Экотуризм приходит в Ирак, но последуют ли за ним зеленые путешественники?

Страны и города
29.08.2022 Ирак   464
Экотуризм приходит в Ирак, но последуют ли за ним зеленые путешественники?

Защитники природы считают, что устойчивый отдых может помочь в гигантской задаче по сохранению окружающей среды страны.


«Я хочу организовать туры, включающие 14 дней походов, 14 гидов и 14 проживаний в семьях», — рассказывает Лавин Мохаммад о новой горной тропе Загрос, проекте, который он соучредил в иракском Курдистане.


Он как бы наверстывает упущенное. Прием и приют путешественников со всего мира является важной частью курдской и иракской культуры. Но в наши дни постоянная нестабильность означает, что туристы не приезжают.


Тропа, которая сейчас почти закончена, буквально пытается обойти это тяжелое прошлое. В некоторых местах он ведет посетителей через одну из самых заминированных территорий на планете, наследие многих ужасных конфликтов в конце 20-го века.


Организаторы маршрута считают, что он может стать частью решения таких проблем. Г-н Мохаммад сказал мне, что он хочет использовать импульс проекта для создания неправительственной организации под названием «Ассоциация гор Загрос». «Если мы будем обращаться к донорам, посольствам и правительственным чиновникам как организация, а не отдельные лица, мы сможем произвести большее впечатление».


Тропа длиной 240 километров также является напоминанием об огромных экологических проблемах, с которыми сталкивается Ирак. Она проходит мимо флоры и фауны, которым угрожает бесхозяйственность и опустевших деревень.


По мере приближения к завершению волнение нарастает. Организаторы готовят финальный этап GPS-картографирования, разметки и консультаций с населением на маршруте. Они обещают привлечь внимание не только в мире пеших прогулок. Есть надежда, что эта модель приживется где-нибудь еще и поможет создать движение экотуризма в Ираке.


Относительная стабильность Курдистана может сделать его важным испытательным полигоном для подобных проектов. Многие уже ведутся. Во время недавней поездки по охраняемой территории Карадаг на северо-восточной границе с Ираном Корш Арарат, защитник природы и исследователь местных видов птиц из Сулейманского университета, рассказал о своих многочисленных планах и о том, что предстоит пройти долгий путь перед приемом туристов и понимания властей, что такое устойчивый отдых на самом деле.


«Экотуризм — это больше, чем барбекю на природе, — говорит он. «Правительство может подумать, что все, что вам нужно, — это хорошая асфальтированная дорога в национальный парк, но это гораздо больше». Вместо того, чтобы просто строить, власти должны консультироваться с экспертами, инвестировать в долгосрочной перспективе и, что особенно важно, выполнять более сложную задачу по разработке и обеспечению соблюдения законов для защиты природы.


Они нужны Карадагу. Глядя на парк с одной из его многочисленных вершин, г-н Арарат указывает на новую, ярко сияющую нелегальную дачу, которая появилась на вершине холма, и на разбросанные остатки барбекю.


Он откровенно говорит о шатком положении Карадага. Он и его коллеги делают все возможное, чтобы дать отпор. Они построили эко-домик в надежде, что он в конечном итоге привлечет платных посетителей и послужит примером экологичного строительства для всего Ирака. Они также работали с местными жителями, пытаясь искоренить незаконную охоту. Предварительное международное расследование, в котором участвовал г-н Арарат, показало, что Курдистан является второй наиболее пострадавшей от этой практики областью на Ближнем Востоке.


Однако расширение легальной охоты в районах, граничащих с парком, рассматривается, и г-н Арарат приводит веские экологические доводы в пользу этого. Охотники со всего мира могут охотиться на перенаселенных животных, которые наносят ущерб местности, в частности, на диких кабанов. Хотя подобные модели вызывают споры, они оказались прибыльными в таких странах, как Южная Африка и Канада. Однако потребуется тщательный мониторинг. Многие местные охотники используют армейское оружие и очки ночного видения, ранее поставленные международной коалицией. У дикой природы нет шансов. Незаконная охота сыграла роль в почти полном исчезновении одного из самых ценных видов в регионе, персидского леопарда, наряду с вырубкой лесов и ценой животного на черном рынке.


Многие из этих факторов усугубились экономическими проблемами. Экотуризм может помочь. Г-н Мохаммад из горной тропы Загрос рассказал, как один из проводников проекта раньше был браконьером. «Теперь ему платим мы, и он превратился в преданного защитника окружающей среды, борющегося за виды, которые он убивал, пытаясь убедить других охотников остановиться».


Вернувшись в Карадаг, г-н Арарат показывает устойчивые небольшие плотины, которые его команда строит из глины. Они быстро строятся, стоят всего 3000 долларов и могут быть покрыты деревьями. Идея состоит в том, чтобы сохранить воду для животных во все более засушливой среде. Это поддерживает местные виды птиц, многие из которых являются эндемиками этого района, и, в свою очередь, создает замечательную зону для международных орнитологов.


В истории водного хозяйства Ирака плотина г-на Арарата — новинка. Немногие вещи символизируют недальновидные амбиции индустриального безумия страны в 20-м веке, как строительство плотин. Это также произошло в соседних Турции и Иране. Считается, что последний построил более 600 за последние три десятилетия.


Расположенный ниже по течению Ирак, страдающий от нехватки воды, тяжело переживает это наследие. Набиль Муса, основатель Waterkeepers Ирака и Курдистана, считает, что экотуризм может помочь. Его подход прост: привлекая больше людей к водным путям Ирака, защитники окружающей среды могут помочь защитить и повысить осведомленность. Он предлагает туры на байдарках и плавательные экскурсии, которые часто сочетаются с уборкой мусора и лекциями об угрозах воде в Ираке.


Он также говорит о её терапевтической силе: «В эпоху Саддама я почти не мог никуда ездить. Когда я, наконец, смог исследовать свою страну, вода стала формой терапии». В своих поездках он стремится поделиться тем же опытом в надежде, что это поможет воссоединить иракцев, многие из которых изолированы в городах, с окружающей средой. Он считает, что это может коренным образом изменить общество. «Природа связана с политикой. Без хорошей политики трудно любить природу. Природа может быть формой терапии для Ирака».


В других местах возникает неформальное народное движение. В социальных сетях существует множество групп, организующих экскурсии на природу. Но им все еще нужно руководство. Г-н Арарат подчеркнул, что необходимо обучать больше людей тому, как сделать поездки безопасными для окружающей среды, даже тех, кто имеет благие намерения. Как и г-н Муса, его взгляд на экотуризм в Ираке касается не только сохранения природы, но и людей, которые имеют право наслаждаться ее красотой.


Именно здесь проявляется важность внутреннего рынка. Экологический туризм не будет ограничиваться исключительно привлечением прибыльных отдыхающих из-за рубежа. Речь также идет о создании следующего поколения крайне необходимых иракских защитников природы. Для г-на Арарата, который их учит, это и есть конечная цель: «Нам нужны не столько деньги для защиты природы, сколько люди».

Читайте также: Лучшая сталь для походного ножа: советы по выбору