Пожалуй, в любом городе имеется центральная улица, выступающая своего рода его визитной карточкой. Калужане считают таковой улицу Кирова, расположенную в исторической части города между двумя площадями Мира и Победы.
Не обращая внимания на молящие о пощаде ножки, после ужина в первый экскурсионный день мы частично удовлетворили любопытство, попытавшись сложить пазл из основных штрихов окутанной светом вечерних огней улицы, но предметное знакомство с ней состоялось во второй день.
Если начинать движение от площади Мира в сторону площади Победы, то в этой части улицы Кирова превалируют новомодные архитектурные конструкции. К примеру, здание окружного арбитражного суда, голубеющее ярче небес.
Под бочком Арбитражного суда скромно пристроился Дом музыки с квартетом снеговиков, выплясывающих огоньками в темноте, а симпатичные новогодние инсталляции разбросали неподалёку от популярной фастфудной точки. Вечером на ярких по-новогоднему стилизованных пятачках хорошо устраивать фотосессии.
Современные технологические тенденции поддерживает и торгово-развлекательный центр «XXI век». Внутри он довольно элегантен, и удержаться на трех сверкающих этажах молла от шоппинга практически не реально.
Туристически-значимые объекты встречаются на пути довольно скоро, стоит лишь пересечь перекресток с улицей Рылеева.
Трогающий за душу «Памятник медсёстрам» в одноименном сквере увековечивает память женщин-медработников, самоотверженно служивших Родине в годы Великой Отечественной войны. Скульптору позировала калужанка Е. Фадеева-Урсова, военный врач, участник ВОВ. Имеющий длинное официальное название, памятник «Военным медицинским работникам-женщинам за их героический труд и ратные подвиги в войне 1941-1945 гг. в Калуге» удостоен диплома II степени «за лаконичное решение и интересное раскрытие темы», а также серебряной медали ВДНХ СССР.
Сквер Медсестёр примыкает к довольно вытянутой вдоль проезжей части церкви Жен Мироносиц, чья колокольня во время войны использовалась в качестве водонапорной башни. Для этого внутри расположили металлический бак вместимостью около 500 тонн воды. Если общий фасад храма выглядит вполне прилично, многострадальная колокольня обветшала и нуждается в реконструкции.
Внутреннее убранство церкви подготовлено к Рождеству. Сюда заглянули полюбопытствовать на особые святыни, среди которых Мощи Святого Апостола Андрея Первозванного, святого благоверного князя Петра и княгини Февронии.
Монохромно-песочный новодел, возникающий на пути при выходе из храма, избрала пристанищем муза зодчества и архитектуры Глиптия, олицетворяющая плод чьей-то бурной фантазии. Предприимчивая дамочка прибрала к рукам главные достопримечательности Калуги: Музей космонавтики, Гостиные ряды и Троицкий кафедральный собор.
Казалось, Театральная площадь, примыкающая к улице Кирова, не спит ни утром, ни в ночи. В голове ещё звучали отголоски новогодних мелодий, раздававшихся с праздничной сцены накануне, а поутру над площадью разливались соловьем зазывалы от торговли.
Отсыпающиеся туристы ещё не успели заполнить компактное пространство театральной округи, что позволило рассмотреть вытесанные на фасадах расположенных у Драматического театра жилых домов барельефы в память об оккупации и расстрелах на площади, происходящих во время Великой Отечественной Войны, и миниатюрную бронзовую девушку, с надеждой вопрошающую с театральных ступеней: «Лишнего билета не найдется?».
Калужская театралка – первая и единственная в стране скульптура, посвященная театральному зрителю. Согласно легенде страстная поклонница театрального искусства проживала в Калуге и нередко выстаивала возле входа в театр с подобной табличкой. Но по факту прототипом скульптуры стали ученицы её автора, члена Союза художников России Светланы Фарниевой, по очереди позировавшие во время творческого процесса. Примечательно, что памятник отлит на добровольные пожертвования жителей города.
Если доверять городским приметам, можно опустить в сумочку девушки монету, «на счастье». Или, чтобы счастье и финансы привалили наверняка, прикоснуться для закрепления результата к «Денежному мешку», подаренному городу филиалом «Фор-банка». Стоит лишь пересечь улицу Кирова и слегка углубиться в пешеходную часть местного «Арбата» – улицы Театральной.
Здесь мы гуляли прошлым вечером, но под покровом сумерек среди ликующей толпы не заметили ни «Денежный мешок», ни «Нулевой километр», ни занятные часы на фасаде универмага «Калуга».
Туристов не смущает, что «Нулевой километр» не настоящий. Скорее это очередная локация для фотопауз, чем историческая точка отсчета. Реальный нулевой километр калужских дорог находится на проезжей части в районе площади Старый Торг. Но кто обратит на него внимание, если к нему и не подойдешь. Когда в ходе реставрации Театральной улицы обнаружили фрагмент мостовой XIX века, перенесли так называемый «Нулевой километр» сюда, украсив историческими булыжниками прилегающую площадку.
«Денежные мешки» – это замечательно, но словно сошедшая со страниц классических произведений позапрошлого века элегантная дама в шляпке и с зонтиком, обволакивающая полость фасадных ходиков, привлекательнее будет. В композиции часов, пробивших свой первый полдень 12 июня 2012 года, узнаются очертания Гостиного двора, а девушка с зонтиком имеет реальный прообраз калужанки, запечатленной на одной из старинных фотографий города.
Двигаясь дальше по улице Кирова, вышли к церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, украшенной снаружи копиями с изображений столичного храма Христа Спасителя и киевского Владимирского собора. Нарядный рождественский вертеп оформили у входа.
Центральная часть улицы Кирова представляет разнокалиберный микс отреставрированных купеческих домов XIX века (дом купца П.С. Ракова в стиле модерн), выделяющихся построек в стиле сталинского ампира (дом с башенкой на углу Кирова и Московской), домов, сохранивших следы советского прошлого (чудо советской эпохи – Дом-сграфитто и Дом профсоюзов на ул. Ленина) и немногочисленных памятников калужского конструктивизма, ярким представителем которых служит кинотеатр «Центральный», выстроенный в середине прошлого века как символ культурной революции над купеческим прошлым.
Для получения дополнительной порции позитива рекомендую присмотреться к вывескам, презентующим магазины и точки общепита на всей протяженности улицы Кирова. Лежащая на поверхности простота, подчеркнутая фантазийностью рекламщиков, то и дело вызывала улыбку.
За перекрестком с улицей Ленина в виде аллеи на улицу Кирова вползает пешеходный бульвар, тянущийся параллельно проезжей части до площади Победы. В начале аллеи встречает симпатичный Городовой с собачкой, подаренный городу Калужской пивоваренной компанией.
По обе стороны бульвара к проезжей части подступают невыразительные жилые коробки, разбавленные вкраплением памятника С.М. Кирову (не понятно, какое отношение Киров имел к Калуге, но памятник ему стоит) и единственным сохранившимся в городе зданием XIX века с мезонином, где обустроили Музей ремесла, архитектуры и быта.
Ещё одна работа скульптора Светланы Фарниевой (помните её девушку, караулящую билетики у входа в Драматический театр) в виде присевшего отдохнуть на скамью пожилого человека, установлена в дань памяти ветеранов ВОВ в завершении пешеходного бульвара. У бронзового ветерана есть прототип – прошедший войну офицер Петр Федорович Филиппенков, житель города Кондрово Калужской области. Полученные им награды отображены на бронзовом пиджаке.
Площадь Победы оккупировала группа туристов, высыпавших из автобуса буквально под ноги. Промозглая погода не располагала к длительному простою на месте, но пришлось подождать, пока хаотичная толпа, выстроившись вереницей за экскурсоводом, покинет периметр площади.
Мемориальный ансамбль площади многообразен. Центровой акцент смещен к Вечному огню и семиметровому монументу «Родина-мать», держащей в руках знаковые для города элементы: «ленту» реки Оки и первый искусственный спутник Земли - символ победы советского народа и в освоении космического пространства. Неподалёку памятник Герою Советского Союза, выходцу из калужских крестьян, маршалу Георгию Константиновичу Жукову, выполненный в классическом стиле с нанесением на мундир орденов с его парадного портрета. Завершают ряд несколько монументов узникам фашистских концлагерей.
В дальнейших приоритетах значилась старая часть купеческой Калуги, куда уводила ответвляющаяся вправо улица Степана Разина, но в просвете сквера Защитников Отечества, отходящего от площади Победы влево, столь призывно маячил храм святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Римских, что не устояли от соблазна заглянуть и в него.
Мощные эмоции вызвали установленные в сквере в память об участниках локальных конфликтов памятник погибшим при исполнении интернационального долга воинам-калужанам и монумент «Журавли» с испещренными в виде следов от пуль плитами, появившийся спустя 25 лет после вывода советских войск из Афганистана. Щемящее чувство грусти поднялось изнутри при взгляде на журавлей, органично «взлетающих» в небо на фоне древнего храма.
Считается, что автором барочной церкви в честь Космы и Дамиана, возведенной в 1794 году, мог быть один из учеников петербургского зодчего Растрелли. Суровое время беспощадно к столь грандиозному архитектурному творению, и в наши дни фасад храма и колокольня отчаянно нуждаются в реставрации. Тогда как внутренние реставрационные работы уже начаты. Обновленный сливочно-золотой иконостас стал запоминающейся изюминкой храма.
Прогулка по спальному району вдоль улицы Степана Разина финишировала у сказочного персонажа, вооруженного окулярами и читающего талмуд. Не так давно Ученый Кот проживал под дубом на площадке рядом с памятником «600-летию основания Калуги», но калужане, высказавшие позицию путем активного голосования, выселили котяру из-под дуба, приговорив к квартированию у здания Калужского государственного университета. Местным, безусловно, видней.
Чем дальше уходили от центральных улиц, тем меланхоличнее казалась местность. Уменьшающееся в геометрической прогрессии количество пешеходов, автомобилей и звуков сопровождалось возрастающей степенью удивления от организации пространства. Улицы Тульская, Луначарского и крохотные окрестные проулки шокировали нетипичным соседством развалившейся рухляди деревянных домишек и опрятнейших новостроек, насмехающихся над грустными, никому не нужными заброшками.
Но чем ближе подбирались к активной цивилизации, тем ухоженнее выглядел общий городской ландшафт. Уютный сквер Карпова с памятником легендарному летчику-истребителю на пересекающихся в треугольнике улицах Московской, Дзержинского и Ленина, окруженный приосанившимися домами губернского города, осовременненный в духе космических тенденций сквер Чижевского, что разбили у Городской Думы, новогодние декорации и милый антураж, используемый в маркетинговых целях владельцами частных кафешек и магазинов, прибавляют благоустроенности данному конкретному городскому уголку.
У Калужского государственного университета имени Циолковского расположен памятник Александру Чижевскому, выдающемуся ученому- основоположнику космической биологии, работавшему в Калуге длительное время. К слову, Чижевский и Циолковский поддерживали тесные дружеские отношения, обмениваясь научными идеями.
В доме купца Николая Теренина нынче разместился городской ЗАГС. Немало домов, принадлежавших Терениным, разбросано по всему городу, этот же – «памятник» трагический. Купец построил дом в качестве подарка то ли сыну Михаилу к свадьбе, то ли дочке Любе в приданное. Однако но сын купца вскоре погиб на фронте Первой Мировой, а дочь умерла от болезни. Но кто придумал дикий, мрачно-серый окрас для здания, в стенах которого сейчас должно разливаться счастье и радость, а порхающие купидоны голосить о любви… Более нелогичное решение придумать сложно. Да и в Сквере Новобрачных до неприличия безлико и скучно.
За настоящей стариной, сохранившей стиль и дух калужского купечества рубежа XIX-XX вв, мы отправились на улицу Воскресенскую, что в совокупности с ответвляющимися переулками в точности передает облик Калуги, существовавший более сотни лет назад. Здесь та же обстановка, что окружала Циолковского, ходившего на работу до одного из расположенных рядом училищ, или Гоголя, зачастившего в Калугу в поисках прототипов героев для второго тома «Мёртвых душ», сгинувшего в огне.
Обшарпанные фасады классических особняков с поникшими малоэтажками в облупленной штукатурке словно перешептываются между собой, вспоминая о важных людях и вехах, и о собственной былой привлекательности в том числе.
Но есть и несколько усадеб, удостоившихся чести быть отреставрированными. Отрадно, что дому председателя местного дворянства Яновского, Петриковской богадельне, пребывавшей до 1869 года в статусе купеческого особняка, и усадьбе купца Медынцева повезло в нынешние времена иметь пристойный вид.
Довольно неожиданно среди купеческих особняков возник памятник революционерке-цареубийце Софье Перовской, притулившийся у облезлой стены обветшалой сталинки. Перовская не имела никакого отношения к Калуге, но в конце XX века улица Воскресенская носила имя революционерки и у кого-то возникла идея возвести до кучи памятник.
К прочим достопримечательностям квартала отнесу многострадальную церковь Георгия Победоносца «за лавками», до которой пришлось спуститься практически к окончанию улицы. Внутреннее убранство храма аскетично, при этом внешним его обликом активно занимаются.
Что здесь не следует упускать, так это уникальный сказочный теремок, где обосновался музей-студия «Дом мастеров», обосновавшийся в Григоровом переулке.
Городские бродилки здорово разожгли аппетит. К тому же пора была продвигаться ближе к улице Кирова, а оттуда к отелю, ибо предстоял вечерний переезд до Москвы.
Внезапно поваливший крупными хлопьями снег заставил поторопиться с поисками подходящего заведения. Пообедать зашли в подвернувшийся по пути ресторан на Театральной улице под названием «Кухня».
Обстановка в «Кухне» приятная и готовят здесь вкусно, но без ложки «дегтя» напоследок не обошлось. Не имею привычки проверять чеки, но обстоятельства всё чаще вопят, что бдительность нельзя терять ни на минуту. После оплаты случайно зацепилась взглядом за указанную в чеке стоимость супа-пюре, превышающую прайс. Конечно же, деньги вернули, извинения принесли, но осадочек, как говорится, остался.
Завершающим штрихом пребывания в столице Нового года-2021 стали массовые мероприятия, развернувшиеся на улице Театральной. Программа праздничных развлечений предусматривала ежедневные активити на протяжении всех новогодних каникул, и мы не упустили возможность снова окунуться в гущу событий под эгидой творческого проекта «Путешествие в Новый год». В этот день артисты ТЮЗа устроили мини-представление для детей в «сказочном лесу» у театра, новогодняя ярмарка с заметенными снегом шатрами выглядела ещё заманчивее, на на площадке у Театра кукол набирали обороты массовые гуляния.
Редко проявляя эмоциональность на публике, здесь не удержалась и пустилась в пляс под новогодние зажигательные мотивы, прощаясь с Калугой в приподнятом настроении и с радостью в душе.
Проживая в провинции, давно не удивляюсь разбитым дорогам, ветшающим домам, неубранным от снега улицам и прочим провинциальным «прелестям», не понятным жителям крупных, преуспевающих городов. Такие же провинциальные города, как родной Смоленск, воспринимаю адекватно и с долей здорового здравомыслия. Не скажу, что увидела в Калуге что-то уникальное, но здесь достаточно уютно и ничего не смущает. Так или иначе, Калуге удалось сохранить обаяние старинного губернского города и это заметно.
Если спросите, чем особенно запомнилась Калуга, не задумываясь отвечу – разномастностью. Город удивляет своей хаотичностью, он многолик.
Улицы непредсказуемой длины пересекаются под разными углами, сливаясь в хитрые развилки, а лицо Старой Калуги до сих пор определяют купеческий ампир и классицизм. Но самое потрясающее заключается в том, что современный претенциозный новострой и почти аутентичный русский город начала XIX века могут быть отделены друг от друга буквально одним поворотом. Не улицы, а головы. Вот так идёшь по губернскому городу с роскошными особняками, а в двух шагах виднеется квартал пятиэтажек, как на глухой окраине. Или кусок абсолютной деревни, будто поглощённой когда-то городом. И в этом есть незабываемая прелесть и очарование Калуги:)
Немного полезностей:
От вокзала (на вокзал) «Калуга-1» добирались на такси. В последнее время выручает приложение «Яндекс-GO». В Калуге работает чётко.
Расположение платформ/путей любезно подсказали (и даже проводили) сотрудники линейного отдела полиции на станции Калуга.
Билеты на электричку «Калуга-Москва» бронировали заранее за 5 дней. На более позднее время перебронировали в первый день пребывания в городе, свободных мест было достаточно. Время в пути до Москвы около 3-х часов.
Музеи города советую безоговорочно. Стоимость билетов чисто символическая и доступная. Сайты музеев, где побывали, вполне информативны.
Калуга – комфортный город для туризма. За полных два дня реально охватить основные достопримечательности города пешком, не пользуясь услугами общественного транспорта. Окрестности пока остались за кадром, но что-то нужно было оставить на десерт. Для следующего раза:)
Игорь, спасибо за внимание!
Марин, замечательный путеводитель получился! Беру на заметку. В Калугу пока не планируем, а вот в твои края намылились. Надеюсь, что всё задуманное получится и срастётся:) В планах сам Смоленск, а потом к Римме, в Вязьму. Спасибо, что поделилась поездкой, интересно было почитать и фотогалерея замечательная. Чуть ли не каждую фотку хочется прокомментировать
Дарсия, спасибо! Замечательные у тебя планы. Сигнализируй ближе к датам поездки, может быть получится встретиться
Замечательно! Спасибо за зимнюю Калугу!
Андрей, Оля, спасибо! Всегда рада поделиться