Вообще-то я в горных лыжах чайник. Встал на них всего три года назад, катаюсь раз в год. Зато ударно – Ишгль (Австрия), Копаоник (Сербия). :) В этом году вот решил покорить Андорру. Во-первых, очень привлекательная страна в соотношении цена-качество. Во-вторых, привык путешествовать самостоятельно, а в Андорру, в отличие от, например, Австрии или Швейцарии, несравненно проще получить визу. Для въезда в эту маленькую страну открывается шенген в Испанию, а испанцы в плане раздачи слонов (в смысле виз) очень лояльны и демократичны. Документы можно отправлять почтой, дают сразу мультик на полгода, и опыт получения испанской визы я уже имел не понаслышке.
В этом году поехал в горы один. Жена у меня не катается, верная спутница – любимая доча – в этом году заканчивает школу и не имеет возможности вырвать даже недельку из учебного процесса, а с друзьями как-то не срослось: с кем-то не совпали по времени отпуска, с кем-то по финансовым возможностям… Ну, мне и не привыкать, я неоднократно ездил в одиночку в теплые края и даже нахожу в таких путешествиях свои преимущества.
Итак. Выбрано время поездки – с 10 по 18 февраля. Это 7 полных дней катания – красота! Поскольку тусовка меня не интересует, в качестве плацдарма для покорения снежных вершин был выбран самый дальний закуток этой маленькой страны – поселок Pas de la Casa. Забронирован на букинге отель (Sporting 4*, отзыв на этом сайте размещен отдельно), приобретены авиабилеты, заказан трансфер Барселона-Андорра (http://www.andorrabybus.com), оплачена аренда лыжного снаряжения (http://www.skiset.co.uk)… Я вообще предпочитаю по максимуму оплачивать предстоящие в поездке расходы заранее, из дома. Так, чтобы на отдыхе тратиться только на сувениры. Да и зачастую так получается дешевле. Единственное, что я не приобрел заранее – это был скипасс. Просто потому, что не нашел на сайте (http://www.grandvalira.com) информации о том, где я его потом получить смогу. А на месте его можно было приобрести прямо в отеле.
Летел Люфтганзой/Швейцарскими авиалиниями; туда через Мюнхен, обратно через Женеву. Вообще-то, первоначально я приобрел прямой перелет до Барселоны Иберией/Вьюлингом, что было и дешевле и удобнее, но за пару недель до вылета рейс «туда» отменили и пришлось подбирать что-то подходящее хоть более-менее. Стыковки между рейсами были по времени немалые, зато успел хоть бегом, но пробежаться по Женеве с обзорной, так сказать, экскурсией.
Кстати, хочется кинуть небольшой камень в огород обоих авиаперевозчиков. Рейс Мюнхен-Барселона задержали с вылетом на 1,5 часа. Причина неизвестна, все это время мы сидели в самолете. Я лишь каким-то чудом успел на автобус в Андорру. А из Женевы в Москву прилетел на два часа позже. Там вообще анекдотическая ситуация произошла: экипаж, который должен был везти нас в Москву, налетал за сутки количество часов, превышающее допустимую норму. А в аэропорту Женевы не было другого, которым можно было бы заменить нашу команду, зато таковой имелся в Цюрихе. И пришлось нам совершать промежуточную посадку в Цюрихе, где борт мы не покидали; нам заменили пилотов со стюардессами и мы продолжили полёт. Вот вам и хвалёные немецкая пунктуальность со швейцарской точностью. :) Швейцарцы потом хотя бы реабилитировались тем, что у них на борту «ол инклюзив» – вино, коньяк, виски… :)
Извините, отвлекся. :) Pas de la Casa расположен на северо-востоке страны. От столицы Andorra la Vella он удален более всех прочих населенных пунктов – километров на 30, если мерить не по прямой, а по дороге (это час езды на рейсовом автобусе), и находится в непосредственной близости от границы с Францией, на самой большой высоте (2100 метров). Небольшой такой, уютный то ли поселок, то ли городишко, распластавшийся, как и вся страна, по горным склонам. Если вы воспользуетесь гуглмэпсовской картой, то от единственного «круга», на котором расположена автобусная станция, он умеренно поднимается на юг и круто – на запад. Улочки узкие, да к тому же уставленные машинами, порой делают затруднительным даже пешие передвижения, когда вы идете с лыжами на плече. О населении Пас де ла Каса, говорить трудно. Да что там вообще говорить, если население всей страны – 70-80 тыс. человек. Естественно, что подавляющее большинство людей на улицах – это туристы, и вся индустрия, вся инфраструктура страны именно на туристов и рассчитана. Магазинов, ресторанов – полно. Ночных клубов и дискотек не заметил. Но, наверное, лишь потому, что мне оно не надо было. Краем уха как-то слышал, что народ вечером «тусил и зажигал», значит было где. Арендовать горнолыжное снаряжение не проблема – магазины и прокаты на каждом шагу. На шопинге остановлюсь чуть позже, а пока о главной цели поездки – о катании.
Пас де ла Каса расположен в зоне Грандвалира. Это бОльшая из двух зон катания в Андорре. Схема склонов есть на их сайте (ссылка выше), карманный экземпляр карты можно взять в отеле. Протяженность трасс более 200 км, перепад высот – 900 метров. Правда, перепад высот на одной отдельно взятой трассе не превышает 500 метров. Длина трасс там нигде не указана (ни на схеме, ни на склонах), а самый длинный подъемник, который мне встретился, был протяженностью 2350 метров. Можно предположить, что самая длинная трасса - примерно 2,5-3 км. Склоны там на любой вкус. Повыше, в Пас де ла Каса и в Грау Рож склоны голые, сплошь заснеженные, пониже, в Сольдеу и Эль Тартере, покрыты лесами и трассы пролегают между ёлками. Красота, да и только! Синих, красных и чёрных трасс полно, пропорцию между ними я даже затрудняюсь вывести. Я катаюсь преимущественно по красным, мне хватило разнообразия с лихвой. Встречал очень приятные синие трассы в районе Сольдеу – bosc fosc, например, я окрестил для себя скоростным спуском для чайников – едешь на максимальной скорости, когда еще не требуется кантоваться для притормаживания. А вот красная moreto в Грау Рож мало чем отличается от соседней черной mirador. И там, и там местами уклон приближался к 45 градусам. И по ширине они примерно одинаковые (обе весьма широкие). На синих riu del cubill и solanella, спускающихся от фуникампа в сторону Грау Рож, вообще придется идти полпути пешком, а не катиться, если не догадаешься разогнаться по максимуму почти с самого верха. :)
Несколько слов о схемах, названиях трасс и т.п. Поначалу у меня просто голова шла кругом, когда я пытался сопоставить схему с реальностью. Более-менее разобрался только на второй-третий день. В принципе, ничего сложного. Всё подписано, везде указатели: куда можно добраться посредством этого подъемника, куда ведет та трасса… Так что заблудиться там сложно. Но и с первого раза попасть в нужную точку тоже не всегда может удаться. Не помню, как обозначались трассы в Ишгле, а в Копаонике они носили не названия, а номера. И в цифрах мне было гораздо проще ориентироваться. За неделю катания я объездил всю Грандвалиру, за исключением района Канильо. Но больше всего мне понравились склоны в Грау Рож. Да и к дому оно поближе – там и катался бОльшую часть времени.
Народу на склонах полно. Но трассы не забиты, толчеи нет, к подъемникам очереди в основном не критичные. За исключением, пожалуй, одного-двух (№№ 15 и 21), расположенных на пути от Грау Рож к Фуникампу. И если на 15-м есть хотя бы отдельный «рукав» для одиночек, увеличивающий заполняемость кресел и, соответственно, пропускную способность подъемника, то на 21-м возникают пробки - ого-го. Вот такие моменты обязательно необходимо учитывать, если вы под конец дня уезжаете кататься далеко от местопоселения, чтобы не пришлось потом возвращаться в отель на такси – ведь подъемники заканчивают свою работу строго по расписанию.
Кстати. Я, признаться, отношусь к любителям поваляться с утра в постели. Сова я, вроде как. :) И разница во времени -3 часа с Москвой была мне очень даже на руку. К 9:00, когда начинали работать подъемники, я всегда был уже на склоне. Выспавшийся и «повалявшийся». :) В это время и народу минимум, и трассы еще не разбиты после ночного разратрачивания. Пик заполненности наблюдался примерно к часу дня, когда ранние пташки еще не накатались, отоспавшиеся ночные тусовщики уже встали на лыжи, а любители «золотой середины» еще не расселись по кафе на перекус.
Еще о подъемниках конкретно в Пас де ла Каса. Меня интересовали два из них - №2 и №4, которые открывают доступ в Грау Рож. 4-й начинал работу, как и положено, ровно в 9:00, ну, может, в 9:05. А вот 2-й очень долго «раскачивался» почему-то. И я каждое утро терзался проблемой – ждать начала работы 2-го неизвестно сколько, либо пёхать еще 100 метров вверх по склону (о трудной дороге и тяжелой судьбе путника из отеля до подъемника рассказал в первой части отзыва) :). Но в итоге желание поскорее встать на лыжи каждый раз пересиливало нытьё немощного организма, и я так и не узнал, во сколько же сотрудники подъемника №2 все-таки соблаговоляли начать запускать народ. :)
Ну, вроде как нкатались. :) 4-5 часов и я валился с ног. Максимум я выдерживал 5,5 часов катания с 15-минутным перерывом на чашечку чая. Минимум катался 1,5 часа в день. В тот раз валил жуткий снег, висел туман. Было и тяжко кататься по сугробам, и трудно по причине того, что в буквальном смысле не видно было границы между твердью земной и твердью небесной. Ей-богу, непонятно было, где заканчивается воздух и начинается снежный покров. Но день у меня даром не пропал, как раз все получилось очень удачно – я предпринял вылазку в ЛаВелью (об этом чуть ниже).
Вообще, погода всю неделю была очень неустойчивой. Первые три дня был мороз около -10 и яркое солнце. Потом двое суток валил снег. Первый день из них был туман, второй просто пасмурно. Потом постепенно распогодилось и на 7-й день снова было безоблачно, и потеплело до +1 (это в городке; на склоне не знаю, какая была температура). И все время было очень ветрено. В первый же день пришлось бегать по магазинам, искать «намордник», закрывающий нижнюю часть лица. Из-за морозов эта деталь экипировки стала самым популярным товаром. :) В принципе, они продавались во всех магазинах, но вот хороший все-таки пришлось поискать. Так вот, отнюдь не ласковый ветерок в Андорре, насколько я понял, явление систематическое. И народ сетовал, почему бы у кресел на подъемниках не сделать колпаки от ветра. Я такие даже в менее ветреной Сербии встречал. Но увы… Так что учтите сей момент – не забудьте предусмотреть что-нибудь, спасающее от продувания. ;)
Ну, теперь переключимся с катания на прочие приятности, сопутствующие основной цели путешествия. :)
Достопримечательности. Главной достопримечательностью Андорры являются, естественно, горы. :) Одна из двух основных дорог, пронизывающих страну, соединяющая Испанию с Францией, идет даже не по долине, а по ущелью. Горы там очень крутые, порой почти отвесные. В немногочисленных городках и деревушках нередко встречаются удивительные многоэтажные (3-5 этажей) дома совершенно современной постройки, имеющие всего три стены – четвертой служит отвесная скала. Памятников культуры или архитектуры в Андорре раз-два и обчёлся. Несколько старинных церквей и монастырей, пяток музеев разной направленности (например, музей шоколада или мототехники). Ну и несколько интересных скульптурных композиций, преимущественно в столице. Очень яркой достопримечательностью Андорры является, безусловно, крупнейший в Европе спа-комплекс Caldea в столице. Точнее, находится он в городе Ескальдес-Энгордань. Но вообще-то границы между ним и Андоррой ла Велья заметить невозможно – эти два населенных пункта слились воедино. Зеркальный шпиль 7-этажного комплекса виден из любой точки города. Красиво! Внутри я не был, но по описанию там вполне неплохо. Кому интересно: http://www.caldea.com/ru/
В Пас де ла Каса из достопримечательностей – только футуристическая блестящая стела на центральной улице. Ну и есть спа-центр с бассейном вроде как, только меня он не интересовал – у меня это добро было в отеле.
Кстати, об Андорра ла Велья. В столицу из Пас де ла Каса можно добраться на рейсовом автобусе. Номер его L4 (важно помнить, когда поедете обратно). Отправляется каждые полчаса (в 15 и 45 минут) с единственной в городке остановки (на «круге»). Билет в один конец стоит 5,60 евро, приобретается у водителя. Дорога в одну сторону занимает около часа со всеми остановками. Автобус большой, комфортабельный, дорога для меня получилась ненапряжной. Остановок, с которых можно отправиться обратно, в ла-Велье несколько. Они обозначены на всех бесплатных картах (я брал в отеле), только обратите внимание, чтобы там останавливался именно L4.
Ла Велья, как и практически все остальные населенные пункты в Андорре, вытянута вдоль долины. Из конца в конец ее можно пройти минут за 20 неспешным шагом. Но, в отличие от остальных городков, там есть еще параллельные улочки и боковые райончики. В принципе, городок милый, красивый. Есть что посмотреть. Хотя бы разок туда съездить и неспешно прогуляться по его улочкам и закоулочкам надо обязательно. И именно по закоулочкам – я там находил очень интересные вещи. Ну и по магазинам пройтись там стоит.
Вот… Вот и подошли мы к одной из очень интересных тем – шопингу. :) Многие вообще едут в Андорру только с одной этой целью. И оно того стоит, надо признаться. Ну, во-первых, это горнолыжное снаряжение и экипировка. Я не ориентируюсь в ценах, ибо своих лыж не имею и не собираюсь покупать в обозримом будущем – при моей частоте катания меня вполне устраивает вариант аренды. Но по отзывам (а также судя по остальным ценам в стране), покупать лыжи и с ними иже :) в другом месте, если вы собираетесь в Андорру – это, как минимум, неоправданное транжирство. :) Ну а ассортимент там поистине огромный.
Во-вторых, это электроника и оптика. Ноутбуки, планшеты, смартфоны, iPhonы и прочая – цены раза в полтора ниже наших в интернет-магазинах. Найти можно все, что угодно, в некоторых лавках под гаджетами встречал таблички «русифицировано». К фотоаппаратам не приценялся – у меня их достаточно; пытался найти в продаже «свою» технику, но просто не нашел конкретных моделей, чтобы сравнить цены. Что еще интересно. В маленьких магазинчиках электроники можно еще и торговаться. В них и без того цены ниже, чем в крупных торговых центрах, так еще и 20-30 евро (а то и больше, в зависимости от стоимости товара) можно выторговать практически всегда.
В-третьих… Ну, шмотки (в смысле, одежда и обувь), в Андорре, безусловно, представлены и в монобрендовых магазинах, и в торговых центрах, и в аутлетах. Но мне особо ничего не надо было, и я в них нос опускал лишь поверхностно. :)
В-четвертых, это парфюмерия. Я поначалу не понял, чего все про парфюмерию так много пишут, вроде бы цены те же самые, что и в любом дьюти-фри. Просто знаю ценник на некоторые конкретные марки; например Fahrengeit 100 мл стоит в разных аэропортах от 60 до 70 евро. Ну и там он стоял в магазине по 63. И лишь в последний день случайно еще раз заглянул в парфюмерный отдел и понял. Или наоборот – не понял. :) Стоит там т/в Fahrengeit по 63 евро. А рядом набор Fahrengeit (та же т/в 100 мл, гель для душа, дезодорант и всё это в хорошей дорожной сумочке). Ценника нет. Спрашиваю у продавца. Она провела сканером и ответила: 52 евро. За весь набор! :) Так что советую в парфюмерных магазинах окончательную цену тоже уточнять, не доверяя ценникам на витрине. ;)
И последнее – это алкоголь. Знаете, я испытал там легкую степень шока, чес-слово! :))) В общем-то, я выпить люблю. :) Хороший алкоголь в хорошей компании в разумных количествах… Или даже просто дома вечерком рюмашку коньячку хлопнуть. Там же в магазинах просто выть хочется от невозможности увезти столько, сколько позволяют средства. :))) Физически невозможно утащить… В самолет не пустят с перевесом… :) Например, любимый мною коньяк Courvoisier VSOP 1 литр там стоит от 20,75 до 22,50 (в разных магазинах) евро. Для справки: в дьюти-фри он стоит 41-45 евро, а в наших магазинах я его вообще не покупаю – дюже дорого. В виски я не разбираюсь, но думаю, что 17,80 евро за 4,5 литра – это даром, не так ли? ;) Собственными глазами видел такую цену, честное пионерское! :) Названия не помню, да оно мне все равно ничего не говорит; повторюсь – в виски я не разбираюсь. Кстати, как прикольно видеть в Андорре народ, гуляющий по улицам в обнимку с этими 5-литровыми бутылками вискаря. :) Ну а как его еще нести, такой ценный груз!? :))) А еще там в магазинах продается просто спирт 96 градусов, 5-литровая пластиковая баклашка за 11 евро. :) Ну а с собой я привез все-таки не Курвуазье, а испанский торресовский 10-летний бренди по 9,25 евро за литровую бутылку (в барселонском дьюти-фри он стоил 14). И торресовского же вина. Просто этот продукт кроме как в Испании трудно где-либо найти в принципе. А и вина, и коньяки у испанцев чудесные, нами уже опробованы ранее.
Кстати, поскольку Андорра «зажата» между Испанией и Францией, то, казалось бы, в ней должно быть намешано и от одной нации, и от другой, примерно поровну. Ан нет, испанского в андоррцах все-таки гораздо больше. И язык у них каталанский (хотя «бонжур» и «мерси» слышится довольно часто), и кухня у них испанская. Паэлья там, хамон, морепродукты… Вот про кухню, честно говоря, я особо много вам не расскажу. Ибо отель у меня был с полупансионом и питался я только в «родном» ресторане. Шведский стол на ужин был отличный, подробнее – в первой «отельной» части отзыва.
О чем еще стоит упомянуть? По национальному составу туристов – в основном там, конечно, испанцы. И французов тоже много. Много русских. Даже, пожалуй, очень много. Но в процентном соотношении я не скажу, как это всё выглядит. Английская и немецкая речь слышатся очень нечасто. И несмотря на обилие соотечественников, мы в Андорре не очень заметны. Может потому, что там не слишком тусовочное место, а может потому, что кататься на лыжах люди едут в большинстве своем состоявшиеся, интеллигентные. Вот среди испанцев и французов встречаются порой такие экземпляры, что исконно русское слово «жлоб» было бы для них просто ласковым прозвищем.
Несмотря на значительное количество туристов из России, информации на русском языке крайне мало. Хотя с этого года начал выходить журнал «Вестник Андорры», его первый номер был у нас в отеле на ресепшн (есессно бесплатно). Кое-где в ресторанах пытаются говорить по-русски, но дальше «здравствуйте» и «спасибо» дело, как правило, не заходит. А вообще, если вы путешествуете по свету (особенно, если не с туроператорами, а самостоятельно), то не знать английский хотя бы на школьном уровне это как-то, как минимум, неправильно что ли. :)
Ну вот, вроде бы и всё. Моё традиционное «сорри» за «многа букафф». :) И такое же традиционное пожелание увлекательных путешествий и хорошего отдыха!
Всем удачи и хорошего настроения!
С уважением,
Сергей.
PS. Завтра дабавлю фото, так что заходите еще раз - картинки посмотреть. ;)
А я купил много всяких напитков, особенно мне понравился по вкусу- Курвуазье и Торрес 20 летней выдержки. :-)
Спасибо за отзыв!!! :-)
Не цените Вы свое умение!!!!! Для меня все ,кто на горных лыжах стоят- боги!!!!! Про сноуборд молчу вообще!!!!! Это - супер боги!!!!!!!!