Конечный пункт нашего путешествия – Олесунн, встретил нас мелким дождичком и тучками. И конечно, сразу же бросилась в глаза гордость олесуннцев – архитектура в стиле арт-нуво. Этот горд был полностью уничтожен при пожаре в начале 20 века, и заново отстроен в едином стиле. Так что он разительно отличается от всех городов, где намешана архитектура разных годов, а то и веков.
В нем есть свое очарование, изюминка. Здания действительно красивые, на некоторых лепнина и мозаика. Центр города вымощен камнями. На набережной улице стояла очередная скульптура, на голове которой местные бесстыжие чайки устроили себе обзорную площадку, а заодно и общественный туалет. За одной из таких наглых пернатых мы и наблюдали. Она сидела на голове, периодически поворачивалась, крутила головой и, наверное, чувствовала себя повелительницей города, благосклонно взирая на мелких людишек, семенящих внизу.
Единственное, что я не предусмотрела – сезон заканчивается в этом районе в середине сентября, а мы прибыли туда 20 числа. Таким образом нам остались недоступны остров птиц и поездка на маяк Алнес. Смотровая площадка Аксла, одна из основных достопримечательностей Олесунна была закрыта на ремонт. Но эту проблему мы решили и в итоге на нее попали, хехе)).
Но в первый вечер, когда мы приехали и узнали обо всех этих деталях, мы подумали, что все планы коту под хвост и вообще зря мы приехали в этот город, закрытый после окончания туристического сезона.
В Олесунне я решила попробовать пожить в хостеле. Если нам понравится, думала я, бронируя номер, то в будущих путешествиях мы сможем существенно экономить. Но опыт оказался печален – в одном из самых приличных хостелов оказалось холодно, грязновато, а облезлый линолеум в ванной и серые вместо белых обои в комнате довершили впечатление. Хорошо, что мы провели там всего 3 ночи! С этого времени мы решили, что будем останавливаться только в отелях, пусть это и дороже.
Сразу после заселения мы решили совершить пробную вылазку в город. Хостел находился в центре города, поэтому через 10 минут мы смогли бегом вернуться туда, надеть еще пару свитеров, захватить зонтик и снова пуститься обследовать город.
Погода, наконец-то стала такой, какой ей положено быть в северном приморском городе – сырой и холодной. Все предыдущие дни, солнечные и теплые, показались нам такими далекими и невероятными.
Но мы изначально готовились именно к дождю и сырости, поэтому не особо разочаровались. Остаток вечера провели за планированием последующих трех дней. Поездка подходила к концу и возникло чувство легкого перенасыщения впечатлениями. Также с непривычки (ведь это первое длительное путешествие) нагрянула усталость. Поэтому решено было эти три дня сделать легкими в физическом плане.
Мы поздно вставали, не спеша завтракали, в первый день посетили музей Олесунна, во второй – Суннмерский музей, в третий – поднялись-таки на смотровую площадку Аксла.
В музее Олесунна был представлен любопытнейший экспонат - яйцеобразное закрытое судно, в котором помещались стол и пять кроватей, на котором пятеро смельчаков бороздили Атлантический океан. Также был представлен кабинет стоматолога начала 20 века, кабинет цирюльника, мастерская сапожника, бакалейная лавка и много мебели в стиле арт-нуво. Подробно рассказано (и показано в фотографиях) про пожар 1904 года, уничтоживший подчистую почти весь город.
В музее нет экскурсоводов, но зато в каждом зале лежат папки с информацией на нескольких языках (не на русском, конечно).
До суннмерского музея решили пройтись пешком, заодно погрузиться в ритм города, пройтись не только по центру, но и по отдаленным районам, в одном из которых и располагался наш музей. Там представлены лодки и судна, дома и хозяйственные постройки, есть даже уникальное место – старая редакция газеты. Все набиралось вручную, металлическими штампами. Не то, что сейчас – нажал пару кнопок и вывел на печать.
На обратном пути мы прошли через район коттеджей, мимо школы и мимо прелестных маленьких домиков, наподобие наших турбаз. Школьники у них ничем от наших не отличаются, такие же шумные и пытающиеся выделиться всеми доступными способами. Правда, не видела ни одного курящего в подворотне. Может, не там смотрели?
Нашли в этом замечательном суперновом городе одно деревянное полуразрушенное здание. Я сначала подумала про инсталляцию выставки современного искусства, чье-то художественное самовыражение…. Нет, просто старый полуразваленный дом. Наверное, уцелел после пожара и решили его не трогать. Иного объяснения, почему этот дом стоит здесь, нетронутый, посреди красивых зданий в стиле арт-нуво, у меня не нашлось.
Аксла.
Забраться на смотровую площадку Аксла, которая была закрыта на ремонт, стала нашей навязчивой идеей. На карте муж заприметил некую дорожку, которая, по его расчетам, должна была привести нас к вожделенной вершине.
Итак, мы пошли. Приятный, и такой знакомы хвойный воздух обволакивал нас, мы не могли надышаться. Встретили много местного населения, гуляющего с собаками и без оных. По славной норвежской традиции (ах, какая хорошая традиция) в самых видовых местах расставлены скамеечки. А если нет скамеечек, то, как на заказ, обязательно найдется какой-нибудь валун, на который можно залезть.
По дороге мы наткнулись на некие то ли катакомбы, то ли самодельные пещеры. Муж, конечно, не мог пройти мимо и залез почти в каждую. Золота и драгоценных камней, к сожалению, не нашел, и другого выхода из них тоже. Скорее всего, эти катакомбы использовались во время второй мировой войны, но расспросить подробнее было некого, поэтому, сделав пару фоток, мы пошли дальше.
А дальше нас ждал сюрприз! Мы не только поднялись на Акслу. Мы поднялись выше и благосклонно взирали на самую высокую точку Олесунна с еще более высокой точки. На площадке толпился рабочий люд с канатами, кабелями и прочим ремонтным сырьем. И, между прочим, туда забралась еще одна парочка шальных туристов. Поэтому мы, не испугавшись рабочих, решили до Акслы снизойти. Оттуда действительно виден весь город, площадка выбрана именно так, чтобы ничто не загораживало обзор.
И вот настал прощальный вечер. В отместку за сорвавшуюся поездку на маяк Алнес, мы решили дойти пешком до одного из местных маяков. Спустились сумерки, они были красивые и мягкие, приятные, голубого цвета. Море дышало спокойствием, и кораблики вдали казались игрушечными. Постепенно загорались огни на побережье. Финишная прямая до маяка красиво подсвечивалась, а с самой площадки, на которой базировался маяк, открывался ничем не замутненный вид на океан. Спокойная вода, бесконечные маленькие островки, корабли вдали – я вдруг вспомнила, что мы ни разу не сфотографировались в прыжке на фоне гор. Решили восполнить пробел фотографией в прыжке на фоне океана.
Кстати, небольшой совет для тех, кто путешествует в одиночку или вдвоем. Если у вас фотоаппарат обычных, цифровой, типа «мыльница», то к ним продаются треножки небольшого размера (у нас была см 15 в высоту). Треноги прекрасно устанавливаются практически на любой поверхности, а кнопка отсрочки старта на 10 секунд довершают портрет. Благодаря этому несложному изобретению мы получили классные фотки вдвоем без вытянутых к фотоаппарату рук и ног.
На маяке обитал прекрасный сытый рыжий кот, который не проявил к нам ни малейшего интереса. Рыбы ему, видать перепадало здесь достаточно, поэтому побираться было ниже собственного достоинства. Тут же мы вспомнили про своего Дымка, оставленного следить за квартирой и немного взгрустнули. Как все-таки хорошо возвращаться домой!
Обратно в хостел мы возвращались уже по ночному городу. Ночная жизнь здесь бурная, несмотря на то, что город небольшой и сезон уже закрыт. Кафешки, бары, дискотеки на каждом углу, в отелях тоже работают развлекалки. В общем, любителям клубной жизни здесь не дадут скучать.