«Фломская железная дорога признана одним из самых красивых в мире железнодорожных маршрутов» – это смелое утверждение туристического портала Флома (www.visitflam.com) довелось прочитать самым первым, когда, планируя свой круизный день в «столице» Aurlandsfjorden Фломе, стали разыскивать информацию о Flamsbana. В дальнейшем удалось ознакомиться ещё с множеством оценочных суждений о путешествии по Фломской железной дороге – от «лучшего железнодорожного путешествия в мире» до «одной из десяти лучших железнодорожных поездок в Европе»…
Свой короткий рассказ о путешествии по Фломской железной дороге решил разместить не из-за желания поучаствовать в конкурсе на определение лучшего железнодорожного маршрута во вселенной или дополнить имеющиеся путеводители по Flamsbana, а в целях рассказать о некоторых организационных нюансах, которые, надеюсь, будут небесполезны для путешественников, добравшихся до Флома на пароходах, включая круизные корабли, ну и, конечно, поделиться собственным впечатлениями от поездки. Точнее, пожалуй, всё-таки – от путешествия по железной дороге, которая была построена как часть транспортной инфраструктуры, а стала популярным туристическим маршрутом, которым ежегодно пользуются свыше 600 тысяч туристов… Не Московское метро, конечно, с пассажиропотоком свыше 9 миллионов туристов (в день, правда), но для железной дороги протяженностью 20 км, с семью станциями между двумя деревнями (Флом и Мюрдал) – более чем внушительно…
Планируя свои прогулки по Флому и окрестностям во время стоянки нашего круизного парохода Costa Mediterranea, от экскурсий, связанных с поездкой по Flamsbana, предложенных Costa Cruises, отказались изначально по причине явного несоответствия цены содержанию. Эти самые экскурсии были несколько скомбинированы, причём поездка по Фломской железной дороге предлагалась только по маршруту «туда», в смысле, до станции Мюрдал, а далее – возвращением во Флом на велосипедах (по 165 евро с каждого велосипедиста) или поездом до Восс, далее – автобус (также по 165 евро с каждого туриста).
Решив, что нам больше для путешествия по маршруту Флом – Мюрдал – Флом всё-таки подходит поезд, а не велосипеды с автобусом, и что билеты на поезд мы можем купить самостоятельно, примерно за месяц до начала круиза отправились на официальный туристический портал Флома для покупки билетов на Flamsbana (https://www.visitflam.com/ru/activities/flamsbana), но нарвались на засаду: на всё время стоянки нашего круизного парохода Costa Mediterranea билетов на поезд не было по причине отсутствия свободных мест, поскольку их, эти места, кое-кто раскупил. Не трудно догадаться – кто именно. Также не трудно догадаться, что этих билетов (кстати, их стоимость при покупке на этом сайте 550 NOK – «return ticket») не будет и во время стоянки любого другого круизного парохода…
Выручил сайт (https://www.nsb.no/) Норвежских государственных железных дорог (NSB), на котором, предварительно зарегистрировавшись, удалось приобрести билеты на нужное нам время, выложив по 780 NOK за каждый return ticket. После оплаты на почту приходит «receipt» с «pickup code», по которому в железнодорожной кассе (во Фломе она расположена в Flam Visitor Center) необходимо получить билеты. Таким образом, двухчасовое путешествие в железнодорожном вагоне по маршруту Флом – Мюрдал – Флом нашей семейной тургруппе обошлось в 2340 NOK (19 тыс.руб.), что несколько дороже, если бы умудрились приобрести билеты у «визитфломов», но всё же вдвое дешевле, чем у «костакруизов».
До начала своего железнодорожного путешествия, посчитав, что впечатления от Фломской железной дороги будут неполным без посещения музея Фломской железной дороги, заглянули в этот музей – лучший музей Флома. Насчёт лучшего – абсолютнейшая правда, поскольку других музеев в деревне просто-напросто нет. Flamsbana Museet расположен в старом здании железнодорожного вокзала, находящегося в двух шагах от нового здания вокзала, роль которого ныне выполняет Flam Visitor Center.
Музей Flamsbana совсем небольшой, экспозиции достаточно скромные, но посетить его будет интересно не только для того, чтобы узнать любопытные факты с доминирующей цифрой «20» о том, что «Фломская железная дорога имеет протяженность 20 км, в ней 20 туннелей, на ее строительство ушло 20 лет, её стоимость – 20 миллионов норвежских крон (по завершении в 1940 году)», но и познакомиться с историей неординарного инженерного сооружения, увидеть экспонаты – от примитивных орудий труда до фото передовиков капиталистического труда, включая начальников стройки в 1923-1947 гг., которых по-европейски толерантно величают «Site manager». Вход в музей бесплатный, в музее, конечно же, имеется и сувенирный магазинчик…
Как уже упоминал, Фломская железная дорога, хотя и обычная транспортная артерия, но всё-таки в значительной степени, а, может, и в первую очередь, туристический аттракцион (во всяком случае, когда во Фломе припаркованы круизные пароходы), поэтому на посадку в поезд лучше приходить заблаговременно, поскольку желающих прокатиться, включая жителей одной Поднебесной туристической страны, много, а железнодорожные билеты – без указания места, так что реальная возможность пропутешествовать все 50 минут стоя, имеется…
Путешествие в железнодорожном вагоне по комфорту, собственно, не выходит за рамки обычной поездки в обычной электричке с мягкими креслами, однако необычной эту поездки делают великолепные норвежские виды – на ущелья и горы, игрушечные деревеньки, притулившиеся у подножий и на склонах гор, а также совсем неигрушечные водопады, включая водопад Rjoandefossen, высотой 147 м, и водопад Kjosfossen, высотой 93 м. Именно на смотровой площадке около водопада Кьосфоссен, после того, как поезд выедет из 1300-метрового туннеля Ноли (его строили 11 лет), поезд делает остановку на семь-десять минут, чтобы пассажиры и прочие туристы могли полюбоваться на водопад и лесную нимфу Хюльдру в красных одеяниях, которая под известную музыку танцами заманивает мужичков в свои хюльдрские чертоги. Но, похоже, с нашего поезда ей заманить никого не удалось: то ли потому, что погода была холодная и мокрая, соответственно, лезть на скалы, окружающие водопад Kjosfossen, никто не решился, то ли потому, что туристы были подготовленные и знали о наличии у всех хюльдр некоего хвостика, который они, собственно, и скрывают, отчего и получили своё имя…
Путешествие по Фломской железной дороге из Флома в Мюрдал продолжается около 50 минут. На станции Мюрдал (Myrdal), расположенной на высоте 866,8 м над уровнем моря, Фломская железная дорога соединяется с железной дорогой Осло-Берген, открытой в 1909 году.
Собственно говоря, туристы, желающие найти именно во Фломе плавсредство (это сделать несложно) для морских прогулок по Согне-фьорду, самому длинному и самому глубокому фьорду в Европе, а также внесённому в список Всемирного наследия ЮНЕСКО Нэрёй-фьорду, самому узкому норвежскому фьорду, и Аурландс-фьорду, на берегах которого и располагается Флом, могут добраться до этой деревеньки, например, из Осло (Oslo Central Station) за 779 NOK (6,5 тыс.руб.) и пять с половиной часов, плюс час-полтора «Transfer time» в Мюрдале…
Что касается станции Мюрдал (Myrdal), то рассматривать там особо нечего, от слова «совсем», собственно, мы и не пытались. Не только потому, что стоянка поезда всего десять минут, а прежде всего из-за не особо туристической погоды – ветер, снег с дождём и плюс пять… Август, всё-таки… При возвращении во Флом все достопримечательности рассмотрели в обратной последовательности, а крайние полчаса железнодорожного путешествия великолепные норвежские виды смоги рассматривать даже без дождя и при ярком солнце…
Подводя итог путешествию по Фломской железной дороге можно смело сказать, что великолепные виды гарантируют положительные эмоции и яркие впечатления! Правда, не решили для себя, является ли путешествие по Фломской железной дороге «самым лучшим железнодорожным путешествием в мире», но «самым дорогим железнодорожным путешествием», если и не в мире, то в нашей туристической практике, вне всякого сомнения…
Слышала пр туры по этой жд. Даст Бог и я прокачусь до Норвегии. Пока все мимо
Спасибо, Ольга! Всё у Вас сложится! С таким-то опытом планирования межгалактических путешествий...
Какой редкий вояж вы совершили!
Места красивые заманили... Спасибо, Ольга!
Очень смешно про норвежский август!
Соник,не хочу тебя расстраивать,но 15 сентября я загорала в Осло.На открытой палубе круизного лайнера.Было +25.
А почему я должна расстраиваться? Очень оптимистичная инфа. Правда, жаль, что это всё же исключение из правил. Вот бы такую погоду на всё лето!
Да, цены гуманными не назовёшь!!! Так что хоть виртуально поприсутствовал... Но красиво!!!
вот изза цен норвегию для себя закрыла
Норвегия действительно очень дорогая страна,просто покупать там ничего не надо.Ехать на несколько дней тоже не зачем,два дня за глаза и за уши.Я была два дня,один день по Согнефьорду и один день в Осло.Достопримечательностей там особых нет,кроме парка Вигеланда,который лично на меня произвел неприятное впечатление,а природа замечательная,красота неземная.Вот только из-за нее и стоит туда поехать.По поводу погоды:это лето было везде теплое,в Осло было до +33,конечно,большая редкость,но в далеком 2008 году я плыла на кораблике по фьордам,на ногах у меня были вьетнамки,а на горах был снег.Конечно,ехать туда нужно только летом,но съездить обязательно,очень красиво!
Ирина, я так поняла вы решили от нас комментариями отделаться)))) Не получится!!! Ждём отзыв.
А как это стоять, если билетов нет? Это что стоячие что ли тоже продают?!
Вот снег с дождем в августе едва ли не больше цен отпугивают... Когда-то очень хотелось в те края, но погоды прям ревматические какие-то... и ведь не угадаешь!
Мне тоже очень понравилось прокатиться по этой Железной дороге!А какие та виды!
Ирина, спасибо! Согласен, Норвегия - страна дорогая, но красивая. Наверное, планируя путешествие, можно попытаться найти золотую середину... Ждём Вашего скандинавского рассказа...
Очень смешно про норвежский август!
Соня, заместил странную особенность в наших путешествиях: если есть возможность застать непогоду, нам это обязательно удастся... А что касается норвежского августа, то погоду не угадать. В Мюрдале угадать её ещё сложнее: почти километр над уровнем моря...
Потрясающие виды!!!
Лео, спасибо!
Да, цены гуманными не назовёшь!!! Так что хоть виртуально поприсутствовал... Но красиво!!!
Димыч, спасибо! С оценками норвежских цен и природы полностью солидарен!
Виды умопомрачительные, неординарно, необыкновенно интересно. Цена на одного приемлемая, а вот на всю вашу туркомпанию уже не мало. И как-то организаторы пытаются "ободрать" туристов по полной, печально, но благодаря Вашему отзыву будут знать, где искать альтернативный вариант Погода - ПЕСНЯ!!!!
Спасибо, Римма! Действительно, туристов не пытается ободрать только ленивый... Но таких ленивых нет ни в одной туристической стране... К сожалению... Или - к счастью? А что касается бюджета норвежского путешествия, то уверен, что экономический ущерб для туриста можно минимизировать. Ну, хотя бы попытаться...
Путешествие очень интересное, виды - замечательные!!! Но вот цены в Норвегии - не для меня, ОЧЕНЬ всё дорого! А потому, было интересно почитать. Вряд ли я вообще доберусь до тех мест! А Вас - с новыми впечатлениями!!!
Эллен, спасибо! Что-то подсказывает, что с таким экономическим курсом в нашей стране не за горами то время, когда не по карману станет выезд не только в Норвегию, но и в соседнюю область... А тут ещё курортные сборы в некоторых соседних областях и краях понапридумывали... Что ещё выдумают?
Вот уж не ожидала такой нехорошей цены на фломский тур,а перспектива за эти деньги ещё и простоять вообще не вдохновляет. Хотя,если буду в Норвегии,обязательно запланирую поездку на поезде во Флом ))
Спасибо, Мила! Уверен, что железнодорожные расходы можно минимизировать... Удачи Вам! Ждём Ваших впечатлений и информации!
Да, шикарно! Тех, кто не круизники, еще и к леднику какому-то с конечной станции дороги возят. Цены - жуть-жуть-жуть... Но на то она и Норвегия, увы....А как это стоять, если билетов нет? Это что стоячие что ли тоже продают?! Вот снег с дождем в августе едва ли не больше цен отпугивают... Когда-то очень хотелось в те края, но погоды прям ревматические какие-то... и ведь не угадаешь!
Елена, спасибо! По погоде думаю, что в июне-июле больше шансов лето найти... А что касается цен, то на сайте NSB были билеты только высокой ценовой категории (что-то типа невозвратных, забыл как называются, отсутствовали), так что в некруизный день прокатиться по Фломской железной дороге можно несколько дешевле. При этом места на билетах не указываются. Теоретически количество проданных билетов должно соответствовать числу посадочных мест. Так ли это - не уверен... Туристическая Европа, всё-таки...
А в Греции тоже с 2018 года стали брать туристический налог во всех-всех городочках, курортных и не курортных. Мы сейчас на Крите тоже заплатили 40 евро с номера...
Не, так не подойдёт. Что это пессимизм такой))))
Лена,никакой жути нет.Я,конечно,ездила давно,десять лет назад аж за 330 евро,даже цену помню,в автобусный тур.Из С-Петербурга.Он был по Скандинавии,Финляндия,Швеция,Норвегия,шесть дней.Совершенно не утомительный,первую ночь провели на шикарном пароме Силья Лайн,потом был ночной переезд,но всего один.В Норвегии жили в отеле 3*,в горах, он был просто улет,я его до сих пор помню,в других странах это было бы 5+.Кормили ананасами на завтрак!Просто шик!Проехали 3000 км,виды роскошные.Дороги вообще молчу,как по маслу.Погода отличная.Дело было в августе.Так что если захотеть,можно в космос улететь.Все экскурсии у нас входили в стоимость,фьорды и Осло,Стокгольм,Хельсинки.Наверняка такие туры есть и сейчас,почему бы нет?Вот в Бергене не была,а с удовольствием бы съездила.Подумаю,мне из Хельсинки на самолете за копейки получится.
Ира, да меня куда больше погода отпугивает, чем цена. Цена - дело такое, что если ОЧЕНЬ хочется, то наизнанку вывернешься, но что-то придумаешь. А вот с небесной канцелярией фиг договоришься...
Спасибо
У Вас супер поездка.
Интересно, познавательно, красиво!Спасибо
Спасибо, Светлана!
В Норвегии был только зимой, по работе, снимали биатлонные соревнования в Лиллехамере. У Вас супер поездка.
Николай, спасибо!
Такой увлекательный туристический аттракцион ни за что нельзя было пропустить! Молодцы, что осуществили эту поездку, Игорь! А что, были даже те, кто стоял в вагоне?
Спасибо, Наталья! В вагонах свободных мест было не особо много, во всяком случае пассажиры, загрузившиеся в Мюрдале, долго прохаживались в поисках свободных мест... А стояли многие - через открытые окна фотографировать...
Эллен, в Греции всё-таки с иностранцев налоги берут. В основном. А у нас иностранцы в Сочи чего-то не очень часто приезжают...
Замечательно! Сразу вспомнился наш первый круиз на "Оркестре" в Норвегию. Мы как раз взяли во Фломе ту экскурсию, что "поездом до Восс, далее – автобус", плюс у нас был ещё включённый обед в историческом отеле "Сталхейм". Давно это было, а взглянул на фото и всё живо вспомнилось.... Красотища! Природа!
Спасибо, Андрей! Классная поездка была у Вас - посмотрел. Фото позже рассмотрю повнимательнее.... По Вашему маршруту можно было бы проехать и самостоятельно, но сложно было стыковать поезда-автобусы... А "косты" даже обеда не предложили...
С годами туристические продукты всё упрощаются и упрощаются, и всё дорожают и дорожают....
Увы...
Ух ты! Интересно!!!!!!!!!!!!!!
Спасибо, Ирина!
Ух, очень красивый тур!!!!!!
Наталья, спасибо!
Сразу вспомнился наш шотландский маршрут на Якобитском паровозе (Хогвартс Экспресс) из Форта Вильяма до Малайга. Тоже удивительные красоты по пути. Так что его тоже бы добавила к рейтингу лучших ЖД))) а вообще, думается мне, тут многие к этому рейтингу могут что-то своё добавить. Внушительный список прекрасностей получится
ООО, классный маршрут!!! Уж не знаю, лучшая ли это железная дорога или нет, но однозначно прекрасная.Сразу вспомнился наш шотландский маршрут на Якобитском паровозе (Хогвартс Экспресс) из Форта Вильяма до Малайга. Тоже удивительные красоты по пути. Так что его тоже бы добавила к рейтингу лучших ЖД))) а вообще, думается мне, тут многие к этому рейтингу могут что-то своё добавить. Внушительный список прекрасностей получится
Хогвартс Экспресс, наверное, вне конкуренции... Но на посадку, на платформу 9 3/4, не всегда в первого раза получается попасть... Это кино смотрел...