Монастырь Татевиванк
Армения, Горис

Татевиванк находится в центре марза Сюник в Южной Армении, в 30 км от города Гориса у одноименного села Татев, на правом, высоком берегу реки Воротан (Громовая). Прежде чем подняться на эту захватывающую дух высоту, надо спуститься в пятисотметровый каньон Воротана, остановиться на «Чертовом мосту», у теплых ванн минеральных источников, где сходятся два берега реки и, затем, открывая с каждым витком дороги новый неповторимо-прекрасный пейзаж, выйти из него.
Мощной и неприступной твердыней высится Татевский монастырь на утесе, обрывающемся в ущелье реки Воротан. Стратегически выгодное местоположение на мысу, образованном глубокими, скалистыми склонами ущелья реки, благоприятствовало созданию здесь мощного оборонительного комплекса. Монастырь получил свое название в честь Св. Евстафия (арм. Евстатиос-Статевос-Татев) - ученика апостола Фадея, проповедывавшего, как и его учитель, христианство и мученически погибшего за новую веру в области Сюник исторической Армении. Первая церковь монастыря была построена в X веке. В это время в монастыре проживало небольшое количество монахов. В XIII веке Татев становится резиденцией Сюникских епископов. В 848 году Сюникский князь Пилипос построил церковь Сурб Григор Лусаворич (Св. Григорий Просветитель), он же, до того, подарил монастырю село Татев. Дарили монастырю села и другие владетели Сюника. Приобретали недвижимость настоятели монастыря и на свои средства. В результате всего этого, уже в X веке Татевский монастырь становится крупным феодальным землевладельцем. В 906 году была построена самая крупная церковь монастырского комплекса собор Сурб Погос, Петрос (Св. Павла и Петра), ктиторами которого были Сюникский князь Ашот и его жена княгиня Шушан. Архитектура собора несколько архаична. Она воспроизводит тип купольных базилик XII века, однако в нем имеются и новые черты - приделы в западной части собора, углы стен которых использованы в качестве опор купола. Гармоничная соразмерность отдельных частей здания усиливает впечатление значительной высоты собора. Особенно бросаются в глаза большие внешние объемы купола церкви, высокий круглый барабан, увенчанный зонтичным перекрытием. Обращают на себя внимание барельефы, украшающие окна, каждый из которых представляет человеческое лицо, к которому обращены головы змей с высунутым жалом. У армян издавна змея почиталась как покровительница жилищ. На северном фасаде изображены ктиторы собора: князь Ашот и его жена Шушан, а также князья Григор Супан и Дзагик. Огромный собор был расписан фресками, остатки которых кое-где сохранились и просматриваются. К южной стороне главного собора примыкает церковь Сурб Григор Лусаворич (Св. Григорий Просветитель) построенная в 848 году, но перестроенная заново при содействии Сюникского царя Смбата II в 1047 году, представляющая широко распространенный в Армении зал с апсидой в восточной стороне, перекрытый цилиндрическим сводом. К числу уникальных произведений архитектурно-инженерного искусства Армении относится “Гавазан” (Посох) воздвигнутый в 904 году во дворе, возле жилых помещений монастыря. Это восьмигранный, сложенный из мелких камней, столб, высотой 8 метров, завершающийся орнаментированным карнизом, над которым возвышается хачкар. Под воздействием сейсмических колебаний почвы, или даже от простого прикосновения человеческой руки столб, благодаря шарнирному соединению, наклоняется и возвращается в исходное положение. К редким по своему местоположению примерам армянской архитектуры относится надвратная церковь Сурб Аствацацин (Св. Богородица) построенная в 1087 году, представляющая небольшой купольный зал с нишами, на всех, кроме западного, фасадах с заостренным зонтичным перекрытием. В 1171 году монастырь подвергся нападению и разграблению турками-селджуками, которые предали огню более десяти тысяч рукописей. В конце XIII в. монастырь переживает небывалый расцвет. В нем проживает около 1000 обитателей: студенты монастырской школы, преподаватели, художники-миниатюристы живописной мастерской, переписчики скриптория и др. В 1286 году католикос Всеармянский Костандин II Катукеци рукоположил в городе Сисе - столице Киликийской Армении, настоятеля монастыря Нораванк Степаноса Орбеляна в сан митрополита Сюникской епархии. Два епископства, объединенных в одних руках, Татевиванк и Нораванк возглавили и повели успешную борьбу Армянской церкви против униатов-сторонников Католической церкви. В 1390-1435 гг. при монастыре действовал Татевский университет – крупнейший центр философской и научной мысли средневековой Армении. Университет возглавляли Ован Воротнеци и Григор Татеваци, которые, будучи философами, педагогами, были также выдающимися общественными деятелями, объединившими вокруг университета лучшие интеллектуальные силы армянского народа. Именно выпускники Татева в 1441 года организовали и перенесли престол католикоса Всея Армянского из Киликии, на берегу Средиземного моря, в Араратскую долину - сердце Восточной Армении, в первопрестольный Св. Эчмиадзин. Вокруг этих церковных сооружений расположены также капитально построенные в 17-18 вв. покои настоятеля, колокольня, сводчатая трапезная с кухней, кладовые, жилищные и другие служебные помещения.

ТурОбъекты рядом
Канатная дорога «Крылья Татева»
Канатная дорога «Крылья Татева»
Чертов мост (Сатани Камурдж)
Чертов мост (Сатани Камурдж)
Похожие ТурОбъекты
Глендалох
Глендалох
Аббатства и Монастыри
Риди Вихарая
Риди Вихарая
Аббатства и Монастыри
Путь аббатства Бордерс
Путь аббатства Бордерс
Аббатства и Монастыри
Монастырь Любостиня
Монастырь Любостиня
Аббатства и Монастыри
Церковь Святой Троицы и базилианский монастырь
Церковь Святой Троицы и базилианский монастырь
Аббатства и Монастыри
Монастырь Богоотцов Иоакима и Анны
Монастырь Богоотцов Иоакима и Анны
Аббатства и Монастыри
Буддийский Храм Сонамса
Буддийский Храм Сонамса
Аббатства и Монастыри
Буддийский Храм Попчуса
Буддийский Храм Попчуса
Аббатства и Монастыри
Монастырь Селиме
Монастырь Селиме
Аббатства и Монастыри
Дряновский Монастырь
Дряновский Монастырь
Аббатства и Монастыри