Часть 2. Прогулки по Фанару.
Выйдя из мечети Явуза Селима мы направились в греческий квартал Фенер. Хотя дорога в сторону в сторону Марии Монгольской была весьма холмиста и запутана, ориентиром служил ярко выделяющиеся своей архитектурой Греческий лицей - огромное здание из красного кирпича стоящее на холме, в народе названное “ красной школой”.
Несмотря на относительно молодой возраст этого сооружения, 1884 год, история создания самого лицея уходит в глубь веков. Еще в XV веке по настоянию самого Мехмета II, завоевателя Константинополя, в районе Фанар открывается греческая школа. В нее поступают мальчики из знатных семей греческой общины города, которые впоследствии занимают высокие должности при дворе султана.
Обучение в этой школе проходит и наши дни. Преподают на греческом и турецком языках. Общее количество учащихся не превышает сотни.
….
Если идти от исторического центра, то обойдя здание лицея по правую руку, спустишься в сторону Марии Монгольской. Следуя вдоль каменных стен церкви, заверните налево, и там увидите входные ворота. Обычно закрытые.
Мы позвонили. Молодой человек, сын настоятеля, открыл калитку. И мы оказались в милом дворике, внутри которого стоит сам храм -одноглавая церковь с почти плоским куполом и мощными стенами, звонница и огромный платан.
Что тут сказать... Атмосфера, и еще раз атмосфера. При мысли что это единственная из византийских церквей Стамбула, которая никогда не становилась мечетью и в которой более семисот лет не прекращалось православное богослужение, дух захватывает!
Благодаря указу самого султана Мехмеда II, повелевающему оставить этот храм христианам, он был не разграблен и не превращен в мечеть. Соответственно сюда свозились и здесь сохранились сотни христианских святынь.
Войдя в помещение, мы сначала попали в позднюю прямоугольную пристройку, служащую притвором и свечной лавкой. Где и поставили свечи, попросив о своих желаниях. И по нашему обычаю каждая по несколько. Грек же объяснил что у них принято зажигать лишь одну свечу сразу на все прошения.
Затем прошли в саму церковь. Тяжелое и какое то глубокое по ощущениям здание, полное древних икон. Многие византийских времен. На стенах старинные фрески. Говорят что отсюда есть и тайные ходы, которые ведут в саму Софию.
Официально храм называется Церковь Богоматери Панагиотиссы. Среди туристов - церковь Марии Монгольской.
Считается, что это постройка XIII века была организована дочерью императора Михаила VIII Палеолога Марией, выданной замуж за монгольского хана. После смерти супруга она возвращается на родину и приняв постриг восстанавливает разрушенный крестоносцами женский монастырь.
В народе церковь получила ещё одно имя "кровавая”. Именно в этих местах в битве с турками за Констинстанополь сопротивление было особо жестоким. Может оттого и выкрашена она в ярко бордовый цвет.
После Марии Монгольской наша дорога пролегала по вымощенным булыжником крутейшим склонам района Фанар. Мы шли по колоритным улочкам с занимательными поворотами, интересной архитектурой и яркими фасадами домов. А кое где даже виднелся издали Золотой рог.
Спустившись на прибрежную равнину направились в сторону важной православной святыни - Вселенского Патриархата.
Вход в патриархат вверх по лестнице , через небольшую дверь слева.
А вот центральные ворота, ведущие в здание патриархии, закрыты в знак траура с 1821 года, после того как на них был повешен турками патриарх Григорий V.
С интересом позже прочла историю его мужественной смерти и посмертного скитания. Во время жестокого подавления османами восстания греков патриарху предлагали бежать. Однако, прекрасно осознавая будущую участь, служитель отказался оставить свою паству.
На Пасху 10 апреля 1821 после торжественной литургии патриарх был схвачен янычарами. После многочисленных пыток и дознаний , не отрекшийся от христианства Георгий, был повешен на воротах патриархии. Тело провисело три дня. Затем иудеи выкупили его у турков и поволокли по улицам мимо православных храмов, сопровождая криками радости и насмешками. В конце концов изуродованные останки бросили в море. Но чудо, несмотря на то что на шее у Георгия был камень, тело не утонуло. И вскоре было поднято из воды греческим капитаном торгового корабля, ищущего под русским флагом в Одессу.
Там по приказу государя Александр I совершен чин погребения с государственными почестями. А спустя 50 лет останки патриарха из Троицкого храма Одессы были перенесены в Благовещенский кафедральный собор Афин, а Святитель был официально канонизирован.
….
Немного о патриархии и патриаршей церкви Святого Георгия Победоносца:
Создание христианской общины Константинополя связано с именами Андрея Первозванного и Стахия. Превращение во вторую столицу христианского мира произошло благодаря усилиям императора Константина Великого и Григория Богослова. В дальнейшем в развитии этой церкви участвовали Иоанн Златоуст и святитель Фотий, явившийся и основоположником крещения Руси.
А после раскола христианской церкви на католическую и православную, Константинопольский Патриархат становится центром православного мира.
Даже после падения Константинополя сам Мухаммед Завоеватель оставляет Константинопольским патриархам церковную, и дает политическую власть над православным населением Османской империи.
В наши дни, несмотря на то что основная паства этой Церкви рассеяна по всему миру, и очень малочисленна в самом Стамбуле, она остается первой по чести среди всех Предстоятелей Православных Поместных Церквей.
Здесь располагаются Административный центр Патриархата, патриаршая резиденция и кафедральный собор Георгия Победоносца. В последнем множество православных святынь: часть столба бичевания Иисуса Христа, ковчеги с частицами мощей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, останки святых женщин - Матери Соломонии,Феофании и Ефимии Всехвальной, и , разумеется, множество почитаемых икон.
Покинув стены резиденции патриархов мы отправились к церкви Влахернской божьей матери.
Наш путь лежал параллельно Золотому рогу - через весь Фенер и Балат, обратно в Айвансарай.
На этих улочках столько маленьких кафе с замечательным дизайном, что непременно хочется посетить каждое. Но времени на это не было. День шел к завершению, а мы хотели успеть попасть во Влахерскую до закрытия.
Пробежав мимо многочисленных ресторанчиков Фенера и занимательных антикварных лавок Балата, мы попали на колхозный рынок Айвансарая. Прижав сумки поближе в спешке протискивались мимо длинных торговых рядов к желанной Влахерской церкви. Однако все же опоздали…
…..
На прогулку по этим районам я отправилась в сопровождении гида.
Без нее, одна за короткий зимний день, я бы не успела охватить такое количество желанных бродилок и заходилок.
Сколь занимательны, столь и извилисты были улочки Айвансарая, Балата и Фенер. Отойдя от побережья там реально заплутать. А как я говорила , зимний день короток. И плутать никак не входило в мои планы.
И все же добравшись ближе к 5 вечера до Влахернской , мы столкнулись с тем что после многочисленных звонков ворота так никто не открыл...
Жаль. Именно сюда я очень хотела попасть…. Зато есть повод посетить этот район вновь. Тем более этот храм найти проще всего, ориентируясь на пристань Айвансарай.
До встречи Влахерны! До встречи Царьград!
Мне нравятся и исторические трущебы Стамбула и памятники времен Византии, и храмы Царьграда)))