Железнодорожный вокзал Гродно
Беларусь, Гродно

Первой железнодорожной линией, проложенной на белорусской земле и ныне входящей в состав Барановичского отделения, был участок Гродно-Поречье, являющийся частью железнодорожной магистрали Петербург-Варшава, построенной в 1862 году. Постройка дороги содействовала экономическому развитию белорусского города Гродно, развитию текстильного и других видов легкого, сельскохозяйственного производства Гродненской губернии. Постоянное движение на дороге было открыто 15 (27) декабря 1862 года. Вскоре после начала строительства дороги, было построено деревянное стационарное здание вокзала в Гродно. В 1868 году его сменило капитальное здание, больше напоминавшее дворец или ратушу, ставшее подлинным украшением и визитной карточкой города. По своей архитектуре новое здание вокзала было ярким примером эклектики. Элементы классицизма, строгая симметрия, галереи, полуколонны, пилястры тосканского ордера. В центральной части вокзала размещался главный вход, на первом этаже — вестибюль, кассы, на втором этаже и в боковых крыльях — залы. Такой масштабный проект для тех времен, когда Гродно преимущественно имел деревянную застройку, свидетельствует о возросших требованиях эпохи и значимости данного вокзала для железной дороги. Уже в 1890 году на станцию Гродно прибыло пассажиров всех трех классов более 60 тысяч человек. По условиям мирного договора 1921 года город Гродно в составе Западной Белоруссии отошел к Польше. Переход станции в состав Польских железных дорог привел к перешивке местной изначально широкой колеи на европейскую. Врата города постепенно стали утрачивать былое исторически сложившееся значение, так как поезда отправлялись теперь только в одном западном направлении. Жизнь вокзала неспешно текла в русле развития провинциальной станции. Были и новшества: от станции начали ходить первые туристические поезда в Вильно, Варшаву, Краков. В годы немецкой оккупации с июня 1941 и по июль 1944 года станция Гродно не действовала и возобновила работу только после освобождения территории от немецко-фашистских захватчиков (16 июля 1944 года). В ходе боев за Гродно в 1944 году вокзал, паровозное депо, водонапорная башня, железнодорожный мост через Неман были разрушены. Сразу же после освобождения города в 1944 году было начато восстановление здания вокзала. В 1948 году вокзал станции Гродно был полностью восстановлен. Более того, к зданию вокзала был пристроен двухэтажный корпус со служебными помещениями, над галереями появился дополнительный этаж. Фронтон центральной части приобрел форму треугольника. Здесь находились кассы, зал ожидания, парикмахерская, бюро «Интурист». В правом крыле от центрального входа размещался уютный ресторан, в левом крыле в разное время находились зал ожидания и таможня. На втором этаже — служебные помещения, диспетчерская и кабинет начальника вокзала. В 1955 году кинорежиссер Лев Голуб снимал детский фильм «Миколка-паровоз». В кадрах фильма навсегда сохранился старый гродненский вокзал. В 1986 году здание старого вокзала было снесено, а рядом построен новый современный вокзал. Трехэтажное сооружение из бетона, алюминия и стекла было рассчитано на единовременное размещение 1000 пассажиров со среднегодовым потоком 1,5 миллиона человек. В конце декабря 2011 года была завершена первая очередь реконструкции здания железнодорожного вокзала станции Гродно. При ее проведении было обновлено административно-бытовое здание, в котором расположены администрация станции, комнаты отдыха для пассажиров, помещения различных вспомогательных служб. Была произведена частичная перепланировка всех трех этажей, в том числе на смену трех- и четырехместным комнатам отдыха пришли более комфортные комнаты, рассчитанные на одно и два места. Заменены системы водоснабжения, электроснабжения, произведена тепловая реабилитация здания — утеплен его фасад, заменены окна и двери. Современный вид зданию придает отделка фасада стекло-керамогранитной плиткой и подведенная к нему подсветка. В ходе второй очереди реконструкции обновлено само здание вокзала — помещения железнодорожных касс, зал ожидания, помещения таможенных и пограничных служб и другие объекты. Зал ожидания Гродненского железнодорожного вокзала после реконструкции открыт для пассажиров 1 августа 2013 года. На вокзале работает оснащенный современным оборудованием зал пограничного и таможенного контроля.

ТурОбъекты рядом
Гродненский областной драматический театр
Гродненский областной драматический театр
Гродненский областной театр кукол
Гродненский областной театр кукол
Ледовый дворец Гродно
Ледовый дворец Гродно
Аквацентр в Гродно
Аквацентр в Гродно
Гродненский государственный историко-археологический музей
Гродненский государственный историко-археологический музей
Старый замок в Гродно
Старый замок в Гродно
Новый замок в Гродно
Новый замок в Гродно
Костёл Обретения Святого Креста и Монастырь бернардинцев
Костёл Обретения Святого Креста и Монастырь бернардинцев
Гродненский государственный музей истории религии (Дворец Хрептовичей)
Гродненский государственный музей истории религии (Дворец Хрептовичей)
Собор Святого Франциска Ксаверия (Фарный костел)
Собор Святого Франциска Ксаверия (Фарный костел)
Похожие ТурОбъекты
Шклярска-Поремба-Гурна
Шклярска-Поремба-Гурна
Станции
Момбаса Терминус
Момбаса Терминус
Станции
Главное здание железнодорожного вокзала в Палдиски
Главное здание железнодорожного вокзала в Палдиски
Вокзалы
Вокзал Сан-Бенту
Вокзал Сан-Бенту
Вокзалы
Ж/д вокзал Коломыя
Ж/д вокзал Коломыя
Вокзалы
Центральный вокзал Копенгагена
Центральный вокзал Копенгагена
Вокзалы
Железнодорожный Вокзал Улан-Батор
Железнодорожный Вокзал Улан-Батор
Вокзалы
Речной Вокзал в Плесе
Речной Вокзал в Плесе
Вокзалы
Железнодорожный вокзал Александров-1
Железнодорожный вокзал Александров-1
Вокзалы
Станции
Владивостокский фуникулёр
Владивостокский фуникулёр
Станции