Бразильский пирог
    Что можно считать символом Бразилии ? Государственный гимн, флаг, герб? 
    Да, конечно. Все это так, но уж слишком официально. 
    Может быть сказочно красивая природа, футбол, криминал, самба, красочные карнавалы? В какой - то мере тоже. Но эти символы сами по себе не столь однородны для всей страны и, в зависимости от штата, имеют свою, местную, специфику. 
    Наши представления о Бразилии покрыты сильным налетом романтики и очень далеки от реальности. Что нам, в сущности, известно об этой латиноамериканской стране? 
    Все наши знания основываются, преимущественно, на литературных источниках, авторы которых, Даниил Хармс или Ильф с Петровым, в Бразилии никогда не были. Начитавшись рассказов о том, как Колька Панкин и Петька Ершов хотели слетать в Бразилию, большинство наших русскоязычных сограждан мечтают о том же самом. Нет, до сих пор не дает нам все-таки покоя одиозная фигура Остапа Бендера, который, надо сказать, внес самый большой вклад в дело великой бразильской мечты. 
    Лично мне Бразилия, сейчас, после возвращения оттуда, представляется в виде большого, большого пирога, состоящего из слоев, каждый из которых совершенно иной - по вкусу, цвету, материалу и, наконец, по личному визуальному восприятию. При этом наибольшее удовольствие можно получить лишь попробовав все слои вместе. Есть страны *удобные* для путешествий , в том числе и самостоятельных. 
    В них имеется все что требуется для туриста - устоявшийся сервис, необходимый набор достопримечательностей, каждая из которых лежит на определенной *полке*, соответственно запросам приезжих, то есть их ментальности и карману. 
    Об этих странах известно почти все - из любимых с детства книг, теле и радиопередач, а сейчас и из интернета. Обычно, там кто - то уже до нас побывал - родственники, знакомые, знакомые знакомых и так до бесконечности 
    А есть страны не очень *удобные* для туризма, даже организованного. Это, скорее, для тех, кто любит что - то экстремальное, необычное , например экзотические города, неосвоенные уголки природы и тому подобное. Выбор таких стран тоже достаточно богатый. А информация о них, наоборот, весьма скудная. 
    Есть страны, где *любят* туристов, вернее их кошелек. 
    А существуют и такие где просто любят гостей, любят открыто и искренне. 
    По - моему все сказанное очень подходит для такой, далекой от нас, страны как Бразилия - сложите вместе все эти характеристики - и получите тот самый *пирог*, попробовать который я и поехал в самом начале веснытам, в южном полушарии. 
    И отправился в путь как всегда, индивидуально, что в данном, бразильском, случае вариант своего рода экстремальный. Эта довольно рискованная, в плане личной безопасности, поездка частично объясняется моей недостаточной информированностью о некоторых особенностях Бразилии, а, частично, излишней самоуверенностью. 
И все - таки, мои одиночные скитания по просторам огромной, пятой по площади, страны, оставили в памяти массу впечатлений, приятных и не очень, но главное - это желание вернуться несмотря ни на что, хотя бы еще раз, а, по возможности, и побольше.
    Часть первая - Сальвадор
    Планета Бразилия 
    С легкой подачи Остапа Бендера для большинства людей, выросших в *великом и могучем* Советском Союзе, город Рио - де - Жанейро символизировал всю Бразилию и представлялся прекрасной мечтой, чем - то нереальным, неземным. 
    А настоящий Рио - огромный современный мегаполис и живет там целых семнадцать миллионов человек. Это не только многокилометровые набережные и пляжи Копакабана и Ипотанема, с многочисленными отелями, ресторанами, уличными кафе и толпами праздных туристов, но и один из крупнейших в мире комплексов хай - тек - высоких технологий, южноамериканская *силиконовая долина*. 
    Но Бразилия - это не только Рио - де - Жанейро. 
    Сан - Пауло - третий в мире после Токио и Мехико мегаполис - официально двадцать миллионов жителей, неофициально - двадцать пять, а сколько на самом деле - никто не знает, да и не стремиться узнать. Этот город, рекордсмен по количеству убийств на душу населения, в то же время, один из крупнейших мировых центров высокой моды, город банков и инвестиционных компаний, крупнейший промышленный центр Южной Америки. Только одна автомобилестроительная отрасль Сан - Пауло выпускает почти для половины планеты машины таких престижных марок как Форд, Фольксваген, Хонда. 
    Сальвадор - третий по размеру и самый колоритный город в Бразилии. Здесь все еще витает дух тех времен, когда он был столицей страны. Конечно, прошлого величия давно уже нет, но атмосфера старой колониальной Бразилии чувствуется в старом городе на каждой его улочке. 
    Бразилия слишком велика, чтобы с первого раза можно было ее понять, хотя бы частично. Да и страной в нашем понимании ее назвать трудно. Это планета, вобравшая в себя различные культуры - индейские, европейские, африканские, имеющая несколько климатических и природных зон, страна вечнозеленых тропических лесов, огромных рек и горячей смеси казалось бы несовместимых народов, образующих единую бразильскую нацию. 
    В этих моих впечатлениях вы не встретите рассказа ни о Рио - де - Жанейро, ни о дебрях амазонской дельты, ни о*золотом треугольнике*. 
    Этот тур был экстремальным не только по форме, но и по содержанию - места, которые я посетил, только начинают осваивать русскоязычные туристы, но процесс этот пошел и в последнее время очень интенсивно. 
    Сальвадор - де - Баия - первый взгляд по дороге из аэропорта 
    Во время подготовки к этой поездке, мне попалась информация о том, что в бразильском штате Баия практически незнакомы с русскоязычными туристами. Верилось с трудом. 
    Действительно, до последнего времени, этот штат не был приоритетным в бразильских турах, как для российских, так и для русскоязычных туристов из Израиля, Германии, США и других стран. Интересно, но многие из моих тамошних собеседников не знали, что вообще в мире есть такая страна - Россия. Германию, Израиль, Австралию знали, а при вопросе о России, удивленно смотрели и качали головой. 
    Перелет в другое полушарие - одна из не самых приятных сторон подобных поездок. Полеты продолжительные по времени и ,поэтому, многое зависит от перевозчика. 
    Авиакомпания мне попалась небольшая и самолет соответственный - расслабить мышцы и вытянуть ноги в течении всего рейса почти не удалось. 
    Продолжительность полета до Сальвадора - пятнадцать часов. 
    Завершив над океаном вчерашний день, мы вернулись в него обратно - разница во времени с московским семь часов. 
    Посадка в Сальвадоре бразильском - прошу не путать с Эль - Сальвадором, столицей одноименной центральноамериканской страны. Ночь. Местное время - три часа. 
    Зал прилета почти пуст. Работают только обменные пункты - два киоска рядом, через стенку, в обоих курс одинаковый, как впоследствии оказалось - самый выгодный, только фирмы разные - кому какая понравится. В стороне несколько полицейских внимательно следят за происходящим. Рядом с ними представители службы безопастности в штатском, увидев - не ошибешься. 
    Только сейчас, спустившись с небес на землю, вспоминаю, что занесло меня в страну с очень высоким уровнем преступности. Но, при подготовке к поездке, этот факт воспринимался довольно абстрактно. Теперь же, увидев взгляды полицейских в полупустом зале аэропорта, мне стало немного не по себе. Но что сделано, то сделано. 
    У выхода из терминала - большая стоянка такси. Все шоферы в одинаковой аккуратной форме, достаточно вежливые и не такие назойливые, как например в Париже или Риме. 
    В стороне, ближе к другой двери, пара автомобилей с теми же символами такси, водители которых выглядят несколько подозрительно, как и их далеко не новые машины. Однако они мирно беседуют с полицейским, правда кто его знает, что здесь за полиция. Один из этих таксистов, высокий толстый негр, очень вежливо предложил свои услуги. Так как общественного транспорта в это время не предвиделось, пришлось рискнуть. По дороге выяснилось, что мой водитель имеет какие - то проблемы с дорожной полицией, поэтому мы ехали из аэропорта не по главному скоростному шоссе, а по другому, альтернативному, вдоль берега Атлантического океана, через пригородные поселки, мимо каких - то складов, мастерских и старых неухоженных строений - мой первый взгляд на Бразилию получился не слишком приятный. 
    За те тридцать минут езды до отеля по совершенно пустым ночным улицам нам встретилось, а я специально считал, всего пять человек, да и те довольно подозрительного вида. Зато соборов было намного больше и почти у каждого мой шофер притормаживал и крестился так неистово, словно не вел автомобиль, а спокойно молился в церкви. 
    По мере продвижения вглубь города, улицы стали приобретать более приличный вид и вскоре мы подъехали к отелю, заказанному заранее, еще из дома. 
    Сальвадор - отель номер один и отель дополнительный 
    Одетый с иголочки афробразилец за стойкой регистрации, показав на часы, а было четыре часа утра, на прекрасном английском языке, заявил, что мой номер можно получить только через десять часов, то есть в 14 - 00 - таков общепринятый международный стандарт. Конечно, сказал он, можно было бы поселить меня прямо сейчас, но, к сожалению, все номера до утра заняты, свободных мест пока нет и он приносит свои извинения. 
    Так начинался один из главных бразильских *аттракционов* - раскрутка туристов, вымогательство там, где только можно. К счастью или нет, но в этом вопросе я был достаточно информирован при подготовке к этой поездке. 
    Посожалев о том, что мне придется ждать еще целых десять часов, регистратор сообщил, что есть *альтернативный*, вариант. 
    Он куда - то позвонил, если вообще позвонил, и тут же предложил провести остаток этой ночи, всего за сорок долларов в прекрасном отеле, совсем рядом, а тот - же негр - таксист, который все это время ждал в холле, стоя немного в стороне, вызвался меня туда отвезти, причем бесплатно. 
    Согласованность действий всех персонажей этого спектакля была очевидна. 
    Но возразить было нечем. 
    После пятнадцати часов полета, сидеть еще десять в лобби отеля или гулять по ночному незнакомому городу - это было бы уже слишком. И, согласившись на предложенные условия, потом абсолютно об этом не пожалел. 
    Тот же таксист привез меня в великолепный отель международного классса, расположенный прямо на берегу океана, в окружении кокосовых пальм, рядом еще несколько высотных отелей. Вокруг идеальная чистота. Так, вместо одного, заказанного отеля, получился еще один, дополнительный, по это стоило того. 
    Гостиница *номер один*, заказанная заранее, совсем новая, ей всего два года. Много обслуживающего персонала, вышколенного, услужливого, одетого с иголочки, готового выполнить любое желанее гостя, правда в пределах своей должности , и не более. 
    Лобби, сверкающее отполированным гранитом, компьютер для самостоятельного поиска необходимой информации о городе, штате Баия и о всей стране. 
    Специальный лифт спускается к бассейну и тренажерному залу. Там же, рядом, и бар. 
    Над бассейном, на этаж выше - огромный балкон - променад, выходящий прямо на океан и соединяющийся с небольшим залом, обставленным 
    мебелью с белой кожанной обивкой. 
    Вид из окна номера великолепный. Внизу раскинулся огромный современный город с уходящими вдаль кварталами новых многоэтажных зданий разной высоты, формы и внешнего вида. В их наружной отделке, преобладает белый цвет, хотя встречаются и другие оттенки. 
    Вместо старинного патриархального городка, мне преподнесли нечто совсем другое. 
    Что - ж, будем осваивать то, что есть. 
    Что такое Сальвадор 
    Говоря о штате Баия, мне вспоминается... школьный курс геометрии. 
    В основе этой науки - аксиомы, на них базируются первичные теоремы а далее по нарастающей, вплоть до высшей геометрии. 
    Так и штат Баия мне хочется сравнить с аксиомой, тем самым первичным основанием, от которого родилась и продолжает развиваться страна Бразилия. Сан-Сальвадор-да-Баия-ди-Тоду, таково полное название столицы штата, и сегодня остается самым *бразильским местом* страны. Именно этот город был первой столицей и именно в этом районе, немного ниже по побережью, впервые высадился отважный Педро Кабрал - человек, открывший Бразилию для португальцев. Поэтому эта единственная страна континента, где и сегодня государственным языком является португальский. 
    Вскоре Сальвадор превратился в первоклассную, для своего времени, военно-морскую базу и самый неприступный бастион Португалии в Новом свете. Во многом этому способствовали удачное географическое положение и ступенчатое строение побережья в этом месте. Сальвадор построен на высоком склоне залива Всех Святых. А потому, как тогда, так и сейчас в историческом центре - старом городе - существует два Сальвадора - верхний и нижний. Верхний город, или Сидаде Альта, и, в первую очередь, его самый старый квартал - *Пеллорино*, всегда считался местом государственной, административной и духовной жизни. Здесь находилась резиденция губернатора, расположен кафедральный собор и тут же жили самые известные аристократические семьи Бразилии. Если вы хотите узнать настоящую Бразилию, Бразилию времен расцвета работорговли и сахарного бума, то лучшего места для этого не найти. Не случайно один из основателей магического реализма и классик бразильской литературы Жоржи Амаду закручивал на этих улочках драматическое действие большинства своих романов. 
    В самом центре *Пеллорино* находится дом, подаренный ему бразильским правительством. Именно в этих местах один из персонажей Жоржи Амаду, донья Флор ходила к колдунье, которая совершала таинственные обряды 
    кандобле. Уже много лет Сальвадор считается родиной этой малоизвестной религии, вывезенной рабами из Африки. Смешавшись с христианством и местными индейскими верованиями, она приняла самые фантастические черты. 
    Нижний город, или Сидаде Байша, стал передовой линией обороны всей Баии, то есть собственно Бразилии в тогдашних ее границах, и местом жительства *низших* сословий и простолюдинов. Здесь находились многочисленные рынки и торговые ряды, доки, казармы и портовые сооружения. Но главное, была построена цепь хорошо укрепленных фортов, прекрасно сохранившихся до наших дней. Они делали Сальвадор практически неприступным для атаки с моря, потому что растянулись по золотому Атлантическому побережью на многие километры и находились во всех стратегически важных местах. Чтобы преодолеть 50 метров разницы между верхним и нижним городами построен специальный подъемник - лифт - *Ласерда*. 
    Сегодня Сальвадор считается одним из самых колоритнейших городов страны. Говорят, что только побывав в этом месте, можно понять психологию бразильского общества и многие особенности его менталитета. 
    Сальвадор - это модель, социальный срез всего общества, наш первый кусок *бразильского пирога*.
    Сальвадор из окна автомобиля 
    Общение на английском языке с местными жителями это большая проблема - они его или не знают совсем, или почти не знают. Например, наш разговор с гидом - таксистом состоял, в основном, из жестов и пары английских и испанских фраз. Но, ничего, договаривались. 
    Вдоль берега Атлантического океана на многие километры тянутся великолепные песчаные пляжи, а за ними, районы современных многоэтажных зданий для *среднего* и *чуть выше среднего* класса. 
    Панорама, представшая передо мной при взгляде из окна отеля - один из таких районов - Ондина. Начиная от старинного маяка Барра, попадаешь в иной город, как - бы в другой слой *пирога* - район Кампо гранде. 
    Улицы здесь теннистые, много особняков и красивых старинных зданий начала прошлого века. Центр Кампо гранде, да и, до недавнего времени, всего штата - это, конечно, Plasa de Bahia - площадь Баия, с прекрасным парком, окруженном очень красивыми литыми решетками. Здесь, в старинных зданиях, до недавнего времени располагалась вся местная власть. Сейчас управление штатом Баия сосредоточено в новом футуристическом административном центре, недавно построенном рядом со скоростным шоссе, ведущим в международный аэропорт. 
    Кампо гранде, в то же время, и центр культурной жизни Сальвадора. Здесь расположены почти все городские театры, а их пятнадцать, не считая различных студий, а также несколько городских музеев и парков. 
    По мере спуска из Кампо гранде вниз, к морю, пейзаж опять изменяется. От старого порта собственно и начинается исторический центр Сальвадора. 
    Нижний город, Сидаде Байша, с прежних времен так и остался скоплением старых многоэтажных запущенных зданий, складов, заводиков и прочего припортового барахла. 
    Отсюда пассажирским лифтом *Ласерда* можно подняться на *Пеллорино*. Но если продолжить движение вдоль побережья залива Всех Святых, то оказываешься на авенида де Оскар Пуэндес. Она и еще две параллельные улицы образуют коммерческий центр Сальвадора - здесь и здания банков, различных компаний и, здесь же и гордость горожан - Институт и музей какао - штат Баия еще с восемнадцатого века считается самым крупным в мире экспортером какао. 
    Миновав коммерческий центр опять оказываешься в другом слое *пирога*, в районе железнодородного вокзала *Калькада*, внутрь которого мне настоятельно советовали не заходить и не искать приключений на свою голову. 
    Судя по внешнему виду здания, его построили еще во времена расцвета работорговли, но то ли так и не закончили, а, может быть, просто с тех пор не ремонтировали. 
    Соответственно и привокзальные районы - Марес и Рома - имеют такой - же обшарпанный вид вид. Какие дома - такие и жители. Это хорошо видно на близлежащем рынке - одной из резиденций местного криминала. Следующий по маршруту - неожиданно - очень приличный старинный район Монте Серрат. 
    Здесь два интересных места - сам старинный маяк Монте Серрат и собор стиле барокко Бонфим, один из 365 соборов Сальвадора, по одному на каждый день года. 
    Верхняя станция пассажирскогой лифта *Ласерда* расположена в сердце исторического центра города, в его ядре *Пеллорино*. 
    Внешне с восемнадцатого века этот район почти не изменился. 
    Но внутренне... В старинных, отреставрированных зданиях живет сегодня не колониальный высший свет, а довольно разношерстная публика, в основном *свободных* профессий. Среди них, говорят, попадаются и потомки португальских знатных родов того еще, старого, Сальвадора, наследники домов и, в большинстве своем, прокученных состояний. 
    Сам *Пеллорино*, из - за большого притока туристов, смотрится относительно прилично - старые дома отреставрированы, выкрашены в яркие цвета, каждый дом в свой, хотя в целом это все напоминает оперение попугая. Но здесь так принято. 
    Однако, в том же историческом центре, чуть выйдя за границы *Пеллорино*, попадаешь в районы старинных зданий того же времени, но неухоженных, частично развалившихся, без окон и дверей, однако с признаками жизни внутри - не знаю только люди какого слоя общества там обитают, так как изучение этого вопроса небезопасно. 
    Старый город плавно переходит в кварталы Сальвадора современного. Граница между ними весьма условна - скорее всего это вытянутое в длину озеро Тороро, в центре которого из воды бьет фонтан и возвышаются несколько скульптур, представляющих современное бразильское искусство. К озеру примыкает огромный стадион *Форте Нова* - обязательная принадлежность бразильских городов, так же как арена для корриды в Испании. 
    Футбол в Бразилии - дело общественное. Кроме огромных стадионов, таких как например *Марокана* в Рио - де - Жанейро, вмещающий около 300 тысяч человек, футбольные площадки есть везде, даже в самых невообразимых местах. Прекрасные песчаные пляжи побережья Атлантического океана - это футбольные поля, переходящие одно в другое. Так и в Сальвадоре, так и на 
    сорокакилометровой ленте пляжей Копакобана и Ипотанема в Рио, так и по всей Бразилии. 
    За озером Тороро открывается вид на новый, современный город, лес многоэтажных домов, которые, однако, тоже выглядят соответственно *слою*, к которому относятся их обитатели. Вот пример одного из таких *слоев*. 
    Между моим отелем и авенидой Океаника находился *микрорайон* престижных домов для класса немного выше среднего. 
    Здания невысокие, этажей по шесть, каждое построено по индивидуальному проекту, с, отличным от соседнего, цветом наружной отделки и обязательным бассейном на крыше, в пентхаузе. 
    Тут действует своя, полностью автономная, система безопасности. Каждое здание огорожено по периметру высокими металлическими заборами. Идешь по улице, а домов не видишь, только выставку оград. При каждом здании - ворота со шлагбаумом и охранником - здоровенным африканцем. Но это только для въезда автомобилей в подземный гараж. 
    Для людей же имеется специальный вход, очень напоминающий проходную большого завода, с другим, тоже черным, охранником, а порой и не одним. 
    Никаких звонков, переговорных устройств и прочей техники. Только здоровенные негры и телекамеры, установленные поверх ограды и перекрывающие своим полем обзора все возможные и невозможные подходы к зданию. Не так просто, зато надежно. Хоть сейчас занимай круговую оборону. 
    Так защищен каждый более не менее приличный многоэтажный дом, а о виллах я уже и не говорю. 
    Весь этот, уходящий вдаль, лес домов прорезают отличные скоростные магистрали, то пересекающие друг друга на разных уровнях, то ныряющие в тоннели, то переходящие в широкие авениды, с обязательной разделительной полосой в центре. 
    В штате Баия есть свой парламент с депутатами, министерства и, естесственно, масса государственных служащих. 
    По моему мнению, в подобных странах люди, занимающиеся политикой, поставили себя, а затем и стали в глазах простого народа, особой кастой. Это постоянно подчеркивается, вбивается в голову и воспринимается простыми людьми как данность, как часть их жизни. 
    Сальвадорский международный аэропорт назван именем Депутата ( вот так, с большой буквы ) Луиса Эдуардо Магалхаеса. 
    Большинство прорезающих город проспектов тоже названы именами депутатов как местного, так и федерального парламента. По всему Сальвадору установлены огромные стеллы, что - то вроде военных мемориалов, только не хватает *вечного огня*. Каждый такой монумент - это памятник определенному депутату. 
    Мне стало очень любопытно, что такого великого они сделали для города, для страны. 
    Вопрос так и остался без ответа. Кроме того, что *депутато муэрте*, как сказал мой гид, никакого другого объяснения получить не удалось. 
    В центре залива Всех Святых - Тодос ос Сантос протянулся остров Итапарика, имеющий важное стратегическое положение при входе в сальвадорский морской порт. 
    Говорят, сюда стоит приехать, чтобы увидеть настоящую сельскую Баию. Однако, те поселки на Итапарике, которые показывают на экскурсиях, скорее напоминают туристские аттракции с уклоном на народные промыслы - бусы, 
    ракушки и, конечно, множество изделий из разноцветных камней - основные бразильские сувениры. 
    Продавцы, пристающие к туристам на набережной Сальвадора или в *Пеллорино*, упорно подчеркивают, что продаваемые ими изделия сделаны на острове Итапарика. 
    О фавеллах и сальвадорском карнавале
    Панорама Сальвадора была бы неполной, если не рассказать о разбросанных по всему городу фавеллах - чисто бразильской реальности. 
    Фавеллы можно встретить в самых разных районах Сальвадора, даже в относительно богатых. Официально - это самострой, группа домов, возведенных на занятых самовольно участках земли, обычно на какой - либо возвышенности, поблизости от большого строительства, часть материалов которого и идет на постройки домов в фавеллах. 
    На самом же деле все несколько сложнее. 
    Бразильская фавелла не просто поселок - это образ жизни, государство в государстве. 
    Посторонний человек свободно не пройдет там и шага, однако многие местные туристические фирмы организуют экскурсии по фавеллам. 
    Происходит это так. *Наружный* гид подвозит вас к входу и передает *внутреннему*, который и проводит сам тур, а потом *возвращает* туда, 
    откуда взял. При таком условии можно дать стопроцентную гарантию вашей безопастности. 
    В фавеллах своя, обычно криминальная, власть, которая совсем не заинтересована в потере доходов от туризма. В большинстве этих поселков есть свое внутреннее и спутниковое телевидение, не говоря уже о таких благах цивилизации как электричество, водопровод и канализация. Похуже, правда, с благоустройством. Дороги здесь, в основном, грунтовые, но попадается и асфальт. 
    Фавеллы есть в каждом крупном городе Бразилии. Даже столица, город, построенный в шестидесятые годы на новом месте, в глухом районе Амазонии, по четкому проекту Оскара Нимейера, с жестким, до метра, делением между жилой и административной частями, город с высоким уровнем безопасности, в последнее время уже тоже обзавелся фавеллами. 
    Глядя на фавелу со стороны, видишь что - то похожее на арабскую деревню. 
    На холме расположен ряд, относительно приличных, двух - трехэтажных домов, примерно одного стиля, довольно капитальных и совсем не похожих на развалины старого города, порта и района вокзала. Здесь все выглядит куда солиднее. Потом, по дороге домой, пролетая на самолете над городом, я увидел сверху, какие огромные площади занимают эти поселки. 
    Стоимость съема однокомнатной, самой простой, квартиры в фавелле сейчас доходит до двухсот долларов в месяц. Однако, это выход для многих горожан, даже имеющих приличную работу, но при этом не в состоянии снять или купить квартиру в *нормальном* районе из - за непомерно высоких цен на жилье. 
    Сегодня в фавеллах живут и студенты, и инженеры, и творческая интеллигенция, и квалифицированные рабочие - то - есть люди, не имеющие никакого отношения к местной криминальной элите. При этом можно даже выбрать район проживания - центр, парковая зона, приморская набережная - эти поселки есть повсюду. 
    Сегодня фавеллы это неотъемлимая часть бразильского образа жизни, его гордость, беда, а для кого - то источник дохода. Говоря о Сальвадоре нельзя не вспомнить и знаменитые бразильские карнавалы. Попав на здешнюю тропическую почву несколько веков назад, карнавал стал для бразильцев не просто праздником, а образом жизни. В мире наиболее известен карнавал в Рио - де - Жанейро. 
    Однако одновременно их проводится не один, а целых три, в разных городах, при этом самый большой из них в Сальвадоре, а уж затем в Рио и Ресифе. 
    Если вы хотите посетить карнавал поспокойнее - то вам в Рио или Ресифе, а если нужно что - то экстремальное, необычное - тогда добро пожаловать в Сальвадор - де - Баия. 
    Из всех карнавалов, проводимых обычно в конце февраля, начале марта, сальвадорский считается самым большим в мире. В это время цены в гостиницах поднимаются примерно раза в два, а для местного криминала наступает самое напряженное время, так же, как и для полиции. 
    Прогулки туриста - одиночки 
    Несмотря на то, что в Сальвадоре преобладает афробразильское население, в районах, расположенных вдоль берега Атлантического океана, в том числе Ондина, где я жил, публика несколько иная. 
    В первый вечер, выйдя на Океанский проспект, протянувшийся по побережью, я увидел такую картину. Тротуары заполняла толпа людей в майках и шортах, занимающихся спортивной ходьбой. 
    Публика почти на сто процентов европейского вида, если иногда и попадались афробразильцы, то только спортсмены. Начало и конец этой ленты скрывались в далях проспекта. Это хождение постепенно ослабевало к ночи, а с утра возобновлялось снова. Я же отправился за первыми вечерними впечатлениями. 
    В руках карта города, на плече сумка с фотоаппаратом и видеокамерой - типичный вид туриста, что означает для местного криминала, особенно в вечернее время, самый подходящий объект. 
    Кстати о карте города. В сувенирном магазине при отеле ее не нашлось. .Других же магазинов, даже продуктовых, во всей округе мне не попадалось, почему - то только одни отделения банков да несколько бутиков, торгующих аксессуарами из крокодиловой кожи по заоблачным ценам.Пришлось, извините, выдрать план города из телефонной книги, которых у меня в номере было три. В первых двух уже кто - то постарался, а из третьей мне досталась только половина района Ондина. 
    Кстати, примерно на четвертый день нашелся план города и в магазине при отеле. Он просто лежал под картой штата и продавщица немного про него забыла. Покупателей мало, где уж тут все помнить. 
    Прокладывая свой маршрут на первую прогулку, я обнаружил большой торговый центр - шоппинг Барра - и, судя по плану, совсем близко, если идти напрямую, переулками. Свернув с ярко освещенного, заполненного *ходоками*, Океанского проспекта, я двинулся по темным улочкам к своей цели. В голове и мысли не было, что прогулка здесь вечером да еще в таком вызывающем виде - это наглость и чистой воды экстрим, который может закончиться и не очень хорошо. 
    По карте - близко, а в действительности не очень. В конце концов в полутьме переулов показались яркие огни проспекта Сентенарио, с потоком машин, автобусными остановками полными людей, переходными пешеходными мостами и, наконец, целью этого похода - торговым центром Барра. Здесь уже была охрана, кстати запретившая мне снимать внутри видеокамерой и фотоаппаратом, по причине нарушения права частной собственности. Что ж, везде есть свои странные законы. 
    Зато на улице, перед главным входом, мне удалось запечатлеть входящую и выходящую публику. Снимал просто так, а смотреть потом оказалось интересно - зимний вечер обычного рабочего дня, на улице тридцать градусов тепла, влажность где - то процентов под девяносто и нарядные люди, гуляющие, целующиеся, смеющиеся, жующие - в общем как везде. Правда на другой стороне Земли. Но и это относительно - что считать той, а что другой стороной. 
    Пора было возвращаться в отель. Судя по карте, проспект Сентенарио выходил на авенида Океаника. Путь этот более дальний, но безопасней вечерних прогулок по полутемным пустым переулкам. Так я и шел по ярко освещенной авенида Сентенарио, но в том месте, где, судя по карте, должно было быть искомое пересечение, его не оказалось. Широченный проспект вдруг закончился, как - то сразу, словно растворился в
    темноте, так же внезапно пропал поток автомобилей - они расползлись в разные стороны по соседним улочкам. 
    Впереди были какие - то полутемные подозрительные переулки. Но выбора не было. Что вперед, что назад. 
    Пройдя метров триста по этим улочкам, где изредка попадались забегаловки, по иному их не назовешь, с африканцами, публикой абсолютно непохожей на только - что заснятую совсем рядом праздную толпу у Барры, я увидел впереди яркие огни. Это показалась долгожданная авенида Океаника, заполненная спортолюбивой европейского типа публикой. 
    В Бразилии, даже гуляя в вечернее время вдоль побережья, даже по ярко освещенным проспектам, нельзя расслабляться. И, главное, несмотря на то, 
    что океан совсем рядом, только пересечь пляж, не рекомендуется сходить с тротуара. Попав на пляж, оказываетесь уже в другом мире, где вашу безопастность, по крайней мере сохранность вашего имущества, уже никто не гарантирует. 
    В этот вечер я вернулся в отель без приключений. И успокоился, перестав думать о бдительности, забыв где нахожусь. И был за это наказан. 
    *Боевое крещение*
    На следующий день, с утра, взяв ту же карту половины района Ондина и все свои фото - видео принадлежности, я снова отправился в поход по Сальвадору, в полной уверенности после вчерашней вечерней прогулки, сейчас, днем, на улице совершенно безопасно. Прошел огромный кампус университета, одного из крупнейших в Бразилии и продолжил движение вдоль широкой авениды Аденар ле Баррос. На ее пересечении с проспектом Гаррибальди, у очередного памятника *депутату*, *зона действия* моей карты закончилась. Но на каждой автобусной остановке висел довольно приличный план города. Так я шел и шел от одной остановки к другой, сверяясь время от времени с этими планами. 
    И, из - за своей самоуверенности, не заметил, что окружающий пейзаж как - то изменился. 
    Остались широкие дороги, но пропали тротуары. С проезжающих мимо автобусов и автомобилей на меня как - то странно на смотрели их пассажиры. Остановки стали попадаться намного реже и карт на них уже не было. И шел я один, решив двигаться только вперед, самоуверенно считая, что держу правильное направление. 
    Примерно через полчаса наконец я понял, что заблудился и, кажется, попал в район фавелл, конечно не внутрь их, но близко. 
    Мимо проехал на велосипеде парень *латинос*, развернулся и подъехав ко мне, поздоровался за руку и что - то спросил. Продолжая улыбаться, он сорвал у меня с шеи золотую цепочку и, вежливо поблагодарив, поехал дальше. Так было пройдено пройдено первое бразильское *боевое крещение*. Я еще легко отделался, ведь в сумке у меня лежали фотоаппарат, видео камера, паспорт, билеты и деньги - и надо было постараться сберечь оставшееся, поэтому, остановив такси, я вернулся в отель, который, кстати, оказался совсем рядом. 
    Несмотря на вчерашнее приключение,на следующее утро, в воскресенье, я снова отправился на прогулку вдоль сальвадорской набережной. 
    Небо было затянуто тучами, температура воздуха - тридцать градусов, время от времени шел мелкий дождик и влажность поднялась почти до ста процентов. Но, несмотря на погоду, жизнь на набережной кипела. 
    Все также было тесно на тротуарах от любителей спортивной ходьбы - количество их еще увеличилось по сравнению с обычным днем. 
    На вдающемся в океан мысе, у огромной беломраморной статуи Христа, поменьше, чем в Рио, было полно спортсменов. 
    Тут же, на набережной, памятник писателю Стефану Цвейгу, который перебрался в Сальвадор после захвата фашистами его родной Австрии. Интересно, что после победы над Германией, те же нацистские преступники сбежали сюда же, в Бразилию и здесь потомки палачей и их жертв, ассимилировавшись, тоже добавили свои специи в *многослойный пирог*. 
    Все футбольные площадки на пляжах, а они тянутся вдоль всей набережной, переходя из одной в другую, заполнены чернокожими игроками. Очень много полиции. На каждом перекрестке по несколько патрульных машин. Кроме того, полицейские в штатском постоянно находятся в толпе на набережной. 
    Миновав форт Барра, я стал подниматься по узкой старинной улочке, ведущей в сторону исторического центра. 
    Слева показался парк, а в глубине его собор, как и все в Сальвадоре в стиле барокко. Слева от входа - скульптурная композиция *Рождение Христа*, заполненная цветами и свечами. 
    Я зашел в церковь. Она небольшая и в этот воскресный день там было всего две семьи - одна европейская, другая афробразильская. 
    Молитва уже закончилась, но люди не расходились. 
    В храме было так хорошо и спокойно, что забывалось все - и то, что сейчас происходит на набережной, и о полиции там, на каждом углу, и о местном криминале, и, вообще, обо всех проблемах, в том числе и о своих собственных. 
    Так, в последний день, Сальвадор повернулся ко мне еще одним лицом - лицом толерантности, спокойствия и умиротворения. 
www.optimism.wol.bz, www.optimism-alpha.ucoz.ru                    
                 
                
Оценка отзыва: 5 - захватывающе