Дворец Сан-Суси - один из самых знаменитых дворцов Германии, расположен в восточной части парка Сан-Суси в Потсдаме. Некогда здесь, на южных склонах Борнштедтских холмов, росли вековые дубы, вырубленные при "короле-солдате" Фридрихе Вильгельме I для нужд армии и строящихся укреплений. Его сын и преемник, король Пруссии Фридрих II Великий, во время своей поездки в Потсдам в 1743 году, был очарован живописными видами, открывающимися с этих холмов. Монарх повелел разбить на голых холмах виноградные террасы, здесь же он начал строительство своей летней резиденции Сан-Суси (в переводе с французского - "без забот"), в которой он мог бы уединяться, философствовать, заниматься музыкой и литературой. Фридрих II принимал непосредственное участие в проектировании и строительстве дворцово-паркового комплекса. Многие эскизы были созданы им лично, ни одни работы не начинались без согласования с королём. Строительство дворца велось в 1745-1747 годах, руководить работами было поручено придворному архитектору Георгу Венцеслаусу фон Кнобельсдорфу. Сначала на склонах холма появились виноградники - на шести широких террасах была посажена виноградная лоза, специально доставленная в Потсдам из Португалии, Италии, Франции и Нейруппина. По центру холма была построена лестница из 120 ступеней (сейчас 132 ступени), разделённая на шесть пролётов, в соответствии с количеством террас. На вершине виноградного холма расположен летний дворец Сан-Суси, в местоположении и декоративном оформленим которого, по замыслу Фридриха II, была воплощена идея "гармонии между человеком и окружающей природой". Дворец построен в стиле рококо. Длинное одноэтажное здание с примыкающими к нему боковыми флигелями соответствует по длине верхней террасе. Центральная часть здания имеет полуовальную форму и увенчана куполом. Дворец буквально "насыщен" светом, который проникает во внутренние помещения через большие окна и стеклянные двери. Фасад, обращённый к винограднику, украшен скульптурами, выполненными в виде атлантов и кариатид, поддерживающих крышу. С противоположной стороны вдоль фасада установлены статуи вакхов и менад, а также декоративные вазы, изготовленные в мастерской скульптора Фридриха Кристиана Глуме. Парадный двор резиденции окружает полукругом колоннада, которая доходит до подъездной рампы, обустроенной у подножия холма. Внутренняя планировка дворца выполнена по принципу французского загородного дома с анфиладой комнат, расположенных на одном уровне, что позволяло прямо из помещений дворца попасть в сад. Центральное место во дворце занимают вестибюль и Мраморный зал, к западу от которого разместились пять гостевых комнат, к востоку - королевские апартаменты, состоящие из зала Аудиенций, Концертного зала, кабинета, спальни, библиотеки и длинной галереи на северной стороне. Вестибюль оформлен в стиле "изысканной элегантности", на фоне которой выделяется пышная роспись потолка, выполненная шведским художником Георгом Францем Эбенхехом. Парадный овальный Мраморный зал с куполообразным потолком, богато украшенным позолоченной лепниной, и большим потолочным окном, напоминает римский Пантеон. Парные колонны и мозаика пола выполнены из каррарского и силезского мрамора, в нишах установлены статуи Венеры Урании и Аполлона. Стены зала Аудиенций украшены полотнами французских живописцев XVIII века, роспись на потолке выполнена придворным художником Антуаном Пэном. Наиболее характерным для стиля рококо является убранство Концертного зала - стены, потолок и рамы зеркал изобилуют декоративными деталями в форме завитка раковины (рокайлями). Со времён Фридриха Великого сохранились рояль, изготовленный в 1746 году Готфридом Зильберманом, и пюпитр для нот, выполненный скульптором-декоратором Мельхиором Камбли в 1767 году. Кабинет и спальня короля, в отличие от парадных комнат, были оформлены в стиле классицизм, и отличаются простотой отделки. Завершает королевские апартаменты библиотека - круглая комната, оформленная в коричнево-золотых тонах, с обитыми кедровыми панелями стенами с книжными стеллажами, на которых размещались около 2100 томов, в основном произведения древнеримских и древнегреческих поэтов и философов, Вольтера, а также исторические книги на французском языке. Дворцовая галерея представляет собой узкое "вытянутое" помещение, стены которого украшены мраморными скульптурами древнегреческих и древнеримских богов, бюстами выдающихся поэтов и философов, картинами Николы Ланкре, Жана-Батиста Патера и Антуана Ватто и большими зеркалами в золочёных рамах. С запада к Мраморному залу примыкают 5 гостевых комнат, в которых в своё время жил граф Фридрих Рудольф фон Ротенбург, бывший близким доверенным лицом Фридриха Великого, а также останавливался французский философ Вольтер во время посещения Потстдама в 1750-1753 годах. После того как дворец был достроен, Фридрих II занялся обустройством парка своей летней резиденции. На большой территории, расположенной у подножия виноградного холма, были разбиты газоны, цветники, аллеи, высажены деревья, построены парники, китайский чайный домик, ажурные беседки, ротонды, грот Нептуна, установлены многочисленные статуи. Центральное место в парке занимает "Большой фонтан", построенный в 1748 году. Чашу фонтана окружают мраморные статуи Венеры, Меркурия, Аполлона, Дианы, Юноны, Юпитера, Марса и Минервы, а также аллегорические изображения четырёх стихий - огня, воды, воздуха и земли. "Прусским Версалем" часто называли дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси - любимую резиденцию Фридриха Великого, в которой король постоянно жил с апреля по октябрь. Здесь же он желал быть и похороненным - ещё при жизни, по велению монарха, на верхней террасе виноградника была построена погребальная камера, показывая которую своим гостям, король говорил: "Только когда я буду здесь, я буду без забот". 17 августа 1786 года Фридрих II умер, сидя в кресле в своём кабинете во дворце Сан-Суси. Но его преемник Фридрих Вильгельм II не выполнил завещание короля - Фридрих Великий был похоронен в потсдамской гарнизонной церкви рядом со своим отцом Фридрихом Вильгельмом I. И только через 205 лет после смерти король "вернулся" в свою любимую резиденцию - 17 августа 1991 года его останки были перевезены в Сан-Суси. Погребение состоялось ночью. Фридрих II был похоронен в могиле, подготовленной по его указанию ещё в 1744 году. Желание короля ("я хочу быть похороненным в Сан-Суси ночью, без роскоши и помпы…"), наконец, было выполнено. При преемниках Фридриха Великого Сан-Суси был значительно расширен - при них были построены новые дворцы, увеличена площадь парка, в котором появились новые аллеи, рощи и искусственные пруды. Дворец стал главной резиденцией короля Фридриха Вильгельма IV - после вступления на престол в 1840 году и до самой смерти монарха в 1861 году, королевская чета жила в "божественном Сан-Суси". После Первой мировой войны и ликвидации монархии Сан-Суси некоторое время оставался в собственности династии Гогенцоллернов, а в 1927 году был передан на попечение Управлению государственных музеев и садов. Дворцово-парковый комплекс Сан-Суси был преобразован в музей, став одним из первых дворцов-музеев в Германии. В 1990 году дворец и парк Сан-Суси были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно Сан-Суси посещают более двух миллионов туристов со всего мира.