В краю нефтяных фонтанов.
Оман оказался очень необычной страной с шикарными дорогами, великолепными скалами, тысячей крепостей, фортов и довольно приветливым местным населением, которое не имеет ничего общего с египетскими наглыми голодранцами. Наш боинг «Турецких авиалиний» приземлился в столице страны, городе Маскат. Группа в Оман летела на свой страх и риск, поскльку в самый последний момет оказалось что молоденькой четырнадцатилетней девушке в визе, и омнацы пообещали уладить визовое недоазумение прямо по прибытию в аэропорт Омана. Но особого исскуства нам стоило ухитрться посадить ребенка в Москве в самолет и в Стамбуле предстояла подобная неприятная процедура. Билеты и путевка есть, а вот визы нет. Слава аллаху с первыми шагами в аэропорту Маската ребята с принимающей фирмы все быстро уладили и пообещали подготовить докуметы к моменту обратного вылета. Это был единственный момент поездки, когда пришлось неприятно поволноваться.
Долго петляя по улицам мы приехали в наш отель Ramada Quorum где мы оказались единственными русскоговорящими посетителями.
Оманское утро оказалось полным сюрпризов и неожиданностей.
После прилета в страну во втором часу ночи утренний подъем некоторым достался тяжелым. Наш водитель такси оказался разгильдяем не знающим не только английский язык, но и собственный город. Мы целый час колесили
По всему побережью в поисках дайвинг-центра BlueZone, с которым списывались заранее по интернету. На самом деле англичане оказались единственным дайвцентром, ответившим на мой инструкторский запрос и приславшие свои предложения. Пока мы катались по побережью, удалось посмотреть Маскат. Город оказался совешенно непригодным для пешеходных прогулок. Здесь можно только ездить на автомобиле. Одни магазин располагался в минимум пяти километрах от другого. Водители на «мерседесах» и BMW смотрелись бы очень cтранно на фоне местных «ролсов» и «Бентлей». Все авто исключительно белого цвета и необычайно чистые по сравнению с белорусскими или российскими автомобилями. Местные прецы
Передвигаются исключительно за рулем по бесконечной улице, протянувшейся от границы с Арабскими Эмиратами до самого Йемена.
На каждом столбике на дороге портрет местного Александр Рыгорыча- султана Абуза, который 37 лет успешно правит Оманом. Любовь к нему безгранична у местного населения. C его именем люди рождаются и умирают.
Как и без участия нашего президента, без Султана не обходится ни одно мало-мальское светское событие в стране, начиная от открытия аэропорта, выпуска студентов или открытия бензозаправки. Султана приглашают на свадьбы и похороны и очень гордятся руководителем своей страны. Окресности Mаската сплошь окаймлены высокими скалами, на которых расположились многочисленные форты и крепости. Попетляв безнадежно, посетив по аказии два других дайвинг центра, мы наконец накатав 100 баксов на такси, оно в Омане безбожно дорого, мы приехали в BlueZone, название которого совсем не означает то, что подумали люди, мало мальски знающие английский. Нас встретила хозяйка, англичанка Хрис Харриссон. Мы опоздали на 45 минут к выходу катера и нас слава богу оперативно поместили в лодку и расписавшись в очередном «лабилити» мы отправились мыть свои неопреновые сапоги в очередной части индийского океана. Нам дали отдельный катер – странный гибрид мальдивской «дони» и сейшелской «диньги» с двумя бензокосилками по 115 гнедых. С оманскими ценами на бензин на таком «табуне» можно прекрасно плавать не вспоминая плохими словами каждые пять минут Ходарковского с Аликберовым. На один доллар можно купить в Омане 8 литров лучшего во всей Южной Арабии бензина. А у нас в Беларуси только 200 грамм кoлбасы, да и то докторской. За стирингом лодьи стоял оманец, а индус исполнял скромные обязанности организатора подводных погружений. Кроме нас на катере оказались два египетских дайвера с дорогущими фотоаппаратами.
Через минут сорок нас привезди к живописному острову Fahal, представляющему собой облепленную белоголовыми арабскими орлами скалу. Мы собрали свою экиперовку и плюхнулись в теплую воду Оманского залива.
Первые впечатления жутко соленой воды сменились таким же впечатлением довольно ограниченной видимости. Не менее потряс меня подход самих оманцев к организации дайвинга. Вот – говорят, вам стена, риф справа, гребите туда, через 50 минут вот там мы вас заберем. Тут же вспомнилась басня : Иностранцы удивляются, почему выступающих на соревнованиях гребцов байдарок-двоек из стран СНГ одинаково зовут: Гребибля и Грибубля. Пожав плечами, мы и погребли. Ни тебе гида, ни дайвмастера, ни инструктора.
Мне, конечно не в первой осваивать новые места, но после трех лет работы в лучших мальдивских центрах все это выглядело странным, особенно при ценнике на дайвинг в 80 долларов. А если бы дайверы приехали без меня, да еще с опытом погружений лишь в белорусских озерах да Черном море. На глубине метров в 16 попали в довольно резкий термоклин и я пожалел о том, что полез в одной мальдивской длинной тройке. В лодке осталась пятимиллимитровая куртка. Уже через полчаса ужасно хочется выпрыгнуть под водой из костюма по маленькому, а в группе то девчонки ныряют. А грешить в костюм на Mальдивах на всю жизнь отучили.
По выходу из термоклина начались настоящие сюрпризы из-за которых стоит ехать в Оман тем, кто повидал уже казалось бы все, но чего-то еще не видел. Полной неожиданностью оказалось встретить под водой мурену –альбиноса с девятью черными точкамина морде. До это за год дайвинга на Альфонсе и Альдабре на Сейшеллах удалось встретить всего один раз.
Следующая встреча была с полосатой змеевидной муреной. Полосатый безобидный угрь что то безмятежно уплетал под водой не обращая на дайверов никакого внимания, пока его случайно не потревожили. Рыбы во время погружения оказалось немеренно. О, сюда бы мальдивскую или красноморскую видимость, и рыбу можно было бы руками разгребать.
Полно мелких лобстеров. Неизгладимое впечатление так же осталось от изобилия мурен. Последний контракт я отбомбил на мальдивском Баа Атолле, но никогда не видел такого количества медовых желтых мурен. А в Омане на каждом шагу. Выбравшись на лодку через часик дайвинга мы поменяли баллоны, разобрались с лишними грузиками и от души отведали арабского сока с кейками и печеньем. Второй дайв проходил в том же местечке но метрах в пятистах и ознаменовался тем, что мы прозевали акулу, которою видели другие и приличным течением, которое как котят вышвырнуло нас с острова вон.
Всплытие продемонстрировало насколько дальновидным оказался мой короткий курс пользования буями-декостопами, в народе- «парашутами».
Посидев по 3 минуты на остановке безопасности мы всплыли чет знает где от острова и довольно далеко друг от друга. Подъем в лодку в разыгравшийся не на шутку штормик достойно украсил последнее погружение. Поход по морю ва дайвинг-центр занял вместо сорока минут полтора часа.
Лодку безбожно колбасило, пришлось сбросить ход, египтянам расколотило дорогой бокс для фотика, а я с огромным удовольствием помогал шкиперу сачковать гребни, лавируя между волнами. На Сейшеллах в океане волны побольше и повеселее, но уж очень гибло идти по волнам в шторм на «пластике», который тяжелеет от набирающейся вовнутрь корпуса воды.
Народ изрядно потошнило пол-пути домой, но кто заставлял их сидеть на скамейке во время движения в шторм? Да и руки надо мыть. Два пальца в рот и никаких проблем. По прибытию в центр мы сели в такси и докатили до гостиницы.
Следующий день обещал стать знаковым. Мы планировали погружаться на недавно открытый дайверам военный корабль Al Munnassir. Утро следующего дня началось с плотного завтрака в отеле и полета на такси по роскошным хайвеям Маската. Движение автомобилей происходило на скоростях повыше 120 км/час и уже через полчаса мы были на месте.
Хозяйка дайвцентра встретила нас у входа с огромной собакой. Собака в арабской стране- большая экзотика.
Мы несильно задержаплись на этот раз. На корабле с нами оказались те же заблудшие египтяне, но уже без фотоаппарата. Через сорок минут ходу морем, мы долетели до огромной привязанной цепью бочки. Под нами Al Munnassr. 3000 тонная военная громадина было специально затоплена для дайверов 21 апреля 2003 года. Это главный в окресностях Маската wreck. На Al Munnassr, 84 метров длиной сняли все вооружение, срезали верхнюю мачту и убрали электроприборы и кабеля. Перед затоплением судна местные дайверы нескотлко недель искали удобное место, где был бы не только ровный грунт, но и имного рыбы, а так же бысьро выросли бы многочисленные мягкие кораллы и wreck оптимально вписался в местную экосистему. Мы подготовили к погружению фонари, фотоаппарат и пришлось немного подождать, пока на поверхность поднимутся наши предшественники. И так- погружение. Идем по цепи вниз. Течения- ноль. Инша Алла. Никто не потеряется. На шести метьрах попадаю в корзину артилероийского орудия.
Ее кроме меня заняли полосатые желтые снепперы. Сверху мне на голову спускаются мои дайверы. Пара ударов ластами по голове и все на месте.
Уходим по трапу в мутную пучину. По классу погружения Аль Муннассер очень напоминает Мадьдивскую Викторию. Но только без сильных течений и родных лиц инструкторов с соседних островов. Народу- никого. Муть никто не поднимает. Никто не толкает в бок как на красноморском «Чертополохе».
Красота. Видимости достаточно для того, что бы прекрасно рассмотреть судно.
Наверху нас умоляли не лазить во внутрь. Чего тогда снова гида не дали. Пользуясь оманским разгильдяйством ныряю в первый же люк. 40 ватный Fa&Me выхватывает тучку тех же желтых снепееров. Выхожу наружу, как говорят в белорусском парламенте, через «задний проход» и возвращаюсь к группе. Идем вдоль левого борта. Справа появляется огромная вертолетная площадка, покрытая сверху молодой порослью кораллов, объедаемых попугаями и хирургами. Под площадкой скрыта вторая палуба. Фонарь выхватывает из темноты тучи мечущихся губанов и снепперов.
Делаю фотосессию друзей и через кормовое окно выскальзываем вниз к винтам.
Судно стоит на ровном киле на 30 метровой глубине. Два огромных пропеллера навечно замерли на песчаном грунте напрочь лишенном какой было подводной растительности. Делаем фото. Пропеллеры «Салема» конечно повнушительнее.
Поднимаемся выше. Подъем не сложный. Уже 30 минут погружения, а воздуха полно даже у начинающих. Поднимаюсь и движемся густком по боковым коредорам периодтически заглядывая в черные проемы помещений.
Корабль великолепен. Более доступного и «грамотно положеного» wreck я еще не видел. Возвращаемся к орудийной корзине, откуда и начали движение.
Дайвер Женя куда то пропал. Был и нет. Начинаем искать. Из отверстий судна повсеместно поднимаются пузыри. Только что был здесь и вдруг нет. Черт!
А он единственный неопытный в группе. Договорились же- полтора метра слева справа от инструктора. Смотрю ввсерх- висит в двух метрах от нас на уходящей вверх к бочке цепи. Подплываю, смотрю на его манометр и отправляю наверх с напарником, у которого тоже воздух подходит к концу. Остальные уходят на бак судна. Осматриваю огромный трюм. Внизу ничего интересного, но трюм огромен. Прожвигаемся и осматриваем ном. Рядом несколько турелей со снятыми орудиями. По рапу вниз соскальзывает огромная медовая мурена. Такое впечатление, что обычных мурен здесь просто нет.
Возвращаемся после осмотра якорных лебедок к рубке судна и начинаем всплытие. Судно потрясающее. Много рыбы, мурен и очень легко доступно.
Отличный wreck даже для начинающих. Но видимость как и везде в этой части Омана метров 7-10.
На поверхности покачивается наш катер, привязанный к бочке. Нас ожидает сок манго. Красные яблоки и печенье. День не закончен, мы перемещаемся по живописному каналу меж двух островов к новому месту погруженния, где нас ждет встреча с морскими черепахами и тучами желтых мурен. Оманские акулы нас настойчиво игнорировали. На дне и у скал встретили несметное количество рыбацких сетей. Их оказалось полно на каждом шагу.
Даманьятовые острова
Первые три дня мы потратили на погружения в Маскате, изучение местных достопримечательностей, походы по магазинам, дешевыми которые не назовешь. Этих трех дней оказалось вполне достаточно для получения представления о прибрежном дайвинге и впереди нас ожидали
новые приключения на самых необычных дайвсайтах Омана- легендарных Даманьятовых островах.
Продолжение я выложил на своей вэбстранице mydiving(точка)орг