Пантеон - одна из самых известных и посещаемых достопримечательностей Парижа, он расположен в Латинском квартале, на левом берегу Сены, на холме Святой Женевьевы. Величественное здание, огромный купол которого виден из многих уголков Парижа, является ярким примером французского зрелого классицизма. Пантеон в переводе с греческого означает "Храм всех богов", задумывался он изначально не как мавзолей для "Великих людей Франции", а как церковь Святой Женевьевы. Строительство её было начато на территории аббатства Святой Женевьевы в 1758 году во исполнение обета короля Франции Людовика XV, молившего Святую Женевьеву об исцелении его от оспы, эпидемия которой в середине XVIII века свирепствовала в Париже. Людовик XV поклялся, что в случае выздоровления, он выстроит на месте разрушенной церкви в аббатстве Святой Женевьевы новый храм, достойный святой покровительницы Парижа. Король выздоровел, и спустя 11 лет после его исцеления строительство церкви было начато. Для возведения храма был приглашён архитектор Жак-Жермен Суффло, взявший за образец для здания новой церкви соборы Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне, а также Пантеон Агриппы в Риме. В ходе строительства храма неоднократно возникали трудности из-за отсутствия финансирования и протестов со стороны католического духовенства по поводу проекта церкви - по задумке архитектора храм в плане должен был иметь форму греческого креста, но под давлением церковников Суффло вынужден был внести существенные изменения в первоначальный проект. Когда церковь была практически достроена, и уже велись работы по укладке мраморного пола, были обнаружены трещины в несущих колоннах, поддерживающих купол храма. Была создана профессиональная комиссия, которая, изучив проблему, вынесла вердикт - математические расчёты Суффло, сами купол и три свода церкви, их кладка и используемый строительный материал не вызывают никаких нареканий. Всё дело в непрочности самих опорных столбов, которые и пришлось заменить. Строительство церкви было завершено в 1790 году (ни Людовик XV, ни Жак-Жермен Суффло не дожили до этого дня). Здание поражает свои масштабом и помпезностью - тройной купол храма возвышается на высоте 83 метра, диаметр купола - 23 метра, длина здания - 110 метров, его ширина - 84 метра. Центральный фасад украшен портиком с 24 коринфскими колоннами и треугольным фронтоном. Вскоре после окончания строительства началась Великая французская революция, изменившая предназначение величественного здания. Революционеры посчитали, что церковь Святой Женевьевы должна стать Пантеоном - усыпальницей Великих людей Франции. Большая часть окон церкви была заложена кирпичом, что придало светлому, пронизанному светом храму строгий и мрачный вид. С тех пор в Пантеоне стали хоронить выдающихся политиков, военных, учёных, писателей и священников, оставивших след в истории Франции. Среди удостоившихся места в некрополе - Жан-Жак Руссо, Вольтер, Виктор Гюго, Жан Мулен, Луи Брайль, Пьер и Мари Кюри, Марселен и Софи Бертло, Эмиль Золя, Александр Дюма (отец) и сам Жак-Жермен Суффло - создатель Пантеона. Были случаи, когда прах захороненных в Пантеоне людей по истечении времени оттуда удалялся. Так, Оноре де Мирабо, один из самых знаменитых ораторов и политических деятелей Франции, и Жан-Поль Марат, герой Великой французской революции, сначала были торжественно похоронены в Пантеоне, а затем оттуда "изгнаны" - первый за доказанную продажность королевскому двору, второй - по политическим причинам. Под куполом Пантеона можно увидеть копию 67-метрового маятника Фуко, с помощью которого в 1851 году в стенах Пантеона физик Жан Бернар Леон Фуко доказал, что "Земля все-таки вертится".