История транзитного судоходства через Батумский порт берет свое начало из глубокой древности. В 1878 году порт был объявлен порто-франко (на период до 1885 года). К концу 1884 года был создан проект дальнейшего развития порта. Авторами проекта являлись первый начальник Батумского морского торгового порта адмирал Греве и инженер Георг Алькович. Реализация проекта началась в 1885 году. Главным фактором развития Батумского порта с самого начала являлась нефть. Основу этому заложило строительство железнодорожной линии Баку-Тбилиси.
Интенсивный рост объема экспортируемой нефти вызвал необходимость развития соответствующей портовой инфраструктуры. Объем первого экспорта нефтепродуктов, осуществленного в 1883 году, составил 3 миллиона пудов. Из 18 обществ, занимавшихся перевозкой нефти, особенно выделялись объединения Ротшильдов, Манташевых и Нобелей.
В 1873 году в Баку прибывает Роберт Нобель, старший сын Эммануэля Нобеля. Воодушевленный процветающим нефтяным бизнесом, он тратит 25 тысяч русских золотых рублей на закупку Бакинского нефтеперерабатывающего завода. В качестве партнера в нефтяном бизнесе Нобель выбирает барона Ротшильда. Ротшильд заводит знакомство с морским брокером Ф. Лейнсом и купцом М. Самуэлем, которым первым пришла в голову мысль о создании танкеров - судов для перевозки нефти.
5 января 1892 года в Великобритании утвердили дизайн танкера - нового вида морского транспорта. В 1885-1892 гг. в глубине Батумской бухты было выстроено нефтеналивное предприятие. В 1886-1889 гг. для приема судов, груженных нефтепродуктами, были выстроены 2 нефтяных причала длиной 80 и 95 метров. В 1892 году из английского порта West Hartlepool вышел первый британский танкер "Murex". Он направился к порту назначения - Батуми, а оттуда, груженный нефтью, взял курс на Сингапур и Таиланд. Это же судно, загрузившись в Батумском порту, 23 августа 1892 года открыло движение танкеров по Суэцкому каналу.
В 1900 году закончилась прокладка нефтепровода Баку-Батуми. Благодаря Батумскому порту России в кратчайшие сроки удалось сначала догнать, а затем и перегнать Соединенные Штаты Америки по добыче и экспорту нефти. К началу XX века Порт Батуми по своему значению и грузообороту стал одним из ведущих портов Черного Моря. Позднее были построены еще 5 причалов для танкеров и сухогрузов. Возрастал грузооборот порта, расширялась номенклатура перерабатываемых грузов. В 1923 году, в период Советской власти, Батумский морской порт перешел в реестр портов высшей - 1 категории, что еще более ускорило его развитие. В то время он входил в число тех портов Советского Союза, грузооборот которых превышал 1 млн. тонн. В 1959-1962 гг. было построено здание Морского вокзала, а к 1967 году порт уже мог принимать на внешнем рейде крупнотоннажные суда.
Участие в транспортировке нефти превратило Батумский порт в важнейший узел Евразийского транспортного коридора и в крупный транспортный объект международного значения.
Нефтяной терминал
Пропускная способность нефтяного терминала - до 15 млн. тонн в год.
Терминал специализируется на переработке сырой нефти и практически всех видов нефтепродуктов: дизельное топливо, бензин, мазут и т.д. Данные причалы до 2019 г. переданы в аренду ООО «Батумский Нефтяной Терминал».
Контейнерный терминал
Пропускная способность контейнерного терминала составляет 100 000 TEU в год. Контейнерный терминал располагает открытыми складскими площадями и имеет в наличии перегрузочные оборудования, специализированные на обработку контейнеров прямым и складским вариантом.
Паром курсирует между портами Варна, Ильичевск, Поти, Батуми. Работа паромной системы полностью автоматизирована. Номинальная годовая пропускная способность терминала составляет около 700 тыс. тонн.
С ноября 2007 г. Причалы №4,5,6 и причальный комплекс для обслуживания паромов, передан в аренду компании Batumi International Container Terminal LLC до 2055 года, являющейся дочерней компанией корпорации International Container Terminal Services Inc (ICTSI).
Терминал сухих грузов
Причал №6 располагает открытой складской площадью и специализирован на обработку металлолома прямым и складским вариантом.
Причал №7 предназначен для крупнотоннажных судов и специализирован на обработку навалочных, насыпных, наливных, генеральных и тарно-штучных грузов весом одного места не более 20 тонн.
Причал №8 предназначен для малотоннажных судов и специализирован на обработку навалочных, насыпных, наливных, генеральных и тарно-штучных грузов весом одного места не более 10 тонн.
Причал №9 предназначен для малотоннажных судов и специализирован на обработку, наливных, генеральных и тарно-штучных грузов весом одного места не более 6 тонн.
Максимальная пропускная способность грузового терминала - 2,3 млн. тонн в год.
Пассажирский терминал
Пассажирский терминал расположен в центре города, на прибрежном бульваре. Пропускная способность терминала около 180 000 пассажиров в год. Пассажирские причалы №10 и 11 обеспечивают обработку пассажирских судов, а также малотоннажных грузопассажирских паромов (Ro- Ro).
Здание нынешнего Морского вокзала было построено в 1962 году по проекту архитекторов Новакова и Кремлякова. Оно оснащено навигационным центром. Архитектурное здание Морского порта считается одним из символов Старого Батуми.
41.6465, 41.6505