Наступает последний день нашего путешествия и, как следствие, последняя часть повествования. Несмотря на свой заключительный статус, день получается очень насыщенным и сбалансированным до состояния "эталонности".
Джеты-Огуз
Физкульт-привет! Потребуется несколько часов активного трекинга для обозрения и покорения вершин ущелья Джеты-Огуз, или Скал Семи Быков. Эта монументальная скальная гряда расположена всего в получасе езды от Каракола. Уже на подъезде можно лицезреть завораживающую панораму внушительных утесов, склоны которых покрывает пышная зелень лесов, сквозь которую проглядывает голая порода насыщенного красного цвета.
Самая знаменитая скала называется "Разбитое сердце", она представляет собой словно бы рассеченные надвое половинки единого монолита, отстоящие друг от друга на некотором расстоянии. Их смотрящие друг на друга склоны почти абсолютно отвесны и всегда пребывают в тени друг друга.
Тропа на вершину не всегда хорошо проходима, местами довольно обрывиста, но на всем своем протяжении предельно живописна - с любой ее точки открываются дивные виды каньона и окружающих природных красот. Воздух чист и прозрачен, в его пронзительной свежести предстающие глазам картины предельно насыщенны и красочны. Мир кажется почти нереальным, словно кто-то перемудрил с фотошопом.
И словно бы в последний день этот чудный край решил засыпать нас гостинцами на добрую память, на обратном пути нам улыбается удача угоститься свежими медовыми сотами прямо с пасеки. От волонтеров блаженства в белых защитных спецкостюмах, мы принимаем божественное лакомство - истекающий янтарными каплями сладкий и душистый кусочек счастья.
Музей Н.М.Пржевальского
Для насыщения ума отправимся за интересностями. Примечательный факт, что (согласно собственному пожеланию) близ Каракола, на самом берегу Иссык-Куля был похоронен великий российский путешественник Николай Пржевальский. На месте захоронения в 1893 был воздвигнут памятный мемориал в виде скалы, на вершине которой расправив крылья восседает могучий орел. Позднее вокруг памятника разбили просторный городской парк на территории которого открылся мемориальный музей. Так вот, несмотря на оправданный скепсис, музей этот на удивление хорош. Хотя тут низкий поклон Джумакан Мамбетовне, которая на протяжении полутора часов обогатила нашу память максимально исчерпывающими знаниями. При этом изложение было столь занимательным все наше внимание принадлежало ей безраздельно.
Помнится, портрет Пржевальского висел у нас в школе в классе географии, а вот лицо с портрета со временем из памяти истерлось. Погрузившись в глубины разума в поисках этого лица, на его месте можно было обнаружить лишь морду приземистой и неказистой лошади, над которой реяла грустная эпитафия, в стиле "помним и скорбим". По мере продвижения по залам музея под аккомпанемент увлекательного рассказа, безликое имя минута за минутой обрастало мяском из историй и фактов, оформившись в итоге в неоднозначную и яркую личность, достойную самого искреннего восхищения. Также разрешилась загадка злополучной лошади, которая, как печально известный кот Шредингера, долгое время пребывала в моем сознании в квантовой суперпозиции, оставаясь и живой и вымершей одновременно. То есть когда официально вымершая дикая лошадь Пржевальского рассекает по просторам Днестровского заповедника, мы получаем ожидаемый когнитивный диссонанс. Ситуация разрешилась самым неожиданным образом - оказалось, что как только Николаю Михайловичу удалось доказать скептическим умам, что диковинная лошадь с ослиным хвостом не плод его буйной фантазии, на нее началась, как водится, бессмысленная и жестокая охота. Целью был захват жеребят для зоологических садов и парков, чья амбициозная мечта привлечь зрителя превалировала над кровожадностью используемых для этого средств. Занятно, что инстинктивная поведенческая реакция лошадей, направленная на защиту малышей, выстраиваться кругом защитным боевым строем, и послужила причиной их полного истребления в природе в качестве диких особей. Однако жертвы безжалостного киднеппинга все-таки сохранились в застенках зоопарков и впоследствии частично были выпущены по УДО для обновления популяции. Тайна раскрыта, господа.
С личностью же выдающегося географа, путешественника и натуралиста Н.М. Пржевальского очень рекомендую ознакомиться подробней в официальных источниках, дабы пополнить ряды персональных кумиров и великих людей.
Ущелье Барскоон
В Ущелье Барскоон мы встречаем сумерки. Здесь на небольшом участке можно посетить сразу несколько примечательных мест. Во-первых, целых 2 памятника голове Юрия Гагарина, который в 1965 году почтил визитом сей чудный край. Надо сказать, что лицо на стеле или немного киргиз, или отлито с человека, абстинирующего от излишнего гостеприимства). Там же поблизости целых 2 водопада - одноименный и Слезы Барса. А между ними можно встретить предприимчивого парня с ручным соколом.. Или предприимчивого сокола с ручным парнем, - там сложно разобраться, у птицы слишком умный взгляд.
Заключение
В заключение немного математики и сладкоречивых напутствий.
Вся поездка обошлась примерно в 1300$ на человека, большая часть из которых приходится на оплату наземного обслуживания с гидом. По дороге мы подсчитывали было ли бы выгоднее отправиться самостоятельно и пришли к выводу, что сэкономить удалось бы не много, а упустить могли бы порядочно. Аренда машины, которая потянула бы поездки по бездорожью с бензином уже выравнивает балансы, а тот факт, что в некоторые районы заблаговременно нужно получать специальное разрешение, окончательно перевешивает чашу весов в пользу гида.
Стоит ли вообще ехать, зависит тяги к приключениям и любви к природе и аддикции к комфорту. Для меня - однозначно да. Если бы страна имела персонификацию, я бы добавилась в фан-клуб и не уставала бы признаваться в своей бесконечной и преданной любви к дикой ее красоте.
Всегда в моем сердце.
Полный блог со всеми фото тут: https://tury.club/blog/serdce-sredney-azii-tur-vnutrenniy-tyan-shan-s-aleksandrom-vinogradovym-263
test