Цирковое искусство известно в мире с древних времен. Оно связано с трудовыми процессами, культовыми обрядами во время религиозных празднеств, народными гуляниями - батлейками, обязательными атрибутами которых была демонстрация силы, ловкости, смелости. Из этого в последствии и сформировалось то, что теперь стало цирковым искусством. Первый "оседлый" цирк в Европе появился в XVIII веке (не считая древнеримского, где велись кровопролитные бои гладиаторов). В 1770 году англичанин Астлей построил круглое деревянное здание. Цирк предназначался для конной езды, а потому имел такую форму. Жанр определил и диаметр арены - 13 метров. Т.к. лошадь, бегущая по кругу меньшего диаметра неизбежно падает. В то время наездники были главными артистами в цирке. Чуть позже к ним присоединились акробаты и клоуны.
В России, вплоть до конца XIX века, господствовали итальянцы. Афиши пестрели именами Ченизелли, Феррони, Труцци. Основоположниками российского цирка стали братья Никитины. Все трое были не только прекрасными артистами, но и строителями. В 1873 году они открыли в Пензе первый русский цирк. И хотя сооружение было деревянным, это был большой прогресс. В Беларуси же первое выступление профессионального цирка состоялось в балагане, развернутом в Троицком предместье Минска летом 1853 года. Это был австрийский цирк Карла Гинне. Сохранился текст афиши того времени: "Почтеннейшую публику приглашаем на грандиозное, весьма шумное и красивое зрелище мастеров всевозможных телодвижений. Среди них - смертельный трюк мадемуазель "X". В последующие годы в Минске эпизодически выступали во временных помещениях различные иностранные цирковые труппы. И только 16 ноября 1884 года (согласно рапорту помощника полицмейстера в Минское Губернское правление) в Минске был открыт первый в Беларуси стационарный деревянный цирк - "Цирк братьев Никитиных" на 800 мест, построенный Александром Бочаровым по заказу Петра Никитина. 17 ноября цирк был принят в эксплуатацию Минским Губернским правлением. 22 июня 1941 года. В Минск со своими джигитами приехал знаменитый наездник Али-бек Кантемиров. Экзотических морских львов привезла Ирина Сидоркина. Билеты раскупили моментально, прошла генеральная репетиция... А в ночь с 23 на 24 июня во время налета фашистской авиации бомба попала в здание. Начался страшный пожар. Часть животных погибла. Артисты, ночевавшие в вагончиках, кинулись спасать животных. В безопасное место увели лошадей, а морских львов подогнали к Свислочи. Но они не пожелали идти в воду и повернули назад. В конце концов львов опутали маскировочной сетью, взятой у красноармейцев, и выпустили в реку. Дальнейшая судьба зверей неизвестна, но ходили слухи, что их видели в Днепре.
До прихода оккупантов артистов цирка вместе с семьями отправили в Москву. Об этом позаботился Борис Ефимович, раздобывший телеги. Опасная поездка, под бомбежками, заняла две недели. А из белокаменной эшелоном выехали в Омск, где уже 7 ноября 1941 года Белорусский цирк дал первое представление для воинов, уходящих на фронт.
Читать полностью здесь: http://www.circus.by/ru/history/ По окончании войны правительство СССР приняло решение о строительстве в стране 20 цирков, первый - в Минске. К 40-летию БССР и компартии Белоруссии 31 января 1959 года был сдан в эксплуатацию первый в Белоруссии стационарный зимний цирк. Площадь его помещений - 7600 м кв. , объем 5700 м. куб. Цирк рассчитан для показа всех жанров: от водных феерий, до грандиозных воздушных номеров. В этом его отличительная особенность. Здание представляет историко-культурную ценность республиканского значения (2-я категория). Интересный объем здания - ротонда, завершенная куполом; главный фасад украшен многоколонным портиком коринфского ордера. На тот момент это был самый большой и красивый цирк в СССР. Первая премьера состоялась 11 февраля 1959 года. Этот день и является днем рождения современного Белорусского цирка
Читать полностью здесь: http://www.circus.by/ru/history/471/ С сентября 2008 года Белорусский государственный цирк находился на реконструкции и вновь открыл свои двери для долгожданных зрителей в декабре 2010 года. Сначала в здании шли подготовительные работы для начала капитального ремонта. Затем началась реконструкция основного здания и возведения пристройки - нового корпуса, призванного расширить возможности будущего цирка. Здание изменилось до неузнаваемости. Вместо одного, стало 3 корпуса. Билетная служба перенесена в отдельный корпус. Построен репетиционный манеж в 6 этажей, позволяющий большему количеству артистов одновременно репетировать. В этом же здании расположилась кафе-столовая для сотрудников цирка, балетный зал на 300 кв. метров и полностью оборудованный пошивочный цех. Большинство мест общественного пользования перекочевало на цокольный этаж, который раньше был бомбоубежищем. Там теперь – туалеты, гардероб. На этаже с большими окнами, который раньше занимали голуби, также появился огромный зал. Созданы комфортные условия для четвероногих обитателей цирка. Для животных построены удобные стойла, лифт, даже гардеробные. Внутри здание тоже изменилось, хотя и сохранило классические элементы архитектуры. Появились нотки дворцового декора, много хрусталя,
бронзы, позолоченная лепнина, яркие ковры, росписи стен. На стенах – эффектные барельефы скульптора С.Бондаренко. Зрительный зал выдержан в изумрудно-зелёной палитре, появилось 3 VIP-ложи.
53.9041, 27.5677