Остров Блед – святое место

Остров Блед – святое место

Словения, Блед (город)
Остров Блед небольшой по размеру, расположенный в западной части озера Блед. Как и замок, остров является памятником культуры национального значения.

Остров Блед небольшой по размеру, расположенный в западной части озера Блед. Как и замок, остров является памятником культуры национального значения. Культурное наследие и его символическая ценность – это подарок, который наши предки передали нашим поколениям. Благодаря своей красоте Блед всегда был магнитом для художников, а также местом уважения и глубокой духовности.

Археолог Андрей Плетерский, исследователь так называемого «мифического ландшафта», гипотетически связал остров еще с двумя геолокационными точками: Добра гора и Градишка. Вместе эти три точки должны образовывать «священный треугольник» с ритуальным углом 23°. Ритуальный угол — это угол между земной осью и плоскостью обращения Земли вокруг Солнца, представляющий собой видимую разницу высоты Солнца в день равноденствия и в момент летнего и зимнего солнцестояния. Логически организуя ландшафт, славянские поселенцы, как полагают, создали свое культовое пространство.

Поселение

Первые признаки поселения относятся к новокаменному веку. Археологические раскопки, проведенные под фундаментом древнейшей раннесредневековой церкви, выявили очертания прямоугольной строительной конструкции, которую находки, возможно, относят к раннему средневековью. Из-за хронологического расположения здания ученые рассматривают возможность того, что на том же месте мог стоять более старый дохристианский храм. Помимо материальных находок, археологи также обнаружили раннесредневековое кладбище, датируемое IX веком нашей эры, со 124 задокументированными погребениями скелетов.

История острова изложена в отчете защитника природы и искусствоведа Ники Лебен. Она утверждает, что озеро Блед — это ледниковое образование, образовавшееся несколько тысяч лет назад, а нынешняя форма острова — результат вмешательства человека. Некоторые археологические находки допускают даже возможность того, что остров был заселен еще в новокаменном веке или неолите, но определенно не позднее 7 века до н.э. В то время здесь стоял небольшой храм-святыня, посвященный Рождеству Богородицы, который через века превратился в паломническую церковь Богородицы Марии. Епископы Бриксена получили имение Блед в подарок от немецкого императора Генриха II в 1004 году. Они держали имение в своем владении до 1688 года, когда церковь перешла в руки Люблянской епархии.

Археологические исследования острова Блед в 1960-х годах подтвердили существование нескольких деревянных жилищ, и самой важной находкой было обширное кладбище с более чем сотней могил VIII и IX веков нашей эры. Предметы, найденные в нескольких могилах, подтверждают существование древнеславянского кладбища или поселения, являющегося частью культуры биело брдо.

Уже в то время на острове была небольшая святыня, изначально посвященная Рождеству Богородицы. Первоначальная деревянная часовня позже была заменена построенной церковью с прямоугольным нефом с плоской крышей и полукруглой апсидой с алтарем. Первое упоминание о часовне в письменных источниках относится к 1185 году, когда церковь, вероятно, имела двойной неф. Считается, что расширение было заказано епископами Бриксена, которые получили поместье в 1004 году по договору дарения от немецкого императора Генриха II, в то время как дальнейшие документы, предоставленные до 1073 года, передали поместье помещикам, имевшим обширные поместья в долине Верхней Савы.

Остров был предметом спора с Аквилеей, поскольку земли к югу от реки Драва попали под Аквилейский патриархат. Впервые спор разрешился в пользу Бриксенской епархии в середине 15 века. После основания Люблянской епархии в 1461 году вражда с Бриксеном продолжалась до 1688 года, когда островная церковь окончательно перешла к Люблянской епархии.

В своей поэме «Крещение в Савице» доктор Франс Прешерн, словенский поэт эпохи романтизма, построил храм богине Живе. Создавая свой романтический образ древнеславянской богини Живы, он опирался на более старый образ богини Живы. Он также принял во внимание заметки Янеза Вайкарда Вальвазора и Антона Томажа Линхарта о древнеславянских богах. В сознании словенцев Жива всегда была связана с жизнью, посевом и урожаем.

Согласно литературному творению Прешерна, у богини Живы был храм на острове посреди озера Блед. Кажется, Прешерн был прав насчет существования на острове языческого храма. Раскопки, проведенные археологами после Второй мировой войны, выявили фундамент более старых построек под современной церковью. Находки включали в себя фундаменты, поддерживавшие деревянную постройку квадратной формы со времен христианизации, т.е. с середины VIII в.

Следующим элементом, который сильно проявляется в старой вере в богиню Живу, является озеро. По старому поверью, это была резиденция мертвых. Старая традиция превратилась в христианские легенды об озере, а легенда об озере Блед частично содержит доисторические элементы. Колокол желаний напоминает о старых пророчествах, сделанных у входов в старые храмы. Образ богатой вдовы сохранил черты бывшей богини, а также Владычицы Озера, которая может исполнить желание любого, кто позвонит в колокольчик.

Романа Пуркарт, зеленый координатор Бледа

Источник: bled.si

Карта блога
Читайте также:
Почему лучшая свадьба на Сейшельских острова... фото
Почему лучшая свадьба на Сейшельских острова...
Читать