Кладбище паровозов находится всего в трех километрах от вполне современного и цивилизованного города Уюни, затаившегося в горах на высоте более чем в три тысячи семьсот метров над уровнем моря, на юго-западе Боливии. Это место удивляет гостей одним из самых причудливых пейзажей нашей планеты. Широкие открытые пространства, глубокое синее небо и облака, которые движутся быстрее, чем дикие лошади; постоянно сменяющиеся цвета и контрасты. И в самом центре этой красоты скопление ржавых локомотивов и вагонов, многим из которых уже более ста лет. Вид разлагающихся поездов, которые уже давно не ездят, не издают гудков, а только грустно стоят посреди пустыни и постепенно разрушаются, вызывает настоящие мурашки по коже. Поэтому неудивительно, что это место как магнитом притягивает туристов. Видимо, кладбище поездов прекрасно передает атмосферу нашей беспомощности перед временем, ведь даже такие железные «монстры» не могут устоять перед погодой и течением десятилетий. История кладбища поездов началась довольно банально. В конце XIX века правительство Боливии, возглавляемое президентом Анисето Арку, активно поддерживало строительство железнодорожных сетей в этом регионе. Справедливо считая, что для экономического процветания Боливии разветвленная транспортная система железных дорог просто необходима, власти обеспечили финансирование проекта, и вскоре Уюни стал настоящим городом железнодорожников. Здесь была крупная узловая станция, через которую проходили все важные транспортные магистрали региона. По прогнозам, Уюни должен был стать процветающим городом, ключевым транспортным и торговым центром региона. Первой проблемой стал саботаж. Местные индейцы аймары посчитали строительство железной дороги вторжением в их земли и, естественно, стали протестовать. Но если этот вопрос удалось урегулировать, то вот от следующего удара все планы правительства рухнули, как карточный домик. Уюни был важным горнодобывающим центром, вокруг которого располагалось великое множество рудников, приносящих колоссальную прибыль. Поэтому их ресурсы эксплуатировались на полную мощность. В сороковых годах XX они истощились и транспортировать стало больше нечего. Потребность в железнодорожных ветках отпала, а Уюни постепенно пришел в упадок. Ненужными стали и паровозы с вагонами. Кроме того, их обслуживание стоило очень дорого, а дохода они не приносили. Поэтому локомотивы и вагоны стали цениться даже меньше металлолома, ведь слишком много труда и других затрат бы потребовалось, чтобы разобрать их и вывезти из пустыни. В конечном итоге, сослужившую свою службу железнодорожную технику просто бросали под открытым небом за ненадобностью, согнав составы в дальний тупик железнодорожной линии. Горнодобывающая промышленность Боливии в этом регионе рухнула примерно в 1940-х годах, тогда же здесь и начали скапливаться поезда. На кладбище возможно увидеть как останки отдельных частей паровозов, так и целые составы: локомотивы, с прицепленными к ним вагонами. Интересно, что большинство гниющих поездов - это главным образом импорт из Великобритании, которая контролировала развитие железнодорожной системы Боливии. Казалось бы, эти железные «монстры» должны стоять тут столетиями, тем более, что Уюни находится в пустыне, где выпадает очень малое количество осадков. Однако это не так. Сильная жара и особый климат близлежащих высыхающих соляных озер постоянно делают свое дело, постепенно превращая паровозы, благодаря коррозии, в скелеты. С течением времени железнодорожное кладбище превратилось в удивительную местную достопримечательность. Помимо иностранных туристов сюда часто приходят и дети, живущие в Уюни, ведь в старых поездах можно отлично поиграть. А в последние годы кладбище паровозов стало местом, где боливийцы высказывают все наболевшее. Ржавые остовы поездов покрыты многочисленными граффити, некоторые из них банальны, но другие по-настоящему удивляют.