Пещерные Храмы Аджанты
Индия, Аурангабад (Махараштра)

Пещерные Храмы Аджанты - один из самых известных пещерно-храмовых комплексов Индии, в 1983 году был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как "шедевр буддистского религиозного искусства". Пещеры Аджанты расположены в штате Махараштра, в 107 километрах к северу от города Аурангабад. В общей сложности 30 пещер были вырублены буддистскими монахами на высоте 75 метров в подковообразной базальтовой скале, расположенной на берегу реки Вагхора. Пять пещер (9, 10, 19, 26 и 29) представляют из себя чайтьи (продолговатые в плане храмы, центральный неф которых разделён двумя рядами колонн, а боковые проходы ведут в апсиду с расположенной в ней ступой), остальные пещеры - это вихары (квадратные в плане залы, окружённые с трёх сторон кельями и святилищами). Первые пещеры (№№ 9, 10, 12, 13 и 15А) появились здесь во II веке до нашей эры, ещё в дохристианскую эпоху, во время правления династии Сатавахана. Историки предполагают, что первоначально в этих пещерах монахи укрывались во время муссонных дождей, а со временем стали жить постоянно. Наибольшего расцвета Аджанта достиг в V веке, во время правления императора Харишены из династии Вакатаков. Аджанта в это время пользовался особым покровительством императорской семьи, получал щедрые дары как от самого Харишены, так и от его царедворцев и военачальников. За короткий промежуток времени, с 460 года по 480 год, в скале были вырублены около 20 вихар. В это время в Аджанте работали лучшие каменотёсы, скульпторы и живописцы со всей Индии. Созданные ими храмы поражали своим великолепием - монументальные столбы-опоры, изящные колонны, арочные окна, скульптуры, барельефы, декоративная резьба по камню и великолепная настенная роспись. Именно благодаря настенной живописи, которую не без основания называют "энциклопедией жизни всего индийского общества", пещеры Аджанты и получили мировую известность. Росписи пещер изобилуют изображениями индийских богов, людей, мифических существ, животных и растений, сценами из жизни Будды и обычных людей. Расписывали эти храмы не монахи, а специально приглашённые художники, которые следовали строгим правилам древнего трактата "Читрасутра", содержавшего более тысячи советов по живописи. По технике исполнения настенные и потолочные росписи в Аджанте отличаются от традиционных фресок. Предварительно на поверхность каменной стены наносился слой из смеси глины, песка и растительных волокон (для росписи потолков в раствор добавляли рисовую шелуху), сверху накладывался очень тонкий слой известковой штукатурки, на которой сначала рисовали коричневые или чёрные контуры будущей росписи, затем заполняли красочным слоем и тщательно полировали. В отличие от фресок, где краска наносится на мокрую штукатурку, в настенных росписях Аджанты главным связующим элементом является клей. Учёные до сих пор не разгадали секрет изобретённой древними художниками светящейся краски, которая спустя много веков сохранила свои люминесцентные свойства. После падения династии Вакатаков пещерный храмовый комплекс Аджанта стал приходить в упадок, а в IX веке был покинут монахами (предположительно, из-за набегов мусульман) и со временем забыт. Почти тысячу лет пещеры Аджанты, расположенные в труднодоступном месте и спрятанные посреди непроходимых джунглей, были скрыты от людей, пока в 1819 году не были обнаружены британским офицером Джоном Смитом, отправившимся в эти места на охоту. Первым исследователем храмов Аджанты стал английский археолог Джеймс Фергюссон. В 1843 году он представил в Королевское Азиатское общество отчёт с детальным описанием пещер, вывод учёного был следующим: "Аджанта является уникальным памятником, где сохранились росписи, уступающие по количеству произведений только помпейским фрескам". До наших дней настенная роспись сохранилась лишь в шестнадцати из тридцати пещер, наиболее полно она представлена в пещерах №№ 1, 2, 9, 10, 11, 16, 17, 19 и 21. Были предприняты несколько попыток скопировать настенную роспись пещерных храмов - в 1844 году в Аджанту прибыл английский художник Роберт Гилл, который на протяжении целых 20 лет в мельчайших подробностях копировал на холст настенные росписи храмов Аджанты. К сожалению, все его работы, выставленные в 1866 году в Хрустальном дворце Лондона, сгорели во время пожара, вспыхнувшего во дворце. Местные жители верят, что художник, потревожив покой богов, вызвал их гнев и был наказан - спустя 5 лет после пожара Роберт Гилл снова отправился в Аджанту, но тяжело заболел и вскоре умер. Плачевная участь постигла и копии настенных росписей, сделанные группой бомбейских художников - их работы тоже были выставлены в одном из музеев Лондона и тоже были уничтожены огнём во время пожара. Но, несмотря на мифы о проклятии пещер Аджанты, сюда приезжают тысячи туристов со всего мира, чтобы увидеть величественные пещерные храмы и знаменитые настенные росписи Аджанты.

Похожие ТурОбъекты
Храм Рёгон-дзи
Храм Рёгон-дзи
Храмы
Кафедральный собор на Вавеле (Вавельский собор, )
Кафедральный собор на Вавеле (Вавельский собор, )
Храмы
Храм Пхуттанимит Пху Кхао
Храм Пхуттанимит Пху Кхао
Храмы
Пхра Будда Мин Муанг (Изображение Будды Суван Мали)
Пхра Будда Мин Муанг (Изображение Будды Суван Мали)
Храмы
Церковь Святого Николая
Церковь Святого Николая
Храмы
Кафедральный собор св. Климента
Кафедральный собор св. Климента
Храмы
Собор успения пресвятой Богородицы (Успенский собор) ЭАПЦ в Тарту
Собор успения пресвятой Богородицы (Успенский собор) ЭАПЦ в Тарту
Храмы
Церковь Святой Троицы в Гергети (Гергетис Цминда Самеба)
Церковь Святой Троицы в Гергети (Гергетис Цминда Самеба)
Храмы
Базилика Сан Паоло Фуори Ле Мура (Базилика Святого Павла За Городскими Стенами)
Базилика Сан Паоло Фуори Ле Мура (Базилика Святого Павла За Городскими Стенами)
Храмы
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы
Храмы