Как война России с Украиной влияет на путешествия и туризм
Опасности и происшествия
23.08.2022 Украина   343

Жестокая война России с Украиной, хотя и является прежде всего гуманитарной трагедией, нанесла значительный экономический ущерб во всем мире, не в последнюю очередь в области путешествий и туризма. В сумме российские и украинские туристы обычно тратят около 45 миллиардов долларов США в год на выездные путешествия, большая часть которых приходится на страны развивающейся Европы.


Едва пандемия Covid-19 утихла, как война поставила перед сектором путешествий и туризма по всей развивающейся Европе еще одну проблему.


По данным Economist Intelligence Unit, война повлияет на туристическую индустрию Европы четырьмя способами: потеря российских и украинских туристов; ограничения на авиакомпании и использование воздушного пространства; более высокие расходы на еду и топливо; и большой удар по доверию путешественников и располагаемым доходам.


Потеря российских и украинских туристов, которые до пандемии Covid-19 тратили в общей сложности 45 миллиардов долларов США в год (около восьми процентов от общемирового объема), затронет многие страны Европы с формирующимся рынком.


Однако некоторые региональные эксперты видят и положительную сторону в снижении зависимости от туризма, в частности, из России.


Потеря туристов в Прибалтике?

Эстония, Латвия и Литва также потенциально могут потерять 10 или более процентов своих ежегодных посетителей из-за действующего запрета на въезд из России, поскольку все больше и больше стран Шенгенского пространства отказываются от выдачи туристических виз владельцам российских паспортов.


«Война в Украине началась, когда мы все еще оправлялись от последствий последних двух лет, а количество туристов еще не достигло уровня, существовавшего до начала пандемии COVID-19», — говорит Кадри Грёэн из Travel Estonia.


Она указывает на 50-процентное сокращение числа круизных лайнеров, пришвартованных в Таллинне, как прямое следствие войны. Она также утверждает, что это не из-за страха, а потому, что они больше не могут посещать Санкт-Петербург, ключевую достопримечательность круизов по Балтийскому морю.


Тем не менее, она с оптимизмом смотрит в будущее эстонской индустрии туризма.

«Мы слышали о влиянии войны как причины отмены групповых поездок, но не видели прямого влияния войны на статистику туризма. Количество пассажиров постепенно улучшается с каждым месяцем», — говорит она.


Что касается круизных лайнеров, она заявляет, что те корабли, которые прибывают в Таллинн, останутся дольше, чем раньше. Кроме того, больше круизных лайнеров посетило другие порты, чем в предыдущие годы, например, крупнейший остров Эстонии Сааремаа.


Аналогичная ситуация и в Латвии.


«Пандемия Covid-19 и война в Украине повлияли на туристический сектор, сократив количество путешественников из Северной Америки, Азии, России, Беларуси и Украины», — рассказал Emerging Europe Янис Ковалевскис из Латвийского агентства инвестиций и развития.


«Война в Украине сразу повлияла на показатели бронирования на весенне-летний сезон, особенно в групповом сегменте. Большое количество забронированных групповых бронирований было отменено в марте и не было перебронировано на летний сезон. По оценкам, предоставленным туристическим сектором, от 60 до 70 процентов бронирований было отменено. В настоящее время въездной туризм в основном базируется на индивидуальных путешественниках и небольших туристических группах, а также на внутренних поездках, внутренних и региональных корпоративных поездках».


Она объясняет, что для того, чтобы смягчить последствия войны, в тесном сотрудничестве с заинтересованными сторонами отрасли латвийская маркетинговая стратегия туризма была пересмотрена, чтобы переопределить приоритетные рынки и продукты.


«Из-за геополитической ситуации большая часть нашего бюджета на туристический маркетинг в настоящее время инвестируется в кампании на наших целевых рынках в Скандинавии и Западной Европе. Больше всего туристов приезжает из Литвы, Эстонии, Швеции, Финляндии, Германии и других стран Европы», — говорит Ковалевскис.


Потеря туристов на Балканах?

Прогнозируется, что в Черногории, которая привлекала богатых россиян своими эксклюзивными пляжными курортами и пристанями для яхт, также произойдет значительное падение доходов от туризма, хотя некоторые россияне все еще добираются до страны через Сербию. Белград — один из немногих европейских аэропортов, которые до сих пор открыты для рейсов из России.


В мае Всемирный банк понизил прогноз экономического роста Черногории на 2022 год до 3,6% с предыдущих 5,9%, отчасти из-за ожидаемого сокращения числа высокооплачиваемых туристов.


«Россия и Украина представляли собой один из самых важных рынков для Черногории как туристического направления в последние несколько лет, поскольку обе страны входили в пятерку стран, из которых прибыло наибольшее количество туристов. До войны туристы из России и Украины составляли 15,8% иностранных посетителей и 21% тех, кто остается в стране на ночь», — рассказала Милена Вуйович из Национальной туристической организации Черногории Emerging Europe.


Она говорит, что туристическая индустрия страны претерпела значительные изменения в результате этого кризиса, но ей все же удалось провести успешный туристический сезон, привлекая туристов из региона, Западной Европы, а также из Израиля, Казахстана, а также некоторых новых рынки для Черногории, такие как Саудовская Аравия и Египет.


«Согласно нашим данным о количестве туристов с начала этого года, в среднем мы фиксируем рост на 9,91% по сравнению с тем же периодом допандемического 2019 года», — говорит Вуйович.


Болгарское Черное море было еще одним важным туристическим направлением для российских и украинских туристов, и, по оценкам Deutsche Welle Bulgaria, более 350 000 россиян владеют недвижимостью на побережье страны.

В нашей стране война пагубно сказалась на туризме. В январе мы зафиксировали очень большое количество бронирований на стартующий весенне-летний сезон. В это время мы также переживали довольно удовлетворительный сезон зимнего туризма. В феврале начались боевые действия в Украине, и это остановило практически все продажи», — рассказывает Emerging Europe Павлина Илиева, председатель организации «Будущее туризма», которая предлагает независимое представительство болгарской туристической индустрии.


Правительственная схема по развитию туризма и помощи некоторым из 297 000 украинских беженцев, которые к концу мая обосновались или прошли через Болгарию, включала выплаты в размере 20 евро в день на питание и проживание владельцам отелей, которые разместили более 40 000 беженцев на морских курортах.


Однако, по словам Илиевой, отсутствие ясности относительно того, когда схема завершится, затруднило для участников процесс бронирования.


Туристам нечего бояться

Илиева также утверждает, что некоторые туристы по-прежнему не понимают, где находится Болгария, что также способствовало небольшому количеству посетителей моря.


«У некоторых туристов сложилось неправильное впечатление, что Болгария граничит с Украиной, и это привело к отмене бронирования на западном рынке».


Некоторые болгарские турагентства сообщают о получении звонков от постоянных клиентов из западных стран с вопросом, слышны ли российские обстрелы Украины из Болгарии.


Кадри Грён из Travel Estonia также подчеркивает, что в настоящее время Эстонии не угрожает военная опасность.


«От Таллинна до Киева такое же расстояние, как от Берлина или Вены. Несмотря на то, что у нас есть общая граница с Россией, мы являемся гордой североевропейской страной, членом ЕС и НАТО и всего в 80 километрах от Хельсинки через залив», — говорит она.


Болгария, Эстония и все другие восточные государства-члены ЕС между ними в настоящее время имеют самый низкий (уровень 1) статус предупреждения о поездках, выданный Государственным департаментом США.


Источник: breakingtravelnews