Стоя перед этим гигантским зданием, у вас (почти) кружится голова. Все сделано, чтобы произвести впечатление, как внутри, так и снаружи. Это символическое место с долгой историей, построенное на горе (довольно удачно названной) Мон-де-Потенс, что означает Холм Виселицы, где в средние века казнили осужденных. Легенда гласит, что в 16 веке знаменитый врач Везалий ходил туда по ночам, чтобы воровать трупы и изучить человеческое тело…
Это один из самых впечатляющих памятников Брюсселя, откуда также открывается захватывающий панорамный вид на нижний Брюссель.
Немного истории
В марте 1860 года (при Леопольде I) бельгийское правительство организовало международный конкурс на строительство нового здания суда в Брюсселе. Жюри не выбрало ни один из представленных проектов, и вместо этого проект был поручен архитектору города Брюсселя (который входил в состав жюри!). Проект Джозефа Пуэларта был колоссальным: синтезировать историю человечества в архитектуре одного здания. Строительство, наконец начавшееся в октябре 1866 года, длилось 17 лет. Это привело к принесению в жертву части Мароля, рабочего района в нижней части города, путем экспроприации по смехотворным ценам, выселения и сноса. Инаугурация (при Леопольде II) состоялась 15 октября 1883 года, причем архитектор этого колосса так и не увидел завершенной своей работы. Измученный и обезумевший, он умер за четыре года до завершения работ.
«Скивен-архитек» и «Великая чернильница»…
Памятник никого не оставил равнодушным. Некоторые его обожали, а другие высмеивали. Пуэларту была предоставлена огромная творческая и финансовая свобода на протяжении всего проекта, что привело к народному, политическому и культурному недовольству. Было придумано множество очаровательных выражений, таких как «Rotten» и «Skieven Architek» (извращенный архитектор), причем последнее было принято в качестве названия кафе на площади Же-де-Баль в самом сердце Мароля. Виктор Орта описал здание как «... сокрушающую массу, увенчанную сырным колоколом». Фрейд высоко оценил его: «На вершине крутого холма стоит массивное здание с настолько красивыми колоннами, что все это напоминает ассирийский царский дворец или иллюстрацию Гюстава Доре». Виктор Гюго окрестил его «Великой чернильницей».
Построенный в классическом греко-римском стиле и превышающий по размеру базилику Святого Петра в Риме, он (до сих пор) является крупнейшим дворцом правосудия в мире:
«Циклопическая архитектура, придуманная руками, не осознающими человеческого масштаба» (Виктор Орта)
50.8366, 4.35147