Самая красивая из краковских синагог была построена по инициативе Исаака Якубовича (Айзека Екелеса) по просьбе его жены Брайндли, которая таким образом хотела отблагодарить за успех и счастье своей семьи.
Полученное у Владислава IV Вазы разрешение на строительство, однако было оспорено настоятелем костела Тела Господня. Оказалось, что священникам при посещении живущих недалеко христиан придется идти с гостией мимо синагоги, чего они хотели бы избежать из-за слухов, как будто евреи «подстерегают гостию». Исаак Якубович, как и подобает настоящему купцу, так долго ходил к епископу Кракова Якубу Задзику, пока не убедил его в своей правоте, и спокойно мог закончить строительство (в 1644 году). Потом еще долго обсуждалась сила аргументов банкира...
Единственным декоративным акцентом снаружи здания является барочный входной портал входа с улицы Исаака. Уже в ХХ веке к переднему фасаду была достроена двухпролетная лестница с арочным крыльцом, ведущая в женскую галерею, называемую бабинец. Внутри же взгляд притягивают полихромия в виде литургических текстов, окруженных украшениями. Древнейшие датируются периодом сразу же после возведения синагоги.
Перипетии строительства молельни отразились и на ее дальнейшей судьбе. Во время шведского нашествия она была разграблена, а затем отдана за долги костелу св. Ядвиги. Во время оккупации в синагоге действовала театральная мастерская, где работал в качестве художника-декоратора Тадеуш Кантор. После войны в здании некоторое время размещались склады, затем скульпторские и реставрационные мастерские и реквизиторский цех театра СТУ. Лишь в 1989 году здание возвратили еврейской общине, которая вернула интерьерам былое великолепие.
С синагогой связана одна легенда. Когда Исаак Якубович был молод и беден, ему приснилось, что под мостом в Праге закопан большой клад. После того, как он попал на место, оказалось, что этот мост окружен эскадроном солдат и поиски вести невозможно. Исаак рассказал о своем сне одному из солдат, который со смехом ответил, что ему снилось, что у некого Айзека из Казимежа под печью спрятан клад. Исаак вернулся к себе домой, разобрал печь и нашел клад, что позволило ему открыть синагогу и построить собственную факторию.
Смотреть также:
- строгий прямоугольный зал с высоким цилиндрическим сводом
- арочная галерея для женщин, поддерживаемая тосканскими колоннами
- полихромия XVII века
- окруженный тосканскими колоннами арон ха-кодеш (алтарный шкаф, в котором хранятся свитки Торы), увенчанный прерывистым тимпаном и выпуклыми досками декалога
50.0516, 19.9467