
Замок Таагепера
Замок Таагепера
Дворцы и замки
Гидроэлектростанция-музей в Леэваку
Гидроэлектростанция-музей в Леэваку
Музеи
Музей модерна
Музей модерна
Музеи
Дом юмора и сатиры
Дом юмора и сатиры
Музеи
Aquatis Aquarium-Vivarium
Aquatis Aquarium-Vivarium
Музеи