Авиация – ключ к экономическому росту Узбекистана

Статьи и репортажи
Авиация – ключ к экономическому росту Узбекистана

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала исследование «Стоимость воздушного транспорта» для Узбекистана, подтвердив, что продолжающийся акцент страны на авиацию приносит растущие выгоды в виде занятости и общего экономического роста.


В Узбекистане около 12 400 человек работают непосредственно в авиационной отрасли, генерируя приблизительно 96,5 млн USD экономического выхода, что составляет 0,1 % ВВП страны. При учёте более широкой цепочки поставок, расходов сотрудников и туристической активности общий вклад возрастает до 795,5 млн USD (0,9 % ВВП) и поддерживает около 128 000 рабочих мест.


«Продолжающиеся инвестиции в новую аэропортовую инфраструктуру, улучшения в области безопасности и развитие человеческого капитала сыграли ключевую роль в формировании устойчивой авиационной отрасли, укреплении растущего туристического рынка и привлечении прямых иностранных инвестиций. Это также позиционирует Узбекистан как будущий транзитный центр между Востоком и Западом для пассажиров и грузов», – заявил Рафаэль Шварцман, региональный вице‑президент IATA по Европе.


Туризм, напрямую связанный с авиацией, вносит в ВВП 282,9 млн USD, а международные туристы, по оценкам, ежегодно добавляют к экономике около 2 млрд USD через покупки товаров и услуг у местных компаний.


Воздушные грузы также набирают обороты. По данным IATA, в 2023 году через узбекские аэропорты прошли 66 600 тонн грузов. Открытие специализированного грузового терминала в аэропорту Ташкента и дальнейшее развитие грузового аэропорта в Навое обещают дальнейший рост объёмов грузоперевозок.


Ключевые приоритеты для Узбекистана

  • Глобальные стандарты: Приведение к международным требованиям в области безопасности, охраны и обработки пассажиров является основой безопасного, доступного и эффективного воздушного сообщения и повышает привлекательность страны как хаба между Европой и Азией.
  • Инфраструктура: Новые аэропорты в Ташкенте, Бухаре и Ургенче увеличат пропускную способность для пассажиров и грузов, однако необходима тесная работа с отраслью для обеспечения конкурентоспособных цен.
  • Производство SAF и энергетический переход: Поскольку Узбекистан развивает производство устойчивого авиационного топлива (SAF), соблюдение международных спецификаций критически важно. Использование опыта газ‑в‑жидкость при переходе на возобновляемый или низкоуглеродный газ обеспечит экологическую целостность и признание узбекского SAF на мировом рынке.
  • Инвестиции в кадры: Рост отрасли создаст повышенный спрос на квалифицированных специалистов; поэтому повышение квалификации и удержание персонала являются стратегическими задачами.

Источник: www.iata.org

Читайте также: Раннее бронирование туров на лето 2026: полный гид по выгодной покупке путевки