Говорят, что великий феодал Тоётоми Хидэёси любил чайную церемонию и чай Удзи. (Изображение предоставлено Мемориальным музеем Хидэёси и Киёмаса.)
Аристократы и государственные деятели Киото, столицы того времени, были известны своим изысканным вкусом. Они настолько пристрастились к чаю из Удзи, что правящий сёгунат Асикага в 15 веке объявил чай Удзи лучшим в стране. По распоряжению правительства было заложено семь новых чайных плантаций, одна из которых до сих пор продолжает производить чай в Удзи.
В 16 веке появился революционный новый метод производства листьев более высокого качества. Этот метод, называемый выращиванием в тени, включает ограничение количества солнечного света, получаемого растениями. Солнцезащитные экраны наносятся на растения после того, как прорастут новые почки, чтобы затенять их в течение определенного количества дней до сбора урожая. Это останавливает химический процесс, посредством которого компонент умами, теанин,
превращается в вяжущий катехин. Матча стала более гладкой на вкус и более насыщенного цвета.
В эту же эпоху была разработана чайная церемония. Она возвела чаепитие в форму культуры, которая сочетает в себе умственную дисциплину дзэн с типично японской эстетикой и духовностью. Чашка чая стала тем, за чем хозяин и гости могли проводить время, общаясь и углубляя свои связи друг с другом. Мы также видим, что чаепитие становится формой отдыха для самураев в это время, которое было периодом постоянных гражданских войн и потрясений в Японии. Хотя наслаждение чаем уже какое-то время было чем-то вроде символа статуса для воинов, теперь оно также служило спасением от тягот войны.