Дворец Герцогов Урбино (Палаццо Дукале) - бывшая резиденция дожей Урбино, расположен в историческом центре города Урбино, в составе которого в 1998 году внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Строительство дворца было начато в 1459 году по приказу герцога Федерика да Монтефельтро, ставшего правителем Урбино в 1444 году. Свою лепту в строительство величественного дворца в стиле ренессанс внесли три известных итальянских архитектора - флорентиец Мазо ди Бартоломео, Лучано де Лаурана из Далмации и Франческо ди Джорджо Мартини из Сиены. Над оформлением внутреннего убранства работали лучшие художники и скульпторы того времени - Пьеро делла Франческа, Амброджио Бароччи, Педро Берругете, Джованни Боккати, Юстус ван Гент. Палаццо Дукале должен был стать одновременно и укреплённой герцогской резиденцией, и роскошным дворцом, соответствующим статусу его владельца - гуманиста и мецената, покровителя искусства и науки. Дворец, по задумке Федерика да Монтефельтро, должен был стать воплощением "идеального города", концепция которого (гармония, красота и функциональность) была изложена ещё Платоном. После смерти герцога в 1482 году строительные работы приостановились и были завершены только в XVI веке. Герцогский Дворец в Урбино приобрёл славу идеальной резиденции для просвещённого монарха, его величественный фасад с двумя элегантными башнями-близнецами, виден из любой точки города. Архитектурными "изюминками" палаццо являются внутренний двор с крытыми арочными галереями, лёгкие пропорции открытых лоджий на фасаде и изящный скульптурный декор оконных наличников и входных порталов. Во внутренние помещения дворца ведёт парадная мраморная лестница. На первом этаже, выходящем во внутренний двор, находилась знаменитая герцогская библиотека, которая располагала огромным собранием старинных манускриптов. Во дворце также есть несколько помещений, оформление которых отражает увлечение герцога Фредерико античными искусством и литературой, наукой, поэзией и музыкой - лариум (святилище античного типа) и студиоло (небольшой кабинет), на стенах которого с помощью художественной техники интарсия (инкрустации, выполняемой деревом по дереву) изображены полки с книгами, астрономическими и музыкальными инструментами, а также символами свободных искусств. Верхнюю часть стен кабинета украшают двадцать восемь портретов выдающихся личностей (философов, учёных, поэтов, религиозных деятелей), в числе которых - Платон, Аристотель, Моисей, Петрарка, Гиппократ, Цицерон, Данте, Соломон, Сенека, Святой Августин, папа Пий II и другие. Из студиоло можно было попасть в парные часовни - христианскую "Часовню отпущения грехов" и языческую, получившую название "Храм муз". На втором этаже располагались парадные апартаменты - Зал почёта (Тронный зал), Зал Рыцарей и героев, Зал для аудиенций, Зал короля Англии и альков герцога Федерико да Монтефельтро. Комнаты были богато украшены позолоченной штукатуркой, скульптурным декором, наборными люнетами, фресками, изящными рельефами из мрамора, терракоты или майолики и мраморными каминами. В подвалах дворца располагались хозяйственные помещения - кухня, кладовые, прачечная, "ледяная" комната, в которой хранились съестные припасы, здесь же можно увидеть остатки старого водопровода, снабжавшего водой Палаццо Дукале. В 1625 году папа Урбан VIII аннексировал герцогство Урбино, сделав его провинцией Папской области, а в 1631 году последняя представительница прямой линии герцогов Урбино - Виктория делла Ровере покинула Палаццо Дукале, переехав во Флоренцию. С собой она увезла большую часть сокровищ, собранных многими поколениями герцогов Урбино, в том числе богатую коллекцию картин кисти Тициана и Рафаэля (позже эта коллекция положила начало собранию живописи галереи Уффици во Флоренции). Библиотека герцога Федерика да Монтефельтро, состоявшая более чем из 900 томов рукописных книг на греческом, латинском языках и иврите, была выкуплена Ватиканом. Многие произведения искусства были расхищены и безвозвратно утрачены. Вплоть до XX века в Палаццо Дукале размещались муниципальные архивы и офисы, в 1912 году, после капитальной реконструкции, Герцогский дворец в Урбино стал домом для Национальной галереи Марке, коллекция которой содержит богатое собрание произведений искусства эпохи Возрождения, в числе которых полотна Лучано де Лаурана ("Идеальный город"), Педро Берругете ("Портрет Федерика да Монтефельтро и его сына Гвидобальдо"), Рафаэля Санти ("Потрет дворянки" или "Ла Мута"), Пьеро делла Франческо ("Бичевание" и "Мадонна Сенигалли"), Паоло Учелло ("Чудо осквернённой"), Федерико Бароччии ("Святой Франциск получает стигматы") и Тициана ("Воскресение Христово").